Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Иван Алексеевич Бунин – это и есть Россия…»



Иван Алексеевич Бунин – это и есть Россия…»

Виртуальная книжная выставкак 150-летию со дня рождения писателя и к Году Бунина


Иван Бунин

«Бунин – явление редчайшее в нашей литературе, по языку – это та вершина, выше которой никому не подняться. Сила Бунина еще и в том, что ему нельзя подражать. И если можно у него учиться, то только любви к родной земле, познанию природы, удивительной способности не повторять никого и не перепевать себя…», - писал о Бунине советский прозаик С. А. Воронин.

Писатель и поэт Иван Бунин родился в Воронеже 22 октября 1870 года. Он писал в автобиографии: «Детство и раннюю юность провел в деревне, писать и печататься начал рано. Довольно скоро обратила на меня внимание и критика. Затем мои книги три раза были отмечены высшей наградой Российской академии наук - премией имени Пушкина…»

Писательским талантом Бунина восхищался Александр Куприн, Алексей Толстой, Иван Шмелев. Максим Горький писал: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души».
Последний дореволюционный русский классик и первый русский Нобелевский лауреат по литературе отличался независимостью суждений и по меткому выражению Георгия Адамовича «людей видел насквозь, безошибочно догадывался о том, что они предпочли бы скрыть». В 1920 году Бунин эмигрировал из России во Францию.

В 1933 году автор «Темных аллей», «Жизни Арсеньевых» и многочисленных рассказов получил Нобелевскую премию и мировое признание с формулировкой: «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

Современники Ивана Бунина по-разному отзывались о личности писателя. Чаще всего они признавали его литературный дар и блестящую прозу, но отмечали его сложность как человека. И, действительно, в дореволюционной России Иван Алексеевич был признанным мастером пера, в эмиграции он тоже продолжал писать, в 1939 году отказался от всяких контактов с нацистами, а когда правительство СССР разрешило ему вернуться на Родину, он категорически отказался ехать в советскую Россию.

Однако чувство родины и русского языка у него было огромно, и он пронес его через всю жизнь. «Россию, наше русское естество мы унесли с собой, и где бы мы ни были, мы не можем не чувствовать ее», - говорил Иван Алексеевич о себе и о миллионах таких же вынужденных эмигрантов, покинувших отечество в лихие революционные годы.
О личности Ивана Бунина говорит и тот факт, что за 33 года эмигрантской жизни во Франции он так и не выучил французский язык до достаточного уровня. За границей он продолжал писать только на русском. Во всей русской литературе у Бунина было три «иконы»: Пушкин, Чехов и Толстой.

В ночь с 7-го на 8-е ноября 1953 год великий писатель Иван Алексеевич Бунин скончался в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Его личный секретарь Андрей Седых написал: «Бунину не надо было жить в России, чтобы писать о ней: Россия жила в нем, он был — Россия».

«Начните читать Бунина - будь то «Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Чаша жизни», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», «Митина любовь», «Жизнь Арсеньева», и вами тотчас завладеет, зачарует вас неповторимая бунинская Россия со всеми ее прелестными приметами: старинными церквями, монастырями, колокольным звоном, деревенскими погостами, разорившимися «дворянскими гнездами», с ее богатым красочным языком, присказками, прибаутками, которых не найдете ни у Чехова, ни у Тургенева. Но это не всё: никто так убедительно, так психологически точно и в то же время немногословно не описал главное чувство человека — любовь.. », - писала в своей статье «Приглашение к Бунину» литературовед Зинаида Партис.

***
За все тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю.
Простор полей и кротость синей дали.

Я одинок и ныне - как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в нем Вечерняя Звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.

И счастлив я печальною судьбой
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю – с тобой.
Иван Бунин. 1901

 

