Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вербальная коммуникация: понятие, модель, правила и принципы



Вербальная коммуникация: понятие, модель, правила и принципы

Понятие и модель вербальной коммуникации Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т. е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, так как в процессе передачи информации при помощи речи в меньшей степени теряется смысл сообщения. Именно при помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Совокупность приемов и мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, в социальной психологии называется «убеждающей коммуникацией», т. е. искусство убеждения посредством речи. Для учета всех переменных, включенных в процесс речевой коммуникации, существует множество моделей речевой коммуникации, которые создаются для того, чтобы при контроле эффективности речевого воздействия не упустить ни одного элемента процесса. В качестве примера такой модели можно привести модель коммуникативного процесса, по Г. Лассуэллу (американский журналист предложил ее для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации), которая включает пять элементов (рис. 15).

Принципы и правила вербальной коммуникации

Важнейшими принципами вербальной коммуникации в социальноориентированном общении (когда собеседники заинтересованы в общении друг с другом, ориентированы на взаимодействие) принято считать принцип кооперации и принцип уважения собеседника (рис. 16. ).

1. Персональность адресации предполагает индивидуальное обращение собеседников друг к другу, учет взаимных интересов и возможностей понимания темы сообщения.

2. Спонтанность и непринужденность. Поскольку спланировать повседневное общение достаточно сложно, допускается спонтанность речи: собеседники могут вмешиваться в разговор друг друга, уточняя или меняя его тему, возвращаясь к уже сказанному.

3. Эмоциональность. Для повседневной речи важнее не столько регулярность утверждений и ответов, не их грамматическая и синтаксическая стройность и даже содержание сообщения, сколько его эмоциональная модальность. Другими словами не важно, что говорится, но важно – как говорится.

4. Ситуативность предполагает непосредственный контакт говорящих, с учетом возникающих условий, обстоятельств, переживаний собеседников. Перечисленные нормы повседневной вербальной коммуникации задают важнейшие функции речи в межличностном общении. К ним относятся эмотивная и конативная функции1 (рис. 19).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.