Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАПИСЬ И СВЕДЕНИЕ СОБСТВЕННОГО АВТОРСКОГО



 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

ЗАПИСЬ И СВЕДЕНИЕ СОБСТВЕННОГО АВТОРСКОГО

ПОИЗВЕДЕНИЯ

Итоговая аттестационная работа

 

Выполнил:

Сидоров Алексей Михайлович,

программа профессиональной переподготовки «Студийная звукорежиссура»

 _______________ (подпись)

Научный руководитель:

Бормотов Никита Геннадьевич,

старший преподаватель

 

 

Самара


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3   

Глава I. Жанр «Хард-н-хеви». Группа «Top Dogs»

1. 1 История жанра «Хард-н-хеви»……………………………………………. 5

1. 2 Описание  группы «Top Dogs», состав участников.................................. 10

Глава II. Запись и сведение музыкального произведения

2. 1 Создание барабанов………………………………………………………. 16

2. 2 Запись бас гитары и электрогитар……………………………………….. 16   

2. 3 Запись вокала…………………………………………………………….... 17

2. 4 Первоначальная настройка проекта…………………………………….... 18

2. 5 Обработка барабанов………………………………………………………20

2. 6 Обработка бас гитары ……………………………………………………. 24

2. 7 Обработка электрогитар………………………………………………….. 26

2. 8 Обработка вокала…………………………………………………………29

2. 9 Обработка мастер канала…………………………………………………29

Заключение……………………………………………………………………. 31  

Список используемых источников и литературы………………………….. 32

Скриншот с сайта antiplagiat. ru………………………………………………35

Приложение 1:  (CD-диск)

 

ВВЕДЕНИЕ

Индустрия звукозаписи стремительно развивается. Уже сложно представить  музыканта, который в домашних условиях не способен записать свои идеи или демонстрационную версию собственного произведения. Но всё же качество таких записей далеко от тех, которые выполнены в больших профессиональных студиях или даже в малых звукозаписывающих компаниях. Однако история звукозаписи знает ряд примеров, когда успешные альбомы записывались, сводились в небольших и даже в домашних студиях на аналоговых 8 и 16 дорожечных  магнитофонах.  А позднее и на цифровых рабочих станциях (DAW).  

   Актуальность исследования: Запись и сведение собственных авторских произведений продолжает быть актуальной и по сей день. Причин этому может быть несколько: неудовлетворительный результат прошлых записей, проверка своих собственных навыков и знаний, финансово-материальные причины, а так же немалое количество недорогого звукового оборудования  для звукозаписи, которое предлагается различными производителями.

   Объект исследования: Объектом данной выпускной работы является само собственное музыкальное произведение.

Предмет исследования: Предметом являются  процессы, которые применялись в ходе записи и сведения данной музыкальной композиции.

Цель исследования: Целью работы является формирование максимально удобной структуры проекта DAW при записи и сведении, создание барабанной партии наилучшего качества при помощи VST плагина, применение всех видов реампинга для партий гитары и бас гитары, выявление возможности создания качественного аудиоматериала в условиях малобюджетной студии.

Задачи исследования:

1. Изучить историю жанра, в которой была написана представленная композиция.

2.  Описать формирование группы и состав участников.

3.  Определить последовательность записи и особенности записи каждого из инструментов. Описать этапы сведения.

Гипотеза исследования: Следует ожидать, что достижение качественного уровня аудиомикса, в условиях малобюджетной студии, возможно с учетом соблюдения жанровых особенностей произведения, формировании максимально удобной структуры рабочего проекта, а так же полного контроля и управления над физическими процессами звука при записи и сведении.

 

ГЛАВА I. ЖАНР «ХАРД-Н-ХЕВИ». ГРУППА «TOP DOGS»

1. 1 История жанра  «Хард-н-хеви»

В Великобритании в конце 1960-х годов зародился «Хард-рок». В работах таких групп, как «Rolling Stones», «The Who» и даже «The Beatles» начали появляться более скоростные и тяжёлые композиции. Основной рас­цвет данного направления пришёлся на начало 1970-х годов. Фактическими основате­лями жанра стали такие группы как: «Led Zeppelin», «Deep Purple», «Black Sabbath». [15] После стали появляться другие группы. Среди них «Naza­reth», «Status Quo», «Queen», «AC/DC», «Scorpions» и многие дру­гие. [13] Наряду с мощным вокалом и тяжёлыми, громовыми ударными, бас гитарой, основной характерной чертой в «Хард-роке» является ги­тара, и вся музыка строится вокруг гитарных рифов и соло. [15]

