Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Летоисчисление и его точность. Вопросы для составления конспекта.. Задания для самостоятельной работы. Таблица



Летоисчисление и его точность

Вопросы для составления конспекта.

1. Дайте определение понятию календарь.

2. Как по­явил­ся ка­лен­дарь, ка­ково бы­ло его пер­во­начальное пред­назна­чение?

3. Виды календарей.

4. На­зови­те от­ли­чительные осо­бен­ности юли­ан­ско­го сти­ля ле­то­ис­числе­ния.

5. На­зови­те от­ли­чительные осо­бен­ности гри­гори­ан­ско­го сти­ля ле­то­ис­числе­ния.

6. Сфор­му­лируйте пра­вило рас­пре­деле­ния ви­сокос­ных го­дов в гри­гори­ан­ском ка­лен­да­ре.

 

Задания для самостоятельной работы

Таблица

1. Вос­пользуйтесь кон­верте­ром дат гри­гори­ан­ско­го и юли­ан­ско­го ка­лен­да­рей он­лайн на сайте creounity. com и пе­реве­дите да­ту, со­от­ветс­тву­ющую да­те сво­его рож­де­ния, в да­ту по юли­ан­ско­му сти­лю.

 

 

Ка­лен­дарь. Сло­во «ка­лен­дарь» приш­ло к нам из Древ­не­го Ри­ма, оно про­ис­хо­дит от ла­тин­ских слов caleo — про­воз­гла­шать и calendarium — дол­го­вая кни­га. Та­кое наз­ва­ние обус­ловле­но тем, что в Древ­нем Ри­ме на­чало каж­до­го ме­сяца про­воз­гла­шалось осо­бо, при­чем по пер­вым чис­лам каж­до­го ме­сяца бы­ло при­нято уп­ла­чивать про­цен­ты по дол­гам.

Ка­лен­дарь — неп­ре­рыв­ная сис­те­ма счис­ле­ния больших про­межут­ков вре­мени, ос­но­ван­ная на пе­ри­одич­ности яв­ле­ний при­роды, осо­бен­но от­четли­во про­яв­ля­ющейся в не­бес­ных яв­ле­ни­ях (дви­жении не­бес­ных све­тил).

С ка­лен­да­рем не­раз­рывно свя­зана вся мно­гове­ковая ис­то­рия че­лове­чес­кой культу­ры. Глав­ное наз­на­чение ка­лен­да­ря — со­от­но­сить со­бытия с че­редой дней.

Пот­ребность в ка­лен­да­рях воз­никла в глу­бокой древ­ности, ког­да че­ловек не вла­дел письмен­ностью. Ка­лен­да­ри оп­ре­деля­ли нас­тупле­ние вес­ны, ле­та, осе­ни и зи­мы, пе­ри­оды цве­тения рас­те­ний, соз­ре­вания пло­дов, сбо­ра ле­карст­вен­ных трав, из­ме­нений в по­веде­нии и жиз­ни жи­вот­ных и мно­гое дру­гое. Ка­лен­да­ри от­ве­чали на воп­ро­сы: «Ка­кое се­год­ня чис­ло? », «Ка­кой день не­дели? », «Ког­да про­изош­ло то или иное со­бытие? » — и поз­во­ляли ре­гули­ровать и пла­ниро­вать жизнь и хо­зяйствен­ную де­ятельность лю­дей.

В Древ­нем ми­ре не бы­ло еди­ной сис­те­мы сче­та вре­мени. Каж­дый на­род ис­пользо­вал свой тип ка­лен­да­ря; из­вес­тны ка­лен­дарные сис­те­мы, соз­данные в Древ­нем Егип­те, Ки­тае, Ри­ме и т. д.

С древ­них вре­мен на­чало оп­ре­делен­ной эры (из­вес­тно бо­лее 1000 эр в раз­личных го­сударс­твах, в том чис­ле 350 — в Ки­тае, 250 — в Япо­нии) и весь ход ле­то­ис­числе­ния свя­зыва­лись с важ­ны­ми ле­ген­дарны­ми, ре­лиги­оз­ны­ми или (ре­же) ре­альны­ми со­быти­ями: вре­менем царс­тво­вания оп­ре­делен­ных ди­нас­тий и от­дельных им­пе­рато­ров, война­ми, ре­волю­ци­ями, олим­пи­ада­ми, ос­но­вани­ем го­родов и го­сударств, рож­де­ни­ем бо­га (про­рока) или сот­во­рени­ем ми­ра. В Древ­ней Гре­ции счет вре­мени вел­ся по олим­пи­адам, с эпо­хи 1 и­юля 776 г. до н. э.

