Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дом, люк, метро, рыба, сыр, чайка, шорты, весна,  хлеб, жир, щука, стол, кот, пальто, лампа, лист,  рис,  ночь, помощь, ластик, книга, бочка, клей.



 


 



20 ЗАНЯТИЙ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

для предупреждения

ДИСГРАФИИ


1 класс


О. В. Чистякова


 


УДК 373. 3
ББК 81. 2Р-9
4-68


Чистякова О. В.

4-68   20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии.

1 класс. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. — 80 с.: ил. -
(Серия «Азбука письма»).

ISBN 978-5*407-00055-6


ISBN 978-5-407-00055-6


© Чистякова О. В. 2010
© Издательский Дом «Литера», 2010


 


Уважаемые родители!


Количество детей с нарушением письма (дисграфией) увеличивается год от года. К сожалению, это является серьёзным препятствием в овладении учеником грамотой.

Как понять, что у ребёнка наблюдается нарушение письма и он действительно нуждается в дополнительной помощи? Внимательно изучите ошибки, которые
ваш ребёнок допускает в тетради:

· многочисленные пропуски букв, чаще гласных;

· повторение одной и той же буквы (пиро п вместо пирог);

· замена букв (л у ди вместо люди, б ыра вместо дыра);

· недописывание слов или букв, перестановка слогов ( раба бан вместо барабан);

· ошибки в ударных слогах (с о дик вместо садик);

· зеркальное написание букв;

· отсутствие точки в конце предложения или потеря заглавной буквы в его начале;

· затруднения в делении слов на слоги, постановке ударения, выполнении звукового разбора слова;


· корявый почерк»: сползание букв со строки, разнородные по ширине и высоте буквы, различный наклон букв, колебание почерка.

 

Данное пособие представляет собой сборник заданий, упражнений, игр, которые помогут родителям организовать эффективную работу по предупреждению и
устранению некоторых дисграфических ошибок.

Пособие состоит из 20 занятий, каждое из которых разбито на 3 раздела.

В первый раздел включены задания, направленные на развитие памяти, внимания, пространственного восприятия, наблюдательности.

Во второй раздел входят теоретические сведения по русскому языку, задания на развитие звукового восприятия, различение звуков и букв, работа над словом
и предложением.

В третий раздел включены задания и игры, направленные на расширение словарного запаса, развитие связной речи ребёнка, а также упражнения, помогающие решить проблему пропуска букв.


 


Рекомендации по проведению занятий

1. Длительность одного занятия – 20-25 минут.

2. Ребёнку необходимы: данное пособие, простой карандаш, ручка, цветные карандаши, тетрадь.

3. Во время занятий постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах ребёнка. Напротив, лишний раз похвалите его за то, что у него получается.


4. Если задание оказалось слишком трудным, его можно отложить на некоторое время, а потом вернуться к нему.

5. Можно несколько раз возвращаться к одному и тому же заданию, меняя материал для работы (другие звуки, слова, картинки, предложения).

6. В конце каждого занятия ребёнку предлагается оценить свою работу. Если он считает, что потрудился хорошо и справился со всеми заданиями, то закрашивает зелёный кружок светофора. Если были затруднения — жёлтый кружок. Если большую часть заданий выполнил плохо — красный (это сигнал того, что надо
остановиться и повторить эти задания снова). Также работу ребёнка может оценить и взрослый, закрасив соответствующий кружок второго светофора.

7. Помните, что заниматься надо постоянно, до тех пор, пока в письменных работах вашего ребёнка ошибки такого рода не исчезнут.

Желаем успехов!


 


Занятие 1
ЗВУКИ И БУКВЫ

I. Рассмотри картинку.



Что находится в правом верхнем углу?
В левом нижнем углу? В центре? Справа от
круга? Под кругом? Над кругом?


II. Знаешь ли ты, что...

• звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и читаем;

• звуки делятся на гласные и согласные;

• при произнесении гласного звука воздух не встречает преграду, а при произнесении согласного звука воздух встречает преграду (мешают или губы, или зубы, или язык);

• в русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [и], но 10 гласных букв: а, о, у, э, ы, е, ё, и, ю, я.


Задание 1. Хлопни в ладоши, если услышишь гласный звук.

[м], [а], [з], [у], [э], [р’], [в], [т’], [о], [ш], [и], [л’], [ы]


 


Задание 2. Из ряда букв выбери гласные, назови их.



Задание 3. Назови картинки. Произнеси гласный звук и напиши в тетради соответствующую букву.



III. Прочитай слова, показывая буквы.



Что общего между этими словами? Придумай сказку, в которой героями являются эти животные.


