Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Статистика. Лучшие книги. Деловой туризм как перспективное направление развития туризма региона - Реферат (Яшина А.Н.). Формирование механизма реализации транспортной политики в условиях кризиса - Реферат (Архипов А.М.). Судова експертологія - Навчальний



 

Название: Общая гигиена и экология человека - Учебное пособие (Гребняк Н. П) Тема: Медицина Просмотров: 685

 

  Тема: «методика расследования случаев профессиональных заболеваний и отравлений» Актуальность темы. В условиях современного производства на человека оказывает воздействие комплекс факторов производственной среды и трудового процесса. Воздействие это при определенных условиях (если имеет место превышение предельно допустимого уровня (ПДУ) или предельно допустимой концентрации (ПДК), несоответствие гигиеническим нормативам величин параметров микроклимата или других факторов) может приводить к формированию патологических изменений в организме. Длительное действие одного или нескольких факторов может быть причиной профессионального заболевания. Профессиональное заболевание – это заболевание, вызванное воздействием вредного фактора в условиях производства и подтвержденное в установленном порядке. Профессиональное отравление является частным случаем профессионального заболевания. Врачи, которые оказывают медицинскую помощь работающим на промышленных предприятиях, должны владеть всеми методами выявления заболеваний, развивающихся при работе во вредных условиях. В том числе и тех методов, которые основаны на оценке факторов внешней среды. Знание этиологии отмеченных заболеваний обеспечивает врачу осуществление целенаправленного выявления жалоб, выбора лабораторных и функциональных методов исследования, интерпретации их результатов. При этом необходимо грамотно разрабатывать рекомендации по профилактике патологии и предупреждению ее дальнейшего развития. Исходя из этого можно определить цель занятия.   Цель общая: уметь прогнозировать развитие патологии при воздействии вредных условий труда и разрабатывать мероприятия по ее профилактике.  
Конкретные цели: Цели исходного уровня знаний-умений:
Определять профессиональный характер заболевания. Оценивать роль факторов внешней среды в возникновении и развитии профессиональных заболеваний. Разрабатывать систему мер профилактики заболеваний. Оценивать физико-химические характеристики факторов внешней среды. (кафедры химии, физики). Оценивать физиологические реакции морфо-функциональных систем организма (кафедры физиологии, патологической физиологии).

 

Для проверки уровня усвоения исходных знаний-умений, решите следующие задания для самоподготовки и самоконтроля.

Задание 1.

При гигиенической оценке условий труда машиниста загрузочной машины мартеновского цеха установлено, что температура воздуха в кабине составляет 39о С, относительная влажность воздуха 45 \%, температура стен кабины 39о С.

1. С воздействием каких факторов может быть связана тепловая патология у машиниста?

Температура воздуха.

Относительная влажность воздуха.

Скорость движения воздуха.

Инфракрасное излучение.

2. Какие физиологические изменения в организме машиниста будут развиваться при действии нагревающего микроклимата?

Сужение периферических сосудов.

Расширение периферических сосудов.

Повышение секреторной активности.

Угнетение секреторной активности.

Нарушение водно-солевого обмена.

3. Какие реакции системы терморегуляции будут иметь место в данных условиях?

Усиление теплопродукции.

Снижение теплопродукции.

Усиление теплоотдачи.

Снижение теплоотдачи.

Усиление теплопродукции и теплоотдачи.

Задание 2.

При гигиенической оценке условий труда в горной выработке установлено, что температура воздуха составляет 8 оС, относительная влажность - 30 \%.

1. Какие реакции системы терморегуляции будут иметь место у машиниста ПДМ, работающего в открытой кабине?

Усиление теплопродукции.

Снижение теплопродукции.

Усиление теплоотдачи.

Снижение теплоотдачи.

Усиление теплопродукции и теплоотдачи.

2. Какие физиологические изменения будут развиваться при действии охлаждающего микроклимата?

Сужение периферических сосудов.

Расширение периферических сосудов.

Спазм периферических сосудов.

Снижение тонуса скелетных мышц.

Повышение тонуса скелетных мышц.

Задание 3.

Рабочие токарного цеха жалуются на плохой сон, головные боли, раздражительность. Отмечают, что указанные симптомы особенно выражены в периоды наиболее интенсивной работы производственного оборудования.

1. Какие приборы необходимо использовать для оценки шума?

Шумомер.

Люксметр.

Гальванометр.

Фонендоскоп.

Стетоскоп.

2. Какие физические параметры шума имеют значение при оценке данного фактора?

Частота.

Длительность.

Мощность.

Сила.

Скорость.

Задание 4.

Водитель автобуса жалуется на боли в области кистей рук, позвоночника, коленных суставов. Появление болей связывает с работой на маршруте, пролегающем через незаасфальтированые проселочные дороги, а также дороги, вымощенные булыжником. По мнению врача эти симптомы связаны с воздействием производственной вибрации.

1. Какие приборы необходимо использовать для оценки вибрации?

Измеритель вибрации.

Измеритель шума и вибрации.

Гальванометр.

Люксметр.

Спирометр.

2. Какие физические параметры вибрации имеют значение при оценке данного фактора?

Частота.

Длительность.

Мощность.

Виброускорение.

Виброскорость.

Задание 5.

Рабочая цеха анилиновых красителей предъявляет жалобы на головные боли, головокружение, потерю аппетита, жжение в носу, кожный зуд, слезотечение.

1. Какие физико-химические свойства необходимо учитывать при оценке биологического действия органических растворителей?

Агрегатное состояние.

Молекулярная масса.

Сорбционные свойства.

Водорастворимость.

Липидорастворимость.

2. Какие виды действия промышленных ядов имеют место в данном случае?

Канцерогенное.

Раздражающее.

Общетоксическое.

Аллергическое.

Радиоактивное.

Задание 6.