Ти­пы ка­лен­да­рей. Все ка­лен­да­ри мож­но под­разде­лить на сле­ду­ющие ти­пы: сол­нечные, лун­ные и лун­но-сол­нечные. Эти ка­лен­да­ри ис­пользу­ют ес­тес­твен­ные пе­ри­оди­чес­кие про­цес­сы: сут­ки, т. е. сме­ну дня и но­чи, сме­ну фаз Лу­ны, ко­торые про­ис­хо­дят на про­тяже­нии ме­сяца, или сме­ну вре­мен го­да меж­ду дву­мя ве­сен­ни­ми рав­но­денс­тви­ями — пе­ри­од так на­зыва­емо­го тро­пичес­ко­го го­да.

Ко­чевые на­роды древ­ности больше пользо­вались лун­ным ка­лен­да­рем, в ос­но­ву ко­торо­го по­ложе­на про­дол­жи­тельность лун­но­го ме­сяца.

Лун­ный ка­лен­дарь. Древ­ним лю­дям бы­ло зат­рудни­тельно оп­ре­делить точ­ное на­чало но­вых су­ток или но­вого го­да, в от­ли­чие от на­чала лун­но­го ме­сяца, ко­торое зна­мену­ет пер­вое по­яв­ле­ние уз­ко­го сер­па пос­ле но­волу­ния. По­это­му древ­ние ци­вили­зации пользо­вались лун­ным ме­сяцем как ос­новной еди­ницей из­ме­рения дли­тельных про­межут­ков вре­мени.

Точ­ная про­дол­жи­тельность лун­но­го ме­сяца сос­тавля­ет в сред­нем 29, 5 сут. Бы­ла при­нята раз­ная про­дол­жи­тельность лун­ных ме­сяцев: 29 или 30 сут. Две­над­цать лун­ных ме­сяцев вклю­ча­ют 354 сут, а про­дол­жи­тельность сол­нечно­го го­да — пол­ных 365 сут. Лун­ный год ока­зал­ся ко­роче на 11 сут, по­это­му его не­об­хо­димо бы­ло при­вес­ти в со­от­ветс­твие с про­дол­жи­тельностью сол­нечно­го го­да. В ином слу­чае на­чало го­да по лун­но­му ка­лен­да­рю со вре­менем бу­дет пе­реме­щаться по вре­менам го­да (зи­ма, осень, ле­то, вес­на). К та­кому ка­лен­да­рю не­воз­можно при­вязать ни ве­дение се­зон­ных ра­бот, ни про­веде­ние ри­ту­альных ме­роп­ри­ятий, свя­зан­ных с сол­нечным го­довым цик­лом.

В раз­ные вре­мена эта за­дача ре­шалась по-раз­но­му, но под­ход к ре­шению проб­ле­мы был един: в оп­ре­делен­ные го­ды в лун­ный ка­лен­дарь встав­ля­ли до­пол­ни­тельный ме­сяц. На­ибо­лее точ­ное со­от­ветс­твие лун­но­го и сол­нечно­го ка­лен­да­рей да­ет ис­пользо­вание 19-лет­не­го цик­ла, при ко­тором в те­чение 19 сол­нечных лет по оп­ре­делен­ной сис­те­ме в лун­ный ка­лен­дарь до­бав­ля­ют­ся 7 до­пол­ни­тельных лун­ных ме­сяцев. Дли­тельность 19 сол­нечных лет от­ли­ча­ет­ся от дли­тельнос­ти 235 лун­ных ме­сяцев все­го на 2 ч.

Для прак­ти­чес­ко­го ис­пользо­вания лун­ный ка­лен­дарь не очень-то удо­бен, но в му­сульман­ских стра­нах он при­нят и в на­ши дни.

