Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Фортепианная фактура



Фактура - это строение музыкальной ткани, учитывающее характер и соотношение составляющих ее голосов. Синонимами слова фактура являются: склад, изложение, музыкальная ткань, письмо.

Дословно «фактура» означает «обработка». Чтобы мелодия или гармония зазвучала выразительно, композиторы используют различные приёмы и способы обработки музыкального материала, разные виды музыкальной фактуры.

Фактура представляет собой одно из наиболее содержательных, информативно насыщенных средств. Воспроизведение различных способов изложения музыкального материала достигается благодаря синтетической конструкции инструмента, многообразию пианистических приемов, а также вследствие пополнения фортепианного репертуара сочинениями из области симфонической, инструментальной, вокальной музыки с типичными для них жанрами, образными сферами и способами развития. Не путать фактуру и виды технических приёмов.

 

Фактура в значительной мере отражает исполнительскую специфику того или иного инструмента. Средствами фактуры на рояле может быть воспроизведен характерный тембр или воссоздана определенная динамика, найден эквивалент оригинальному оркестровому или иному инструментальному звучанию. Изменения в фактуре могут знаменовать собой переломные моменты в развитии формы.

В широком смысле фактура входит в эстетико-философское понятие музыкальной формы в единстве со всеми средствами выразительности. В узком смысле – способ изложения музыкальной мысли, музыкальная ткань, склад.                                                                                                                

Мелодия. Гармония. Ритм. Синтаксис. Всё это вместе – фактура. Может отсутствовать гармония, мелодия, но фактура никогда.

 

В художественной практике фактура бывает различной по плотности. Это зависит от количества слагающих ее голосов (от одного до нескольких десятков).

В настоящее время известны два основных типа фактуры: гомофония и полифония. Смешанный тип появляется при взаимодействии двух первых. По сути, мастерство композитора это умение выражать свои абстрактные идеи в том виде фактуры, который наиболее соответствует образу. Все идеи касающиеся гармонии, формы, мелодии и ритма должны быть выражены определенным способом. Также можно сказать, что фактура на 90% определяет стиль музыки.

Фактура имеет следующие виды и подвиды:

Монодия, Полифония, Гомофония, Гармоническая фактура.

 

Монодия (унисон) (от греч. «моно» – один) – это древнейшая одноголосная фактура, которая представляет собой одноголосную мелодию, либо проведение мелодии несколькими голосами в унисон, или в октавном удвоении. Монодийной была музыка Древней Греции, Древнего Рима, песни европейских менестрелей — трубадуров, труверов и миннезингеров, древнейшие традиции богослужебного пения в христианской церкви: григорианский хорал, византийские и древнерусские распевы, средневековые паралитургические песни.

Не следует путать монодию с одноголосно изложенной современной мелодией, так как это две абсолютно разные фактуры. Как правило немонодийные мелодии подразумевают гармонизацию и могут содержать элементы скрытой полифонии. Монодия же появилась задолго до рождения полифонии.

Полифония (от греч. «поли» - много и «фон» - звук, голос) – более древняя, чем гомофоническая, она достигла расцвета в эпоху Барокко (XVII век – первая половина XVIII века). Это тип многоголосия, в котором два или более голосов, имеют самостоятельное мелодическое значение («равенство» всех голосов). сочетания индивидуальных голосов, равноправных либо подчиненных. В полифонии главное значение имеет вертикально движение, а не горизонтальное. Важными качествами являются плотность и разреженность, т. е. " вязкость" и " прозрачность", которые регулируются числом полифонических голосов.

Для полифонической фактуры типичны единство рисунка, отсутствие резких контрастов звучности, постоянное число голосов. Одним из свойств является текучесть, которая достигается стиранием цезур, разделяющих построения, незаметность переходов от одного голоса к другому. Полифоническую фактуру отличает постоянное обновление, отсутствие буквальных повторений при сохранении полного тематического единства. Огромное значение для этой фактуры имеет ритмическое и тематическое соотношение голосов.

Полифоническая фактура бывает трех разновидностей: контрастная, имитационная, подголосочная.

Контрастная (разнотемная) полифония образуется, если темы (мелодии) в полифонии разные, контрастные.

