Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





традициями и культуро



 

Проект в средней группе «Знакомство детей с русскими народными промыслами, традициями и культурой»

Карпова Ольга
Проект в средней группе «Знакомство детей с русскими народными промыслами, традициями и культурой»

Проект «Знакомство детей с русскими народными промыслами,

традициями и культуро

й»[/b]

Тип проекта: Познавательно-творческий

Продолжительность: 4 недели

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели

Возраст детей: 4-5 лет.

Проблема: В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. И если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полного ознакомления с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Актуальность: Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому надо уделят особое внимание приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Цель проекта: Создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры, сформировать основы патриотического сознания посредством ознакомления с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

Задачи проекта:

- вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа;

- познакомить детей с разными формами устного народного фольклора;

- познакомить детей с особенностями народного быта;

- воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю;

- расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с русской избой и предметами быта, традициями русского народа;

- развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении рассказов, загадок о праздниках, традициях, проведении экскурсии;

- развивать выразительную сторону речи при рассказывании потешек, закличек, песен;

- познакомить детей с разными видами народного творчества;

- развивать художественно — творческие способности детей;

- осуществлять комплексный подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:

- заучивание потешек, прибауток, закличек;

- использование пословиц, загадок, поговорок;

- чтение художественной литературы;

- использование русских народных песен и танцев;

- проведение русских народных игр;

- использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;

- применение игрушек и изделий народных промыслов;

- разыгрывание сценок и эпизодов сказок;

- рассказ о народных обычаях и традициях;

- рассматривание иллюстраций, альбомов о русском быте;

- беседы, вопросы, разъяснения.

Значение проекта:

1. Для детей:

- Познакомить детей с традициями и культурой русского народа;

-Познакомить детей с русской народной игрушкой;

-Продолжать знакомить детей с русским фольклором – русскими народными сказками, русскими народными мелодиями и песнями.

-Развивать творческие способности детей в процессе изобразительной деятельности.

-Воспитывать интерес и любовь к истории русского народа.

-Воспитывать патриотические чувства у детей.

2. Для педагогов:

- углубить и расширить знания о разнообразии и назначении традиционной народной культуры;

-формировать желание у детей и их родителей расширять знания о народных промыслах.

3. Для родителей:

-Консультация на тему « Русские народные традиции »

-Проведение русских народных праздников (Масленица, Пасха)

-Оганизация выставки детского творчества.

Предполагаемый результат:

Для детей:

- знание детей о народных промыслах (дымковская игрушка, филимоновская игрушка, матрешка, освоение техники рисования узоров;

- обогащение и систематизирование знаний о старинных праздниках, традициях, фольклора;

- формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы;

- воспитание нравственного поведения у детей, что поможет сформировать у детей заботливое отношение к народной культуре и традициям русского народа.

Для педагогов:

- личностный профессиональный рост, самореализация педагога;

Для родителей:

- желание принимать участие в совместной деятельности по реализации проекта;

- укрепление взаимоотношений между детьми, родителями и педагогами;

-pаинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Этапы проекта:

I этап - подготовительный

Разработка проекта.

1. Подобрать литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.

2. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, ориентировать их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта

3. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.

4. Составить перспективный план мероприятий.

II этап - основной

Интеграция образовательных областей по проекту:

Социально-коммуникативное развитие:

- сюжетно-ролевые игры;

- ситуации;

- беседы.

«Познавательное развитие»:

- беседы;

- НОД;

«Развитие речи»:

- составление описательных рассказов;

- сочинение сказок, стихов и рассказов;

- речевые упражнения.

«Игровая деятельность»:

- дидактические игры;

- игры-драматизации;

- игровые упражнения;

- развивающие игры.

- «Художественно-эстетическое развитие»:

- рисование;

- аппликация;

- чтение художественной литературы;

- слушание музыкальных произведений.

«Физическая культура »:

- физминутки;

- народные игры;

- подвижные игры.

III этап - заключительный

-Обработка результатов по реализации проекта;

-Выставка рисунков, аппликаций;

-Проведение развлечения (Масленница).

План работы над проектом

Познавательное развитие:

1. Беседы:

- Беседа: « Народные традиции »;

-Тематическая беседа «Дымковские мастера» ( знакомство с дымковской игрушкой, рассматривание иллюстраций с изображением узоров дымковской росписи);

-Беседа «Филимоновские игрушки»;

- Беседа « Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой ».

2. Просмотр презентаций:

-Презентация « Традиции русского быта ». Обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек. »;

-Просмотр видеофильма « Русская игрушка ». Обсуждение разнообразия игрушек у наших предков. »;

-Просмотр презентации « Народные промыслы »: дымковская, городецкая и филимоновская роспись»;

3. НОД. Познание: «Масленница».

Социально-коммуникативное развитие:

1. Сюжетно-ролевые игры:

- Сюжетно-ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;

- Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей»;

2. Беседы:

-Беседа «Чудо-мастера Руси»;

- Беседа-обсуждение жизни наших предков.

Игровая деятельность:

1. Тетрализованные игры:

-театрализованная игра «теремок»;

- настольный театр «Волк и семеро козлят»;

-театрализованная игра «Колобок».

2. Дидактические игры:

-дидактическая игра «Собери матрешку»;

-дидактическая игра «Ты кто? ». Активизировать в речи глаголы и прилагательные. Закрепить знание героев русских народных сказок, их отличительные признаки.

-дидактическая игра «Составь сказку». Учить составлять сказку из серии картинок. Развивать детское творчество.

Речевое развитие:

-Чтение русских потешек, прибауток, закличек, частушек, небылиц;

-Загадки о народных промыслах;

-Рассказывание по картинке «Дымковский конь»;

заучивание стихотворения А. Барто «Лошадка»;

Заучивание небылицы «Богат Ермошка»;

Физическое развитие:

1. Русские народные игры: «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»;

2. Пальчиковая гимнастика: «На ладошки мы подуем», «Сороконожки», «Оладушки».

3. Артикуляционная гимнастика: «Грибок», «Дудочка».

4. Гимнастика для глаз : «Чудеса».

5. Физминутки: «Заводные игрушки», «Матрешки».

Художественно-эстетическое развитие:

1. НОД

-Рисование «Городецкая роспись-основные элементы росписи»,

-Рисование «Роспись дымковской лошадки»,

-Аппликация « Русская матрешка »,

-Рисование «Филимоновская игрушка». Н. Н. Леонова «Художественное творчество», с156

2. Слушание русских народных мелодий и песен («Плясовая», «Весёлая русская », «Во поле берёзка стояла», «Порушка-Пораня», «Барыня», «Как на тоненький ледок», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки»).

3. Чтение художественной литературы:

Стихотворения (А. Барто «Игрушки», Некрасова «Веселые матрешки», И. Чернидская «Матрешки»)

Русские народные сказки «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лисичка сестричка и волк», С. Маршак «О матрешках», «Лиса и заяц»)

+❤ В Мо

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.