Начни сказку так: «Жили-были Лиса, Заяц и Волк. Однажды Заяц... »


Оценка занятия

Ты                                Взрослый



 


Занятие 2
ЗВУКИ И БУКВЫ


I. Выполни по образцу.



II. Задание 1. Поставь



возле верного утверждения.


Звуки мы пишем и читаем.

Звуки мы произносим и слышим.
Буквы мы пишем и читаем.

Звуки делятся на гласные и согласные.
При произнесении гласного звука воздух встречает преграду.

При произнесении гласного звука воздух не встречает преграду.

В русском языке 6 гласных букв.

В русском языке 6 гласных звуков.



Задание 2. Топни ножкой, если услышишь гласный звук.

[р], [о], [в’], [с], [и], [ш], [ы], [ц], [л’]


Задание 3. Из ряда букв выбери согласные, назови их.



 


Задание 4. Назови картинки. Произнеси последний звук и напиши в тетради соответствующую букву.





III. Придумай интересные ответы на вопросы.

Зачем в книге картинки?

Почему заяц трусливый?

О чём поёт соловей?

Где прячутся слезинки?


Оценка занятия

Ты                           Взрослый




 


Занятие 3
ЗВУКИ И БУКВЫ


I. Посмотри внимательно на картинки в течение минуты и постарайся их запомнить. Нарисуй то, что ты запомнил.



Прослушай один раз слова и постарайся их запомнить. Повтори то, что ты запомнил.

 

              Корова, стул, липа, сахар, мяч.


II. Задание 1. Продолжи предложения.

Звуки мы...

Буквы мы …

Звуки делятся на …

При произнесении гласного звука …
При произнесении согласного звука …

В русском языке гласных звуков …

В русском языке гласных букв …


Задание 2. Напиши в тетради сначала гласные буквы, а затем — согласные.

[т], [у], [к’], [з], [и], [о], [в], [ш], [а], [э], [й’], [ы]


Задание 3. Подчеркни правильно написанные буквы и произнеси их.



 


Задание 4. Назови картинки. Произнеси первый звук и напиши в тетради соответствующую букву.



III. Собери кузовок! Запиши слова, которые оканчиваются на -ок.



Оценка занятия

Ты                                Взрослый




 


Занятие 4
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ


I.



Покажи и назови все серые и чёрные буквы в алфавитном порядке.

Покажи и назови в алфавитном порядке серые буквы.

Покажи и назови в алфавитном порядке чёрные буквы.


II. Знаешь ли ты, что...

• согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие;

• всегда твёрдые согласные звуки:

[ж], [ш], [ц]

• всегда мягкие согласные звуки:

[й’], [ч’], [щ’]


• согласные звуки делятся на звонкие и глухие;

• звонкие согласные звуки произносятся с голосом и шумом;

• глухие согласные звуки произносятся только с шумом;

• согласные звуки делятся на парные и непарные;

• в русском языке 6 пар звуков по звонкости-глухости:

                       [б] [в] [г] [д] [ж] [з]

                       [п] [ф] [к] [т] [ш] [с]

• непарные согласные звуки:

          [й’], [л], [м], [н], [р], [ц], [ч’], [щ’]


 


Задание 1. Стукни кулачком по столу, если в слове 1 -й звук – твёрдый согласный; погладь себя по голове, если в слове 1-й звук — мягкий согласный.

 

Дом, люк, метро, рыба, сыр, чайка, шорты, весна,  хлеб, жир, щука, стол, кот, пальто, лампа, лист,             рис,  ночь, помощь, ластик, книга, бочка, клей.


Задание 2. Назови пару – мягкий согласный звук.

Образец: [н] - [н’].

[м], [к], [с], [т], [р], [ж], [ц]

У каких звуков нет такой пары? Почему?


Задание 3. Назови пару – твёрдый согласный звук.

Образец: [м'] - [м].

           [л’], [д’], [ч’], [ф’], [щ’], [й’], [х’]

У каких звуков нет такой пары? Почему?


Задание 4. Замени твёрдый согласный на конце каждого слова на мягкий. Напиши в тетради получившиеся слова. Как на письме обозначается мягкость согласного на конце слова?

Угол, ел, мел, брат, стал.


Задание 5. Замени твёрдый согласный в середине слова на мягкий. Напиши в тетради получившиеся слова. Как на письме обозначается мягкость согласного?

Банка, полка, уголки, галка.


 


III. Впиши слова, чтобы получились предложения.

 

По ______________ скачут рыжие белки.

Малыши Гриша и Коля______________в лесу шалаш.

В нашем ___________ жил котёнок.

Яркое____________ поднималось всё выше и выше.


