|
|||
Психолингвистика.Психолингвистика — наука, появившаяся сравнительно недавно, в начале 1950-х гг. Возникнув на стыке двух старейших отраслей научного знания — психологии и языкознания (лингвистики), — психолингвистика за сравнительно небольшой срок своего существования выдвинулась в число основных речеведческих и языковедческих наук. Речь как высшая психическая функция, являющаяся одной из составляющих интеллектуальной деятельности, и язык как основное средство осуществления речевой деятельности и реализации процессов мышления на протяжении XIX и XX вв. являлись предметом особого внимания психологов и лингвистов. О возникновении психолингвистики официально было объявлено в 1953--1954 гг. в США на совместном семинаре специалистов по психологии, лингвистике и теории информации (Чарлз Эджертон Осгуд и Томас Алберт Себеок ). Участники семинара сделали попытку опереться в лингвистическом плане сперва на дескриптивную лингвистику, затем психолингвисты переключились на трансформационную порождающую модель Н. Хомского и после этого на когнитивную лингвистику. Соответственно происходил переход от исследования отдельных слов к изучению предложений в трансформационном аспекте и в конечном итоге к тексту (дискурсу). Первоначальной опорой американской психолингвистики были психологические необихевиористские концепции Чарлза Осгуда, Джорджа Армитеджа Миллера, Дэна Исаака Слобина и др., а затем когнитивная психология и в целом когнитология, изучающая структуры знаний (когнитивные структуры). Отечественная психолингвистика (первоначально теория речевой деятельности) ориентируется на психологические и неврологические теории Льва Семеновича Выготского, Александра Романовича Лурия, Алексея Николаевича Леонтьева, Николая Ивановича Жинкина и на лингвистическое идеи Льва Владимировича Щербы, Льва Петровича Якубинского, Михаила Михайловича Бахтина, Соломона Давидовича Кацнельсона, Льва Рафаиловича Зиндера. Отечественные психолинвистические школы имеются в Москве (А. А. Леонтьев, Т. В. Ахутина-Рябова, И. А. Зимняя, Р. М. Фрумкина, А. М. Шахнарович, Е. Ф. Тарасов, Т. М. Дридзе, А. И. Новиков), в Петербурге (Л. Р. Зиндер, В. Б. Касевич, Л. В. Сахарный, Т. И. Зубкова, А. С. Штерн), в Саратове (И. Н. Горелов), в Твери (А. А. Залевская и ее ученики), в Перми (Л. Н. Мурзин и его ученики). Психолингвистика — наука, изучающая психологические и лингвистические аспекты речевой деятельности человека, социальные и психологические аспекты использования языка в процессах речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности. Предмет исследования психолингвистики — речевая деятельность как специфически человеческий вид деятельности, ее психологическое содержание, структура, виды (способы), в которых она осуществляется, формы, в которых она реализуется, выполняемые ею функции. Как отмечает основоположник отечественной школы психолингвистики А. А. Леонтьев, «предметом психолингвистики является речевая деятельность как целое и закономерности ее комплексного моделирования» (117, с. 110). Другим важнейшим предметом изучения психолингвистики выступает язык как основное средство осуществления речевой и индивидуальной речемыслительной деятельности, функции основных знаков языка в процессах речевой коммуникации. «В психолингвистике… в фокусе постоянно находится связь между содержанием, мотивом и формой речевой деятель- ности… и между структурой и элементами языка, использованными в речевом высказывании» (107, с. 16). Наконец, еще одним основным предметом исследования психолингвистики является человеческая речь, рассматриваемая как способ реализации речевой деятельности (речь как психофизиологический процесс порождения и восприятия речевых высказываний; различные виды и формы речевой коммуникации). Наличие не одного, а сразу нескольких предметов исследования психолингвистики обусловлено спецификой данной области научного знания, тем, что психолингвистика представляет собой комплексную науку, возникшую на основе своеобразного и уникального объединения, частичного слияния двух древнейших наук человеческой цивилизации — психологии и науки о языке (лингвистики). Единого общепринятого определения предмета исследования психолингвистики в отечественной и зарубежной науке не существует; в различных направлениях и школах