Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «И скучно и грустно…».



«И скучно, и грустно…»- одно из наиболее характерных для мироощущения Лермонтова стихотворение. По видимости близкое к дневниковой записи сиюминутного душевного переживания, имитирующее свободное движение мысленных ассоциаций, оно обладает внутренней завершённостью, которая отграничивает неупорядоченный фрагмент душевной жизни, «живьём» перенесённый на бумагу, от цельности художественного произведения. Завершённость создаётся прежде всего тяготением к принципу контраста, антитезы. Именно антитеза и определяет напряжённость всего стихотворения.

Поэт обращается к понятиям мировоззренчески глубоко значимым для него –«желанье», «любовь», «прошлое» («след»), «страсти». О постоянстве этих мыслей- мотивов говорит их афористическая законченность («что пользы напрасно и вечно желать», «вечно любить невозможно», «жизнь… - такая пустая и глупая шутка»)…

«Разомкнутости» построения (цепочка как бы произвольно всплывающих мыслей) противостоит устойчивая симметрия двух начал – «вопрошающего» и «отвечающего», жёстко скрепляющих стихотворение единой интонацией «диалога с самим собой». Клубящаяся и неоформленная «материя» души откристаллизовалась в … крайности двух полюсов – утверждающего и отрицающего. Утверждение связано со стремлением истерзанной борением дум и чувств личности «прислониться» к чему- то позитивному; отрицание – с невозможностью обрести его на просторах человеческого бытия. Поэт безуспешно пытается найти опору в тех обольщениях жизни, которые столь ценны были для него прежде, в желаниях, любви, страстях, незабвенности прошлого, и в итоге, вопреки своим же не раз повторяемым словам о «жажде бытия»- отвергает саму жизнь.

… контраст «сейчас» первого двустишия со «всегда» последнего выступает в то же время контрастом чувства («минута душевной невзгоды») и мысли («с холодным вниманьем вокруг)- смысловая разность уравнена (и в силу этого особо подчёркнута! ) общностью их мелодического начала. …С этим связан ритмический рисунок стихотворения. Элегически напевное начало с третьей строки отступает (чтобы вернуться в последнем двустишии), та как на правильный размер (разностопный амфибрахий) накладываются паузы, диктуемые смыслом («Любить… но кого же? на  время не стоит труда»), мелодический принцип противостоит и подчиняется логическому. Наконец, следует отметить антитезу простого, «прозаического» слова и «высокости» трагического одиночества лирического героя.

Критик В. Г. Белинский причислил это стихотворение к «величайшим созданиям поэзии», утверждал: «Это не минута духовной дисгармонии», а «похоронная песня всей жизни», оправданная самой реальностью.

Стихотворение положили на музыку А. С. Даргомыжский, А. Л. Гурилёв и другие.

(По материалам «Лермонтовской энциклопедии». - М.: 1986, с. 179).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.