Корабли спешат к родному_____________

Через реку Неву ___________________огромные мосты.

На___________ выбежал колючий ёжик.


Оценка занятия

Ты                                Взрослый




 


Занятие 5
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ


I. Найди и назови 5 предметов. Один из них раскрась.



II. Задание 1. Поставь



возле верного утверждения.


Всегда твёрдые согласные звуки:

[й’], [ч’], [щ’]

 

Всегда твёрдые согласные звуки:

[ж], [ш], [ц]

Звонкие согласные звуки произносятся
с голосом и шумом.

Звонкие согласные звуки произносятся
с шумом.

В русском языке 6 пар звуков по звонкости-глухости.

Звонкие непарные согласные звуки:
[х], [ц], [ч’] [щ’]



Задание 2. Назови пару — глухой согласный звук.

Образец: [б] — [п].

[в], [з’] [д’] [м], [г’] [р], [ж]

У каких звуков нет такой пары? Почему?


 


Задание 3. Поставь знак «+», если 1-й согласный звук в слове звонкий; знак «-» если 1-й согласный звук — глухой.

Мир, дом, горох, чайка, форточка, вазочка, дочка, хлопушка, берёза, жизнь.

Задание 4. Назови картинки. Если слово начинается со звонкого согласного, рядом нарисуй



III. Собери из букв данных слов новые слова. Запиши их.

Игрушка_____________________________________

Пирамида____________________________________


Оценка занятия

Ты                                Взрослый




 



Занятие 6

ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ
И ТВЁРДОСТИ СОГЛАСНЫХ
С ПОМОЩЬЮ ГЛАСНЫХ


I. Продолжи узор.



II. Знаешь ли ты, что...

• если мы слышим твёрдый согласный,
то после него пишутся гласные буквы а, о, у, ы, э;

• гласные буквы а, о, у, ы, э указывают
на твёрдость предыдущего согласного;

• если мы слышим мягкий согласный, то
после него пишутся гласные буквы е, ё, и, ю, я;

• гласные буквы е, ё, и, ю, я указывают
на мягкость предыдущего согласного;

• после согласного буква е обозначает
один звук [э], буква ё – звук [о], буква
ю – звук [у], буква я — звук [а].


Задание 1. Напиши в тетради слоги под диктовку. Рассуждай так: «Слышу твёрдый согласный [н] и гласный [а] — пишу на; слышу мягкий согласный [н’] и гласный
[а] – пишу ня.

ро – рё, ду — дю, са — ся, мэ – ме, гу – гю


 


Задание 2. Вставь пропущенные буквы:

 

а – я: пр…ник, с…дик, п…тка, м…к
о – ё: л…си, СЛ... ЗЫ, кл... н, в…ск
у – ю: пл…с, бр…ки, р…ки, к…ртка
э – е:  ... хо, сл…д, л…с, в…рба


Задание 3. Напиши в тетради слова под диктовку. Подчеркни гласные, которые указывают на мягкость предыдущего согласного.

 

Изюм, свёкла, мех, пёс, мяч, клёст, люди, лес.


III. Придумай как можно больше предложений по картинке.



, а


Образец. Котёнок маленький, а тигр большой.


Оценка занятия

Ты                                          Взрослый




 


Занятие 7
РАЗЛИЧЕНИЕ БУКВ А-Я

I. Подчеркни заданное слово в ряду буквосочетаний.

кукла              уклак кулка кукла каклу

кактус                 каткус куктас каскту кактус

окуни                  окнуи окину окуни коуни

топор                ропот потор тороп топор


II. Задание 1. Поставь


возле верного утверждения.


Гласные буквы а, о, у, ы, э указывают на мягкость предыдущего согласного.
Гласные буквы е, ё, и, ю, я указывают на мягкость предыдущего согласного.
Буква а обозначает гласный звук [а] и указывает на твёрдость предыдущего согласного.

Буква я обозначает гласный звук [я] и указывает на твёрдость предыдущего согласного.




Буква я обозначает гласный звук [а] и указывает на мягкость предыдущего согласного.



Задание 2. Прослушай, запомни и повтори ряды слогов.

та — тя — тя – та
ря — ра — ра — ря
ня — на — на — ня
мя — ма – мя — мя – ма
ба — ба — бя — ба — бя


Задание 3. Допиши слова, добавив букву а или я.

Миш…, рыб…, земл…, трав…, сем…, гор…, мор…, Жен…


 


Задание 4. Допиши слова, добавив слог с буквой а или я.

Ра-…, ба-…, дя-…, Я-…, бас-…, О-…, Ва-…, бе-….


Задание 5. Напиши в тетради предложение, вставляя пропущенные буквы а, я.



