Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Самореализация



 

Наталья Костерина
План самообразования по теме «Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: Повышение профессионального мастерства. Найти наиболее теоретико - методологические подходы к изучению проблемы по формированию развития речи у детей младшего дошкольного возраста по средсвам устного народного творчества.

Задачи:

1. Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.

2. Формировать правильную, красивую речь через устное народное творчество

3. Воспитывать положительное отношение к режимным моментам (умыванию, одеванию, приему пищи…. )

4. Приобщать родителей к процессу развития ребенка средствами устного народного творчества.

Актуальность выбранной темы:

В исследованиях великих отечественных педагогов - Выгодского Л. С., Усовой А. П, Ушинского К. Д. и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом. Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные)

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста — помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Устное народное творчество — источник развития выразительности речи детей, приобщение к культуре своего народа, к природе, к фольклору, быту, нравам, традициям. Фундамент психологического и физического благополучия ребенка.

Еще К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе колыбельные. « Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании»- писал К. Д. Ушинский.

В наши дни данная проблема становится еще более актуальной. К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. В следствии этого, произведения устного народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте.

Поэтому важно понимать, что использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Месяц

Самореализация

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Изучение методической литературы. Подобрать наиболее эффективные приемы для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством.

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Разучивание и проговаривание потешек.

Применение потешек в режимных моментах.

Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста »

Октябрь

Создание картотеки загадок. Консультация для воспитателей «Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц.

Досуг «Вечер загадок»

Семейный конкурс «От гадай загадку- нарисуй отгадку»

Ноябрь

Изучение темы: Настольно-печатные игры по русским народным сказкам »

Создание библиотеки книг с русскими народными сказками.

Дополнить атрибуты к р. н. сказками (маски)

Театрализованная постановка русских народных сказок «Репка», «Курочка ряба»

Дидактические игры «Узнай сказку», Угадай из какой сказки герой»

Настольно-печатные игры по мотивам р. н. сказок (разрезные картинки, лото, пазлы)

Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций »

Декабрь

Изучение темы «Использование фольклора в работе с детьми»

Проект «Книжкина неделя»

Хороводы, народные подвижные игры.

Просмотр кукольного театра по р. н. сказке «Заюшкина избушка»

Презентация пректа «Книжкина неделя»

Январь

Оформление и дополнение картотеки пальчиковых игр

Игровая деятельность «Поиграем пальчиками»

Мастер-класс длч родителей «В гости к пальчику большому»

Февраль

Изучение темы « Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка »

Разучивание песен и стихов про Масленицу.

Знакомство с пословицами и поговорками.

Изготовление родителями совместно с детьми книжек-малышек (потешки, песенки)

Март

Изучение темы «Театрализованные игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста »

Оформление театрального уголка в группе (настольный, конусный, пальчиковый театр)

Театрализованные игры по мотивам русских народных сказок.

Знакомство с закличками.

Развлечение «Широкая масленица»

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей «Моя любимая сказка»

Апрель

Изготовление Лепбука по теме « Устное народное творчество »

Разучивание потешек, скороговорок. Выступление для родителей. Дидактические игры «Угадай сказку» «Из какой сказки»

Выставка рисунков «В гостях у сказки»

Май

Открытый показ ООД по развитию речи.

Выступление на педсовете : «Отчет о проделанной работе по теме самообразования »

Игры-драматизации по знакомым сказкам.

Презентация « Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Список литературы

1. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т 6 — М. , 1948., стр. 298

2. Выгодский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выгодский —М: Лабиринт, 2008., 352с

3. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду / А. П. Усова. М: Просвещение, 2002., 168с.

4. Криницина Н. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание. - 1991. - №11

5. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009

6. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // Дошкольное воспитание — 2009. -№5. - С. 24-28.

7. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М: 2007

8. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перерабю и доп. Спб,. 2008

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.