В клинику доставлен рабочий с диагнозом острое отравление свинцом. При обследовании условий труда установлено повышенное содержание в воздухе производственного помещения свинца (в виде пыли).

1. Какие физико-химические свойства данного вида пыли необходимо учитывать при оценке ее биологического действия?

Дисперсность.

Форма частиц.

Растворимость.

Способ образования.

Електрозаряженность.

2. Какой вид действия пыли имеет место в данном случае?

Канцерогенное.

Раздражающее.

Общетоксическое.

Аллергическое.

Радиоактивное.

Задание 7.

К врачу терапевту обратился грузчик железнодорожной станции с жалобами на общую слабость, тошноту, головокружение. Данное состояние сформировалось под действием интенсивной физической работы, выполняемой на протяжении всего сменного времени.

1. Перенапряжение какой системы послужило причиной данного состояния?

Сердечно-сосудистой системы.

Центральной нервной системы.

Системы пищеварения.

Эндокринной системы.

Системы дыхания.

Эталоны ответов заданий контроля исходного уровня:

Задание 1. 1: 1, 4; 2: 2, 4, 5; 3: 2, 3.

Задание 2. 1: 1, 4; 2: 1, 2, 5.

Задание 3. 1: 1; 2: 1, 4.

Остальные задания решите самостоятельно.

. ТЕСТЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГИГИЕНА ТРУДА И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ»

Тема: 1 Основные положения гигиены труда и производственной санитарии.

1. 1. В разделе «Общие требования охраны труда» инструкции по охране труда для работника организации отражаются:
а) указания по безопасному содержанию рабочего места;
б) перечень спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными правилами и нормами;
в) перечень возможных аварийных ситуаций и причины их вызывающие.

1. 2. Когда работодатель обязан отстранить от работы работника?
а) работник не прошел обучение и проверку знаний по охране труда;
б) нарушение работником требований охраны труда, если нарушение создавало угрозу наступления тяжелых последствий;
в) однократное грубое нарушение трудовых обязанностей;
г) во всех случаях.

1. 3. Кто и в какие сроки проводит первичный инструктаж на рабочем месте?
а) непосредственный руководитель работ, прошедший в установленном порядке обучение и проверку знаний по охране труда, проводит инструктаж работникам до начала их самостоятельной работы;
б) специалист по охране труда проводит инструктаж до начала самостоятельной деятельности работника;
в) Лицо, назначенное распоряжение работодателя, проводит инструктаж в течение месяца после приема работника в организацию.

1. 4. Нужно ли знакомить работника с приказом о приеме на работу?
а) нужно
б) не нужно
в) на усмотрение администрации
г) по требованию работника.

1. 5. Что такое гигиенические критерии, где и для чего они используются?
а) Показатели, позволяющие оценить степень отклонений параметров производственной среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов.
б) ориентировочные показатели оценки состояния условий труда.
в) заранее обусловленные нормативные величины.

1. 6. Что такое вредный производственный фактор?
а) Фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника при определенных условиях (интенсивность, длительность и т. д. ) может вызвать профессиональное заболевание или привести к нарушению здоровья потомства.
б) Факторы производственной среды, затрудняющие выполнение возложенных функций.
в) Внешнее воздействие, не позволяющее выполнять установленное задание.

1. 7. Каким образом связаны между собой безопасность труда и профессиональный отбор персонала?
а) это два составляющих элемента одной и той же проблемной ситуации. Если их не учитывать, то вероятность аварии, инцидента или травмы возрастет.
б) Они между собой никак не связаны.
в) профессиональный отбор персонала позволяет подобрать человека на рабочее место, которое полностью соответствует его личностным качествам.


Тема: 2 Микроклимат производственного помещения.
2. 1. оптимальные для здоровья человека параметры температуры воздуха в жилом помещении, в градусах С:
а) 14-15; б) 16-17; в) 18-25; г) 26-27; д) 28-30.

2. 2. оптимальные для здоровья человека параметры относительной влажности воздуха в жилом помещении, в %:
а) 5-10; б) 15-25; в) 30-60; г) 70 -80; д) 85-90.

2. 3. Учитывается ли при оценке микроклимата производственных помещений период года?
а) Не учитывается. При оценке микроклимата учитывается только климатические условия.
б) Учитывается.
в) Микроклимат производственных помещений не связан с периодом года.

2. 4. Используется ли " защита временем" при регламентации времени работы в условиях нагревающего или охлаждающего микроклимата?
а) Не используется.
б) Используется.
в) Для защиты работника от неблагоприятных воздействий микроклимата достаточно применения необходимых средств индивидуальной защиты.

2. 5. Контроль за параметрами микроклимата проводится по следующим показателям:
а) Температура воздуха, относительная влажность, давление и скорость движения воздуха.
б) Температура воздуха, влажность, температура нагретых поверхностей, скорость движения воздуха, тепловое облучение.
в) Температура воздуха, категория тяжести труда, давление, скорость движения, влажность.

2. 6. При облучении тела человека свыше 100 вт/м2 необходимо:
а) Использовать средства индивидуальной защиты.
б) Запрещать работу.
в) Понизить температуру воздуха, увеличить скорость его движения, обеспечить оптимальные микроклиматические условия.

2. 7. Зависит ли оценка параметров микроклимата от категории работ по уровню энерготрат организма?
а) Зависит.
б) Не зависит.
в) Оценка параметров микроклимата зависит от времени года и от времени воздействия данных показателей на организм работающего.


