Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2.1. Внимание. ОГЛАВЛЕНИЕ



Предисловие ко второму изданию

Введение

Глава I. Теоретические предпосылки

 

1. Философия

 

 

 
 

2. Социология

 

 

 
 

3. Общепсихологическая теория

 

4. Когнитивная психология

Глава II. Социально-психологический подход: социальное восприятие и социальное познание

 

1. Социальное восприятие- исходный пункт

 

2. От социального восприятия к социальному познанию

 

3. Теории когнитивного соответствия

Глава III. Атрибутивные процессы - стратегия «перехода»

 

1. Логический путь приписывания причин

 

2. Теория казуальной атрибуции Г. Келли

   

2. 1. Принцип ковариации

   

2. 2. Принцип конфигурации

 

3. Ошибки атрибуции

   

3. 1. Фундаментальная ошибка      

   

3. 2. Мотивационные ошибки

 

4. Социальная атрибуция

Глава IV. Процесс производства социальной информации

 

1. Общая характеристика

   

1. 1. Социальная категоризация

   

1. 2. Эвристики

 

2. Основные этапы когнитивной работы

   

2. 1. Внимание

   

2. 2. Кодирование

     

2. 2. 1. Способы интеграции

     

2. 2. 2. Последовательность предъявления

     

2. 2. 3. Относительная важность

     

2. 2. 4. Акценты («иллюзорные корреляции»)

   

2. 3. Хранение

     

2. 3. 1. Прототипы

     

2. 3. 2. схемы

     

2. 3. 3. Скрипты

     

2. 3. 4. Имплицитные теории личности

   

2. 4. Воспроизведение

Глава V. Эмоциональное сопровождение

 

1. Когниции и эмоции

 

2. Аттитюды

 

3. Перцептивная защита

Глава VI. Социальный контекст

 

1. Социальный консенсус

 

2. Социальные ценности

Глава VII. Элементы социального мира

 

1. Социальная идентичность: образ-Я

 

2. Образ времени и временная идентичность

 

3. Образ среды и «средовая» идентичность

Глава VIII. Инструменты анализа социальных явлений

 

1. Основы теорий социальных представлений

 

2. Социальное «представление» и группа

 

3. Методологическая перспектива

Глава IX. Социальные институты

 

1. Семья

 

2. Школа и группы сверстников

 

3. Средства массовой информации

 

4. Другие социальные институты

Глава Х. Образ мира и социальная нестабильность

 

1. Социальное познание и социальные изменения

 

2. Массовое сознание в переходном периоде

   

2. 1. Ломка стереотипов

   

2. 2. Изменение ценностей

   

2. 3. Кризис идентичности

   

2. 4. Образ мира

Вместо заключения: Психология социального познания на рубеже веков

Литература

                 

 

 


[1]  Об этом полезно будет вспомнить при анализе современных идей относительно возможности интерпретации психологии как исторической науки (см., например, [33]).

 

[2]  Как увидим впоследствии, и эта идея найдет свое воплощение в современной психологии социального познания.

 

[3] 3 Следует отметить, что иногда в литературе говорят о «фундаментальных ошибках» атрибуции, т. е. употребляют термин во множественном числе. Это не вполне корректно, ибо, по определению, существует единственная фундаментальная ошибка и можно говорить лишь о ее различных проявлениях.

 

[4] 4 Правда, этот факт не имеет однозначного объяснения. Так, Л. Росс и Р. Нисбет полагают, что, возможно, здесь дело не в том, что в Индии люди в большей степени подвержены фундаментальной ошибке атрибуции, а в том, что «ситуацинные факторы действительно оказывают большее влияние на поведение людей " а Востоке, чем на Западе» [86, с. 302).

 

[5] Следует иметь в виду, что термин «индивидуация» не является новым в психологии. Он был использован уже К. Юнгом, правда, в совсем ином смысле (как установление стабильной связи между личностью и «самостью»). Здесь термин привязан к особенностям социального познания.

 

[6]  Буквально выражение, предложенное С. Фиске, — «schema-triggered affect», но, как всегда бывает со сложными, сугубо авторскими образными выражениями, нахождение точного эквивалента на другом языке весьма затруднительно.

 

 

[7] Такой перевод термина «group-think» предложен переводчиком книги Э. Аронсона «Общественное животное» М. А. Ковальчуком и представляется наиболее удачным, поскольку использует прецедент (перевод термина Дж. Оруэлла «double-think», как «двоемыслие»).

 

[8] Студентам-испытуемым было предложено подсчитать количество точек на картинах П. Клее и В. Кандинского, после чего было объявлено, что часть испытуемых оказались «сторонниками» Клее, другие «сторонниками» Кандинского. Хотя это разделение было осуществлено абсолютно произвольно, представители «объявленных» групп немедленно начали отождествлять себя с этими группами.

[9] В современной англоязычной социальной психологии употребляется термин to cope — совладать и производное от него существительное coping, которому трудно подобрать русский эквивалент, хотя смысл очевиден — это умение справиться, совладать с обстоятельствами.    

 

[10] От французского ancre — якорь, что дает основание использовать в русском языке различные эквиваленты: в литературе встречается употребление таких слов, как «анкеровка», «якорение» и т. п. Как и во многих других случаях, поиск адекватного термина на русском языке сопряжен с трудностями. Мы предпочитаем использовать термин «зацепление», хотя нельзя сказать, что это вызывает большое удовлетворение.

 

[11] Большой вклад в разработку проблем организационной психологии в парадигме психологии социального познания внесен С. А. Липатовым, которому я искренне признательна как за то, что он привлек мое внимание к этой проблематике, так и за предоставленные литературные материалы, связанные с данной темой. Разработка способов социально-психологической диагностики организационной культуры предпринята С. А. Липатовым именно на основе теории социальных представлений.

 

[12] Хочу выразить признательность Н. Н. Богомоловой, обратившей мое внимание на соответствующую литературу, в которой представлена разработка проблем СМИ в парадигме психологии социального познания.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.