|
|||
Практическая работа 3. Тема: «Круговорот веществ в природе.. Составление схем круговоротов.». Используя текст и схемы, составьте схемы круговоротов углерода-кислорода, воды, азота, фосфора и серы.. Круговорот водыСтр 1 из 4Следующая ⇒ Практическая работа 3 Тема: «Круговорот веществ в природе. Составление схем круговоротов. » Цель: закрепить знания о круговороте и взаимосвязи веществ в биосфере; выяснить роль живого вещества на Земле; научиться составлять схемы круговоротов веществ. Оборудование: карточки с текстом и таблицами. Задание: Ознакомьтесь со схемами круговорота биогенных вещества. Используя текст и схемы, составьте схемы круговоротов углерода-кислорода, воды, азота, фосфора и серы. Ответьте на вопросы: 1. Какова роль зелёных растений в круговороте веществ и энергии? 2. В основе круговорота веществ лежат связи между организмами - производителями, потребителями и разрушителями органического вещества. Что это за связи? Почему цепь питания не может состоять только из организмов-производителей и потребителей органического вещества?
Круговорот воды Круговорот воды в природе – сложный процесс, сопровождающийся изменением агрегатного состояния воды, перемещением ее между экосистемами. Каждый год с поверхности планеты испаряется объем воды, составляющий 500× 10 в 3 степени км3. Этот же объем в виде жидких и твердых осадков возвращается на Землю. Такая непрерывная циркуляция обеспечивает существование жизни на планете. Круговорот воды на Земле – природный процесс, представляющий собой беспрерывный водный обмен между атмосферой, литосферой и Мировым океаном. В процессе этого обмена водная масса меняет агрегатное состояние: из жидкой или твердой превращается в газообразную, и обратно. Она в ходе своего перемещения забирает и переносит огромное количество органических соединений и минеральных элементов, необходимых для поддержания жизни на планете. Наибольший объем водной массы сосредоточен в океанах (97, 5%), поэтому большая часть природной жидкости имеет в составе соли. Остальные 2, 5% – пресные источники, из них: ледники и вечные снега – 68, 9%; грунтовые воды (включая влагу в почвах болотистых местностей и зон вечной мерзлоты) – 30, 8%; реки и озера – 0, 3%. Процесс сложный, состоит из нескольких этапов. Движущий фактор – солнечное излучение. В теплый сезон нагретая Солнцем вода принимает газообразное состояние – становится паром. Из испаряющейся водной массы отфильтровываются соли. То есть накапливающийся в атмосфере пар является пресным. По мере поднятия в атмосферные слои пар сталкивается с холодными воздушными потоками, в результате формируются облака. Выпадающие из них осадки наполняют океан. То есть этапы круговорота воды, если говорить упрощенно, следующие: · испарение; · концентрирование в атмосфере; · выпадение в виде осадков. Такой процесс наблюдается обычно над океанической поверхностью. Но он сложнее, если облака скапливаются над сушей, и осадки проливаются не в океан, а на земную поверхность. Сточные воды, наполняющие поверхностные и подземные источники, проходят длительный путь к океану. В процессе движения происходит процесс, обратный опреснению пара в атмосфере: реки и подземные водотоки забирают с грунта минеральные частицы, выносят их в моря и океаны. Там вода испаряется, а соли остаются. Так реки поддерживают соленость Мирового океана.
|
|||
|