Тема: 3 Санитарно-химические показатели качества воздушной среды. Производственная пыль. Вентиляция.
3. 1. Вид местной вентиляции: 1___ 2___ 3___ 4___ 5___ 6___
1. Оазис А
2. Аспирационный кожух
3. Воздушная завеса
4. Бортовой отсос
5. Вытяжной шкаф
6. Воздушный душ
Б В Г Д Е


3. 2. Оптимальная скорость движения воздуха (м/c) производственных помещений в теплый период года
1. 0, 2-0, 5;
2. 0, 2-0, 7;
3. 0, 3-0, 5;
4. 0, 3-0, 7;
5. 0, 3-1, 0
3. 3. Вентиляция в зависимости от места действия
1. приточная, вытяжная;
2. основная, аварийная;
3. естественная, искусственная;
4. общеобменная, местная

3. 4. Метод определения запыленности, основанный на расчёте концентрации пыли
1. весовой;
2. счётный;
3. расчетный;
4. экспрессный.


Тема: 4 Производственное освещение.
4. 1. Светильники перераспределения светового потока
1. прямого, отраженного, рассеянного света;
2. газоразрядные;
3. люминесцентные;
4. ртутные
4. 2. Наименьшая освещенность, создаваемая освещением безопасности внутри зданий
1) не менее 0, 2 лк; 2) не менее 1 лк; 3) не менее 2лк; 4) не менее 10 лк
4. 3. Эвакуационное освещение на полу основных проходов и на ступенях лестниц: в помещениях

1) 0, 2 лк; 2) 0, 3 лк; 3) 0, 4 лк; 4) 0, 5 лк

4. 4. Наименьшая освещенность, создаваемая освещением безопасности для территорий предприятий

1) не менее 0, 2 лк; 2) не менее 1 лк; 3) не менее 2лк; 4) не менее 10 лк

4. 5. Коэффициент естественной освещённости
1. е=(Евн/Ен)*100;
2. е=(Ен/Евн)*100;
3. е=(Евн-Ен)*100;
4. е=(Евн+Ен)*100;

4. 6. Естественное освещение нормируется по:
1. по световому коэффициенту и КЕО;
2. по световому коэффициенту;
3. по коэффициенту естественной освещённости;
4. по коэффициенту пульсации

4. 7. Искусственное освещение нормируется
1. от разряда работ, фона, контраста;
2. от разряда работ, типа лампы;
3. от разряда работ, фона, контраста, типа лампы;
4. от разряда работ, коэффициента пульсации

4. 8. Количественные характеристики освещения
1. световой поток, сила света, освещённость;
2. фон, контраст, коэффициент пульсации;
3. показатель освещённости

4. 9. Могут ли отдельные показатели освещения являться вредными факторами производственной среды?
1. Да, если они ниже установленных норм.
2. Да, если они превышают установленные нормы.
3. Нет, показатели освещенности обеспечивают только комфортные условия труда.
4. Да, если они ниже или выше установленных норм.

4. 10. В зависимости от источников света производственное освещение классифицируется на:
1. Естественное и искусственное.
2. Естественное и рабочее.
3. Естественное, искусственное и освещение безопасности.
4. 11. Можно ли организовать рабочее место в помещении, где нет естественного света?
1. Да, если искусственное освещение помещения обеспечивает установленные нормы.
2. Нет, ни при каких условиях.
3. Да, но только такие, организация которых предусмотрена нормативными документами.
4. 12. Можно ли при организации рабочего места использовать только местное освещение?
1. Можно, если освещение других мест в помещении не требуется.
2. Применение только местного освещения на рабочем месте недопустимо.
3. Можно, если объект различения более 5 мм.
4. 13. Влияют ли факторы освещенности на травмобезопасность производства?
1. Влияют только в помещениях, где находится производственное оборудование.
2. Влияют только в помещениях, где находится производственное оборудование, оцененное при аттестации рабочих мест по фактору травмобезопасности как опасное (класс 3).
3. Влияют.
4. 14. Зависят ли нормы освещения от характера выполняемых работ?
1. Нет, не зависят.
2. Зависят только при недостаточной контрастности объекта различения с фоном.
3. Зависят от характера выполняемой работы.
4. 15. Обязательна ли государственная поверка приборов, которыми проводятся измерения факторов освещения?
1. Нет, если перед замерами проведена сверка с приборами, прошедшими государственную поверку.
2. Да, обязательна.
3. Нет, если замеры проводит аккредитованная лаборатория.
4. 16. Зависят ли нормы освещения от типов светильников?
1. Нет, при любых типах светильников применяются нормы для данного вида зрительных работ.
2. Да, зависят.
3. Да, зависят, но их можно изменить по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора.

Тема: 5 Производственный шум
5. 1. Суммарный уровень шума от нескольких одинаковых источников

1. L=Li+101gn;
2. L = L +Д1;
3. L=10 1gM+20 1gP/P0;
4. L=(Li+L2+... +Ln)/n

5. 2. Замена шумных технологических процессов на бесшумные

1. уменьшение шума на пути распространения;
2. уменьшение шума в источнике образования;
3. изменение направленности шума;
4. глушение шума
5. 3. Как разделяются шумы по временным характеристикам?
1. На постоянный и непостоянный.
2. На постоянный, импульсный, непостоянный.
3. На колеблющийся во времени, прерывистый, импульсный.
5. 4. В каких единицах измеряется громкость звука?
1. Громкость звука измеряется в Бел (дБ).
2. Громкость звука измеряется в Гц.
3. Громкость звука измеряется в Па.
5. 5. Граница болевых ощущений органов слуха наступает при уровне шума (в дБ):
1. 110 дБ.
2. 120 дБ.
3. 130 дБ.
5. 6. Характеристикой непостоянного шума на рабочих местах является:
1. Поток звуковой энергии, проходящей в единицу времени через единицу площади.
2. Интегральный параметр - эквивалентный (по энергии) уровень звука.
3. Переменная составляющая давления воздуха или газа, возникающая в результате звуковых колебаний.
5. 7. Является ли обозначение зоны, где уровень звука выше 80 дБА средством защиты работающих от шума?
1. Да, если зона с повышенным уровнем звука обозначена знаками безопасности.
2. Нет, не является, так как обозначение зоны не относится к средствам защиты.
3. Да, является. Так как данный знак является предупреждением о повышенном уровне шума.
5. 8. Зависят ли нормируемые параметры и ПДУ шума на рабочих местах от видов трудовой деятельности?
1. ПДУ шума установлены нормативными актами и от вида трудовой деятельности не зависят.
2. Нормируемые параметры и ПДУ шума на рабочих местах зависят эт вида трудовой деятельности.
3. Нормируемые параметры и ПДУ шума зависят только от напряженности трудового процесса.

