|
|||
Тема: Нарушения праксиса и речи 03.04.20 П-18Тема: Нарушения праксиса и речи 03. 04. 20 П-18 Ответы даёте письменно и тезисно 1. Особенности двигательных расстройств при различных мозговых расстройствах. 2. Нейропсихологическая диагностика двигательных нарушений. 3. Особенности динамического, кинестетического, пространственного праксиса. 4. Нейропсихологический подход к коррекции двигательных нарушений. 5. Просмотр видео Апраксия https: //www. youtube. com/watch? v=a9_bE1ATYgk Проба на динамический праксис https: //www. youtube. com/watch? v=rwK2517WrHg Кинестетический фактор движений. Праксис позы пальцев https: //www. youtube. com/watch? v=ZBKXdLL5fq0 1. Продиагностировать себя или другого с помощью указанных ниже методик. Результаты записать в тетрадь 2. Написать методы коррекции двигательных нарушений
Исследование движений и действий При исследовании двигательных функций в нейроисихологическом обследовании мы применяем и оцениваем выполнение следующих тест из Луриевской батареи. § Проба на реципрокную координацию ( с 4 лет ). Обследователь кладет обе кисти на стол, одна из которых сжата в кулак, а у другой распрямлены пальцы. затем, не меняя местоположения рук на столе, обследователь одновременно одну кисть разжимает, а другую сжимает в кулак. После нескольких показов предлагается ребенку выполнять такие же движения вместе. С 4-летним малышом весь тест выполняется сопряженно, а начиная с 5 лет после нескольких сопряженных движений ребенок может выполнять пробу на реципрокную координацию самостоятельно. § Проба на праксис позы пальцев. Ребенку предлагается поиграть в «ловкие пальчики» - последовательно повторять каждую из указанных в протоколе поз пальцев ручки: вытянуть по одному второй, пятый, второй и третий, второй и пятый пальцы; сложить пальцы в кольцо, положить пальцы друг на друга (см. приложения). Поочередно обследуют обе руки, начиная обследование с ведущей. § Проба на оральный праксис ( с 4 лет ). Ребенку предлагается поиграть в «рожицы» - последовательно имитировать каждое из показанных Обследователем движений оральной мускулатуры: надуть щеки, надуть одну щеку, поцокать, упереть язык в щеку. § Пробы на динамический праксис. Предлагают поиграть в «ловкие ручки». Обследующий показывает 3 раза различные последовательности движений кисти: кулак-ребро - упрощенный вариант для детей 3 лет; «кулак-ребро" /" ладонь-кулак" - для детей 4 лети «ладонь-кулак-ребро»/«кулак-ладонь-ребро» - для детей старше 5 лет. Затем просит повторить их другой поочередно, начиная с первой. Обследуются обе руки. Кроме того, дети от 5 лет выполняют графическую пробу на динамический праксис: продолжить рисовать, не отрывая карандаш, узор, составленный из двух сменяющихся элементов (см. ниже)
Литература: 1. Хомская Е. Д. Нейропсихология [Текст]: учебник / Е. Д. Хомская, 2011. - 508 с. 2. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии [Текст]: Учеб. пособие / А. Р. Лурия, 2004. - 384 с 3. Баулина, М. Е. Нейропсихология [Электронный ресурс]: учебник / М. Е. Баулина. — Электрон. дан. — Москва: Владос, 2018. — 391 с. — Режим доступа: https: //e. lanbook. com/book/112120 4. Семенович, А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. В. Семенович. — Электрон. дан. — Москва: , 2017. — 321 с. — Режим доступа: https: //e. lanbook. com/book/114802 5. Нейропсихолог в реабилитации и образовании [Электронный ресурс] / под ред. М. С. Дименштейн. — Электрон. дан. — Москва: Теревинф, 2019. — 401 с. — Режим доступа: https: //e. lanbook. com/book/115419 6. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении [Электронный ресурс]: монография / под ред. Ж. М. Глозман. — Электрон. дан. — Москва: , 2016. — 337 с. — Режим доступа: https: //e. lanbook. com/book/92072.
|
|||
|