 Важнейшую роль в формировании «Хард-рока» сыграл блюз. Гитарные рифы, соло и вокальные партии основаны на гамме пентатоники, которая использовалась блюзовыми музыкантами. Ритмика так же формировалась под влиянием блюза. В качестве ритмического рисунка очень часто используется шаффл-ритм, что является отличительной чертой джаза и блюза. Ярким примером использования шаффл-ритма является композиция  «Into the fire» группы «Deep Purple» с альбома «Deep Purple in Rock». Ещё одной немало важной особенностью данного музыкального направления является звучание электрогитары. В ходе формирования жанра музыканты искали новые средства выражения. В результате множества экспериментов появился новый способ усиления гитары, при котором гитарный усилитель перегружался. В результате это дало мощный рычащий звук — так называемый овердрайв (overdrive). Именно этот звук стал использоваться группами тяжелого рока, который ассоциируется с «Хард-роком» и последующими направлениями. [15]

 

                         Рисунок 1- Группа «Deep Purple» в1971 году

 

 Так же в период начала и середины 70-х годов появился термин «Хеви- метал», который окончательно сформировался к концу 1970-х годов. Как музыкальный термин «Хеви-метал» в первые был применён к альбому «Kingdom Come» группы «Sir Lord Baltimore» критиком Майком Сандерсом и приобрёл популярность благодаря статьям Лестера Бэнгсома о «Black Sabbath» и «Led Zeppelin».  Характерными чертами данного направления так же оставались плотная ритм секция, перегруженный звук гитары, с более агрессивными рифами, быстрыми и длинными  гитарными соло, пронзительным высоким вокалом. Основной тематикой текстов стала война и мистика. В отличии от блюзовых гармоний в «Хард-роке», в «Хеви-метал» больше использовались классические гармонии, натуральный минор, этнические лады. Поначалу термином «Хеви-метал» назывались самые громкие «Хард-рок» группы. Многие группы, например, «Led Zeppelin», «Deep Purple», «AC/DC» в то время относили к «Хеви-метал» группам. Однако сами музыканты не любили, когда их называли «металлистами» или «Хеви-металом». И для обозначения таких пограничных групп многие критики начали использовать термин «Хард-н-хеви» (хард-рок энд хэви метал). [13] [15] [16]

«Хард-н-хеви» появился в 1980-х годах на слиянии «Хард-рока» и «Хеви- метала» и считалось более коммерчески успешным движением. Яркими представителями того времени в США стали такие группы как «Motley Crue», «Guns N' Roses», «Def Leppard», «Aerosmith», «Whitesnake», «Bon Jovi», «Dio». В Швеции «Yngwie Malmsteen» и «Europe», в Германии «Bonfire», «Scorpions», «Doro», в Австралии «AC/DC». В России тяжёлые группы начали появляться в начале 80-х годов, но формирование таких направлений давалось крайне трудно из-за цензурных ограничений. Первым профессиональным коллективом того времени стала группа «Круиз». Особенностью их текстов стали строчки известных поэтов: Шекспир «Сонет», Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться», Р. Рождественский «Усталость». Во второй половине 80-х появились многие другие  замечательные группы: «Автограф», «Парк Горького», «Нокаут», «Форвард», «Чёрный кофе», «Легион», «Ария», «Чёрный Обелиск», «Мастер». [13] [14]

 

        Рисунок 2- Группа «Scorpions», Манчестер, 1980 год

На сегодняшний день самой коммерчески успешной группой является «Ария». Её продолжают слушать как начинающие поклонники тяжёлой музыки, так и давние ценители этого жанра. На счету группы уже 13 студийных альбомов, множество номинаций, премий и наград: «Литуаника 86», «Рок-панорама 86», «ZD Awards 87», «Fuzz», а так же ряд премий от «Русский топ» и «Чартова дюжина». [14] [17]

Поскольку основной чертой «Хард-н-хеви» является гитарный риф и соло, то следует упомянуть о  гитарных героях, из них: Джими Хендрикс, Фрэнк Заппа, Ричи Блэкмор, Тони Айомми, Джимми Пэйдж. Их игра в дальнейшем породила целую плеяду гитаристов: Эдди Ван Хален, Ангус Янг, Слэш, Ренди Роадс, Зак Уайлд, Ричи Самбора, Джо Сатриани, Стив Вай, Пол Гилбел, Джон Петруччи.

Собственно Эдди Ван Халену удалось сделать переворот в гитарной музыке. Техника двуручного тэппинга, которую он изобрёл ещё в начале своей карьеры, стала весьма популярной в 80-х годах и изменила звучание многих групп нового поколения. [18]

 

                               Рисунок 3- Эдди Ван Хален

Несмотря на то, что популярность «Хард-н-хеви начала идти на убыль еще в 1990-е годы, данное направление продолжает развиваться. В конце 1990-х и в начале 2000-х годов многие группы продолжили  выпускать альбомы и играть концерты с участием симфонических оркестров, хотя идея тоже новая. Еще 24 сентября 1969 года группа «Deep Purple» записала концертный альбом в Великобритании в Королевском Альберт-Холле с участием Королевского филармонического оркестра. Однако такие исполнители как «Yngwie Malmsteen», «Scorpions», «Metallica», «Dream Theater» продолжили эксперименты в данном направлении и весьма успешно.