Тема: 6 Производственная вибрация. Электромагнитные поля. Ионизирующее излучение.
6. 1. Предельно-допустимый уровень вибрации в помещениях
1. 75 дБ; 2. 90 дБ; 3. 102 дБ; 4. 132 дБ

6. 2. Какие меры защиты предусмотрены от неконтактной вибрации?
1. Неконтактная вибрация никак не влияет на здоровье человека.
2. Неконтактная вибрация оказывает вредное воздействие на здоровье человека, вызывая «онемения», судороги, спазмы сосудов сердца.
3. Неконтактная вибрация оказывает неблагоприятное воздействие на организм человека при продолжительном воздействии.
6. 3. По способу передачи человеку контактная вибрация подразделяется на:
1. Транспортную, транспортно-технологическую, технологическую.
2. Общую и локальную.
3. Постоянную и непостоянную.
6. 4. Какие методы оценки производственной вибрации установлены нормативными документами?
1. Частотный анализ, доза вибрации, интегральная оценка.
2. Спектральный анализ, частотный анализ, доза вибрации.
3. Нормативными документами предусмотрен только частотный анализ.
6. 5. Какие мероприятия необходимы для защиты от вибрации?
1. Рациональная организация труда в течение смены.
2. Организационные, технические и медико-профилактические мероприятия.
3. Ограничение времени воздействия вибрации.
6. 6. Допускается ли изменения нормируемого параметра локальной вибрации в зависимости от времени воздействия?
1. Если время воздействия локальной вибрации менее восьми часов, то допускается превышение допустимого значения нормируемого параметра.
2. Все допустимые значения нормируемых параметров рассчитаны на рабочую смену не менее 8 часов.
3. Изменение нормируемых параметров не допускается.

Тема 7: Потенциальная биологическая опасность продуктов термодеструкции полимерсодержащих конструкционных и отделочных материалов.
7. 1 Основными источниками таких высокотоксичных углеводородов как бензол, этилбензол, ксилол, толуол в жилых помещениях служат:
1. выдыхаемый из легких человека и домашних животных воздух; 2. испарения из пищевых отходов; 3. лаки; 4. краски; 5. некоторые виды линолеумов.

7. 2. процессы термодеструкции протекают с выделением:
1. тепла
2. химических соединений
3. тепла и химических соединений

7. 3. опасность полимеров для человека и окружающей среды заключается
1. в отравлении вредными химическими веществами
2. в отсутствии технологий переработки
3. а, в

7. 4. Полимерсодержащие строительные материалы это:
1. строительные материалы, полученные с использованием в качестве связующего синтетических высокомолекулярных соединений;
2. строительные материалы, полученные с использованием в качестве связующего фенольных соединений;


Тема: 8 Средства индивидуальной защиты человека от вредных факторов окружающей среды.
8. 1. Маркировка стекол защитных очков при дуговой электросварке

1. ТС-1; 2. ТС-2; 3. ТС-3; 4. ТС-4
8. 2. Критические органы восприятия УФИ
1. кожа, кости;
2. глаза, руки;
3. кожа, глаза

8. 3. Всегда ли следует работнику использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ), выданные ему в соответствии с инструкцией по охране труда для выполнения работ?
1. работник обязан выполнять требования охраны труда, установленные инструкциями по охране труда и правильно применять СИЗ.
2. работник вправе отказаться от применения СИЗ, которые снижают производительность труда.
3. работник имеет право отказаться от применения СИЗ, о чем он должен в письменной форме сообщить руководителю работ.
8. 4. Какие средства защиты органов дыхания применяются в условиях наличия в воздухе вредных веществ неизвестного состава и неизвестных концентраций?
1. Противогазы с поглощающими и фильтрующими коробками, обеспечивающие защиту при концентрации вредных веществ на уровне 50-200 ПДК.
2. Изолирующие противогазы со шланговой или автономной подачей смеси (воздуха), обеспечивающие защиту при концентрации вредных веществ выше 2000 ПДК.
3. Фильтрующие полумаски.
8. 5. Какие СИЗ необходимо применять станочникам при работе на металлорежущих станках?
1. Средства защиты головы (косынки, береты и т. д. ).
2. Средства защиты ног и глаз.
3. Средства защиты ног (сапоги, полусапожки).
8. 6. Из какого материала изготовляются наиболее легкие и прочные каски для защиты головы?
1. Из текстолита.
2. Из полиэтилена.
3. Из поликарбоната.
8. 7. Какие СИЗ применяются работниками, обслуживающими электроустановки?
1. Средства защиты ног.
2. Средства защиты рук и ног.
3. Средства защиты глаз.
8. 8. Какие средства защиты лица и глаз от излучений применяются при газосварке?
1. Щитки защитные лицевые.
2. Щитки защитные лицевые или очки открытые с естественной вентиляцией.
3. Щитки защитные лицевые, либо очки открытые с естественной вентиляцией или закрытые с принудительной вентиляцией.
8. 9. Какие средства защиты органов дыхания применяются в условиях наличия в воздухе вредных веществ неизвестного состава и неизвестных концентраций?
1. Противогазы с поглощающими и фильтрующими коробками, обеспечивающие защиту при концентрации вредных веществ на уровне 50-200 ПДК.
2. Изолирующие противогазы со шланговой или автономной подачей смеси (воздуха), обеспечивающие защиту при концентрации вредных веществ выше 2000 ПДК.
3. Фильтрующие полумаски.
8. 10. Какие СИЗ необходимо применять станочникам при работе на металлорежущих станках?
1. Средства защиты головы (косынки, береты и т. д. ).
2. Средства защиты ног и глаз.
3. Средства защиты ног (сапоги, полусапожки).
8. 11. Из какого материала изготовляются наиболее легкие и прочные каски для защиты головы?
1. Из текстолита.
2. Из полиэтилена.
3. Из поликарбоната.
8. 12. Какие СИЗ применяются работниками, обслуживающими электроустановки?
1. Средства защиты ног.
2. Средства защиты рук и ног.
3. Средства защиты глаз.
8. 13. Какие средства защиты лица и глаз от излучений применяются при газосварке?
1. Щитки защитные лицевые.
2. Щитки защитные лицевые или очки открытые с естественной вентиляцией.
3. Щитки защитные лицевые, либо очки открытые с естественной вентиляцией или закрытые с принудительной вентиляцией.

