|
||||||||||||||||||||||
Теоретический материал для самостоятельного обученияТеоретический материал для самостоятельного обучения Согласно Словарю лингвистических терминов Д. Э. Розенталя, синтаксические синонимы, или синонимические конструкции, — это конструкции, совпадающие по своему значению при различии формального построения, выраженные единицами одинакового синтаксического уровня. Синтаксические синонимы основываются на тождестве содержания и лексического состава, близости основного грамматического значения. В качестве синонимических конструкций можно использовать словосочетания с разными видами связи; односоставные и двусоставные предложения; разные виды сложных предложений; простые и сложные предложения; причастные и деепричастные обороты, заменяющие придаточные предложения; прямую и косвенную речь. Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля Задание 1. Установите соответствия между примерами предложений и характеристикой возможных синтаксических синонимов.
Решение:
Задание 2. Заполните пропуски в комментарии к предложениям с синтаксическими синонимами. 1. Ребята обсудили сценарий концерта на Новый год и решили сделать ставку на чтение стихов с выражением. 2. Обсудив сценарий новогоднего концерта, ребята решили сделать ставку на выразительное чтение стихов. Во втором предложении однородные ___________ заменены на сказуемое и ___________, а словосочетания с ___________ заменены на словосочетания с __________. Элементы для подстановки: подлежащие, деепричастный оборот, управлением, сказуемые, примыканием, глаголы, согласованием, причастный оборот. Решение: сказуемые, деепричастный оборот, управлением, согласованием. Задание 3. Установление соответствий между элементами двух множеств. Соотнесите предложения с прямой речью со средствами, которые бы вы использовали для перевода прямой речи в косвенную. А. Учительница зашла в кабинет и сказала: «Достаньте двойные листочки! » Б. Учительница зашла в кабинет и спросила: «У вас есть двойные листочки? » В. Учительница зашла в кабинет и сообщила: «Сегодня контрольная». 1. Ли. 2. Что. 3. Чтобы. Решение: А – 3. Б – 1. В – 3. Задание 4. Зачем, по вашему мнению, надо знать о синтаксических синонимах? Запишите предложение, заполняя пропуски и расставляя знаки препинания.
Под ____________ синонимами подразумеваются ______ по смыслу синтаксические конструкции, различающиеся либо _________значения, либо ____________окраской, либо _______ в _______стилях речи, либо ________ из этих признаков одновременно. Например:
Дерево держится корнями? человек друзьями. Дерево держится корнями? а человек друзьями. Если дерево держится корнями? то человек друзьями.
|
||||||||||||||||||||||
|