Жанр «Хард-н-хеви» хоть и является переходным между «Хард-роком» и «Хеви-металом», но он по прежнему продолжает присутствовать и в других направлениях современной рок и метал музыке, поскольку является очередным этапом в развития. Черты данного направления можно наблюдать в таких группах как: «My Chemical Romans», «Velvet Revolver», «White Stripes», «Jorn», «Nickelback», «Three doors down», «Three Days Grace», «Sither», «Dream Theater», «The Winery Dogs», «Sons Of Apollo», «Black Label Society», « The Pretty Reckless», «Fozzy», «The L. I. F. E. Project»[19]

 

                    Рисунок 4- Группа «Dream Theater»

Хард-н-хеви появился около 40 лет назад, но всё так же остаётся основой настроения и невероятной эмоциональной подачей для многих других стилей и направлений.

 

1. 2 Описание группы «Top Dogs», состав участников.

«Top Dogs» - Хард-н-хеви группа из города Сыктывкар республики Коми. Группа была образована в 2009 году тремя сотрудниками «Коми республиканского телевизионного канала» Русланом Евсеевым - ударные, Ильёй Зубовым -вокал, гитара и Дмитрием Идрисовым - бас гитара. Базировалась в радио подразделении телеканала. Позднее в группу пробовались два гитариста - Андрей Мороков и Владимир Василенко. В 2010 году к группе присоединился гитарист Алексей Сидоров. 29 мая 2012 года «Top Dogs» своими силами выпустила первый релиз под названием «Insane».

 

Рисунок 4- Группа «Top Dogs». Слева направо: Дмитрий Идрисов,                                 Илья Зубов, Руслан Евсеев, Алексей Сидоров

После выпуска первого релиза, группа не делала ни каких записей. Основным направлением деятельности коллектива было участие в различных концертных мероприятиях, фестивалях, телевизионных передачах таких как, телемарафон «Большой джем», телепередача «Джем сейшн», фестивали «Ночь каверов», «СурРок», «Ыбица», «Сосногорск» (ныне «Сосны» в городе Сосногорск Ухтинского района), а так же участие в различных «квартирниках», «гаражниках» и всяческих промоакциях.

 

         Рисунок 5- Группа «Top Dogs» на фестивале «Ночь каверов 2012»

 

В 2013 году на смену барабанщика Руслана Евсеева пришёл Виталий Федюк. В данном составе группа просуществовала не долго, около 6 месяцев. И опять же замена случилась в секции ударных. На смену Виталию Федюку пришёл Олег Рыльский. В момент смены барабанщиков группа приступила к записи нового сингла «Remind me».

Позднее обновлённый состав  приступил к записи еще одной песни под названием «Masquerade». Эти две песни были записаны в студии радиостанции при телеканале. Но на сведение были отправлены в другую студию.

Далее в группе вновь произошли изменения. Теперь на смену бас гитаристу Дмитрию Идрисову пришёл Никита Климычев. В данном составе группа продолжала заниматься только концертной деятельностью, и в 2015 году прекратила своё существование. [21]

 

              Рисунок 6- Группа «Top Dogs» на фестивале «Сосногорск 2013»

 

Участники группы:

Руслан Евсеев – ударные,

Илья Зубов - вокал, гитара

Дмитрий Идрисов - бас гитара

Алексей Сидоров - бэквокал, гитара

Виталий Федюк - ударные

Олег Рыльский – ударные

Никита Климычев - бас гитара

 

ГЛАВА II. ЗАПИСЬ И СВЕДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Материалом для данной выпускной работы была выбрана композиция «Remind me» группы «Top Dogs». Авторами песни являются Алексей Сидоров и Илья Зубов. Данный материал был записан в 2013 году на студии «Коми народное радио» сейчас именуется «Радио Юрган». Данная студия является подразделением Коми республиканского телеканала «Юрган». Изначально запись была выслана на сведение в другую студию. Но в последующем было принято решение свести данную композицию самостоятельно, что и послужило темой к данной выпускной работе.

Рисунок 7- Акустическая комната студии «Радио Юрган»

 

Запись производилась на цифровой рабочей станции (DAW- Digital Audio Workstation) Cubase 4 компании Steinberg, через 16 канальный микшерный пульт со встроенным аудиоинтерфейсом Mackie Onyx 1620. Поскольку между исходной записью и собственным окончательным сведением прошло 8 лет, сводить композицию на старой версии DAW не имело ни какого смысла. Время идет, а технологии развиваются все стремительнее. Поэтому окончательное сведение производилось в DAW Presonus Studio One 5. 3. 0 серии Artist.

Студия «Коми народного радио» это единственная интернет-радио станция, вещающая на коми языке. Работа студии данной радиостанции ориентирована на запись, сведение и размещение в эфире коллективов и сольных исполнителей, поющих на коми языке или языках финно-угорской группы. Выбор данной студии был не случаен, поскольку основной состав группы «Top Dogs» являлся сотрудниками данной студии. Студия оборудована одной акустической комнатой и двумя контрольными комнатами (для одновременной работы двух звукорежиссёров).

