|
|||||||||||||||||||||||
Рис. 4.2. Функционально-диагностическая классификация контрольно-диагностического оборудования
Основные принципы технической диагностики автомобилей Для повышения эффективности ТО и ремонта автомобилей требуется индивидуальная информация об их техническом состоянии до и после обслуживания и ремонта. Средством получения такой информации является техническая диагностика автомобилей, а процесс определения технического состояния объекта без его разборки по внешним признакам путем измерения величин, характеризующих его состояние, и сравнение их с нормативными, называется диагностированием. Средствами технического диагностирования (СТД) служат специальные приборы и стенды. При диагностике объект или система может рассматриваться как в целом, так и поэлементно (углубленная диагностика). Диагностика определяет не только состояние системы или элемента, но и причину их неисправности или отказа. Обычно на основании полученного диагностического заключения о характере и причине неисправности объекта или системы предлагаются технические решения и технологические ремонтные воздействия или регулировочные операции, позволяющие восстановить их исправность. Объем диагностических работ для современных автомобилей составляет по отношению к объему исполнительской части до 30 %.
Функционально-технологическая классификация контрольно-диагностического и регулировочного оборудования приведена на рис. 4. 2. Средства технического контроля и диагностирования (СТД) могут быть классифицированы по признакам, приведенным в табл. 4. 1. Таблица 4. 1. Классификация контрольно-диагностического оборудования приборов и инструментов технической диагностики по обобщенным критериям
4. 3. Основные принципы технической диагностики автомобилей 155 Окончание табл. 4. 1
Все современные СТОА оснащены необходимым диагностическим оборудованием. Диагностирование автомобилей производится: по заявкам владельцев как самостоятельный вид услуг; при приемке на станцию (по мере необходимости); при ТО и ТР; перед выдачей автомобилей владельцу для проверки качества обслуживания. Число постов диагностирования зависит от мощности станции и обычно составляет от одного до четырех. При этом, как правило, применяется тупиковое расположение постов, что дает 156 Глава 4. Основы механизации процессов ТО и ТР Рис. 4. 2. Функционально-диагностическая классификация контрольно-диагностического оборудования Рис. 4. 3. Специализированные участки диагностирования на СТОА: а — до 25 рабочих постов; 1 — пульты управления комбинированного стенда для проверки тормозов и определения тягово-экономических показателей; 2 — вентилятор; 3 — мотор-тестер; 4 —балансировочный станок; 5 — передвижной домкрат; 6 — роликовый узел комбинированного стенда; 7— прибор для проверки и очистки свечей зажигания; 8 — шланговый отсос отработавших газов; 9 — шкаф для инструмента; б — от 25 до 50 рабочих постов: 1 — шкаф для инструмента; 2 — шланговый отсос отработавших газов; 3 — роликовый узел стенда для проверки тормозов; 4 — балансировочный станок; 5 — пульт управления стенда для проверки тормозов; 6 — передвижной домкрат; 7 — прибор для проверки фар; 8 — мотор-тестер; 9 — вентилятор; 10 — пульт управления для определения тягово-экономических показателей; 11 — воздухораздаточная колонка; 12 — роликовый узел стенда; в — от 50 до 100 рабочих постов: 1 — прибор для проверки фар; 2 — пульт управления стендом для проверки тормозов; 3 — балансировочный станок; 4 — домкрат; 5 — пульт управления стенда для проверки тягово-экономических показателей; 6 — подъемные выездные ворога; 7 — вентилятор; 8 — мотор-тестер; 9, 12 — воздухораздаточные колонки; 10 — стенд для проверки амортизаторов; 11 — роликовый узел стенда для проверки тормозов; 13, 17 — шкафы для инструментов; 14 — стенд для проверки углов установки колес; 15 — четырехстоечный подъемник; 16, 18 — шланговый отсос отработавших газов; 19 — подъемные въездные ворота; 20 — роликовый узел стенда для проверки тягово-экономических показателей возможность независимого заезда автомобилей для выполнения тех или иных диагностических работ. На рис. 4. 3 в качестве примеров приведены планировки специализированных диагностических участков для станций обслуживания различной мощности. С увеличением мощности СТОА в целях повышения производительности участков диагностическое оборудование размещают на двух-трех постах. Посты для проверки и регулировки управляемых колес на СТОА до 50 рабочих постов обычно размещают в зоне ТО и ТР. На более крупных СТОА в зонах ТО и ТР дополнительно организуют посты по проверке углов установки колес, балансировки колес, а также по проверке фар. Контрольные вопросы: 1. Что такое диагностирование автомобиля? 2. Какую часть работ составляют диагностические работы? 3. Сколько постов диагностирования может быть на СТОА? 4. Какие виды работ осуществляются на посту диагностики? 5. Какое оборудование находится на посту диагностики?
|
|||||||||||||||||||||||
|