Тема: 9 Основы токсикологии и токсикометрии
9. 1 Вдыхание пыли, содержащей Si02, приводит к заболеванию

1. силикоз;
2. сидероз;
3. алюминиекоз;
4. пневмокониоз

9. 2 Пыль вызывает кожные заболевания
1. аллергию, астму;
2. коньюктивит;
3. дерматит;
4. ринит
9. 3. Учитывают ли ПДУ и ПДК воздействие вредных и опасных производственных факторов на отдаленные сроки жизни и здоровья последующих поколений.
1. Да, учитывают.
2. Нет, не учитывают.
3. Учитывают нормативность указанных факторов воздействия на отдаленные сроки жизни только пострадавших работников, а не их последующих поколений.
9. 4. По уровню превышения гигиенических нормативов и выраженности наблюдающихся изменений в организме вредные условия труда (3-й класс) подразделяются на несколько степеней. При какой из них могут возникнуть тяжелые формы профессионального заболевания?
1. При первой степени вредности.
2. При третьей степени.
3. При четвертой степени.
Тема: 10 Аттестация рабочих мест на производстве
10. 1 Что проводится ранее: сертификация работ по охране труда в организациях или аттестация рабочих мест?
1. Аттестация рабочих мест.
2. Сертификация работ по охране труда в организациях.
3. Проводятся одновременно.
4. Вопрос очередности их проведения решает руководство организации.
10. 2. Как оформляются результаты аттестации рабочих мест?
1. Составлением сводной ведомости результатов аттестации;
2. Составлением сводной ведомости результатов аттестации по организации в целом с приложением карт аттестации по каждому рабочему месту, подписанных работниками;
3. То же, что в п. " б", протокол и план мероприятий по оздоровлению и улучшению условий труда.
10. 3. Рабочее место при аттестации отнесено к третьему классу. Может ли оно считаться аттестованным?
1. Может.
2. Может, но только условно.
3. Не может.
10. 4. При аттестации, наряду с другими факторами, определяющими условия труда, оценивается травмобезопасность рабочего места. Что является объектами ее оценки?
1. Травмобезопасность оборудования и оснастки.
2. Травмобезопасность оборудования.
3. Производственное оборудование, приспособления и инструменты, обеспеченность средствами обучения и инструктажа.
10. 5. Какие установлены сроки проведения аттестации рабочих мест?
1. Не реже одного раза в три года.
2. Не реже одного раза в пять лет с момента проведения последних измерений.
3. Ежегодно.
10. 6. Что является объектами сертификации в Системе сертификации работ по охране труда?
1. Деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда, деятельность службы охраны труда, работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, организация и проведение инструктажа работников по охране труда и проверка их знаний требованиям охраны труда.
2. Производственное оборудование.
3. Производственная деятельность организации.
10. 7. Как гарантируется объективность замеров уровней вредных и опасных производственных факторов, определяемых при аттестации рабочих мест, при принятии сертификационными органами решения о выдаче сертификата безопасности?
1. Проведением всех замеров только аккредитованными лабораториями.
2. Проведением всех замеров аккредитованными лабораториями, или путем выборочного контроля этих замеров аккредитованными лабораториями.
10. 8. Какой срок действия сертификата безопасности?
1. Пять лет.
2. Срок действия неограничен.
3. Устанавливается с учетом результатов сертификации работ, сроков действия государственных нормативных требований и даты завершения аттестации рабочих мест.


Тема: 11 Расчет тяжести и напряженности производственных процессов.
11. 1 Какие из приведенных показателей характеризуют тяжесть трудового процесса?
1. Перемещение в пространстве, физическая динамическая нагрузка, масса перемещаемого груза вручную, число стереотипных рабочих движений, статическая нагрузка, рабочая поза, наклоны корпуса.
2. Стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, сменность работы, рабочая поза, наклоны корпуса.
3. Рабочая поза, время активных действий, перемещение груза вручную, статическая нагрузка, сменность работы, рабочая поза, наклоны корпуса.
11. 2. Какому классу условий труда соответствует наивысшая степень тяжести и напряженности трудового процесса?
1. Общая наивысшая оценка по напряженности относится к классу 3. 2, а по тяжести трудового процесса к классу 3. 1.
2. Наивысшая оценка напряженности трудового процесса относится к классу 3. 3, по тяжести трудового процесса также к классу 3. 3.
3. Наивысшая оценка по напряженности трудового процесса не может превышать 2 класса условий труда, а по тяжести - наивысшая окончательная оценка - класс 3. 3.
11. 3. Допускается ли выборочный учет показателей при оценке тяжести трудового процесса?
1. При отсутствии на рабочем месте воздействия того или иного показателя его оценка не требуется.
2. Выборочный учет показателей при оценке тяжести трудового процесса не допускается. Учет ведется по всем показателям.
3. Оценка показателей тяжести трудового процесса проводится только по факторам, превышающим допустимые значения.
11. 4. К какой категории работ относятся работы, связанные с перемещением мелких, до 1 кг изделий?
1. К категории работ I б.
2. К категории работ II а.
3. К категории работ II б.

