|
|||
Виды внимания ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным).
Непроизвольное внимание не зависит ни от нашего желания, ни от нашей воли или намерений. Оно происходит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны. Что может привлекать к себе непроизвольное внимание? Таких объектов и явлений очень много, их можно разделить на группы: - яркие световые явления (молния, красочная реклама, внезапно включенный или выключенный свет); - неожиданные вкусовые ощущения (горечь, кислота, незнакомый вкус); - что-то новое (новое платье у подруги, проехавшая машина новой марки, изменившийся цвет и выражение лица человека, с которым только что разговаривали и пр. ); - предметы и явления, вызывающие у человека эмоциональное удивление, восхищение, восторг (картины художников, музыка, различные проявления природы: закат или восход солнца, живописные берега реки, ласковый штиль или грозный шторм на море и пр. ), при этом многие стороны действительности как бы выпадают из поля его внимания.
Когда речь идет о непроизвольном внимании, можно сказать, что не мы обращаем внимание на те или иные объекты, а они сами завладевают нашим вниманием. Но иногда, и весьма часто, приходится делать над собой усилие - оторваться от интересной книги или другого интересного занятия и начать делать что-то иное, намеренно переключить свое внимание на другой объект. Здесь мы имеем дело уже с произвольным (преднамеренным) вниманием, когда человек ставит себе определенную цель и прилагает усилия, старания для ее достижения. Иными словами, у человека есть определенные намерения, и он прилагает усилия (сам, по своей доброй воле) это намерение осуществить. Развитию и укреплению произвольного внимания способствуют: - осознание человеком значения задачи: чем важнее задача, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание; - интерес к конечному результату деятельности заставляет напоминать самому себе, что надо быть внимательным; - постановка вопросов по ходу выполнения деятельности, ответы на которые требуют внимания; - словесный отчет, что уже сделано и что еще нужно сделать; - определенная организация деятельности. Произвольное внимание иногда переходит в так называемое послепроизволъное внимание . Одним из условий такого перехода является интерес к определенной деятельности. 2. Механизмы психологической самозащиты личности. Механизмы психологической самозащиты личности «охраняют» психику, «защищают» ее от непосильной нагрузки. Они были впервые открыты 3. Фрейдом.
Описан и изучен целый ряд защитных механизмов. Самым первым был открыт механизм вытеснения. В этом случае неприемлемые для человека, травмирующие его переживания, обстоятельства, сведения как бы исчезают из сознания. Вытеснение лежит в основе забывания.
Еще один распространенный защитный механизм - проекция . В этом случае те качества, намерения, чувства, которые есть у человека, но по каким-то причинам неприемлемы для него, приписываются другому. Так, недолюбливая кого-то и желая кому-то зла, человек с помощью механизма проекции начинает искренне думать, что именно тот замышляет против него что-то недоброе. В других случаях для защиты те или иные качества или переживания заменяются диаметрально противоположными. Например, скупой человек считает себя чрезмерно щедрым, а самоуверенный и даже нахальный - робким и беззащитным.
Нередко за самоуверенностью, самодовольством и властностью скрывается сильное чувство неуверенности. В этом случае человек может держаться уверенно, но будет избегать ситуаций, где его способности могут быть проверены. Этот механизм получил название - реактивное образование. Достаточно распространенным является и механизм рационализации. В этом случае неприемлемым мыслям и чувствам даются логически убедительные объяснения.
Еще один защитный механизм - замещение. В этом случае действие, направленное на какой-либо объект, спровоцировано не им и не ему предназначено, а вызвано другим недоступным объектом. защитные механизмы защищают психику человека от травмирующих переживаний, однако достается это ценой нарушения адекватного осознания действительности и отношения к ней. Механизмы психологической защиты осуществляют эту защиту во многом дефектными способами, препятствуя полноценному получению и осознанию человеком своего жизненного опыта. Единственный защитный механизм, который не имеет такого отрицательного значения, - сублимация. Такое название получил процесс, посредством которого побудительная энергия, содержащаяся в неприемлемых для человека потребностях, мотивах, переводится в другое русло, направляется на желательные для него и допустимые в социальном отношении формы деятельности, науку, искусство, культуру. Эта энергия дает человеку силы для творчества. Существует и еще один механизм, который, не являясь в полном смысле слова защитным, все же позволяет человеку отвергать неприятные факты, травмирующую информацию. Этот механизм - сопротивление – субъективно переживается как внутренний барьер, препятствующий изменению себя или осознанию каких-то неприятных событий, негативных переживаний. Сопротивление может проявляться в стремлении выйти из ситуации (просто выйти из комнаты или, например, не прийти на важную встречу), в желании изменить тему разговора, в особо яростном отстаивании своей правоты. Сохранение целостности, устойчивости личности, ее преемственности во времени - очень важный и существенный аспект личностного развития. И он, конечно, обеспечивается не только действием защитных механизмов, а охватывает все стороны личности
|
|||
|