Со­тичес­кий ка­лен­дарь. Сол­нечный ка­лен­дарь по­явил­ся поз­днее лун­но­го в Древ­нем Егип­те, там, где ре­гуляр­ны еже­год­ные раз­ли­вы Ни­ла, ко­торые про­ис­хо­дили в пе­ри­од лет­не­го сол­нцес­то­яния. Егип­тя­не за­мети­ли, что на­чало раз­ли­вов Ни­ла по вре­мени сов­па­да­ет так­же с по­яв­ле­ни­ем над го­ризон­том са­мой яр­кой звез­ды — Си­ри­уса, или Соп­де­та, как на­зыва­ли его в Древ­нем Егип­те. Од­на­ко са­мым рас­простра­нен­ным ста­ло древ­негре­чес­кое наз­ва­ние звез­ды — Со­тис, от­сю­да наз­ва­ние это­го ка­лен­да­ря — со­тичес­кий.

Наб­лю­дая дви­жение Си­ри­уса, егип­тя­не оп­ре­дели­ли про­дол­жи­тельность сол­нечно­го го­да, рав­ную пол­ным 365 сут. Год они по­дели­ли на 12 оди­нако­вых ме­сяцев по 30 сут в каж­дом, а 5 лиш­них дней каж­до­го го­да объяв­ля­лись праз­дни­ками в честь бо­гов.

Од­на­ко точ­ная про­дол­жи­тельность сол­нечно­го го­да — 365, 24 сут. В те­чение 4 лет на­кап­ли­ва­ют­ся поч­ти пол­ные сут­ки, сле­дова­тельно, каж­дый пе­ри­од из 4 лет нас­ту­пал на сут­ки раньше, чем пре­дыду­щий. Жре­цы зна­ли, как мож­но ис­пра­вить ка­лен­дарь, но не де­лали это­го из ре­лиги­оз­ных со­об­ра­жений: они счи­тали бла­гом, что вос­ход Си­ри­уса при­ходит­ся по оче­реди на все 12 мес. На­чало сол­нечно­го го­да, оп­ре­делен­ное по вос­хо­ду Си­ри­уса, и на­чало го­да по ка­лен­да­рю сов­па­дали че­рез 1460 лет. Та­кой день и год тор­жес­твен­но от­ме­чали. Поз­же этот год был наз­ван так­же Ве­ликим, Бо­жес­твен­ным или Псо­вым го­дом (по наз­ва­нию Си­ри­уса, глав­ной звез­ды в соз­вездии Большо­го Пса).

Пе­ред ге­ли­аки­чес­ким вос­хо­дом (вос­хо­дом пос­ле пе­ри­ода не­види­мос­ти) Си­ри­ус ис­че­за­ет для наб­лю­дате­лей ноч­но­го не­ба и на­ходит­ся вне ви­димос­ти 70 дней. По про­шес­твии это­го вре­мени Си­ри­ус вос­хо­дит за од­ну ми­нуту до вос­хо­да Сол­нца, по­яв­ля­ясь как яр­кая крас­ная звез­да, пря­мо над го­ризон­том поч­ти точ­но на вос­то­ке. В этот мо­мент Си­ри­ус, Сол­нце и Зем­ля ока­зыва­ют­ся на од­ной ли­нии. Это и есть так на­зыва­емый ге­ли­аки­чес­кий вос­ход Си­ри­уса в лу­чах ут­ренней за­ри, ко­торый от­ме­ча­ет на­чало но­вого го­да.

В Егип­те поч­ти все хра­мы, а так­же нап­равле­ние взгля­да Сфин­кса, бы­ли вы­ров­не­ны по ли­нии ге­ли­аки­чес­ко­го вос­хо­да Си­ри­уса (поч­ти точ­но на вос­ток). В сте­нах мно­гих хра­мов су­щес­тво­вали сквоз­ные от­вер­стия, вплоть до не­ко­ей тем­ной внут­ренней ком­на­ты. В цен­тре этой ком­на­ты обыч­но на­ходил­ся ал­тарь в ви­де ку­ба или пря­мо­угольни­ка. В мо­мент ге­ли­аки­чес­ко­го вос­хо­да Си­ри­уса его ру­бино­во-крас­ный свет па­дал на ал­тарь в те­чение нес­кольких се­кунд, что для жре­цов оз­на­чало на­чало но­вого го­да и пер­вый день по си­ри­ан­ско­му, или со­тичес­ко­му, ка­лен­да­рю.