Тема: 12 Мероприятия по защите работающих от вредных производственных факторов
12. 1 К основным способам снижения уровня загрязнения воздуха в жилых помещениях относятся:
1. проветривание; 2. сведение к минимуму источников загрязнителей; 3. кондиционирование; 4. озонирование; 5. ионизация.

12. 2. Из применяемых в современных бытовых водоочистительных фильтрах технологий наиболее эффективна:
1. адсорбционная, т. е. предполагающая применение сорбентов (активированного угля, ионообменных смол и т. п. );
2. мембранная, т. е. предполагающая применение трековых мембран с калиброванными отверстиями.
12. 3. К какой группе производственных факторов могут быть отнесены температура и влажность воздуха, масса поднимаемого и перемещаемого груза?
1. Все - к группе физических факторов.
2. Все - к психофизиологическим факторам;
3. Температура и влажность - к физическим факторам, масса поднимаемого и перемещаемого груза характеризует тяжесть физического труда, т. е. относится к психофизиологическим факторам.
12. 4. Рабочее место мастера производственного участка это:
1. рабочий кабинет;
2. все места, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой;
3. место на участке у производственного оборудования.
12. 5. По уровню превышения гигиенических нормативов и выраженности наблюдающихся изменений в организме вредные условия труда (3-й класс) подразделяются на несколько степеней. При какой из них могут возникнуть тяжелые формы профессионального заболевания?
1. При первой степени вредности.
2. При третьей степени.
3. При четвертой степени.
12. 6. Может ли рабочая зона считаться рабочим местом работника?
1. При осуществлении работы в различных пунктах рабочей зоны рабочим местом считается вся рабочая зона.
2. Рабочая зона служит место временного пребывания работника и рабочим местом считаться не может.
3. Понятия " рабочее место" и " рабочая зона" никак не связаны между собой.
12. 7. При оценке рабочего места условия труда отнесены к 4 (опасному) классу. Как следует поступить работодателю с данным рабочим местом?
1. Обеспечить работника дополнительными средствами защиты.
2. Немедленно ликвидировать такое рабочее место или реорганизовать его.
3. Ограничить время нахождения работника на данном рабочем месте.
12. 8. Учитывают ли ПДУ и ПДК воздействие вредных и опасных производственных факторов на отдаленные сроки жизни и здоровья последующих поколений.
1. Да, учитывают.
2. Нет, не учитывают.
3. Учитывают нормативность указанных факторов воздействия на отдаленные сроки жизни только пострадавших работников, а не их последующих поколений.


 

 

Информацию, необходимую для формирования навыков исходного уровня можно найти в следующих учебниках:

Глинка Н. Л. Общая химия. – М.: Химия, 1978. – С. 312-317, 442-445.

Равич-Щербо М. И., Новиков В. В. Физическая и коллоидная химия: Учебник. - М.: Высшая школа, 1975. – С. 133-138, 192-193.

Ремизов А. Н. Физика: Учебник. – М.: Высшая школа, 1982. – С. 64-67, 81-86.

Физиология человека: Учебник. - Под ред. Г. Н. Косицкого. М.: Медицина, 1985. - С. 396-403, 522-532..

Патологическая физиология: Учебник. Под ред. А. Д. Адо и Л. М. Ишимовой. – М.: Медицина, 1980. – С. 54-56, 63-69, 80-86, 375-381.

 

После усвоения необходимых знаний, переходите к изучению литературы по теме:

Основная

Гигиена и экология /Под общей редакцией В. Г. Бардова. –Винница, Нова книга, 2008. – С. 369- 375

Гігіена та єкологія. Підручник. / За редакцією В. Г. Бардова. - Вінниця: Нова Книга, 2006. – С. 373-380

Даценко І. І., Габович Р. Д. Профілактична медицина. Загальна гігієна з основами екології. Навч. посібник. - К.: Здоров'я, 1999. - С. 440-471, 480-519.

Загальна гігієна: Посібник для практичних занять / За загальною ред. Даценко І. І. - Львів: Світ, 2001. - С. 248-273, 294-332.

Лекции по теме.

Граф логической структуры темы (приложение 1).

Методическое пособие кафедры гигиены и экологии.

 

Дополнительная литература:

Наказ МОЗ України від 31 березня 1994 р. №45 «Про затвердження Положення про порядок проведення медичних оглядів робітників окремих категорій». – К. – 1994. – 31с.

Приказ МЗ СССР №555 от 29. 09. 1989 г. “О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств. ". – М., 1989. – 234с.

Габович Р. Д., Познанский С. С., Шахбазян Г. Х. Гигиена: Учебник. - Киев: Вища школа, 1983. - С. 200-207, 211-219, 220-228.

Общая гигиена: Учебник. Под ред. Г. И. Румянцева, М. П. Воронцова. - М.: Медицина, 1990. - С. 196-214.

Минх А. А. Общая гигиена: Учебник. - М.: Медицина, 1984. - С. 261-291, 294-297.

Пивоваров Ю. П., Гоева О. Э., Величко А. А. Руководство к лабораторним занятиям по гигиене. - М.: Медицина, 1983. - С. 140-142, 147-149, 154-157, 159-171.

Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности:

Понятие о профессиональном заболевании. Перечень профессиональных заболеваний, его структура, содержание и порядок применения.

Основные факторы производственной среды и трудового процесса. Специфическое и неспецифическое действие.

Заболевания, связанные с воздействием неблагоприятного микроклимата, их профилактика.

Заболевания, связанные с воздействием производственного шума и вибрации, их профилактика.

Заболевания, связанные с воздействием производственной пыли, их профилактика.

Производственные яды, особенности биологического действия, пути поступления и выведения. Профессиональные отравления и другие заболевания, связанные с воздействием токсических веществ, их профилактика.

