Септет на тему «Ай, Моська! знать она сильна, что лает на Слона!» - поэтическая дуэль
Септет на тему «Ай, Моська! знать она сильна, что лает на Слона! » - поэтическая дуэль
Стих №1
По улицам Замоскворечья Я шла спокойно, а навстречу С котомками в руках Идёт здоровая бабища, По сторонам глазами рыщет, Ни дать, ни взять, матёрый сыщик, Шагает впопыхах.
Каблук чеканит по аллее, Лицо потеет и краснеет, Как солнышко в зарю, И на меня с немым укором Наводит взор. А я не спорю, По струнке встала у забора И скромно говорю,
Что, может, чем помочь ей надо? В ответ слова, как бочка яда (Их знает вся страна). Упав два раза, было скользко, Схватила грузные авоськи, Сказала вслед: " Наглеют моськи, Раз лают на слона! "
Гуляю по Замоскворечью, Вжимаю голову по плечи И больше никогда Помочь не буду и пытаться, Чтоб предо мной не гнули пальцы Такие вот бабищи-цацы Без такта и стыда.
***
Cтихотворение состоит из 4-х строф (всего 28 строк).
1-я cтрофа - 7 строк, семистишие. Рифмы: Замоскворечья – навстречу – руках – бабища – рыщет – сыщик – впопыхах. Клаузулы: женск – женск – мужск – женск – женск – женск – мужск Рифмовка: AАbCCCb
2-я cтрофа - 7 строк, семистишие. Рифмы: аллее - краснее – зарю – укором – спорю – забора – говорю. Клаузулы: женск – женск – мужск – женск – женск – женск – мужск Рифмовка: AАbCCCb
3-я cтрофа - 7 строк, семистишие. Рифмы: надо – яда – страна – скользко – авоськи – моськи – слона. Клаузулы: женск – женск – мужск – женск – женск – женск – мужск Рифмовка: AАbCCCb 4-я cтрофа - 7 строк, семистишие. Рифмы: Замоскворечью – плечи – никогда – пытаться – пальцы – цацы – стыда. Клаузулы: женск – женск – мужск – женск – женск – женск – мужск Рифмовка: AАbCCCb
***
По улицам Замоскворечья ! ! -- ---! - (9 слогов) Я шла спокойно а навстречу ! ! -! -! -! - (9 слогов) С котомками в руках -! -- -! (6 слогов) Идёт здоровая бабища -! -! --! -- (9 слогов) По сторонам глазами рыщет ! --! -! -! - (9 слогов) Ни дать ни взять матёрый сыщик ! ! ! ! -! -! - (9 слогов) Шагает впопыхах -! - --! (6 слогов) Каблук чеканит по аллее -! -! -! -! - (9 слогов) Лицо потеет и краснеет -! -! -! -! - (9 слогов) Как солнышко в зарю ! ! -- -! (6 слогов) И на меня с немым укором ! ! -! -! -! - (9 слогов) Наводит взор А я не спорю -! -! ! ! ! ! - (9 слогов) По струнке встала у забора ! ! -! -! -! - (9 слогов) И скромно говорю ! ! - --! (6 слогов) Что может чем помочь ей надо ! ! -! -! ! ! - (9 слогов) В ответ слова как бочка яда -! -! ! ! -! - (9 слогов) Их знает вся страна ! ! -! -! (6 слогов) Упав два раза было скользко -! ! ! -! -! - (9 слогов) Схватила грузные авоськи -! -! -- -! - (9 слогов) Сказала вслед Наглеют моськи -! -! -! -! - (9 слогов) Раз лают на слона ! ! -! -! (6 слогов) Гуляю по Замоскворечью -! -! ---! - (9 слогов) Вжимаю голову по плечи -! - --! ! ! - (9 слогов) И больше никогда ! ! - --! (6 слогов) Помочь не буду и пытаться -! ! ! -! -! - (9 слогов) Чтоб предо мной не гнули пальцы ! ! -! ! ! -! - (9 слогов) Такие вот бабищи цацы -! -! ! --! - (9 слогов) Без такта и стыда ! ! -! -! (6 слогов)
***
по У/-ли-цам/ за-МОC/-кво-РЕЧЬ/-я я ШЛА/ спо-КОЙ/-но, а/ на-ВСТРЕ/-чу с ко-ТОМ/-ка-ми/ в ру-КАХ/ и-дЁТ/ здо-РО/-ва-я/ ба-БИ/-ща
Стихотворение написано трёхстопным ямбом с применением безударного пиррихия.
Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «! » обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _!
Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий– в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения.
Схема пиррихия: _ _
Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.
Схема первого катрена данного произведения выглядит следующим образом:
_! / _! _ / _! / _! / _ _! / _! / _ _ / _! / _ _! / _ _ / _! / _! / _! / _ _ / _! / _
***
В произведении использованы различные выразительные средства лексики:
- инверсия:
Идёт здоровая бабища,
(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )
- метафора:
Чтоб предо мной не гнули пальцы Такие вот бабищи-цацы
(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)
- эпитет:
Бабищи-цацы, матёрый сыщик, здоровая бабища
(Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. )
- сравнение:
Лицо потеет и краснеет, Как солнышко в зарю,
(Сравнение - сопоставление двух явлений, пояснение одного через другое. )
- эмоционально окрашенные слова:
Бабищи-цацы, матёрый, бабища
(Эмоционально окрашенные слова - слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям)
***
Стихотворение написано ровно без ритмических сбоев и сбоев в клаузулах, читается гладко. Несколько септетов объединены в произведение. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой дуэли. Но смешение высокого стиля и разговорного усложняют восприятие.
Итог:
|