III. Напиши в тетради слова только согласными буквами, обозначая гласные чёрточками.


Образец: мышка — м-шк-.


Банан, кресло, бумага, дерево, страна, встреча, карантин, яблочко, грибник.



А теперь попробуй записать эти же слова только гласными буквами, обозначая согласные точками.


Оценка занятия

Ты                                          Взрослый




 


Занятие 8
РАЗЛИЧЕНИЕ БУКВ О-Ё


I. От заданной точки проведи линию по клеточкам.



II. Задание 1. Напиши, какие гласные звуки обозначают эти буквы после согласного.

e → [ ]                 ю → [ ]

            ё → [ ]                  я → [ ]



Задание 2. Закрась домик, в котором живут твёрдые согласные звуки, синим карандашом, а домик, в котором живут мягкие согласные звуки, - зелёным.

Засели домики гласными буквами (проведи стрелочки).


 


Задание 3. Прослушай, запомни и повтори ряды слогов.

мо – мё — мо — мо
тё — то — тё — тё
ло — ло – ло — лё
сё — сё — со — сё — со
ко – ко – кё — кё – ко


Задание 4. Напиши в тетради слова только гласными буквами. При этом согласные обозначай чёрточками.

Воз, нёс, сом, нос, сон, лёд, вёл, вёз, соль,              клён, сёмга, Алёша, клёв, вёсла, ствол, слёзы.


Задание 5. Напиши в тетради предложение, вставляя пропущенные буквы о, ё.



III. Собери корзину! Запиши слова, которые оканчиваются на –на.



Оценка занятия

Ты                                            Взрослый




 


Занятие 9
РАЗЛИЧЕНИЕ БУКВ У-Ю


I.


Назови букву, которая находится:

• в центральном квадрате;

• в правом верхнем квадрате;

• в левом нижнем квадрате;

• в левом центральном квадрате;

• в нижнем центральном квадрате;

• в левом верхнем квадрате;

• в правом центральном квадрате;

• в правом нижнем квадрате;

• в верхнем центральном квадрате.




II. Задание 1. Если перед буквой твёрдый согласный, то закрась квадратик синим карандашом, если мягкий – зелёным.



 


Задание 2. Прослушай, запомни и повтори ряды слогов.

ну — ню – ку – кю
тю – дю – ту — ду
гу – гю – гу – ку – кю
бю – пу - пю – бу


Задание 3. Напиши слова в тетради под диктовку в 2 столбика: 1) слова с буквой у; 2) слова с буквой ю.

Люба, плюс, слух, туфли, руки, тюль, люк,
лук, куры, люди.


Задание 4. Найди 3 ошибки. Запиши предложение правильно.



III. Прочитай слова, показывая на рисунке каждую букву.



Придумай предложения с этими словами.

Оценка занятия

Ты                                Взрослый




 


Занятие 10
БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я


I. Нарисуй такую же фигуру, чтобы собачки смотрели друг на друг.



II. Знаешь ли ты, что...

• буквы е, ё, ю, яобозначают 2 звука

e - [й], [э] ё - [й], [о] ю - [й], [у] я - [й], [а]

— в начале слова (ель, ёлка, юбка, яма);

— после гласной (летние, моё, пою, твоя);


— после разделительных ъ, ь (съел, бельё, пьют, колья);

• транскрипция слова – это запись слова
с помощью звуков (маяк — [май’ак]).

Задание 1. Назови картинки. Произнеси первые 2 звука. Какой буквой ты их обозначишь? Напиши в тетради слова.

Образец рассуждения: ёжик – слышу в начале слова [й’о], пишу ё.



 


Задание 2. Прочитай транскрипцию слов. Запиши слова буквами.

[бай’á н], [дай’ý т], [кл’уй’ó т], [ф’эˊ й’а], [плá т’й’э], [в’й’ý га], [крыл’й’а], [б’й’ó т]


III. Обозначь слова, в которых есть буква с, значком V; слова, в которых есть бук-
ва е, - значком О; все остальные слова — I.

 

Саша и Егор везут маленькие саночки.
Косматый медведь вылез из берлоги.


Оценка занятия

Ты                                Взрослый




 


Занятие 11
БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я


I. Замени значки буквами и прочитай.



II. Задание 1. Напиши, какие 2 звука могут обозначать эти буквы.



Задание 2. Найди ошибку в правиле.

Буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука в начале слова, после согласной, после ъ, ь.


Задание 3. Назови картинки. Произнеси все звуки каждого слова. Напиши в тетради слова.



 


Задание 4. Напиши слова в 2 столбика: 1) слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук; 2) слова, в которых бук-
вы е, ё, ю, я обозначают 2 звука. Объясни свой выбор.