Бунин И. Собрание сочинений. В 6-ти т. – М.: Художественная литература, 1987 Предисловие к изданию написал А. Т. Твардовский уже после смерти Бунина. Александр Трифонович интересно, можно сказать, страстно, затрагивает моменты взлета и падения писательской славы Бунина. Особенно много внимания уделяет его повести «Деревня», написанной в 1910 году, и её героям. Он говорит о них, словно о старых знакомых, а саму повесть называет искренней и жизненной. А. Т. Твардовский также глубоко и образно анализирует поэтическое творчество Ивана Бунина, отмечая присутствие души в каждой строчке. В шеститомник вошли стихи, проза, переводы, статьи И. А. Бунина.
И. А. Бунин. Гегель, фрак, метель. – Санкт-Петербург: Пропаганда, 2003. – 573 с. Мемуары Ивана Алексеевича Бунина так же великолепны, как и все, что выходило из-под его пера. В них оживают многие значительные люди эпохи, которых автор близко и хорошо знал, - Чехов, Лев Толстой, Куприн, Горький, Алексей Толстой, Бальмонт, Максимилиан Волошин, Брюсов - каждый в своей неповторимой индивидуальности, со своими особенностями характера, психологии, порой – в тех подробностях, что ускользают от обычного взгляда. В том вошла и знаменитая книга-дневник «Окаянные дни» - о Гражданской войне, о последних, трагических днях, проведенных писателем на родине, перед тем, как навсегда покинуть ее.
Бунин И. А. Окаянные дни. Воспоминания. Статьи. – М.: Советский писатель, 1990. – 416 с. «Окаянные дни» Ивана Алексеевича Бунина, описывающие трагические события 1917 года, принадлежат, без сомнения, к лучшим страницам отечественной публицистики. Это произведение долго обходили молчанием, но до сих пор оно остается бесценным документом эпохи и свидетельством очевидца, принадлежащим художнику слова, мыслителю, поэту. «Трещина разломанного мира» прошла через его сердце - и через сердце каждого, кто прочел эти страницы. Стремясь как можно точнее передать не столько свои наблюдения, сколько ощущения, Бунин с особой пронзительностью описывает смуту и хаос тех дней, жестокость революции, отчаяние ее жертв, непримиримость участников... Его отношение к происходящему еще ярче проявляется при прочтении дневников 1917-1918 годов и отрывков из записных книжек, также вошедших в настоящее издание.
Бунин И. А. Солнечный удар: Рассказы / Серия «Русский эрос» //. – Ю. – С.: МП «Надежда-1, 1992. – 470 с. И. А. Бунин известен тем, что был мастером коротких рассказов. Его небольшие произведения отличаются пронзительностью, эмоциональностью. Одним из его самых любимых сборников были «Темные аллеи», написанные им в период Второй мировой войны. Эти небольшие рассказы волнуют читателя. Прочитав их, он начинает размышлять о загадочной силе любви. Наиболее близким по своей композиции и содержанию является «Солнечный удар», написанный автором в 1927 году.
В. Н. Муромцева-Бунина. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. – М.: Советский писатель, 1989. – 512 с. В 1907 году двадцатишестилетняя Вера Муромцева, дочь члена Московской городской управы и племянница председателя первой Государственной думы, вышла замуж за уже известного в ту пору писателя Ивана Бунина. Наконец-то он встретил умную, чуткую, преданную женщину, которая всю оставшуюся жизнь делила с ним и радость, и горе. Современники отмечали, что в ней была и простота, и царственность, которые привлекали и манили. Талантливый литератор, В. Н. Муромцева-Бунина оставила нам в наследство две замечательные книги – «Жизнь Бунина» и «Беседы с памятью». Первая построена как на архивных материалах, так и на ее личных воспоминаниях. Вторая - только мемуары. Написанные ярко и живо, книги рисуют сложный характер того, чьей «спутницей до гроба» ей довелось стать. На страницах этой книги читатель встретится также с А. П. Чеховым, Л. Н. Толстым, А. М. Горьким, Л. Н. Андреевым, А. И. Куприным, Б. К. Зайцевым, А. Н. Толстым, Ф. И. Шаляпиным, С. В. Рахманиновым и др. В это издание вошли обе книги. Ценность их в том, что Вера Муромцева вела дневники, ничто не ускользало от ее взгляда. В книге к тому же много редких фотографий.
Михайлов О. Н. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество. - М., «Современник», 1976 Немало литературоведческих работ посвящено Ивану Бунину, русскому прозаику и поэту, создателю замечательных образцов пейзажной, интимной и философской лирики. Чем привлекательна эта книга? Прежде всего, широким историко-литературном материалом, малоизвестными документальными, архивными и мемуарными данными. Автор пытается понять и показать трагедию писателя, оторванного от родины. В книге Бунин предстает в окружении своих знаменитых современников - Горького, Куприна, Рахманинова, А. Толстого, с которыми его связывали длительные дружеские отношения.
Смирнова Л. А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.: ил. Это еще одна попытка понять сложный творческий путь писателя, разгадать противоречия в его мировоззрении. В книге дан неформальный анализ произведений Ивана Бунина, созданных и в ранний период творчества, и в зрелом возрасте вдали от родины, - «Деревня», «Антоновские яблоки», «Жизнь Арсеньева» и др.
Бунин и Кузнецова. Искусство невозможного. Дневники, письма. – М.: Грифон, 2006. – 464 с. В книге, заключившей в себя две личности - великого писателя Ивана Бунина и его многолетней подруги Галины Кузнецовой - собраны переписка и материалы о непростых отношениях этих людей. Бунин, уже в эмиграции награжденный Нобелевской премией за выдающееся литературное творчество, в частной жизни был весьма неоднозначным и трагически несчастным человеком... Не в силах сделать выбор между женой и подругой, он стал жить с ними под одной крышей. Это подлинный человеческий документ, который во многом проясняет для современного читателя те процессы, которые происходили в русской литературе в начале XX века

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.