Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Септет на тему «Ай, Моська! знать она сильна, что лает на Слона!» - поэтическая дуэль



Септет на тему «Ай, Моська! знать она сильна, что лает на Слона! » - поэтическая дуэль

Стих №1

По улицам Замоскворечья
Я шла спокойно, а навстречу
С котомками в руках
Идёт здоровая бабища,
По сторонам глазами рыщет,
Ни дать, ни взять, матёрый сыщик,
Шагает впопыхах.

Каблук чеканит по аллее,
Лицо потеет и краснеет,
Как солнышко в зарю,
И на меня с немым укором
Наводит взор. А я не спорю,
По струнке встала у забора
И скромно говорю,

Что, может, чем помочь ей надо?
В ответ слова, как бочка яда
(Их знает вся страна).
Упав два раза, было скользко,
Схватила грузные авоськи,
Сказала вслед: " Наглеют моськи,
Раз лают на слона! "

Гуляю по Замоскворечью,
Вжимаю голову по плечи
И больше никогда
Помочь не буду и пытаться,
Чтоб предо мной не гнули пальцы
Такие вот бабищи-цацы
Без такта и стыда.

***

Cтихотворение состоит из 4-х строф (всего 28 строк).

1-я cтрофа - 7 строк, семистишие.
Рифмы: Замоскворечья – навстречу – руках – бабища – рыщет – сыщик – впопыхах.
Клаузулы: женск – женск – мужск – женск – женск – женск – мужск
Рифмовка: AАbCCCb

2-я cтрофа - 7 строк, семистишие.
Рифмы: аллее - краснее – зарю – укором – спорю – забора – говорю.
Клаузулы: женск – женск – мужск – женск – женск – женск – мужск
Рифмовка: AАbCCCb

3-я cтрофа - 7 строк, семистишие.
Рифмы: надо – яда – страна – скользко – авоськи – моськи – слона.
Клаузулы: женск – женск – мужск – женск – женск – женск – мужск
Рифмовка: AАbCCCb 4-я cтрофа - 7 строк, семистишие.
Рифмы: Замоскворечью – плечи – никогда – пытаться – пальцы – цацы – стыда.
Клаузулы: женск – женск – мужск – женск – женск – женск – мужск
Рифмовка: AАbCCCb

***

По улицам Замоскворечья
! ! -- ---! - (9 слогов)
Я шла спокойно а навстречу
! ! -! -! -! - (9 слогов)
С котомками в руках
-! -- -! (6 слогов)
Идёт здоровая бабища
-! -! --! -- (9 слогов)
По сторонам глазами рыщет
! --! -! -! - (9 слогов)
Ни дать ни взять матёрый сыщик
! ! ! ! -! -! - (9 слогов)
Шагает впопыхах
-! - --! (6 слогов)
Каблук чеканит по аллее
-! -! -! -! - (9 слогов)
Лицо потеет и краснеет
-! -! -! -! - (9 слогов)
Как солнышко в зарю
! ! -- -! (6 слогов)
И на меня с немым укором
! ! -! -! -! - (9 слогов)
Наводит взор А я не спорю
-! -! ! ! ! ! - (9 слогов)
По струнке встала у забора
! ! -! -! -! - (9 слогов)
И скромно говорю
! ! - --! (6 слогов)
Что может чем помочь ей надо
! ! -! -! ! ! - (9 слогов)
В ответ слова как бочка яда
-! -! ! ! -! - (9 слогов)
Их знает вся страна
! ! -! -! (6 слогов)
Упав два раза было скользко
-! ! ! -! -! - (9 слогов)
Схватила грузные авоськи
-! -! -- -! - (9 слогов)
Сказала вслед Наглеют моськи
-! -! -! -! - (9 слогов)
Раз лают на слона
! ! -! -! (6 слогов)
Гуляю по Замоскворечью
-! -! ---! - (9 слогов)
Вжимаю голову по плечи
-! - --! ! ! - (9 слогов)
И больше никогда
! ! - --! (6 слогов)
Помочь не буду и пытаться
-! ! ! -! -! - (9 слогов)
Чтоб предо мной не гнули пальцы
! ! -! ! ! -! - (9 слогов)
Такие вот бабищи цацы
-! -! ! --! - (9 слогов)
Без такта и стыда
! ! -! -! (6 слогов)

***

по У/-ли-цам/ за-МОC/-кво-РЕЧЬ/-я
я ШЛА/ спо-КОЙ/-но, а/ на-ВСТРЕ/-чу
с ко-ТОМ/-ка-ми/ в ру-КАХ/
и-дЁТ/ здо-РО/-ва-я/ ба-БИ/-ща

Стихотворение написано трёхстопным ямбом с применением безударного пиррихия.

Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «! » обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _!

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий– в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения.  

Схема пиррихия: _ _

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.

Схема первого катрена данного произведения выглядит следующим образом:

_! /  _! _ / _! /  _! / _
_! /  _! / _ _ /  _! / _
_! /  _ _ / _! /    
_! /  _! / _ _ /  _! / _

***

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

- инверсия:

Идёт здоровая бабища,

(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )

- метафора:

Чтоб предо мной не гнули пальцы
Такие вот бабищи-цацы

(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)

- эпитет:

Бабищи-цацы, матёрый сыщик, здоровая бабища

(Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. )

- сравнение:

Лицо потеет и краснеет,
Как солнышко в зарю,

(Сравнение - сопоставление двух явлений, пояснение одного через другое. )

- эмоционально окрашенные слова:

Бабищи-цацы, матёрый, бабища

(Эмоционально окрашенные слова - слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям)

***

Стихотворение написано ровно без ритмических сбоев и сбоев в клаузулах, читается гладко. Несколько септетов объединены в произведение. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой дуэли. Но смешение высокого стиля и разговорного усложняют восприятие.

Итог:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.