 

Яша, мёд, имя, вою, сучья, утюг, мел, юбка.

Задание 5. Напиши в тетради слова под диктовку.

 

Юля, мята, яблоня, жильё, копья, вьюн,
края, моют, роет.

III. Составь рассказ об осени по вопросам.

 

Когда начинается осень?

Какая стоит погода?

Что происходит с листьями деревьев?

Дни становятся длиннее или короче?

Куда спешат перелётные птицы?

Что делают звери?

Как одеваются люди?

 


Нравится ли тебе это время года? Почему?


Оценка занятия

Ты                                Взрослый




 


Занятие 12
БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я


I. Посмотри внимательно на буквы в течение минуты и постарайся их запомнить. Повтори буквы, которые ты запомнил.


Прочитай буквы один раз и постарайся их запомнить. Повтори буквы, которые ты запомнил.




II. Задание 1. Поставь



возле верного утверждения.


В слове ёлка первый звук [о].

В слове яблоко первый звук [й’].

Ь звука не обозначает.

В слове мясо второй звук [я].

Буква ю после гласной обозначает 2
звука - [й’у].

После ь буквы е, ё, ю, я обозначают
один звук.

В слове олень третий звук [э].

В слове семья буква я обозначает 2 звука - [й’а].

Буквы е, ё, ю, я после согласной обозначают один звук.

В слове ёж 3 звука.



 


Задание 2. Выпиши только те слова, в которых количество букв и звуков одинаковое.

Соль, песня, яблоня, деньки, лает, мечта, перья.


Задание 3. Выпиши только те слова, в которых букв больше, чем звуков.

Пенёк, тюлень, съел, моё, коньки, юркий, жильё.

Задание 4. Выпиши только те слова, в которых звуков больше, чем букв.

Змея, речь, енот, льёт, печка, угольки.

III. Собери коробку! Запиши слова, которые оканчиваются на -ка.



Оценка занятия

Ты                                Взрослый




 


Занятие 13
ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ


I. Найди и обведи в


выделенный фрагмент.




II. Знаешь ли ты, что...

• слова состоят из слогов;

• сколько в слове гласных, столько в нём и слогов;

• в слове может быть 1, 2, 3 и больше слогов;

• ударный слог произносится с большей силой голоса;

• чтобы найти ударный слог, надо произнести слово нараспев – так, словно вы «зовёте» слово.


Задание 1. Выдели гласные из слов. Определи количество слогов в словах. Произнеси слова по слогам.

Образец рассуждения: домик — 2 гласных звука [о], [и]; значит, в слове 2 слога – до-мик.

Мост, ноты, лопата, стул, бумага, рыбак,
котик, барабан, друг, сапоги, собака, работа, полка, вилка, караван, бантик, верёвка, цветок, линейка, салат, нос.


 


Задание 2. Назови картинки. Каждый слог обозначай чёрточкой _. Над каждым слогом напиши соответствующую гласную букву.


Образец: музыка — уыа.



III. Составь вопросы к данным предложениям.

Образец. Коля идёт в школу.

Кто идёт в школу?

Куда идёт Коля?

В лесу ребята собирают грибы и ягоды.
Кто…

Что...

Где...


В корзинке у дедушки огромный гриб.
Что…

У кого…

Где…

Какой…


Оценка занятия

Ты                                Взрослый




 


Занятие 14
ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ

I.  Подчеркни заданное слово в ряду буквосочетаний.

грибник                                     гринбик  грибник  ргибник
снегопад                                  снегопад   снегпоад   снепогад
павлин                                     палвин  павнил   павлин  ваплин


II. Задание 1. Поставь



возле верного утверждения.


Буква – часть слова.

Слог — часть слова.

Сколько в слове согласных, столько и cлогов.

Сколько в слове гласных, столько и   слогов.

Ударный слог произносится с большей
силой голоса.

Чтобы найти ударный слог, достаточно
произнести слово по слогам.

Чтобы найти ударный слог, надо произнести слово нараспев — так, словно вы «зовёте» слово.



Задание 2. Составь слова из слогов.

Ни-са, ка-шап, ка-де-душ, ны-мо-ли, ла-кук, ца-ри-ку, пу-гай-по, ди-кро-лы-ко, ны-фа-ра-са, ка-круж, кат-мо-са, го-вор-раз, ки-шаш, та-ка-рел.


 


Задание 3. Закончи слово, добавив слог.

Ро…, фла…, гру…, шап…, бу…, лы…, кни…, гу….


Задание 4. Составь слово, добавив начальный слог.