Лун­но-сол­нечные ка­лен­да­ри. Для пла­ниро­вания и ре­гули­рова­ния хо­зяйствен­ной де­ятельнос­ти па­рал­лельно при­меня­лись сол­нечный и лун­но-сол­нечный ка­лен­да­ри.

Лун­но-сол­нечны­ми ка­лен­да­рями уже в глу­бокой древ­ности пользо­вались в Ки­тае и Ин­дии. Бы­ло за­мече­но, что по­яв­ле­ние оп­ре­делен­ных звезд на не­бе ут­ром или ве­чером со­от­ветс­тву­ет на­чалу оп­ре­делен­но­го пе­ри­ода в ка­лен­да­ре. Та­кими звез­да­ми-ори­ен­ти­рами яв­ля­лись Ри­гель, Бе­тельгейзе, Ан­та­рес, Си­ри­ус. Осо­бен­но прис­тально в древ­ности сле­дили за по­ложе­ни­ем соз­вездия Большая Мед­ве­дица, за его по­воро­том и по­ложе­ни­ем «руч­ки» ков­ша или «хвос­та» Мед­ве­дицы от­но­сительно го­ризон­та. С XXI в. до н. э. ме­сяцы в ка­лен­да­ре Ки­тая на­чина­лись с но­волу­ния, а на­чало но­вого го­да при­ходи­лось на вре­мя меж­ду зим­ним сол­нцес­то­яни­ем и ве­сен­ним рав­но­денс­тви­ем. В VII в. до н. э. ус­та­нав­ли­ва­ет­ся про­дол­жи­тельность го­да в 365, 25 сут, а в IV в. до н. э. че­рез каж­дые 19 лет встав­ля­ют­ся до­пол­ни­тельные ме­сяцы. При­мер­но за 100 лет до нас­тупле­ния на­шей эры в Ки­тае был вве­ден ка­лен­дарь, в ко­тором про­дол­жи­тельность ме­сяца бы­ла 29, 5 сут, про­дол­жи­тельность го­да — 365, 2502 сут. При этом в каж­дый тре­тий, шес­той, де­вятый, один­надца­тый, че­тыр­надца­тый, сем­надца­тый и де­вят­надца­тый год на­до бы­ло встав­лять до­пол­ни­тельный три­над­ца­тый ме­сяц. Этот про­цесс на­зыва­ет­ся ин­терка­ляци­ей.

В Древ­ней Гре­ции, как и в стра­нах Вос­то­ка, ис­пользо­вал­ся лун­но-сол­нечный ка­лен­дарь, в ко­тором на­чало каж­до­го ме­сяца рас­по­лага­лось как мож­но бли­же к но­волу­нию, а сред­няя про­дол­жи­тельность го­да со­от­ветс­тво­вала про­межут­ку вре­мени меж­ду дву­мя ве­сен­ни­ми рав­но­денс­тви­ями.

Ка­лен­дарь в Древ­нем Ри­ме. В ка­лен­да­ре Древ­не­го Ри­ма все ме­сяцы ка­лен­да­ря, за ис­клю­чени­ем пос­ледне­го — феб­ру­ари­уса, со­дер­жа­ли счас­тли­вое не­чет­ное чис­ло дней: ли­бо 29, ли­бо 31. В феб­ру­ари­усе нас­чи­тыва­лось 28 дней. Все­го в ка­лен­дарном го­ду по­луча­лось 355 дней, на 10 дней меньше, чем сле­дова­ло. Та­кой ка­лен­дарь нуж­дался в пос­то­ян­ных ис­прав­ле­ни­ях, что бы­ло вме­нено в обя­зан­ность кол­ле­гии пон­ти­фиков, чле­нов вер­ховной кас­ты жре­цов. Пон­ти­фики лик­ви­диро­вали не­увяз­ки в ка­лен­да­ре сво­ей властью, до­бав­ляя в ка­лен­дарь до­пол­ни­тельные дни по сво­ему ра­зуме­нию. С ка­лен­дарны­ми да­тами бы­ли свя­заны уп­ла­та на­логов и про­цен­тов по ссу­дам, вступ­ле­ние в дол­жнос­ти кон­су­лов и три­бунов, да­ты праз­дни­ков и дру­гие со­бытия. Вно­ся тем ли­бо иным об­ра­зом из­ме­нения в ка­лен­дарь, пон­ти­фики мог­ли ус­ко­рить или от­сро­чить та­кие со­бытия.