 

             Рисунок 8- Контрольная комната №1 студии «Радио Юрган»

 

Рисунок 9- Контрольная комната №2 студии «Радио Юрган»

 

Как говорилось ранее, запись производилась через микшерный пульт Mackie Onyx 1620 со следующими настройками:

Частота дискретизации – 44100 Hz

Разрядность – 16 bit

Мониторинг производился на активных мониторах ближнего поля Dynaudio BM5А.

Исходя из технических возможностей студии, был выбран многодорожечный последовательный способ записи. Многодорожечный последовательный способ записи – это способ, при котором каждый инструмент записывается отдельно и на индивидуальной звуковой дорожке.

В состав записи входят следующие инструменты:

1. Барабанная установка

2. Бас гитара

3. Электрогитара 1 (ритм)

4. Электрогитара 2 (ритм)

5. Электрогитара (соло)

6. Вокал

7. Бэк-вокал

 

2. 1Создание барабанов

 На момент записи песни группу покинул барабанщик, и было принято решение о создании барабанной партии при помощи VST инструмента EZ Dummer от компании Toontrack. Гитаристом группы была проанализирована барабанная партия с различных видеозаписей, и при помощи MIDI клавиатуры Axelvox KEY 49  и библиотеки лупов EZ Drummer была забита на MIDI дорожку программы Cubase 4. После окончательного редактирования и квантизации, данная дорожка была экспортирована в отдельный MIDI файл в формате GM (General MIDI). Это нужно для того что бы в дальнейшем данный формат файла можно было использовать с другими барабанными VST инструментами. Далее в DAW в окне VST instruments были активированы все выходы для EZ Drummer. После этого каждый барабан и тарелки EZ Drummer были направлены на отдельный инструментальный канал. Это позволяет обрабатывать каждый барабан VST  инструмента, а так же сделать отдельный экспорт барабанов и тарелок в Wave файл. Что и было совершено в дальнейшем.

 

2. 2 Запись бас гитары и электрогитар

Партия бас гитары и все партии электрогитар были записаны в линию через DI box Artec SE-DI2 для дальнейшего реампинга. Данный процесс будет описан позднее. При записи были использованы бас гитара Ibanez SRX590 и электрогитара Schecter C1+. Бас гитара записывалась без дополнительной обработки, а вот о записи электрогитары хотелось бы рассказать подробнее.

 Что бы в окончательном результате гитара звучала правильно, главная задача - максимально правильно записать сигнал со звукоснимателя гитары. Шнуры от гитары до DI box и от DI box до пульта были от 1-1. 5 метров. От DI box до микшерного пульта выходило два сигнала, один сбалансированный (запись этого сигнала в дальнейшем и подвергнется реампингу), а несбалансированный сигнал шел на микшер через гитарный процессор Line 6 HD500. Этот сигнал с перегрузкой был нужен для контроля качества исполнения, поскольку чистый сигнал не дает нужных эмоциональных ощущений. Так же очень важно записать и смонтировать параллельно две дорожки, «чистую» и с перегрузом, и если после квантизации перегруженная гитара будет звучать ровно, без щелчков и скачков, то чистая гитара после реампинга будет звучать так же ровно. Уровень сигнала перед записью был выставлен близким к 0 dB  но, не допуская клипирования.

 Обе партии электрогитар были записаны дабл треком «duble track» для дальнейшего панорамирования. Дабл трек «duble track» - это способ, при котором одна и та же партия инструмента записывается дважды. Способ панорамирования будет описан позднее.

 

2. 3 Запись вокала

Голос вокалиста, как и любой музыкальный инструмент, имеет свои особенности - тембр (жесткий или мягкий), частотный и динамический диапазон. Частотный диапазон голоса достаточно широкий: от 200 до 16000 Hz. Поэтому чтобы уловить все нюансы голоса, важно было подобрать подходящий микрофон. Для определения подходящего микрофона на выбор было три модели: AKG C414B, Shure SM7B и Neumann BСM 104. После предварительных записей было принято решение оставить AKG C 414. В итоге окончательный тракт состоял из следующих компонентов: микрофон AKG C 414, микрофонный предусилитель-процессор DBX 286A, микшерный пульт Mackie Onyx 1620.

Для того чтобы дополнительно защитить микрофон от лишних шумов, был использован акустический экран. Акустический экран - это приспособление, используемое для создания звукового барьера. Его основная задача защитить микрофон от различного внешнего шума.

Так же для защиты микрофона от взрывных согласных и резких сибилянтов был использован «Поп-фильрт» из металлической сетки. Расстояние от микрофона до «Поп-фильтра» было около 15 см и ровно столько же от фильтра до вокалиста. В итоге расстояние от микрофона до вокалиста составило не менее 30 см. Это позволило избежать эффекта близости, а так же не позволило микрофону работать как «интершум», при котором звучал бы не сам голос, а помещение.

Мониторинг звукорежиссёра и вокалиста производился в наушниках Beyerdynamic DT 770. Важно что бы наушники у звукорежиссёра и вокалиста питались от одного усилителя. Это позволяет слышать одинаковый баланс с той же громкостью. Для этого использовался предусилитель для наушников Behringer Mini Amp 800.

