|
|||
Собиратели духовных стихов проанализировали материал и пришли к выводу, что эти произведения имеют особую форму построения. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В некоторых из них музыкально-поэтические строфы объединяются по принципу цепной формы стиха.
Наряду со многими другими духовными стихами (особенно со стихами о Лазаре, Алексее Божьем человеке) покаянные стихи вошли в различные крюковые рукописные книги. Мелодии стихов, старообрядческие сборники, словно «застывали», со временем становясь всѐ менее и менее известными. В певческих книгах фиксировались и широко известные варианты духовных стихов. И сейчас, много лет спустя, мы встречаем в крюковых сборниках образцы духовных стихов, подобные по своему содержанию фольклорным. В то же время нищие старцы-слепцы, лирники, представители яркой живой певческой традиции, распевали духовные стихи отнюдь не книжного происхождения.
Удивителен тот факт, что в 17 веке устный жанр покаянного духовного стиха не только не угас, но получил новое развитие. Из письменной традиции бытования он перешел и закрепился в устной, носителями которой были лирники, бандуристы, кобзари.
---------------------------------------------------
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ДУХОВНЫЕ СТИХИ. Это стихи о расставании души с телом. В них мотив покаяния звучит как обращение к грешной душе, сожалеющей о своей неправедной земной жизни. В стихах о смерти доминирующим становится ожидание возмездия на страшном суде. Вместе со многими эсхатологическими духовными стихами покаянные поются во время погребального обряда. ( Эсхатоло́ гия — система религиозных взглядов и представлений о конце истории, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние. )
|
|||
|