Заболевания, связанные с воздействием факторов трудового процесса, их профилактика.

Система мер профилактики профессиональной патологии.

Организация и порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров.

Ориентировочная основа деятельности

После усвоения перечисленных вопросов ознакомьтесь с алгоритмом (приложение 2).

В соответствии с алгоритмом, первая позиция включает изучение ситуационной задачи. На основании знакомства с приводимыми данными осуществляется оценка условий труда (вторая позиция алгоритма). При этом выбирается ведущий вредный фактор, дается его гигиеническая оценка путем сравнения с ПДУ или ПДК (см. приложение 3, а также приложение 3 темы № 2 (стр. 29-30), приложения 6 и 7 темы № 3 (стр. 45-48). После этого пределяются условия, способствующие формированию профессиональной патологии (систематическое нарушение гигиенических требований, правил техники безопасности, аварийная ситуация, отсутствие средств индивидуальной защиты и т. д. ).

В третьей позиции указываются возможные заболевания, развивающиеся при работе в данных условиях.

В четвертой позиции намечаются рекомендации по оздоровлению условий труда и профилактике профессиональной патологии.

Для проверки усвоения материала Вам предлагается решить следующие задания

Задания обучающего типа

Задание №1.

К врачу терапевту обратился повар столовой общественного питания с жалобами на головную боль, головокружение, общее недомогание, сухость во рту, тошноту, искажение цветового восприятия предметов. Данные симптомы пострадавший связывает с необходимостью интенсивной работы на кухне в течение 6-ти часов без перерыва, отмечая при этом, что, для утоления жажды он пил воду. Температура воздуха в помещении вблизи плиты составляла +42оС.

Объективно: бледность кожных покровов, акроцианоз, учащенное поверхностное дыхание (до 50 в минуту), пульс 110 уд/мин, АД 80/50 мм рт. ст., температура тела 38, 7 оС.

1. Назовите наиболее вероятное заболевание.

Хронический перегрев.

Солнечный удар.

Тепловой удар.

Гипотоническая болезнь.

Нейроциркуляторная дистония.

2. Обоснуйте профессиональный характер патологии.

Имеются характерные симптомы.

Питьевой режим не соответствует гигиеническим требованиям.

Режим труда не соответствует гигиеническим требованиям.

Режим питания не соответствует гигиеническим требованиям.

Воздействует нагревающий микроклимат.

3. Какое мероприятие будет наиболее эффективно для предупреждения данной патологии?

Кондиционирование воздуха.

Прием напитков, содержащих витамины и минеральные вещества.

Рационализация режимов труда и отдыха.

Рационализация режима питания.

Прием фармакологических препаратов.

 

Задание №2.

В лечебное учреждение обратился слесарь в связи с жалобами на жжение и сильную боль в кистях рук, сменившиеся онемением и снижением чувствительности. Из опроса пострадавшего стало известно, что в течение всей смены он был занят на работах по соединению проводов телефонного кабеля, перчатки при этом не использовал, а температура атмосферного воздуха по данным городской метеослужбы колебалась в этот день от –7 о С до –5 о С.

Назовите наиболее вероятное заболевание.

Вегетативно-сенсорная полиневропатия.

Полиартрит.

Координаторный невроз.

Спазм сосудов.

Отморожение.

Обоснуйте профессиональный характер патологии.

Длительное выполнение тонкокоординированных движений пальцами рук.

Длительное интенсивное охлаждение кистей рук.

Отсутствие средств индивидуальной защиты.

Несоответствие режима труда и отдыха гигиеническим требованиям.

Напряжение связочного аппарата кисти, вследствие выполнения трудовых операций.

Задание №3.

При проведении очередного медицинского осмотра у жестянщика (стаж работы 10 лет) обнаружено снижение остроты слуха.

При обследовании условий труда установлено: уровень звукового давления в октавных полосах высоких частот превышает гигиенические нормативы на 10 - 12 дБ, звуковые сигналы длительностью менее 1 с отличаются по интенсивности более чем на 7 дБА. Средства индивидуальной защиты (беруши) используются регулярно. Стены отштукатурены и выкрашены масляной краской. Стелажи для инструментария и заготовок металлические.

Назовите наиболее вероятное заболевание.

Нейросенсорная тугоухость.

Профессиональная глухота.

Профессиональная тугоухость.

Профессиональное снижение слуха.

Профессиональная потеря слуха.

Обоснуйте профессиональный характер патологии.

Неблагоприятная шумовая обстановка.

Воздействие высокочастотного шума.

Воздействие импульсного шума.

Несоответствие гигиеническим требованиям материалов внутренней отделки помещения.

Несоответствие гигиеническим требованиям мебели.

Задание №4.

При проведении очередного медицинского осмотра у горнорабочего (стаж 10 лет) обнаружено снижение болевой, тактильной и температурной чувствительности.

При обследовании условий труда установлено: в процессе работы используется отбойный молоток, на рукоятке которого зарегистрирована интенсивность вибрации на 8 дБ выше гигиенических нормативов на средних частотах. Из анамнеза известно, что в течение смены шахтер делает несколько перерывов по 10-20 минут, изменяя положение рук и тела. Гигиенический контроль вибрационных характеристик ручного виброинструмента на шахте осуществляется нерегулярно.

Назовите наиболее вероятное заболевание.

Вегетативно-сенсорная полиневропатия.

Полиартрит.

Координаторный невроз.

Спазм сосудов.

Вибрационная болезнь.

Обоснуйте профессиональный характер патологии.

Работа с источником вибрации.

Несоответствие режима труда и отдыха гигиеническим требованиям.

Чрезмерная, несоответствующая требованиям санитарных норм, продолжительность контакта с вибрацией.

Отсутствие регулярного контроля за состоянием источников вибрации.

Стаж работы с виброинструментом, достаточный для развития заболевания.

Задание №5.