2. 4 Первоначальная настройка проекта

Как описывалось ранее, между записью исходного материала и сведением прошло достаточно много времени, то было принято решение не сводить в Cubase 4. Сведение производилось на цифровой рабочей станции Presonus Studio One 5. 3. 0. Выбор данной DAW не случаен, поскольку он мало изучен мной и весьма интересен. А так же Studio One очень похож на Cubase 4 и в нём достаточно легко ориентироваться. Так же сведение производилось через аудиоинтерфейс Motu 896 HD с настройками частоты дискретизации – 44100 Hz и разрядность – 16 bit.

Для начала следует импортировать все дорожки в чистый проект. Далее для удобства визуализации всех инструментов группируем все дорожки по папкам. Поскольку бас гитара и электрогитары подверглись классическому, цифровому и программному реампингу, то было решено разделить эти инструменты по разным папкам. В итоге папки сформировались следующим образом: «Drums», «Bass Guitars», «Clean Guitars», «Reamp Guitars», «Vox».  В папках, каждой дорожке тоже определяем название. В общей картине получилось следующее:

«Drums»

Instrument track- AD Drums (Addictive Drums).

Waves track- Bass drum, Snare drum, Tom1, Tom2, Tom3, Tom4.

Поскольку в Instrument track использовался VST плагин Addictive Drums от компании XLN Audio, то было принято решение не использовать в Wav дорожках Hi Hat и Overhead.

«Bass Guitars»

Waves track- Clean Bass.

«Clean Guitars»

Waves track- Guitar 1, Guitar 1duble, Guitar 2, Guitar 1duble, Solo Guitar.

«Reamp Guitars»

Waves track- Guitar 1 Reamp, Guitar 1Reamp duble, Guitar 2 Reamp, Guitar 2 Reamp duble, Solo guitar Reamp.

«Vox»

Waves track- Lead vocal, Backing voca. l

Для лучшей ориентации в проекте каждую папку и дорожки в них раскрашиваем в свой цвет.

«Drums» - Синий.

«Bass Guitars» - Зелёный.

«Clean Guitars» - Жёлтый.

«Reamp Guitars» - Красный.

«Vox» - Розовый.

После формирования папок создаём FX каналы - это каналы эффектов и VCA каналы – это каналы громкости. Получилось следующее:

«FX Drums»

«FX Rever»

«FX Delay»

«FX Vox Rever»

Для бас гитары создаём отдельную шину «Bass Guitar EQ».

VCA каналы создаём следующим образом: выделяем необходимые дорожки и выбираем команду «создать VCA для выделенных каналов». Полученные каналы подписываем следующим образом:

VCA Drums

VCA Bass Reamp

VCA Rutm Guitar Reamp

VCA Guitar AmpliTube

Что бы исключить клипирование, устанавливаем уровень громкости на всех дорожках в районе -18 dB. На остальных шинах и на мастер шине уровень оставляем в 0 dB.

2. 5 Обработка барабанов

В самом начале, при создании барабанной партии, использовался VST инструмент EZ Drummer. Но с течением времени предпочтение отдалось Addictive Drums (далее AD Drums). Как оказалось данная программа звучит более естественно. По этому, при сведении было решено использовать AD Drums как основной модуль, а Waves файлы от EZ Drummer использовались дополнительно для большего щелчка и атаки. В самой программе использовалась эмуляция барабанов Тама Starclassic, Sonor Designer и тарелки Sabian AAX, HHX.

               Рисунок 10- Рабочий проект Studio One с окном AD Drums

На инструментальный трек импортируем MIDI файл ударной партии. Назначаем AD Drums. Далее выбираем тип ударной установки. Хотя MIDI файл был экспортирован в формате General MIDI, он по-прежнему требует музыкальной корректировки партии ударных. Для этого активируем на MIDI дорожке функцию редактирования (Edit) кнопкой  в нижнем правом углу программы Studio One 5. В нижней части программы открывается окно редактирования. Редактирование возможно как в виде нотной раскладки, а именно в виде клавиш фортепиано, так и в виде барабанной раскладки. Поскольку редактируется партия барабанов, целесообразнее выбрать раскладку ударных.  

После музыкального редактирования приступаем к маршрутизации отдельных каналов в AD Drums. Для этого в правом верхнем углу инструментального канала нажимаем кнопку «Instrument Editor», открывается окно AD Drums. В этом окне нажимаем кнопку выхода (Outputs). Видим, что по умолчанию активирован только мастер канал AD Drums на Main канал, а остальные барабаны не активны. Назначаем остальные выходы на все барабаны. После этого появляются дополнительные инструментальные каналы для каждого барабана. Но на них сигнал сразу не идёт. Сигналы отправляются с каждой дорожки AD Drums. Для этого нажимаем внизу канала кнопку выхода и назначаем отдельный выход (separate out). Так проделываем с каждым каналом.