Имитационная (от лат. – подражание) – образуется в том случае. Когда мелодии полифонического склада одинаковые или схожие вступают во взаимосвязь со сдвигом во времени. Своего расцвета имитационная полифония достигла в творчестве И. -С. Баха.

Подголосочная полифония – свойственна русской народной песне. Она основана на свободной импровизации в процессе исполнения мелодии, когда к основному голосу присоединяются другие голоса – подголоски.

Гетерофония –древний тип фактуры (возникла в IX веке). Является самой примитивной разновидностью полифонии. В гетерофонии вариантный голос равен ведущему. В ней голоса движутся параллельно друг другу (ленточное движение – квартами, квинтами, терциями, секстами). Гетерофонная фактура получила распространение в современной музыки в виде приема для наложения голосов без приурочения их друг другу, что позволяет создавать диссонантное звучание не по принципам гармонии, а по принципам гетерофонии. Для этого подголосок может например при сохранении ритма играть совершенно противоположную мелодию, либо дублировать в септиму и т. д.

Органум - наиболее ранняя форма многоголосия. С развития органума берет начало полифония. В этом жанре зародились правила голосоведения, ритмического конрастирования и много другого.

Типы органума: параллельный (главный, заданный голос дублируется в один совершенных консонансов: октаву, квинту, кварту); свободный (органальный голос по фактурной функции независим от главного, присочиняется к нему гоморитмически, в технике «нота-против-ноты»); мелизматический (на один звук главного голоса приходится несколько звуков второго голоса) и др

Хоральная фактура – разновидность полифонической, возникающая при одинаковых длительностях во всех голосах. В этом случае движение определяется развертыванием мелодической линии в каждом из голосов, а не функциональными отношениями гармонических вертикалей. Данная фактура не тождественна аккордово-гармонической. Примерами могут служить церковные песнопения – хоралы.

Гомофония - (от греч. «гомо» – человек, «фон» – звук, голос). Гомофония или гомофонно-гармоническая фактура – одно и то же. Гомофонно-гармоническая фактура складывается из мелодии и сопровождения. Она утвердилась в музыке венских классиков (вторая половина XVIII века) и является наиболее распространенной фактурой до наших дней.

Гармоническая фактура.

Именно гармонический склад предполагает необычайное многообразие типов рассматриваемой фактуры.

1. Аккордовая фактура представляет собой аккордовое изложение без ярко выраженной мелодии. Аккордовая фактура чаще всего моноритмична либо проста по ритмическому рисунку.

2. Гармоническая фигурация аккордово-фигуративного типа, которая представляет собой ту или иную форму поочередного изложения звуков аккорда.

3. Ритмическая фигурация - повторение звука или аккорда.

 

Смешанная фактура – возникла вследствие взаимодействия разных по типу фактур, бывает полифонно – гармонической, гетерофонно-гармонической. Сочетание гомофонно-гармоничес0кого склада и полифонии, которая регулируется правилами гармонии. Для гомофонно-полифонического изложения характерна полимелодичность. Это один из самых распространненых типов фактуры в современной музыке, поскольку сочетает в себе несколько основных и позволяет воплощать реализовывать масштабные и сложные идеи.

Фортепиано — наследник репертуара предшествующих «собратьев» — клавикорда, клавесина и других инструментов (органа, лютни), а также оперной, симфонической литературы.

«Приспособленные» типы фактур и их особенности (жанры, стилистика, плотность, регистровка, тембральные традиции, динамические традиции) и характеристика:

— органный тип фактуры - переложение на 2-х строчках, либо в 3-х строчном изложении. Большая роль педали в создании «эффекта органа», распределение динамики между фактурными слоями; (мощный бас + мягкие подголоски и + яркий верхний голос)

— токкатный тип фактуры (от старинной органной до современных токкат – как правило оркестровые тембры от «деташе» струнных до атаки духовых).