Сол­нечный ка­лен­дарь. Сол­нечный ка­лен­дарь воз­ник бо­лее 6 тыс. лет на­зад, в его ос­но­ву по­ложен тро­пичес­кий год.

Тро­пичес­кий год, или сол­нечный год — про­межу­ток вре­мени, за ко­торый Сол­нце про­ходит че­рез точ­ку ве­сен­не­го рав­но­денс­твия.

Раз­ли­ча­ют ве­сен­нее и осен­нее рав­но­денс­твие.

В Се­вер­ном по­луша­рии ве­сен­нее рав­но­денс­твие про­ис­хо­дит 20 мар­та, ког­да Сол­нце пе­рехо­дит из Юж­но­го по­луша­рия в Се­вер­ное, а осен­нее рав­но­денс­твие — 22 или 23 сен­тября, ког­да Сол­нце пе­рехо­дит из Се­вер­но­го по­луша­рия в Юж­ное. В Юж­ном по­луша­рии, на­обо­рот, мар­тов­ское рав­но­денс­твие счи­та­ет­ся осен­ним, а сен­тябрьское — ве­сен­ним.

На­роды, за­нимав­ши­еся зем­ле­дели­ем, ос­но­выва­ли свой ка­лен­дарь на про­дол­жи­тельнос­ти тро­пичес­ко­го го­да. В нас­то­ящее вре­мя сол­нечный ка­лен­дарь при­нят в ка­чес­тве ми­рово­го ка­лен­да­ря.

Юли­ан­ский сол­нечный ка­лен­дарь ста­рого сти­ля. Юли­ан­ский сол­нечный ка­лен­дарь ста­рого сти­ля ос­но­ван на про­дол­жи­тельнос­ти го­да 365, 25 сут. Он был раз­ра­ботан алек­сан­дрийским ас­тро­номом Со­зиге­ном, вве­ден им­пе­рато­ром Га­ем Юли­ем Це­зарем (рис. 1. 19) в Древ­нем Ри­ме в 46 г. до н. э. и рас­простра­нил­ся за­тем по все­му ми­ру. В честь Гая Юлия Це­заря этот ка­лен­дарь по­лучил свое наз­ва­ние.

Рис. 1. 19. Римский император, полководец, писатель Гай Юлий Цезарь

Со­зиген (Sosigenes) — алек­сан­дрийский уче­ный, ко­торый жил в I в. до н. э. Он был приг­ла­шен Га­ем Юли­ем Це­зарем в Рим для ис­прав­ле­ния ка­лен­да­ря, в чем Со­зиген и при­нял де­ятельное учас­тие. Фи­лософ­ские тру­ды Со­зиге­на, в том чис­ле ком­мента­рий к трак­та­ту Арис­то­теля «De Caelo», не сох­ра­нились. В 1935 г. Меж­ду­народ­ный ас­тро­номи­чес­кий со­юз прис­во­ил имя Со­зиге­на кра­теру на ви­димой сто­роне Лу­ны.

По за­мыс­лу Со­зиге­на, на­чало каж­до­го ка­лен­дарно­го го­да дол­жно бы­ло всег­да при­ходиться на од­но и то же чис­ло и вре­мя су­ток, а его про­дол­жи­тельность — очень близ­ко сов­па­дать со звез­дным го­дом. По­это­му три го­да под­ряд дол­жны сос­то­ять из 365 сут, чет­вертый — из 366. При этом один год раз­би­вал­ся на 12 мес. и из ка­лен­да­ря нав­сегда изы­мал­ся до­пол­ни­тельный ме­сяц — мер­це­доний. За на­чало го­да бы­ло при­нято 1 ян­ва­ря, пос­кольку имен­но в этот день по тра­диции уже поч­ти два ве­ка всту­пали в дол­жность вновь из­бран­ные рим­ские кон­су­лы. Упо­рядо­чил Со­зиген и чис­ло дней в ме­сяцах. Все не­чет­ные ме­сяцы со­дер­жа­ли по 31 дню, а все чет­ные — по 30. Лишь в фев­ра­ле «ко­рот­ко­го» го­да бы­ло 29 дней, а «длин­но­го», ви­сокос­но­го, — 30.