Приступаем к проверке и исправлению фазы. В начале в мастер канал устанавливаем штатный Phase Meter. После на канал Оverhead  в Insert ставим плагин Auto Align от компании Sound Radix. Это плагин для автоматической коррекции фазы. Так же этот плагин устанавливаем в Insert на канал Kik. На канале Оverhead нажимаем принять сигнал, а на канале Kik отправить. После данной связки номера шин будут показывать, одинаковое значение и подсвечены зелёным цветом. Потом включаем воспроизведение в DAW и нажимаем «магическую» кнопку Detect (на канале Kik), наблюдаем за работой плагина. Если есть значительное фазовые искажения, программа автоматически это исправляет. Для дополнительного контроля можно воспользоваться кнопкой инвертирования полярности. Данную операцию проделываем с остальными дорожками барабанов, контролируя фазу при помощи коррелометра, PhaseMeter который, установлен на мастер шине. При правильном соотношении фаз индикатор прибора должен находиться в плюсовом значении.

Несмотря на то, что ударные используются программные, в них тоже возможно проникновения одних звуков барабанов в другие. Для этого, как и при использовании живой ударной установки применяем гейтирование. Для гейтирования использовался плагин Drum Leveler от той же компании Sound Radix. Гейтирование применялось достаточно легкое, поэтому уровень гейта выставлялся с небольшим хвостом что бы не допустить сильной зажатости.

Основная динамическая, частотная и пространственная обработка производились в плагине AD Drums. А в большей степени корректировка, поскольку в барабанном сете уже присутствуют установленные значения. Порядок обработки в цепи следующий: компрессор, эквалайзер, эффекты.

Kik. Компрессор: соотношение 2/1, порог -27 dB, атака 1ms, релиз 21 ms

Эквалайзер: срез на 39 и 346 Hz убираем бубнящие частоты, для щелчка подъём на 7 кHz.

Панорама в центре.

Snare.

Компрессор: соотношение 2/1, порог -34 dB, атака 1. 5 ms, релиз 32 ms

Эквалайзер: срез в районе 800  Hz, подъём на 9 кHz.

Ревербератор: посыл на 30 %. Панорама в центре.

Hi Hat без обработки, с панорамой в право на 61%

Tom 1, 2, 3, 4 c одинаковой компрессией: соотношение 2/1, порог -34 dB, атака 1. 5 ms, релиз 29 ms

Эквалайзер  

Панорама: Tom 1- вправо 30%, Tom 2 – влево 30%, Tom 3 – влево 50%, Tom 4

влево 75%.

Оverhead

Компрессор: соотношение 2/1, порог -20 dB, атака 2 ms, релиз 29 ms

Эквалайзер: небольшие срезы в районе 300, 500  Hz и 10 кHz.

Room

Компрессор: соотношение 2/1, порог -20 dB, атака 2 ms, релиз 29 ms

Эквалайзер: срезы в районе 180, 700  Hz и 2 кHz.

В DAW на каналах Kik и Snare дополнительно использовались компрессор Fabfilter и штатный эквалайзер Pro EQ. Посылы направлены от Kik в sidechain Bass, остальная маршрутизация направлена на FX Drums где в Insert для параллельной компрессии установлен T-Racks Classic Comp от компании IK Multimedia.

 

 Рисунок 11- Проект Studio One с окном редактирования AD Drums

2. 6 Обработка бас гитары

Как описывалось ранее, в данном проекте все гитары подверглись трем видам реампинга – классический, цифровой и программный (софтовый). Для начала дадим определение реампингу и их видам.

Реампинг- это воспроизведение любого аудио материала через внешний источник звука с дальнейшей перезаписью. Существует три вида реампинга.

Классический - когда в качестве внешнего источника используются усилители (ламповые головы), кабинеты и микрофоны.

Цифровой - в качестве внешнего источника используются цифровые процессоры

Программный (софтовый) - используется VST плагин, как правило, без дополнительной перезаписи. [20] [22]

При сведении бас гитары применилось два вида - классический и программный. В процессе классического реампинга использовался басовый комбоусилитель Fender Rumble 150, микрофоны AKG C414B, AKG P2, Shure SM57. Для согласования выходного сопротивления аудиоинтерфейса с входным сопротивлением комбоусилителя применялся прибор Radial JCR Studio Reamper. В процессе перезаписи три микрофона, AKG C414B, AKG P2, Shure SM57 были направлены на 15” динамик, и еще один микрофон Shure SM57 был направлен на ВЧ драйвер. Причиной такого количества микрофонов послужило во первых наличие того чем располагала студия, а самое главное это возможность экспериментировать. В процессе сведения было принято решение оставить дорожки перезаписанные только с двух микрофонов - это AKG P2, Shure SM57, те что были направлены на 15” динамик. AKG C414B показался тусклым для баса, а ВЧ драйвер давал излишние шумы.

          Рисунок 12- Процесс реампинга партии бас гитары

После перезаписи оба канала подверглись фазовой корректировке с помощью плагина Auto Align.

