|
||||||||||||||||
Практическая 9
1. Укажите специфику интереса психолингвистов к тексту:
а) интерес к языковому сознанию; б) вычленение языковых знаков; в) процесс кодирования речи; г) интерес к мышлению; д) выяснение языковой картины мира; е) интерес к речевой организации индивида; ж) анализ структуры языковой личности.
2. Обоснуйте взаимосвязь слова, высказывания и текста.
3. Найдите ошибки:
а) высказывание не учитывает коммуникативную ситуацию, а только си-стемные отношения в языке; б) высказывание осуществляется ради общения; в) текст – речевая единица, обладающая связностью и смысловым един-ством; г) текст может быть представлен одним словом; д) текст состоит из заголовка и сверхфразового единства.
4. Дайте определение:
Текст — это последовательно расположенные предложения или абзацы, связанные обшей темой, основной мыслью и имеющие смысловую завершенность. 5. Подчеркните основные свойства текста: а) интонационная оформленность; б) связность; в) целостность; г) когнитивная направленность; д) скважность; е) информационность.
6. Продолжите фразы: Семантическая связность – это смысловая связь составляющих его элементов на основе общности содержания последовательных фрагментов текста и отдельных, прежде всего смежных, фраз. а) «обязательных» структурных элементов (определяемых логико-смысловой организацией речевого сообщения); б) логической последовательностью их актуализации в развернутом речевом высказывании. Замысел текста существует в сознании автора в свёрнутом виде, он может полностью не осознаваться автором, здесь действует та же закономерность, что и в отношении высказывания: мысль оформляется в тексте. Замысел заведомо не совпадает с реализацией. Фаза контроля при производстве текста предполагает как отработку самого замысла текста (на этапе планирования), так и коррекцию вербализации замысла. При этом особую роль играет тот факт, что текст должен быть целостным, поскольку ассоциативность мышления может превратить текст в набор внешне связанных между собой высказываний, не составляющих единого семантического образования. Фаза контроля предполагает «смысловую отработку» замысла текста (на этапе планирования), так и коррекцию «вербализации» (словесного выражения) основной идеи и предметного содержания сообщения.
7. Проанализируйте текст с точки зрения связности и целостности.
Ночь. Луна. Кусочек мыла. Собака выла, выла, выла. А в поле трактор «дыр-дыр-дыр». И все мы боремся за мир. Ответ: текст был оформлен как осмысленное целесообразное структурное единство. Гиперсвязность текста достигается именно его коммуникативной (целевой) установкой.
8. Обоснуйте, почему в данном тексте возникает ложная целостность Построены теннисные корты, бассейны, спортивные сооружения. Ответ: цельность текста ведет к его содержательной и коммуникативной организации. Ложная, так как нет полного описания происходящего, недостаточно информации. 9. Составьте модель производства текста и объясните ее.
10. Перечислите структурные опоры понимания текста.
11. Почему ситуация (коммуникативная, речевая) является важнейшей опорой понимания текста? Любой текст в процессе общения создается с учетом особенностей коммуникативной ситуации, тех явлений внеязыковой действительности, «в которых протекает речевое общение и под влиянием которых происходит отбор и организация языковых средств»1. Коммуникативная ситуация, с одной стороны, учитывается при создании того или иного текста, с другой — отражается в нем в употреблении определенных языковых средств. Коммуникативная — или речевая — ситуация традиционно рассматривается как основная категория риторики, характер которой определяет выбор речевых средств при создании риторического текста
12. Укажите основные элементы структуры коммуникативного акта:
а) жанр; б) цель адресанта; в) код; г) речевая организация индивида; д) реакция адресата; е) психологические состояния коммуникантов. 13. Объясните, как происходит понимание одного текста разными реци-пиентами. Читатель, воспринимающий текст, может создать для себя собственную проекцию, которая будет коренным образом отличаться как от проекций текстов других реципиентов, так и от авторской проекции. Таким образом, текст обладает большой степенью «интерпретативности» (то есть допускает варианты интерпретации смыслового содержания слушающим или читающим). Вариативность восприятия одного и того же текста может объясняться несколькими психологическими причинами, к которым следует отнести особенности мотивационной, когнитивной и эмоциональной сфер личности, а также те мотивы и установки, которые побудили человека обратиться к определенному тексту. Немаловажную роль играет и эмоциональный настрой реципиента в момент восприятия текста. 14. Укажите особенности коммуникативного аспекта изучения текста. сферы общения, каждая из которых в соответствии с теми коммуникативными задачами, которые ставятся в ней, предъявляет к языку свои требования. Каждая сфера общения в соответствии с теми коммуникативными задачами, которые ставятся в ней, предъявляет к языку свои требования. То, что хорошо в одной функциональной разновидности языка, оказывается совершенно неприемлемо в другой. 15*. Проанализируйте представления о ходе речемыслительного процес-са. Сделайте выводы о характере данного процесса.
Перечисляя шесть уровней переработки в процессе продуцирования речи на пути от абстрактной пропозиции через поиск слов и синтаксических структур для выражения пропозиций к конструированию фонологической репрезентации слов и линейной последовательности артикулируемых звуков речи, можно заметить, что данные уровни признаются в настоящее время многими авторами, тем не менее эта теоретическая картина является упрощенной. Названные уровни не обязательно функционируют в строгой последовательности, они также не являются независимыми друг от друга. Так, фонологическая репрезентация слова на 4-м уровне может оказать влияние на извлечение семантических репрезентаций 2-го уровня, что свидетельствует о необязательном завершении работы на предшествующем уровне до начала работы последующего указывается, что исследования последних лет свидетельствуют о параллельном протекании и сложном взаимодействии многих уровней).
16*. Отразите специфику коммуникативного акта в схеме.
17*. Составьте таблицу «Общее и различия в звучащем и записанном тексте».
|
||||||||||||||||
|