В лечебно-профилактическое учреждение, которое оказывает медицинскую помощь работающим на автопредприятии, обратился рабочий, занятый на работах по испытанию двигателей. Жалобы: головная боль, тошнота, слабость. Объективно: бледность кожных покровов, пульс 62 уд/мин., АД 90/60 мм рт. ст. Из опроса пострадавшего стало известно, что в начале рабочей смены вышла из строя система приточнозвытяжной вентиляции в помещении. При анализе состояния воздушной среды установлена концентрация угарного газа равная 28 мг/м3.

Назовите наиболее вероятное заболевание.

Острое отравление угарным газом.

Хроническое отравление угарным газом.

Тепловой удар.

Гипотоническая болезнь.

Нейроциркуляторная дистония.

Обоснуйте профессиональный характер патологии.

Неисправность вентиляции.

Выполнение работ в условиях недостаточной вентиляции.

Наличие в воздухе рабочей зоны продуктов неполного сгорания веществ, содержащих угарный газ.

Наличие данного диагноза в списке профессиональных заболеваний.

Трудящийся заболел, находясь на работе.

Задание №6.

На рабочем месте сварщика обнаружена повышенная концентрация мелкодисперсной пыли. Химический анализ аэрозоля показал наличие металлического и минерального компонентов, содержание свободного SiO2 – от 10 до 12 \%.

Назовите наиболее вероятное заболевание.

Металлокониоз.

Силикатоз.

Смешанная форма пневмокониоза.

Силикоз.

Хронический пылевой бронхит.

Эталоны ответов Задание 1. 1: 3; 2: 5. 3: 1.

Задание 2. 1: 5; 2: 2.

Задание 3. 1: 1; 2: 1, 2, 3.

Остальные задания решите самостоятельно.

 

Краткие методические указания к проведению занятия

Вначале занятия осуществляется проверка и коррекция исходного уровня. Затем каждый студент по ситуационной задаче дает оценку условий труда и определяет наиболее вероятные заболевания, формирующиеся при работе в данных условиях. Решение задачи проводится в соответствии с алгоритмом и инструкцией к занятию. Результаты оформляются протоколом, в котором устанавливается вид патологии и намечаются меры ее предупреждения. В конце занятия проводится тестовый контроль и подведение итогов занятия.

 

Технологическая карта проведения занятия

 

п/п

 

Этапы

 

 

Время, минут.

 

Учебные устройства

Место проведения

Средства обучения Оснащение занятия
1. Проверка уровня подготовки к занятию (устно) Контроль-ные вопросы  

Лаборато-рия кафедры

2. Самостоятельная работа:   учебные таблицы, нормативы Граф логической структуры, таблицы, инструкции, набор ситуацион-ных задач
3. Анализ и коррекция самостоятельной работы учебные таблицы  
4. Тестовый контроль тестовые задания  
5. Обобщение работы и оценивание    

 

Приложение 1

Граф логической структуры темы:

«Гигиенические аспекты выявления наиболее распространенных форм

профессиональной патологии и их профилактика»

 
 

 

 

Приложение 2

АЛГОРИТМ

определения причин и профилактики

профессиональных заболеваний

 

 

Приложение 3

ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны

(по ГОСТ

 

1. 005-88 Общие санитарно-гигиенические требования

к воздуху рабочей зоны. )

 

Наименование вещества ПДК, мг/м3 Класс опасности Агрегатное состояние
Азота оксиды (в пересчете на NO2) пары
Аммиак пары
Ангидрид серный аэрозоль
Ангидрид сернистый (SO2) пары
Анилин 0, 1 пары
Бензол пары
Бериллий 0, 001 аэрозоль
Дихлорэтан пары
Кислота серная пары
Ртуть металлическая 0, 01 пары
Свинец и его неорганические соединения 0, 01 аэрозоль
Сероводород пары
Сероуглерод пары
Спирт метиловый пары
Углерода окись пары
Углерод четыреххлористый пары
Фосфор желтый элементарный 0, 03 пары

 

 

 

 

· Безопасность жизнедеятельности

· БЖД

· Бизнес

· Биология

· География

· Гостиничная индустрия

· Деловодство

· Издательское дело

· Иностранные языки

· Информатика

· История

· Культурология

· Лесное дело

· Литература

· Маркетинг

· Математика

· Медицина

· Менеджмент

· Музика

· Наука

· Образование

· Педагогика

· Политология

· Правоведение

· Промышленность

· Психология

· Религия

· Русский язык

· Сельское хозяйство

· Социология

· Спорт

· Страхование

· Сфера услуг

· Таможенное дело

· Технологии

· Учет и аудит

· Физическая культура

· Филология

· Философия

· Финансы

· Химия

· Экология

· Экономика

· Языкознание

 

Статистика

Книг 803 читать

Лучшие книги

Деловой туризм как перспективное направление развития туризма региона - Реферат (Яшина А. Н. )

Формирование механизма реализации транспортной политики в условиях кризиса - Реферат (Архипов А. М. )

Судова експертологія - Навчальний посібник (Щербаковський М. Г. )

Шляхи розвитку оперативно-розшукової діяльності в сучасних умовах - Збірник (Клочко А. М. )

Політологія - Навчальний посібник (Цимбал П. В. )

Банківське право України - Навчальний посібник (Фомін Г. Ф. )

Фінанси підприємств - Навчальний посібник (Ткаченко С. А. )

Основы алгоритмизации и программирования - Учебное пособие (Струков В. М. )

Лісоматеріали: діагностика порід, особливості сортування, мар­кування, обмірювання й обліку та реалізація сортиментів - Навчальний посібник ( В. Ф. Стороженко)

Експертиза ювелірних виробів під час розслідування злочинів - Посібник (Пономаренко Г. О. )

Сайт является прообразом обычной библиотеки в Онлайне. Скачивать книги нельзя. Все права принадлежат авторам книг!

 

Copyright © 2012, Библиотека студента

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.