|
|||
Самореализация
Наталья Костерина Цель: Повышение профессионального мастерства. Найти наиболее теоретико - методологические подходы к изучению проблемы по формированию развития речи у детей младшего дошкольного возраста по средсвам устного народного творчества. Задачи: 1. Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей. 2. Формировать правильную, красивую речь через устное народное творчество 3. Воспитывать положительное отношение к режимным моментам (умыванию, одеванию, приему пищи…. ) 4. Приобщать родителей к процессу развития ребенка средствами устного народного творчества. Актуальность выбранной темы: В исследованиях великих отечественных педагогов - Выгодского Л. С., Усовой А. П, Ушинского К. Д. и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом. Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные) Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста — помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Устное народное творчество — источник развития выразительности речи детей, приобщение к культуре своего народа, к природе, к фольклору, быту, нравам, традициям. Фундамент психологического и физического благополучия ребенка. Еще К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе колыбельные. « Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании»- писал К. Д. Ушинский. В наши дни данная проблема становится еще более актуальной. К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. В следствии этого, произведения устного народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте. Поэтому важно понимать, что использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Месяц Самореализация Работа с детьми Работа с родителями Сентябрь Изучение методической литературы. Подобрать наиболее эффективные приемы для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством. Создание картотеки потешек для работы с детьми. Разучивание и проговаривание потешек. Применение потешек в режимных моментах. Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста » Октябрь Создание картотеки загадок. Консультация для воспитателей «Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц. Досуг «Вечер загадок» Семейный конкурс «От гадай загадку- нарисуй отгадку» Ноябрь Изучение темы: Настольно-печатные игры по русским народным сказкам » Создание библиотеки книг с русскими народными сказками. Дополнить атрибуты к р. н. сказками (маски) Театрализованная постановка русских народных сказок «Репка», «Курочка ряба» Дидактические игры «Узнай сказку», Угадай из какой сказки герой» Настольно-печатные игры по мотивам р. н. сказок (разрезные картинки, лото, пазлы) Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций » Декабрь Изучение темы «Использование фольклора в работе с детьми» Проект «Книжкина неделя» Хороводы, народные подвижные игры. Просмотр кукольного театра по р. н. сказке «Заюшкина избушка» Презентация пректа «Книжкина неделя» Январь Оформление и дополнение картотеки пальчиковых игр Игровая деятельность «Поиграем пальчиками» Мастер-класс длч родителей «В гости к пальчику большому» Февраль Изучение темы « Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка » Разучивание песен и стихов про Масленицу. Знакомство с пословицами и поговорками. Изготовление родителями совместно с детьми книжек-малышек (потешки, песенки) Март Изучение темы «Театрализованные игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста » Оформление театрального уголка в группе (настольный, конусный, пальчиковый театр) Театрализованные игры по мотивам русских народных сказок. Знакомство с закличками. Развлечение «Широкая масленица» Конкурс совместных творческих работ родителей и детей «Моя любимая сказка» Апрель Изготовление Лепбука по теме « Устное народное творчество » Разучивание потешек, скороговорок. Выступление для родителей. Дидактические игры «Угадай сказку» «Из какой сказки» Выставка рисунков «В гостях у сказки» Май Открытый показ ООД по развитию речи. Выступление на педсовете : «Отчет о проделанной работе по теме самообразования » Игры-драматизации по знакомым сказкам. Презентация « Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста. Список литературы 1. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т 6 — М. , 1948., стр. 298 2. Выгодский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выгодский —М: Лабиринт, 2008., 352с 3. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду / А. П. Усова. М: Просвещение, 2002., 168с. 4. Криницина Н. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание. - 1991. - №11 5. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009 6. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // Дошкольное воспитание — 2009. -№5. - С. 24-28. 7. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М: 2007 8. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перерабю и доп. Спб,. 2008
|
|||
|