... ша, ... фы, ... ка, ... шок, ... сок, ... кан, ... бы, ... мы, ... ня.


Задание 5. Напиши в тетради слова, соответствующие схемам.

ыа,  иы,  уы,  ао,  уа



 


III.  Напиши подходящие слова.

Образец: «жёлтые» слова — солнце, репа, (осенний) лист.



«Зелёные» слова —____________________

«Добрые» слова —_____________________

«Круглые» слова – _____________________

«Быстрые» слова – ____________________

«Смешные» слова – ____________________

«Колючие» слова —____________________


Оценка занятия

Ты                                Взрослый




 


Занятие 15

ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ.
УДАРЕНИЕ


I.



Нарисуй в центре квадрата круг.
Справа от круга нарисуй флажок.

В левом нижнем углу нарисуй грибок.

В правом верхнем углу нарисуй солнышко.

Над кругом напиши букву П.

Под флажком напиши цифру 8.


 


II. Задание 1. Подчеркни правильный ответ.

 

Слог может состоять из одной гласной.

Да / Нет

Слог может состоять из одной согласной.

Да / Нет

Слог может состоять из двух согласных и одной гласной.

Да / Нет

Слог может состоять из двух гласных и одной согласной.

Да / Нет

В слове электричество 5 гласных; значит, в нём 5 слогов.

Да / Нет

В слове автомобиль 6 слогов.

                                                                                Да / Нет


Задание 2. Прослушай и прохлопай ритмические рисунки — слабый хлопок, – сильный хлопок).



 


Задание 3. Прослушай и прохлопай ритмический рисунок слов: называй слова, выделяя голосом ударные слоги.

 

Образец: зá яц →



Птица, лиса, корзина, ковры, бабушка, соки, стакан, ручеёк, карманы, кораблики, месяц.



Задание 4. Назови картинки. Изобрази слова графически. Произнеси их, по очереди выделяя голосом каждый слог. Поставь ударение.

Образец рассуждения: мыло — ы о; мы́ ло, мылó — ы́ о.



 


III. Напиши, что ты представляешь, когда
слышишь данные слова.

Образец: снег — белый, вата, снежинка.

Туча —_________________________________

Солнце — ____________________________

Мёд – _______________________________

 


Праздник —___________________________

Лето —_______________________________

Осень – ______________________________


Оценка занятия

Ты                                Взрослый




 


Занятие 16
УДАРЕНИЕ. ПЕРЕНОС СЛОВ


I. От заданной точки проведи линию по клеточкам.




II. Знаешь ли ты, что…

• переносить слова нужно по слогам (ма-ши-на);

• нельзя оставлять одну букву на строчке



• нельзя переносить одну букву на другую строчку



• нельзя отрывать буквы й, ъ, ь от слога



Задание 1. Выбери картинки, соответствующие схемам.




 


Задание 2. Измени слово так, чтобы в нём получилось 2 слога, затем 3 слога. Изобрази слова графически. Обозначь ударение.


Образец: гриб — грибы́ — грибники́.

          и́ иы́ иии́

           

Куст, дом, стол, блин, нож, лист.


Задание 3. Найди слова, которые неправильно разделены для переноса. Напиши их, исправляя ошибки.

Иг-руш-ка, у-голь-ки, мал-ы-ши, бе-рёзк-а, ча-йка, руч-ка, стал-ьной, о-лень, тет-радь.

III. Напиши в тетради рассказ только согласными буквами, обозначая гласные чёрточкам.

Медведь – это дикое животное. У медведя густая шерсть. Зимой медведь спит в берлоге.


А теперь попробуй написать этот же рассказ только гласными буквами, обозначая согласные точками.


Оценка занятия

Ты                                Взрослый




 


Занятие 17

СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ,

СЛОВА-ПРИЗНАКИ,

СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ


I. Выполни по образцу.



II. Знаешь ли ты, что...

• есть слова, которые отвечают на вопросы к т о? что? (они обозначают предмет);

• слова, которые отвечают на вопрос
кто?, обозначают людей и животных; остальные слова отвечают на вопрос что?;

• есть слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
(они обозначают признак предмета);

• есть слова, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? (они обозначают действие предмета).


Задание 1. Назови картинки. Раздели слова на 2 группы: 1) слова, которые отвечают на вопрос кто?  2) слова, которые отвечают на вопрос что?



 


Задание 2. Подбери подходящие по смыслу слова-признаки.

Берёзка (какая? )...

Друг (какой? )...

Настроение (какое? )...

Ребята (какие? )…


Задание 3. Подбери подходящие по смыслу слова-действия, обозначающие голоса животных.

