|
|||
Введение.. Теоретическая часть.Введение. Наш великий соотечественник – славянофил, поэт, философ и публицист Алексей Степанович Хомяков впервые определил понятие «Соборность» как духовное единство людей, конечно, - это нравственный принцип жизни России, каждого порядочного человека, когда в единстве каждый несёт личную духовную ответственность за свои поступки, свой образ жизни. Это – «вековечный ритм труда и молитвы России», как написал примерно век спустя известный русский философ Иван Александрович Ильин. Это единство сохранило Святую Русь после падения Византии. Конечно, тема Рождества Христова в русской литературе, да и вообще в искусстве – не только славянском - один из ярчайших примеров соборного мышления, даже, говоря языком В. С. Соловьёва – пример «вселенской» соборности. (Произведения В. С. Соловьёва неоднократно звучат в данной композиции). И Двунадесятый Праздник - Рождество Христово – теперь ещё и государственный Праздник! (Нравится это кому-то из «гнилых» либералов или нет). Теоретическая часть. Уже в эмиграции протоиерей один из русских мыслителей писал о соборном творчестве. Хотя и относилось оно прежде всего к иконописи, но невозможно представить себе великого произведения без внутренней целостности. Без целостности не может быть и нормального образования. Проведение лекций – концертов, кроме приобщения к литературным произведениям, даёт возможность самостоятельного осмысления, «овнутрения», как писал Иван Александрович Ильин, ныне широко известный ив России, и в Европе. Кроме того, работу при подготовке лекции-концерта можно назвать хотя бы подобием «соборного творчества», т. к. работа студентов и преподавателя подчинена общему сценарию, а главное, общей духовной идее, когда все зависят друг от друга. Кроме этого, за музыкальное сопровождение и показ слайдов тоже отвечают студенты или учащиеся. А, значит, всё это должно воспитывать ответственность за общее дело. Нельзя забывать о том, «соборность» противоположна тоталитаризму, и даже, безликому понятию «коллектив», когда человек теряет чувство личной ответственности. Конечно, эту мысль воплощает и тема Двунадесятых Праздников – Рождества и Светлого Воскресения Христова. (У автора данной разработки имеется и уже опубликованная методическая разработка об Образе Светлого Воскресения Христова в русской литературе). «Без высшей идеи не может жить ни человек, ни нация» - сказал в конце жизни Ф. М. Достоевский. И идея сея не должна быть ложной, выдуманной теми, кому это выгодно. И очень надеюсь, что данное творческое занятие, посвящённое одному из главных Двунадесятых Праздников, Началу Нового Завета, Началу Нового Отсчёта Времени, Началу Победы над смертью, поможет задуматься, сделать должные выводы в преддверии столетия самой трагической для России даты – октябрьского переворота 1917г. А значит, исходя из вышеизложенного, целью данной композиции является показ единства и взаимного влияния всех видов искусства; единства культурного и духовного пространства, преемственности духовных и культурных традиций, «симфонии религии и культуры», как сказал убиенный большевиками поэт Н. С. Гумилёв, «Богообщения христианского искусства», как сказал убиенный большевиками поэт О. Э. Мандельштам. В связи с эти ставятся следующиезадачи : - приобщение к духовному началу русского искусства и мышления, к символическому изображению, присущему и литературному, и живописному образу и музыкальному, пони мание преемственности Древней Руси и России, связи русской и европейских культур, -развитие ассоциативного и образного мышления на примере литературных и живописных образов, на примере изображения земного и небесного, на примере связи русской и европейских культур, - воспитание уважения духовного начала России, чуткости по отношению к вечному и великому, чувства причастности к духовным и культурным традициям России, понимания предназначения человека. Примечания: 1. Похожий вариант литературно-музыкальной композиции является частью уже опубликованной ранее методической разработки «Воспитание соборного мышления посредством нестандартных занятий – литературно-музыкальных композиций», однако данный вариант несколько более подробный – и в нём представлено значительно больше изображений). 2. Литературно-музыкальная композиция на данную тему проводится автором разработки в течение 10 лет – и в более ранних вариантах не было произведений Классицизма – Г. Р. Державина и М. В. Ломоносова, Н. М. Рубцова, Н. В. Карташовой. Позже появилось в композиции стихотворение А. С. Хомякова «В эту ночь». Однако, читались стихотворение И. А. Бродского «Рождественский романс», отрывок из поэмы «Разговор с небожителем»; стихотворения иеромонаха Романа: «Иерусалим», «Заночую в стогу», «А Церковь-нечто более, чем мы»; отрывки из рождественских рассказов Е. Н. Опочинина: «Старец», «Рождественское богомолье воеводы» и «При Иоанне Грозном». Из музыкальных произведений как вариант также звучали фрагмент оратории Г. Ф. Генделя «Мессия», посвящённый Рождеству Христову, органное произведение А. Вивальди. В целом музыка в композиции претерпела гораздо больше изменений – появилось несколько песнопений Рождества и колядок, произведения В. А. Моцарта, К. Ф. Э. Баха, отрывки из «Рождественской оратории» И. С. Баха. 3. Все изменения связаны и с некоторым падением уровня чтения произведений студентами и учащимися, и с некоторыми техническими причинами (записями на кассетах, а не на дисках или флешках, отсутствием ранее столь широкого, как ныне, использование компьютерных слайдов – ранее всё самое необходимое писалось на доске цветным мелом, или приклеивались изображения). 4. Однако такая тема неисчерпаема – и тот, кто решится работать с этой вечной темой, может выбирать – для того и даны примечания. Главное. чтобы литературно-музыкальная композиция соответствовала тому высокому духовно-культурному уровню, которого требует приобщение в Вечному Образу Рождества Христова!
|
|||
|