|
|||
Мы послушаем из этой оперы оркестровые фрагменты.Стр 1 из 2Следующая ⇒
«Н. А. Римский-Корсаков, опера " Сказка о царе Салтане" » Вы все, наверное, знаете «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина. Помните — царь Салтан решил жениться и выбрал себе в жены одну из трех девиц, ту, которая пообещала родить для батюшки-царя богатыря. Сестры никак не могли смириться с мыслью, что не он» стали царицами, не знали, что и придумать от зависти и злости. Когда царь Салтан уехал на войну, Милитриса родила сына. Злые же сестры подменили гонцу письмо, и царь получил такое известие: «Родила царица в ночь
Волны выбрасывают бочку на остров, и царевич выбивает дно, «Мать и сын теперь на воле». Здесь он встречает Лебедь-птицу, которую спасает от злого коршуна. В благодарность за это волшебная Лебедь-птица ведет Гвидона с Милитрисой в сказочный город Леденец. Гремят пушечные выстрелы, раздается торжественный колокольный звон, народ приветствует князя Гвидона. Но Гвидон и его мать Милитриса все думают о царе Салтане. На помощь приходит Лебедь-птица. Она превращает Гвидона в шмеля, и тот отправляется к своему отцу в Тмутараканское царство. Там Гвидон слышит, как прибывшие к царю Салтану корабельщики рассказывают ему о тех чудесах, которые они видели на острове, о волшебном городе Леденце, о прекрасной Царевне-лебеди, о белочке, которая грызет изумрудные орешки с золотыми скорлупками, о тридцати трех богатырях, выходящих из морской пучины. Конечно, как и в каждой сказке, здесь все окончилось благополучно. Лебедь-птица превратилась в прекрасную девицу, и Гвидон женился на ней, а царь Салтан, заинтересовавшись чудесами, о которых ему рассказали, решил сам поехать на остров Буян, чтобы посмотреть на них. Тут он встретился с царицей Милитрисой и своим сыном Гвидоном. На радостях простили злых сестер — повариху и ткачиху. Сказка закончилась веселым пиром. Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал на этот сказочный сюжет оперу. Его единомышленниками были: С. И. Мамонтов, И. Врубель, Забела Врубель. Мы послушаем из этой оперы оркестровые фрагменты. Вы, наверное, не раз слышали эту музыку. Ее исполняют на различных инструментах — на скрипке, на кларнете, на баяне и на ксилофоне. Музыка гудящая, «шмелиная». Но это не назойливое гудение. Вспомните, сколько в нем радости, ликования, А почему? Кто помнит, кого Царевна-лебедь превратила в шмеля и зачем? Верно: царевич Гвидон стал шмелем. Он очень тосковал по своему отцу — царю Салтану, хотел повидать родные края. Когда Лебедь превратила Гвидона в шмеля, шмель полетел за кораблем, забился в щель и поплыл в гости к славному Салтану. Вот почему полет шмеля звучит так радостно. А теперь послушаем целую симфоническую картину. В ней композитор различными оркестровыми красками рассказывает об отдельных персонажах сказки. (Включается аудиозапись «Три чуда» ). Наверное, все сразу поняли, о каких персонажах идет речь. В сказке говорится о белочке, которая грызет золотые орешки, о тридцати трех богатырях и о Царевне-лебеди. Они узнают все три чуда в этой оркестровой музыке. Да, это «Три чуда» — так назвал Римский-Корсаков вступление ко второй картине четвертого действия оперы. Это программное произведение можно услышать не только в опере, но и в концертном исполнении. А теперь сравним, как поэт и композитор, каждый своими средствами (словом и музыкой), рассказал нам о чудесах острова Буяна. Чудо первое. ... под елкою высокой
Маленькая, юркая, грациозная белочка, грызущая золотые орешки, характеризуется легкой и подвижной музыкой и народной песенкой «Во саду ли, в огороде», которую композитор поручает флейте-пикколо (самому высокому и звонкому духовому инструменту) и пиццикато струнных. Чудо второе: Море вздуется бурливо,
В этом чуде нисходящие гаммаобразные пассажи в сопровождении создают впечатление рокота морских волн. Сигнальные возгласы труб и энергичные аккорды передают маршеобразную поступь тридцати трех богатырей, выходящих из пены морской под предводительством дядьки Черномора. Третье чудо: За морем царевна есть,
Царевну-лебедь характеризует нежная «узорчатая» музыка. Мягкие, размеренные аккорды идут на фоне спокойного восходящего движения у арф. Эта тема сменяется причудливым мелодическим рисунком солирующих скрипок. На примере музыки оперы. «Сказка о царе Салтане» можно провести с детьми полезную работу по дифференцированию ими тембровых звучаний. Римский-Корсаков, великолепный колорист, дал яркую тембровую окраску каждому образу. Педагог включает какой-либо фрагмент из симфонической картины «Три чуда» и просит ребят сказать, о каком персонаже рассказывает музыка. Дети обычно сопоставляют поэтический и музыкальный текст и, опираясь на яркую тембровую окраску, а также на другие средства выразительности, в большинстве своем правильно определяют каждое из чудес. В настоящее время постановка оперы «Сказка о царе Салтане» осуществляется во многих театрах России. Вашему вниманию предается просмотр фрагментов из спектакля государственного музыкального театра национального искусства п/р Владимира Назарова.
|
|||
|