Для программного реампинга применялся VST плагин Mark Studio от компании Overloud. Плагин был размещён в папке Clean Guitars на дорожке Bass guitar, и послужил компенсацией основному звучанию для большего уплотнения.

В цепи обработки использовался компрессор Fabfilter Pro-C2 и эквалайзер Fabfilter Pro-Q2. Для разрешения частотных конфликтов бочки и баса применялся плагин Fabfilter Pro-MB2. Приемущество отдаётся Kik(у), по этому, в данном случае применялась сайдчейн эквализация с посылом от Kik. При этом на басу автоматически срезается рабочая область бас бочки в районе 200 Hz.

   2. 7 Обработка электрогитар

Для всех партий электрогитар применялось два типа реампинга- цифровой и программный. В процессе цифрового реампинга использовался гитарный процессор Line 6 POD HD500 и цепь приборов из лампового гитарного предусилителя. VOX Bulldog Distortion и импульсного спикер симулянтора AMT Pangaea CP100Так же для согласования выходного и входного сопротивления применялся прибор Radial JCR Studio Reamper. Программный реампинг так же послужил компенсацией для основных парий. При этом использовался плагин AmpliTube от компании IKMultimedia и был размещен в папаке «Clean Guitars» на дорожках  Guitar 1 и Guitar 2. Так же для дополнительной догрузки, был применён плагин T-Racks Classic Clipper. Дабл треки после реампинга были отключены.

 

            Рисунок 13- Процесс реампинга через процессор Line 6 HD 500

В данной композиции присутствуют две ритм партии и одна соло. Дорожки соло гитары были панорамированы в центр, кроме дорожки с программным реампингом. Она была смещена вправо на 30% для создания лёгкого дисбаланса. Дорожки ритм партий были условно разделены на буквы:

Guitar 1( Reamp Line 6) –«A», Guitar 1 duble (VOX+AMT) –«A1»

Guitar 2( Reamp Line 6) –«B», Guitar 2 duble (VOX+AMT) –«B1»

Для создания более ровной гитарной текстуры панорама была выстроена следующим образом:

«А»- в центре, «А1»- на 100% влево с уменьшением уровня относительно «А» на 9 dB.

«В»- в центре, «В1»- на 100% вправо с уменьшением уровня относительно «В» на 1 dB.

Рисунок 14- Процесс реампинга через предусилитель VOX Bulldog  Distortion и спикер симулянтора AMT Pangaea CP100

В инсертах использовалась следующая обработка:

На всех дорожках ритм партии для дополнительной догрузки, был применён плагин T-Racks Classic Clipper. Для частной коррекции использовался эквалайзер T-Racks EQ-73. На дорожках соло гитары для догрузки были использованы плагины AmpliTube и T-Racks Classic Clipper от компании IKMultimedia.

Пространственная обработка осуществлялась посылом на  шину эффектов «FX Rever» где был установлен плагин T-Racks Sunset Sound Studio от компании IKMultimedia.

 

2. 8 Обработка вокала

В данном проекте вокальная партия представлена в виде основного голоса и бэк-вокала соответственно они были размещены на двух разных дорожках. Динамическая и частотная обработка голоса на обеих дорожках абсолютно одинакова и имеет следующие значения:

Компрессор Fabfilter Pro-C2(с лёгкой компрессией): порог -6 dB, соотношение 2/1, атака 2 ms, возврат 27 ms, выходная громкость +2, 5 dB.

Эквалайзер Fabfilter Pro-Q2. Колокольчатым фильтром был убран резонанс в районе 630 Hz и 2620 Hz до -10 dB. Для яркости полкой поднят верх от 7940 Hz  на +5 dB.

Так же для удаления сибилянтов был применён деэссер RX7 De-ess от компании  Izotope.

Панорама на обеих дорожках строго в центре. Пространственная обработка отправлена посылом на шину FX Vox Rever где установлен штатный ревербератор Mixverb.

 

2. 9 Обработка мастер канала

Мастер канал является логическим завершением в цепи всего сведения, и поэтому тоже нуждается в дополнительной обработке. Без данных действий микс останется недоработанным, тусклым и попросту неинтересным. Для этого на мастер канале применялись следующие действия.

Основой для мастеринг обработки послужил плагин Ozone 9 от компании Izotope. В данном случае использовался прессет CD Master с незначительной корректировкой. В цепи прессета имеются:

Эквалайзер (Equalizer 1) с колокольным подъёмом в районе 2700 Hz и полочным подъёмом от 5775 Hz на 1, 3 dB

Многополосный компрессор (Dunamics) с небольшой степенью компрессии в трех частотных диапазонах от 20-300 Hz, от 300 Hz-5, 5 кHz и от 5, 5 кHz-20 кHz.

Максимайзер (Maximizer) с пороговым значением -2 dB, выходным значением -0, 1 dB, атакой и возвратом 1, 36 ms.

Стерео расширитель (Imager) со значением 13 ms в частотном диапазоне от 1 кHz и выше.