 

Именно фактура выступает системой организации художественного пространства в музыке. Она координирует всю совокупность голосов по трём измерениям (координатам, параметрам): вертикали, горизонтали и глубине.
Вертикаль — звуковысотная организация голосов (элементов фактуры), в одновременности.
Горизонталь — развёртывание фактуры во времени, изменение типа фактуры изложения.
Глубина — пространственные качества фактуры, взаимоотношения и взаимосвязь рельефа и фона (передний и задний планы, эффекты приближения и удаления, переклички, эхо и т. д. ).
Фактура имеет две качественные стороны, аналогичные известным сторонам гармонии, — функциональную и фоническую.
Функциональная сторона раскрывает роль голосов фактуры по отношению друг к другу.
Фоническая (декоративная, колористическая) сторона проявляется в собственном фонизме фактуры (её общем звуковом характере, определяемом динамикой, регистром, плотностью, а в оркестре — и тембром).

Существенна формообразующая роль фактуры. Связь фактуры с формой выражается в том, что сохранение данного рисунка фактуры способствует слитности построения, а его смена - расчлененности. Фактура служит важнейшим преобразующим средством, она способна решительно изменять облик и суть музыкального образа. Особенно это проявляется в разд. остинатных и неостинатных вариационных формах, выявляя в некоторых случаях большие динамич. возможности (" Болеро" Равеля). Фактурные изменения часто применяются в репризах трёхчастных форм, в проведениях рефрена в рондо. Также в разработках сонатных форм, в которых границы разделов определяются сменой способа обработки и, следовательно, Ф. тематич. материала.

 

Нередко виды фактуры связаны с определенными жанрами, что является основанием для совмещения в произведениях разных жанровых признаков. Фактура сохраняет признаки того или иного исторического или индивидуального музыкального стиля: так называемое гитарное сопровождение дает возможность создать тонкую стилизацию ранней русской элегии; Р. Шуман в " Карнавале" пишет музыкальные портреты Ф. Шопена и Н. Паганини, используя особенности фактуры. Фактура является главным источником музыкальной изобразительности, особенно убедительной в тех случаях, когда изображается какое-либо движение. С ее помощью достигается зрительная наглядность музыки, одновременно полная тайны и красоты.

 

   Для музыки XIX в. характерно исключительное разнообразие типов фактуры. Яркие стилистические особенности фактурного изложения возникают в творчестве Ф. Листа. Обновление фактуры заметно прежде всего в мелодизации гармонического склада, превращающегося порой в полифоническое изложение как, например, у Ф. Шопена (тема п. п. в экспозиции Первой баллады для фортепиано). Одни из самых значительных достижений XIX в. в области фактуры - усиление ее мотивной насыщенности и тематическая концентрированность.

В этот период возникают фактура-гармония и фактура-тембр. Сущность их состоит в том, что выразительность определяется не столько звуковым составом, сколько живописностью расположения. Более важным оказывается не высотное, а фактурное наполнение аккорда. Примеры фактуры-гармонии часто встречаются в произведениях М. П. Мусоргского, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, К. Дебюсси. В других случаях слияние фактуры и гармонии определяет тембр (фортепианная пьеса " Скарбо" М. Равеля).

Разные способы обновления фактуры сосуществуют в искусстве XX в.: усиление роли фактуры в целом, дальнейшая индивидуализация фактурных приемов, открытие диссонирующих дублировок, совмещение оригинальных фактурных особенностей национальной музыки с новейшей гармонической и оркестровой техникой профессионального искусства, сплошная тематизация, приводящая к тождеству тематизма и фактуры.

В музыке XX в. появляются нетрадиционные склады, не относящиеся ни к гармоническому, ни к полифоническому, и тем самым определяют соответствующие разновидности фактуры. Композиторы в своих произведениях применяют приемы разорванности и несвязанности фактуры - регистровую расслоенность, динамическую и артикуляционную дифференцированность.

В искусстве музыкального авангарда значение фактуры доводится до логического предела. Порой она становится единственной ( у К. Пендерецкого) целью собственно композиторской работы (например, у К. Штокхаузена). Основным приемом контролируемой алеаторики в произведениях В. Лютославского является импровизация фактуры в заданных высотных или ритмических пределах. Множество сонористических изобретений также относится к области фактуры. Изменение Ф. становится одним из осн. средств членения формы в сочинениях 20 в.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.