|
|||
Москва в произведениях русских писателей 19 векаМосква в произведениях русских писателей 19 века
Кто был в Москве, тот знает Россию. Н. М. Карамзин УЧИТЕЛЬ: Сегодняшний урок-путешествие мы посвятим теме «Москва в жизни и творчестве русских писателей 19 века». Эта тема проходит через весь курс русской литературы, ведь Москва всегда была в центре внимания русских писателей, и отношение к ней определяло взгляды, общественную и эстетическую позицию авторов. Сегодня мы с вами совершим путешествие не только в пространстве, но и во времени, пройдемся по литературной Москве. «Кто был в Москве, тот знает Россию», - сказал Н. М. Карамзин. Еще в давние времена русский народ говорил о Москве, что это не город, а целый мир. Чем стремительнее становится бег нашего времени, тем сложнее представить себе, какой была наша столица несколько столетий назад. Литература оставила этот след, воспев Москву в своих произведениях. Москва Грибоедова и Пушкина, Лермонтова и Гоголя, Толстого и Чехова, Репина и Сурикова, Шаляпина и Чайковского - я думаю, что этот список можно продолжить рядом выдающихся имен. Итак, 19 век…
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О МОСКВЕ 19 ВЕКА Первым " официально" признанным литературным местом Москвы стала Погодинская улица, названная в честь Михаила Петровича Погодина (1800-1875гг). До него ни одна улица не носила имени литератора. На западной стороне Девичьего поля Михаил Петрович купил в 1830году у князя Д. М. Щербатого усадьбу. В ней в 1856 году архитектор Н. В. Никитин выстроил ему дом - «Погодинскую избу" в русском стиле. Не случайно здание назвали избой. Его архитектура выдержана в традициях народного деревянного зодчества - это высокий сруб со светёлкой на втором этаже. Здесь собирался известный литературный кружок: бывали Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, братья Аксаковы, А. Ф. Писемский, актер М. С. Щепкин и др. А самым первым монументом писателю в Москве стал открытый в 1880году памятник А. С. Пушкину работы скульптора А. М. Опекушина на Тверском бульваре. Деньги на памятник собирали по подписке со всей России. Когда в марте 1879года рабочие везли по Москве огромную глыбу гранитного пьедестала, им встретилась скромная похоронная процессия. Это провожали в последний путь Анну Павловну Керн. В неё когда-то был страстно влюблен поэт, посвятивший ей стихотворение «Я помню чудное мгновенье... » Строители как один остановились, уступая дорогу праху женщины, которой поэт создал памятник гениальными стихами. Свое детство Пушкин провел в Москве. Не имея собственного дома в столице, семья была вынуждена снимать квартиры, дольше всего (с 1800 по 1811) семья жила в Большом Хомутовском переулке (ныне Большой Харитоньевский). Впоследствии, отдавая дань воспоминаниям детства, А. С. Пушкин «у Харитонья в переулке» поселил семью Лариных в романе " Евгений Онегин". Уехав в 1811году в Царскосельский лицей, Пушкин вернулся в Москву лишь через 15 лет. Здесь он повстречал свою настоящую любовь, Наталью Николаевну Гончарову, с которой обвенчался 18 февраля 1931года. В доме, где они проживали, в 1986году был открыт музей - квартира А. С. Пушкина на Арбате.
С Москвой связано имя другого великого поэта - М. Ю. Лермонтова. Он родился в 1814году в доме генерал - майора Ф. Н. Толя, где бабушка поэта Е. А. Арсеньева снимала квартиру. Почти сразу после рождения родители увезли маленького Михаила в родовое имение Тарханы. В город он вернулся лишь в 1827году. «Москва моя родина, и такой будет для меня всегда», - говорил поэт. Памятник М. Ю. Лермонтову, выполненный скульптором И. Д. Бродским, был открыт в сквере на Лермонтовской площади в июне 1965г. Площадь стала так называться в 1941году в связи со столетием со дня гибели великого русского поэта. Пьедестал увенчан бронзовой фигурой молодого человека в форме поручика Тенгинского пехотного полка. У входа на площадку - стела. На ней выбиты лирические строки из поэмы «Сашка» - пламенное объяснение М. Ю. Лермонтова в сыновней любви к родному городу. Москва вошла в жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова как символ родины – она его душа и жизнь. Подлинным апофеозом родному городу является «Панорама Москвы» - сочинение юнкера Лермонтова, написанное по заданию преподавателя В. Т. Плаксина в 1834 году.
Все видится нам с высоты птичьего полета. Уже в первой части четко звучит настроение автора - это восторг, любовь, трепет перед городом, имеющим удивительную историю. " Кто никогда.... нет! " Каждый её камень - свидетель событий, имевших огромное значение для судеб всей России. Столица сравнивается с римским кладбищем, с безмолвной громадой камней холодных. Вступление как бы подготавливает нас к восприятию того, что мы сейчас должны увидеть. Оно патриотично, пафосно. И вот мы уже готовы воспринять, увидеть панораму, которая открывается во второй части - основной части текста. В третьей, заключительной части, мы уже вместе с автором восхищаемся столицей. Не единожды встречаем мы в тексте предложения, в конце которых стоят многоточия. Это говорит о том, что автору не хватает слов, эмоции переполняют его, и мы вместе с вами в каждое из таких предложений можем добавить что-то своё. Особую, трепетную любовь, Лермонтов испытывает к Московскому Кремлю, с которым связана вся история России. Кремль для него - свидетель многовековой славы русского народа, очевидец позорного поражения наполеоновских полчищ. Кремлёвская стена - не только напоминание о прошлом, но и символ связи между прошедшим и грядущим.
И действительно, начиная с первых упоминаний о Москве и до сего дня, писатели обращаются к образу столицы. До сих пор источник не иссякает, у каждого свои слова.
Москва! Как много в этом звуке Для сердца русского слилось. Как много в нем отозвалось! - восклицал А. С. Пушкин. Вторя ему, К. Аксаков сказал: « Это имя более имен всех городов движет сердце русского народа и всякого истинно русского человека». И уже в 20 веке звучит голос М. Цветаевой:
Москва! Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси - бездомный. Мы все к тебе придем. Да, Москва - это дом, сердце России. …».
Вообще Москва славится своими литературными музеями. Например, музеев Л. Н. Толстого в столице целых три. Великий русский писатель часто приезжал в город и жил здесь. Первый дом - музей открыт на Пятницкой улице. В этом доме он жил весь 1857 год и работал над романом «Семейное счастье». Второй - музей - усадьба в Хамовниках, на улице, носящей имя писателя. Третий - на Пречистенке в доме №11, который принадлежал Лопухиным. Во дворе дома в 1972году установлен памятник Л. Н. Толстому.
Москва, изображенная в произведениях русских писателей 19века - частица бытия и современного человека, частица исторической памяти народа.
|
|||
|