Далее в цепи для корректировки уровня громкости установлен лимитер T-Racks Brickwall Limiter со значениями:

Input -3 dB

Attack 1. 3 ms

Release 1. 7 ms

Output ceiling -0. 3 dB

Для дополнительного насыщения был применён плагин SSL Native X-Saturator.

В конце цепи установлены штатный Phase Meter для контроля фазы в процессе сведения и Mastering The Mix - Levels для контроля уровня громкости. Финальный уровень громкости был установлен со значением -9 dB LUFS(полной шкалы громкости), что является стандартом аудио CD.

По завершению проект был пересчитан в отдельный файл форматом Wave 44. 1 кHz 16 bit.

            

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Запись и сведение собственного музыкально произведения является весьма интересным, но противоречивым занятием. Ведь автору, находясь непосредственно в процессе всей работы, свойственно задавать себе массу вопросов. И самый главный вопрос. Способен ли автор абстрагироваться от всех нюансов композиции, аранжировки и взглянуть на произведение с другой стороны, со стороны звукорежиссёра?                     

Изучив и проанализировав все особенности жанра композиции, а именно то, как это складывалось исторически, в процессе всей работы становится понятным, на какие инструменты следует обратить особое внимание.

При записи и сведении была сформирована максимально удобная структура проекта. А именно формирование инструментов по папкам и определение каждой в отдельный цвет.

Качество звучания барабанной установки при использовании VST плагина Addictive Drums является приемлемым и звучит весьма реалистично.

Произвести качественный аудиоматериал в условиях малобюджетной студии вполне возможно. Важно определить назначение выпускаемого аудиоматериала, для каких целей создаётся композиция, демо версия, для разового применения или в качестве учебного пособия.

Все выше изложенные вопросы и выводы можно свести к одной мысли. При любых ситуациях и условиях нужно всегда поддерживать и развивать свой профессиональный уровень. Предела совершенству нет, но в погоне за этим важно обрести свой характер и голос в звучании собственных аудиомиксов.

 

 

Список используемых источников и литературы

1. Алдошина И. А. Основы психоакустики. Серия статей в журнале «Звукорежиссер» 1999 -2003.

2. Алдошина И., Приттс Р. Музыкальная акустика. СПб, 2006. -125с.

3. Вахитов Ш. Я. Акустика, 2009

4. Гибсон Д. Искусство сведения, 2007

5. Загуменов А. П. Запись и редактирование звука. Музыкальные эффекты, 2005.

6. Меерзон- Акустические основы звукорежиссуры

7. Ньюэлл Филип - Project Студии. Маленькие студии для великих записей

8. Овсински Б. Настольная книга звукорежиссера, 2007

9. Севашко А. В. Звукорежиссура и запись фонограмм, 2004

10. Ставроу Майк - Сведение разумом 2003

11. Стронг Дж. Домашняя студия звукозаписи для «чайников» - М, 2006.

12. " Сведение и мастеринг". http: //fb. ru/article/148232/svedenie-i-mastering---chto-eto-takoe-programmyi-i-naushniki-dlya-svedeniya-i-masteringa

13. https: //ru. wikipedia. org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%B4-%D1%80%D0%BE%D0%BA

14. https: //rockisfest. ru/article/istoriya-zhanra-hard-rock/

15.  https: //dic. academic. ru/dic. nsf/ruwiki/1176564

16. http: //houserock. ru/history/1946-istoriya-hard-rokaistoriya-heavy-metalistoriya-hevi-metala. html

17. https: //ru. wikipedia. org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B8%D1%8F_(%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0)#%D0%A1%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C

18. https: //sportinsider. ru/vitamins-and-minerals/sovremennye-hard-rok-gruppy-zarubezhnye-gruppy-hard-rok-hard-rok. html

19. https: //onrockwave. com/blog/15-luchshih-hard-rok-albomov-2019-goda

20. http: //guitar. ru/articles/sound-rec/pro-reamping. html

21.  https: //vk. com/topdogsmusic

22. https: //samesound. ru/prod/75695-how-to-reamp-at-home

 

 


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ “САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

 

Факультет современного искусства и художественных коммуникаций

Наименование факультета

 

ПРОТОКОЛ

проверки письменных работ обучающихся на объем заимствований

 

Кафедра Звукорежиссуры  
Научный руководитель старший преподаватель Бормотов Н. Г.
Обучающийся Сидоров А. М.
Курс Профессиональная переподготовка
Направление подготовки (Специальность) Звукорежиссура
Профиль (специализация)   Студийная звукорежиссура
Программа дополнительного образования (для ФДО)  
Вид письменной работы Выпускная квалификационная работа
Тема (название) работы Запись и сведение собственного авторского произведения
Результат проверки (%) 99, 17 %

 

Декан факультета   _____________________ / Майоров А. А. /

 

« » октября 2021 г.

 

 

Обучающийся с результатами проверки ознакомлен.

 

                         / Сидоров А. М. /                 

 

« » октября 2021г.

 

 

Научный руководитель с результатами проверки согласен.

 

                         / Бормотов Н. Г. /                

« » октября 2021 г.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.