Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 330.47 ББК 66. «О праве на информацию: проблемы законодательного регулирования»



УДК 330. 47 ББК 66

«О праве на информацию: проблемы законодательного регулирования»

Данил Андреевич Иванов
магистрант очной формы обучения
Волгоградский государственный университет

Информация в настоящее время является уже частью любого развитого общества. Тем самым она является одним из факторов устойчивого развития современного государства как части общества. Поэтому отмечается высокая роль информации и связанных с ней общественных отношений, так как она имеет огромные масштабы распространения. В широком смысле, информацию можно обозначить как ресурс для развития и формирования не только государственного управления, но и гражданского общества и отдельной личности. Однако данное определение термина «информация» не единственное, так как она является объектом изучения многих наук. Если рассматривать данную категорию в правовой сфере, то информацию необходимо рассматривать в привязке с общественными отношениями. Информация как правовая категория является основой информационного права и тем самым, законодательно, под данным термином преимущественно понимает сведения, сообщения и данные. [1]

Современная Россия пытается угнаться за далеко идущими технологиями защиты права, а ввиду того, что они развиваются стремительно, законодательное регулирование не способно охватить весь спектр, что особенно проявляется в проблеме защиты права на информацию. Права и свободы человека и гражданина имеют связь с информацией, что определено Конституцией РФ и включает в себя такие права как: право на доступ к информации, право на тайну частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию только законными способами и свобода слова. [2]  Из конституционной нормы следует, что право на информацию – естественное и неотчуждаемое право. Свобода информации – это показатель гражданского общества. [3] Однако не только Закон об информации разрешает вопросы, возникающие в связи с реализацией и дальнейшей защиты права на информацию. Стоит отметить и подзаконное регулирование. Среди актов такого рода можно выделить Указ Президента РФ «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию»[4], хотя он и был принят в период информационно-правового вакуума (1990-е годы). Данный нормативно-правовой акт так же был введен в действие в целях повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления. Тем самым, введение специальных дополнительных законов в данной сфере обусловлено повышением и качества услуг, и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий. Однако все еще правовое регулирование права на информацию не совершенно в связи с чем возникают проблемы. [5]

Еще одна значимая проблема кроется в деятельности СМИ, которая выступает активным субъектом распространения информации. Но в настоящее время сложилась такое положение, что СМИ вместо того, чтобы вещать в масс-медиа мнение общества, выражает лишь частные или корпоративные интересы. В Государственной Думе невозможность разрешения данного вопроса объяснили тем, что СМИ является границей столкновения политических и корпоративных интересов. Разные пользователи на независимых интернет-площадках, имея миллионы подписчиков, но не являясь СМИ, больше влияют на общественное мнение, чем официально зарегистрированные СМИ. Так, активно обсуждается роль блогеров в качестве лидеров общественного мнения молодежи.

Стоит отметить, что формулировка «право свободно… информацию», закрепленная в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ вносит путаницу. В формулировке сочетаются два родственных, но все же отличных элемента – «право на» и «свобода [чего-то]». При этом даже «право на информацию» или «свобода информации» напрямую не провозглашены, отмечены только отдельные правомочия в этой сфере. Еще одна проблема состоит в том, что отсутствие четко очерченных ограничений «права на» или «свободы», обусловленных самой природой конституционного акта, приводит к широкому законодательному и подзаконному ограничению различных сфер информационных отношений в активно используемых в публичной сфере институций – СМИ и Интернете (различные виды запрещенной информации, введение категории иностранного агента и др. ).

Страдает правовое регулирование и в области защиты интересов граждан и общественных объединений, а также защита частной жизни, личной, семейной тайны, различных видов профессиональных тайн, в том числе и врачебной. [6] Что особенно актуально в период пандемии COVID-19 с повсеместным опубличиванием диагнозов и результатов вакцинации.

Вопреки научным традициям предлагать решения в данной ситуации кажется преждевременным, поскольку добавлять законодательные новеллы значит повышать нормативную правовую нагрузку на социальные отношения; пересмотр и реформирование информационного законодательства не вписывается в государственную политику по увеличению правового компонента (пусть даже неработающего) в информационной сфере; сюда же и относится пока что невозможность внесения более четких формулировок в Конституцию в части закрепления информационно-правовых начал, поскольку гл. 2 находится под особой правовой охраной. Однако, совсем оставить без рекомендаций и предложений не представляется возможным, потому хотелось бы вернуться к обсуждению вероятной разработки и введения в действие Информационного кодекса, который помимо концентрации в себе важных информационно-правовых положений помог бы развить и разъяснить правовую неопределенность в категориях «право на информацию» и «свобода информации». Тем более, что опыт подобных обсуждений на постсоветском пространстве имеется[7].

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.