|
|||
традициями и культуроСтр 1 из 2Следующая ⇒
Проект в средней группе «Знакомство детей с русскими народными промыслами, традициями и культурой» Карпова Ольга Проект «Знакомство детей с русскими народными промыслами, традициями и культуро й»[/b] Тип проекта: Познавательно-творческий Продолжительность: 4 недели Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели Возраст детей: 4-5 лет. Проблема: В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. И если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полного ознакомления с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Актуальность: Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому надо уделят особое внимание приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Цель проекта: Создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры, сформировать основы патриотического сознания посредством ознакомления с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов. Задачи проекта: - вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа; - познакомить детей с разными формами устного народного фольклора; - познакомить детей с особенностями народного быта; - воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю; - расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с русской избой и предметами быта, традициями русского народа; - развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении рассказов, загадок о праздниках, традициях, проведении экскурсии; - развивать выразительную сторону речи при рассказывании потешек, закличек, песен; - познакомить детей с разными видами народного творчества; - развивать художественно — творческие способности детей; - осуществлять комплексный подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников. Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством: - заучивание потешек, прибауток, закличек; - использование пословиц, загадок, поговорок; - чтение художественной литературы; - использование русских народных песен и танцев; - проведение русских народных игр; - использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности; - применение игрушек и изделий народных промыслов; - разыгрывание сценок и эпизодов сказок; - рассказ о народных обычаях и традициях; - рассматривание иллюстраций, альбомов о русском быте; - беседы, вопросы, разъяснения. Значение проекта: 1. Для детей: - Познакомить детей с традициями и культурой русского народа; -Познакомить детей с русской народной игрушкой; -Продолжать знакомить детей с русским фольклором – русскими народными сказками, русскими народными мелодиями и песнями. -Развивать творческие способности детей в процессе изобразительной деятельности. -Воспитывать интерес и любовь к истории русского народа. -Воспитывать патриотические чувства у детей. 2. Для педагогов: - углубить и расширить знания о разнообразии и назначении традиционной народной культуры; -формировать желание у детей и их родителей расширять знания о народных промыслах. 3. Для родителей: -Консультация на тему « Русские народные традиции » -Проведение русских народных праздников (Масленица, Пасха) -Оганизация выставки детского творчества. Предполагаемый результат: Для детей: - знание детей о народных промыслах (дымковская игрушка, филимоновская игрушка, матрешка, освоение техники рисования узоров; - обогащение и систематизирование знаний о старинных праздниках, традициях, фольклора; - формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы; - воспитание нравственного поведения у детей, что поможет сформировать у детей заботливое отношение к народной культуре и традициям русского народа. Для педагогов: - личностный профессиональный рост, самореализация педагога; Для родителей: - желание принимать участие в совместной деятельности по реализации проекта; - укрепление взаимоотношений между детьми, родителями и педагогами; -pаинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада. Этапы проекта: I этап - подготовительный Разработка проекта. 1. Подобрать литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта. 2. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, ориентировать их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта 3. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей. 4. Составить перспективный план мероприятий. II этап - основной Интеграция образовательных областей по проекту: Социально-коммуникативное развитие: - сюжетно-ролевые игры; - ситуации; - беседы. «Познавательное развитие»: - беседы; - НОД; «Развитие речи»: - составление описательных рассказов; - сочинение сказок, стихов и рассказов; - речевые упражнения. «Игровая деятельность»: - дидактические игры; - игры-драматизации; - игровые упражнения; - развивающие игры. - «Художественно-эстетическое развитие»: - рисование; - аппликация; - чтение художественной литературы; - слушание музыкальных произведений. «Физическая культура »: - физминутки; - народные игры; - подвижные игры. III этап - заключительный -Обработка результатов по реализации проекта; -Выставка рисунков, аппликаций; -Проведение развлечения (Масленница). План работы над проектом Познавательное развитие: 1. Беседы: - Беседа: « Народные традиции »; -Тематическая беседа «Дымковские мастера» ( знакомство с дымковской игрушкой, рассматривание иллюстраций с изображением узоров дымковской росписи); -Беседа «Филимоновские игрушки»; - Беседа « Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой ». 2. Просмотр презентаций: -Презентация « Традиции русского быта ». Обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек. »; -Просмотр видеофильма « Русская игрушка ». Обсуждение разнообразия игрушек у наших предков. »; -Просмотр презентации « Народные промыслы »: дымковская, городецкая и филимоновская роспись»; 3. НОД. Познание: «Масленница». Социально-коммуникативное развитие: 1. Сюжетно-ролевые игры: - Сюжетно-ролевая игра «Угостим матрешек чаем»; - Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей»; 2. Беседы: -Беседа «Чудо-мастера Руси»; - Беседа-обсуждение жизни наших предков. Игровая деятельность: 1. Тетрализованные игры: -театрализованная игра «теремок»; - настольный театр «Волк и семеро козлят»; -театрализованная игра «Колобок». 2. Дидактические игры: -дидактическая игра «Собери матрешку»; -дидактическая игра «Ты кто? ». Активизировать в речи глаголы и прилагательные. Закрепить знание героев русских народных сказок, их отличительные признаки. -дидактическая игра «Составь сказку». Учить составлять сказку из серии картинок. Развивать детское творчество. Речевое развитие: -Чтение русских потешек, прибауток, закличек, частушек, небылиц; -Загадки о народных промыслах; -Рассказывание по картинке «Дымковский конь»; заучивание стихотворения А. Барто «Лошадка»; Заучивание небылицы «Богат Ермошка»; Физическое развитие: 1. Русские народные игры: «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»; 2. Пальчиковая гимнастика: «На ладошки мы подуем», «Сороконожки», «Оладушки». 3. Артикуляционная гимнастика: «Грибок», «Дудочка». 4. Гимнастика для глаз : «Чудеса». 5. Физминутки: «Заводные игрушки», «Матрешки». Художественно-эстетическое развитие: 1. НОД -Рисование «Городецкая роспись-основные элементы росписи», -Рисование «Роспись дымковской лошадки», -Аппликация « Русская матрешка », -Рисование «Филимоновская игрушка». Н. Н. Леонова «Художественное творчество», с156 2. Слушание русских народных мелодий и песен («Плясовая», «Весёлая русская », «Во поле берёзка стояла», «Порушка-Пораня», «Барыня», «Как на тоненький ледок», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки»). 3. Чтение художественной литературы: Стихотворения (А. Барто «Игрушки», Некрасова «Веселые матрешки», И. Чернидская «Матрешки») Русские народные сказки «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лисичка сестричка и волк», С. Маршак «О матрешках», «Лиса и заяц») +❤ В Мо
|
|||
|