Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Теоретический материал для самостоятельного обучения



Теоретический материал для самостоятельного обучения

Согласно Словарю лингвистических терминов Д. Э. Розенталя, синтаксические синонимы, или синонимические конструкции, — это конструкции, совпадающие по своему значению при различии формального построения, выраженные единицами одинакового синтаксического уровня. Синтаксические синонимы основываются на тождестве содержания и лексического состава, близости основного грамматического значения. В качестве синонимических конструкций можно использовать словосочетания с разными видами связи; односоставные и двусоставные предложения; разные виды сложных предложений; простые и сложные предложения; причастные и деепричастные обороты, заменяющие придаточные предложения; прямую и косвенную речь.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Установите соответствия между примерами предложений и характеристикой возможных синтаксических синонимов.

Пример Характеристика синтаксического синонима
Я не хочу играть в теннис. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени можно заменить простым предложением с деепричастным оборотом.
Петя, за тобой пришли родители! Сложное бессоюзное предложение можно заменить сложноподчиненным.
Я расстроился, когда допустил ошибку в диктанте. Простое двусоставное предложение можно заменить односоставным безличным.
Я перешел в новую школу и поразился: здесь никто не задавал домашних заданий. Простое двусоставное предложение можно заменить односоставным неопределенно-личным.

Решение:

Пример Характеристика синтаксического синонима
Я не хочу играть в теннис. Простое двусоставное предложение можно заменить односоставным безличным.
Петя, за тобой пришли родители! Простое двусоставное предложение можно заменить односоставным неопределенно-личным.
Я расстроился, когда допустил ошибку в диктанте. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени можно заменить простым предложением с деепричастным оборотом.
Я перешел в новую школу и поразился: здесь никто не задавал домашних заданий. Сложное бессоюзное предложение можно заменить сложноподчиненным.

Задание 2. Заполните пропуски в комментарии к предложениям с синтаксическими синонимами.

1. Ребята обсудили сценарий концерта на Новый год и решили сделать ставку на чтение стихов с выражением.

2. Обсудив сценарий новогоднего концерта, ребята решили сделать ставку на выразительное чтение стихов.

Во втором предложении однородные ___________ заменены на сказуемое и ___________, а словосочетания с ___________ заменены на словосочетания с __________.

Элементы для подстановки: подлежащие, деепричастный оборот, управлением, сказуемые, примыканием, глаголы, согласованием, причастный оборот.

Решение:

сказуемые, деепричастный оборот, управлением, согласованием.

Задание 3. Установление соответствий между элементами двух множеств. Соотнесите предложения с прямой речью со средствами, которые бы вы использовали для перевода прямой речи в косвенную.

А. Учительница зашла в кабинет и сказала: «Достаньте двойные листочки! »

Б. Учительница зашла в кабинет и спросила: «У вас есть двойные листочки? »

В. Учительница зашла в кабинет и сообщила: «Сегодня контрольная».

1. Ли.

2. Что.

3. Чтобы.

Решение:

А – 3. Б – 1. В – 3.

Задание 4. Зачем, по вашему мнению, надо знать о синтаксических синонимах? Запишите предложение, заполняя пропуски и расставляя знаки препинания.

 

Под ____________ синонимами подразумеваются ______ по смыслу синтаксические конструкции, различающиеся либо _________значения, либо ____________окраской, либо _______ в _______стилях речи, либо ________ из этих признаков одновременно. Например:

 

Дерево держится корнями? человек друзьями. Дерево держится корнями? а человек друзьями. Если дерево держится корнями? то человек друзьями.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.