|
|||
Первая монументальная скульптура в России. Её автор и замысел.
Скульптурой называют вид искусства, представляющий собой трёхмерную форму (ширина, высота, глубина). Для создания такой формы используются различные материалы: от глины до мрамора. А также такие техники, как: литьё, высекание, ваяние. По формовым признакам скульптура подразделяется на два основных вида: круглая форма и рельеф. Первая предполагает активное заполнение пространства своей формой, и зритель видит предстоящий перед ним скульптурный образ в полном объёме, а рельефное изображение – это демонстрация одной, внешней стороны. Монументальная скульптура имеет свои подвиды: собственно монументальная и монументально-декоративная. К первому подвиду относятся памятники, различного типа монументы, скульптура для садов, парков, фонтанов, городского пространства, в общем. Её цель – заполнение определённого архитектурного и природного пространства. В качестве зрителей здесь предполагаются все, кто может её увидеть. Таким образом, монументальная скульптура носит массовый характер. Монументально-декоративная скульптура являет собой изваяния, находящиеся в пределах какого-либо архитектурного сооружения. Из этого следует, что данный вид скульптуры не должен нарушать художественной концепции архитектурного сооружения, частью которого являются пластичные объекты. Изваяния здесь направлены на решение образной и идейной задачи общего архитектурного замысла. Благодаря вплетению в архитектурное пространство скульптурных элементов, архитектура того или иного комплекса приобретает особое звучание. Существует также станковая скульптура, размеры которой варьируются в соответствии с замыслом художника. Станковая скульптура выставляется в музеях, встречается в жилых интерьерах. В отличие от станковой скульптуры, она никак не связана с пространством или архитектурным окружением и предназначена для удовлетворения эстетических потребностей посетителей музеев и галерей. Итак, отличительными особенностями монументальной скульптуры являются: внушительный размер, массовый, а не элитарный характер. Такие изваяния обычно рассматриваются издалека, а потому на них отсутствуют мелкие детали. Доминирующим в монументальной скульптуре является не авторская идея, а приуроченность к событию, герою или эпохе. Широко встречаемые виды: стела, обелиск, монумент, мемориал, памятник. Таким образом, монументальная скульптура – это часть облика города, зародившаяся в глубокой древности. Этот вид искусства выявил безграничный потенциал и высочайшее качество исполнения. Первая монументальная скульптура в России. Её автор и замысел. Собственно, история монументальной скульптуры и начиналась с памятника. Это всем известный «Медный всадник», являющийся визитной карточкой Санкт-Петербурга. Автор памятника – Этьен-Морис Фальконе (1716 – 1791) – французский скульптор, воплотивший свою мечту о создании грандиозного памятника в России. Материал, из которого отлит «Всадник» – бронза, однако благодаря поэме А. С. Пушкина (1799 – 1837), изваяние начали называть именно «Медным всадником». Герой памятника – император Пётр I (1672 – 1725). Монументальная скульптура XVIII века объединила в себе несколько господствующих направлений: барокко, рококо, классицизм. Выдающимися представителями этого вида искусства являются: Э. М. Фальконе, Б. К. Растрелли (эти имена указывают на первоначальное доминирование иностранных мастеров) и далее – И. П. Мартос, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, Ф. Г. Гордеев, Ф. Ф. Щедрин. Так в скульптурный процесс вливается мощное русское начало
|
|||
|