психолингвистики он определяется по-разному. Вместе с тем некоторые отечественные исследователи и многие педагоги высшей школы используют обобщенное определение предмета психолингвистики, предложенное А. А. Леонтьевым: «Предметом психолингвистики является соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной “образующей” образа мира человека, с другой» (119, с. 19). Объектом исследования психолингвистики выступают: человек как субъект речевой деятельности и носитель языка, процесс общения, коммуникации в человеческом обществе (основным средством осуществления которого и выступает речевая деятельность), а также процессы формирования речи и овладения языком в онтогенезе (в ходе индивидуального развития человека). Как указывает А. А. Леонтьев, «объектом психолингвистики… всегда является совокупность речевых событий или речевых ситуаций. Методы исследования психолингвистики, как и методы других речеведческих наук, можно разделить на три большие группы: общая методология; специальная (т. е. конкретно-научная) методология; специальные (конкретно-научные) исследовательские методы. Психолингвистика исследует следующие проблемы: · психолингвистические единицы восприятия речи, этапы порождения и понимания · речевого высказывания, обучение языку (особенно иностранному), речевое · воспитание дошкольников и вопросы логопедии, клиника центрально-мозговых · речевых нарушений, диагностика нервных заболеваний на основе наблюдений над речью, проблемы речевого воздействия (пропаганда, деятельность средств массовой информации, реклама), · лингвистические аспекты авиационной и космической психологии, а также судебной психологии и криминалистики, · вопросы организации внутреннего лексикона человека, проблемы машинного перевода, · проблемы диалога человека и компьютера, автоматическая обработка текста, информатика, · теория и практика искусственного интеллекта.
Можно выделить четыре группы исследовательских методов, используемых в психолингвистике: организационные, эмпирические, обрабатывающие, интерпретационные. С помощью организационных методов проводится психолингвистическое исследование закономерностей формирования и осуществления речевой деятельности; к ним относятся сравнительный, комплексный методы. Суть сравнительного метода заключается в сопоставлении разных групп испытуемых или разных (но взаимосвязанных между собой) сторон речевой деятельности. Например, сопоставляются группы лиц с нормой и патологией речи (афазией, алалией, дизартрией, дисграфией и т. д. ). Метод очень популярен, и с его помощью получено много ценных сведений о процессах порождения и восприятия речи. Могут сравниваться группы испытуемых другого рода: например, дети и взрослые, носители разных языков, люди, владеющие и еще не овладевшие грамотой, и т. д. К сравнительным относится и метод «поперечных» срезов, когда какое-либо явление исследуется у лиц разного возраста (например, способность составлять развернутые связные высказывания у детей 2, 5, 3 и 3, 5 лет; или особенности письма у учащихся в первом и втором полугодии и т. д. ). Сравнительный метод блестяще применил Л. С. Выготский для исследования закономерностей формирования внешней «эгоцентрической» и внутренней речи в ходе онтогенетического развития ребенка. Лонгитюдный (лонгитюдинальный) метод — это «продольные», как правило, длительные наблюдения за развитием того или иного компонента речевой деятельности у определенного лица или группы лиц. Чаще всего лонгитюдный метод применяется в исследованиях усвоения языка детьми. Комплексный метод — это междисциплинарные исследования. В качестве примера можно привести исследование процесса запоминания предложений различных конструкций в различных условиях речевосприятия (при наличии какого-либо психологического «шума», «помех» и в нормальных условиях) в сочетании с применением методов электроэнцефалографии и миографии. К эмпирическим методам относятся объективное наблюдение, самонаблюдение, эксперимент. Литература: Иван Павлович Сусов. История языкознания: Учебное пособие для cтудентов старших курсов и аспирантов. Тверь: Тверской гос. ун-т, 1999. Глухов, В. П. Психолингвистика: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. П. Глухов. — М. : Издательство Юрайт, 20167 — 361 с. — Серия: Бакалавр. Акаде- мический курс.
|
|||
|