Корова (что делает? )…

Лягушка (что делает? )…

Собака (что делает? )…

Лошадь (что делает? )…

Кузнечик (что делает? )…

Змея (что делает? )...

Свинья (что делает? )...




 


III. Собери ящик! Запиши слова, которые
оканчиваются на -ик.





Оценка занятия

Ты                                Взрослый


 


Занятие 18

СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ,
СЛОВА-ПРИЗНАКИ,
СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ


I.


Покажи и назови все буквы в алфавитном порядке.

Покажи и назови сначала серые, а затем чёрные буквы в алфавитном порядке.


II. Задание 1. Поставь
утверждения.


возле верного


Слова, которые отвечают на вопросы
кто? что?, обозначают предмет.
Слова, которые отвечают на вопросы
какой? какая? какое? какие?,
обозначают признак предмета.





Слово тишина отвечает на вопрос
что?

Слова, которые отвечают на вопрос
кто?, обозначают людей и животных.
Слово кричать отвечает на вопрос какой?

Слово прекрасная отвечает на вопрос
какая?



 


Задание 2. Подбери к словам-действиям как можно больше слов-предметов.


Летит (кто? )...
Плывёт (что? ) …
Растёт (что? ) …
Поёт (кто? ) …
Скрипит (что? ) …




Задание 3. Угадай предметы по их признакам.

Стройная, зелёная, колючая...

Детский, интересный, приключенческий...

Свежий, тёплый, мягкий...

Красная, спелая, душистая …

Рыжая, пушистая, шустрая...



Задание 4. Напиши слова в 3 столбика: 1) слова-предметы; 2) слова-признаки; 3) слова-действия.

Солнце, красивая, читать, ходить, человек, белые, весёлый, шьёт, пчела, книга, летят, мелкое.


 


III. Собери кораблики! Соедини стрелками слова-признаки и слова-предметы.



моряки


небо


весёлые


яблоня


горький


лук


звёздное


молодая


ребята


смелые


клубника


сладкая


Оценка занятия

Ты                                Взрослый




 


Занятие 19
ПРЕДЛОЖЕНИЕ


I. Посмотри внимательно на буквы в течение минуты и постарайся их запомнить. Повтори буквы, которые ты запомнил.



Послушай один раз слова и постарайся их запомнить. Попробуй повторить.


Шесть, семь, три, пять, один.

II. Знаешь ли ты, что...

 

• предложение состоит из слов;


• предложение – это несколько слов, связанных между собой по смыслу;

• первое слово предложения пишется с
заглавной буквы;

• в конце предложения ставится точка (. ), вопросительный знак (? ) или восклицательный знак (! ).

• слова в предложении пишутся отдельно;

в, на, за, с, к, из и др. — эти маленькие слова называются предлогами; они пишутся отдельно с другими словами.


 


Задание 1. Определи на слух количество слов в предложениях.

Опадают листья.

Подруги подарили Марине книги.

Папа делает сыну бумажный кораблик.
Грибы собирают в корзины

Птенец выпал из гнезда.

Путники шли по пыльной дороге.



Задание 2. Найди границы предложений. Напиши предложения в тетради.

Наступила осень идут частые дожди листья желтеют и опадают.

Задание 3. Составь предложения по картинкам.



 


III. Обозначь слова, в которых есть буква б, значком Х; слова, в которых есть буква д, — значком □; все остальные слова —значком I.

Бабушка с Федей собрались в берёзовую
рощу за грибами.

Большущий кот увидел в дупле дрозда.


Оценка занятия

Ты                                          Взрослый




 


Занятие 20
ПРЕДЛОЖЕНИЕ


I. Нарисуй такую же фигуру, только перевернув её «вверх дном».



II. Задание 1. Подчеркни правильно написанные предложения.

мама связала сыну свитер.

Мама связала сыну свитер.

Мама связала сыну свитер

осенью журавли улетают на юг.
Осенью журавли улетают наюг.

Осенью журавли улетают на юг.

В кресле спит кот пушок.

Вкресле спит кот Пушок.

В кресле спит кот Пушок.


 


Задание 2. Напиши предложения, вставляя пропущенные предлоги.

Ласточка свила гнездо... крышей.

... нами кружились бабочки.

Мальчик вошёл … класс.

Посуду убрали... стола.

Варежки связаны... шерсти.

… стене висела картина.


Задание 3. Составь предложения, правильно выбирая предлоги.

Ребята купаются (в, у) реке.

Дым идёт (из, с) трубы.

Бабушка приехала (из, с) Москвы.

Ваза стояла (на, в) столе.

Человек завернул (на, за) угол.


Задание 4. Ответь на вопросы, используя слова в скобках и правильно подбирая к ним предлоги.

Из чего делают стулья? (дерево)

Где живёт дедушка? (деревня)

Куда влетела птичка? (окно)

Откуда съехали ребята? (горка)



 


III. Отгадай ребусы. В словах-отгадках укажи предлоги и составь с ними предложения.


волк; предлог в.


Образец:








Оценка занятия

Ты                                Взрослый




 


ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Занятие 1

II. Задание 3. а, у, о, ы, и, ы, о, а
Занятие 2

II. Задание 4. м, р, с, л, т, к, н, ч
Занятие 3

II. Задание 2. у, и, о, а, э, ы

            т, к, з, в, ш, й
Задание 4. б, а, г, у, и, л, м

Занятие 4

II. Задание 4. Уго ль, е ль, ме ль, бра ть, ста ль.

   Задание 5. Ба нь ка, по ль ка, уго ль ки, га ль ка.


Занятие 5

II. Задание 3. + + + - - + + - + +

Задание 4. Муравей, гиря, белка, ласточка, лист, зонт.


Занятие 9

III. Часы, утюг, гусь, маяк.


Занятие 10

II. Задание 2. Баян, дают, клюёт, фея, платье, вьюга, крылья, бьёт.



III.


 


Занятие 11

II. Задание 3. Ящик [й’а́ щ’ик], колье [кал’й’э́ ], маяк [май’а́ к], юрта [й’у́ рта].


Занятие 12

III.   Задание 2. Песня, мечта, перья.
Задание 3. Тюлень, коньки.
Задание 4. Змея, енот.


Занятие 13

II. Задание 2.. уа, уии, у, иа, юи, иеа
Занятие 15

II. Задание 4. аа́, ау́ а, а́ уа, юи́
Занятие 16

II. Задание 3. Уголь-ки, ма-лы-ши, бе-рёз-ка, чай-ка, сталь-ной, олень.


Занятие 19



III.


Занятие 20

III. Д у б, с а д, На таша, по ле, к ит.


 


СОДЕРЖАНИЕ

Занятие 1. Звуки и буквы....................................... 6

Занятие 2. Звуки и буквы....................................... 8

Занятие 3. Звуки и буквы................................... 10

Занятие 4. Согласные звуки и буквы................. 12

Занятие 5. Согласные звуки и буквы................. 15

Занятие 6. Обозначение мягкости и твёрдости

согласных с помощью гласных   …………………….. 17

Занятие 7. Различение букв а – я..................... 19

Занятие 8. Различение букв о – ё..................... 21

Занятие 9. Различение букв у – ю ………………23

Занятие 10. Буквы е, ё, ю, я............................... 25

Занятие 11. Буквы е, ё, ю, я................................ 27

Занятие 12. Буквы е, ё, ю, я............................... 29

Занятие 13. Деление слов на слоги ………........... 31

Занятие 14. Деление слов на слоги...................... 33

Занятие 15. Деление слов на слоги.

Ударение........................................................... 36


Занятие 16. Ударение. Перенос слов................ 40

Занятие 17. Слова-предметы,

слова-признаки, слова-действия.................... 42

Занятие 18. Слова-предметы,

слова-признаки, слова-действия.................... 45

Занятие 19. Предложение................................. 48

Занятие 20. Предложение................................. 51

Проверь себя!..................................................... 54


 


Издательский Дом «Литера»
приглашает к сотрудничеству авторов
Телефоны редакции: (812) 560-8684, 325-4741

E-mail: publish@litera. spb. ru
http: //www. litera. spb. ru

Ло вопросам реализации обращаться
в Санкт-Петербурге: (812) 441 -3649, 441 -3650

E-mail: sales@litera. spb. ru
в Москве: (495) 641 -2322, 912-3128

E-mail: mail@litera. inc. ru
в Екатеринбурге: (343) 368-7520

E-mail: litera-ural@list. ru


Чистякова Ольга Викторовна
20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии

1 класс

Редактор М. Ерманова
Художник В. Семеренко
Дизайн серии И. Могутова

Обложка Е Савик, З. Смирнова
Корректоры Н. Андрианова, Е, Караванова
Верстка И. Хайрова

Подписано в печать 21. 05. 10. Формат 70x90'/, 6- Печать офсетная.
Гарнитура Прагматика. Усл. печ. л. 5, 85. Тираж 10000 экз. Заказ № 2494.

ООО «Издательский Дом «Литера»

192131, Санкт-Петербург, Ивановская ул., 24

Отпечатано в ОАО «Тверской ордена Трудового Красного Знамени
полиграфкомбинат детской литературы им. 50-летия СССР».

170040, г. Тверь, проспект 50 лет Октября, 46.

 


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.