На Ру­си юли­ан­ский ка­лен­дарь ста­рого сти­ля был при­нят в 988 г. В юли­ан­ском ка­лен­да­ре про­дол­жи­тельность го­да сос­тавля­ет 365, 25 сут; три обыч­ных го­да нас­чи­тыва­ют по 365 сут, один ви­сокос­ный год — 366 сут. В го­ду бы­ло 12 мес. по 30 и 31 день каж­дый (кро­ме фев­ра­ля). Юли­ан­ский год от­ста­ет от тро­пичес­ко­го на 11 мин 13, 9 с в год. За 1500 лет его при­мене­ния на­копи­лась ошиб­ка в 10 сут.

Прос­тейший спо­соб оп­ре­деле­ния, ка­кой ме­сяц ко­рот­кий, а ка­кой — длин­ный, при­дума­ли ед­ва ли не од­новре­мен­но с юли­ан­ским ка­лен­да­рем (рис. 1. 20).

Рис. 1. 20. Простейший способ определения короткого и длинного месяца

Что­бы до­биться пол­но­го сов­па­дения сле­ду­юще­го но­вогод­не­го праз­дни­ка с ас­тро­номи­чес­ким вре­менем, пе­ред тем как Рим­ская им­пе­рия офи­ци­ально пе­реш­ла на но­вый ка­лен­дарь, ее граж­да­нам приш­лось про­жить не­обык­но­вен­но длин­ный год. Пос­кольку, по рас­че­там Со­зиге­на, преж­ний рим­ский ка­лен­дарь очень сильно опе­редил звез­дный год, то кро­ме 23-днев­но­го мер­це­дония бы­ли до­бав­ле­ны еще два бе­зымян­ных ме­сяца из 34 и 33 дней, ко­торые вста­вили меж­ду но­яб­рем и де­каб­рем.

При­нятие юли­ан­ско­го ка­лен­да­ря хрис­ти­ан­ским ми­ром. В 325 г. сос­то­ял­ся пер­вый Все­лен­ский (Ни­кейский) со­бор Хрис­ти­ан­ской Цер­кви. Он ут­вердил юли­ан­ский ка­лен­дарь для ис­пользо­вания в хрис­ти­ан­ском ми­ре. При этом в юли­ан­ский ка­лен­дарь, стро­го ори­ен­ти­ру­ющийся на Сол­нце, бы­ло вве­дено дви­жение Лу­ны со сме­ной ее фаз, т. е. сол­нечный ка­лен­дарь был ор­га­нич­но со­еди­нен с лун­ным ка­лен­да­рем. За на­чало ле­то­ис­числе­ния был при­нят год про­воз­гла­шения Ди­ок­ле­ти­ана рим­ским им­пе­рато­ром — 284 г. по при­нято­му ны­не ле­то­ис­числе­нию. День ве­сен­не­го рав­но­денс­твия по при­нято­му ка­лен­да­рю при­шел­ся на 21 мар­та. От это­го дня рас­счи­тыва­ет­ся да­та глав­но­го хрис­ти­ан­ско­го праз­дни­ка — Пас­хи.

Вве­дение ле­то­ис­числе­ния от Рож­дес­тва Хрис­то­ва. В 248 г. эры Ди­ок­ле­ти­ана нас­то­ятель рим­ско­го мо­нас­ты­ря Ди­они­сий Ма­лый пос­та­вил воп­рос: по­чему хрис­ти­ане ве­дут ле­то­ис­числе­ние от во­царе­ния ярос­тно­го го­ните­ля хрис­ти­ан? Не­ко­им об­ра­зом он оп­ре­делил, что 248 год эры Ди­ок­ле­ти­ана со­от­ветс­тву­ет 532 г. от Рож­дес­тва Хрис­то­ва. Пред­ло­жение вес­ти счет го­дам от Рож­дес­тва Хрис­то­ва сна­чала не прив­лекло к се­бе вни­мания. Лишь в ХVII в. на­чалось внед­ре­ние та­кого ле­то­ис­числе­ния во всем ка­толи­чес­ком ми­ре. На­конец, в ХVIII в. ди­они­си­ево ле­то­ис­числе­ние пе­реня­ли уче­ные, и его упот­ребле­ние ста­ло пов­се­мес­тным. Го­ды ста­ли счи­тать от Рож­дес­тва Хрис­то­ва, ко­торое при­нято за на­чало на­шей эры.

Ви­сокос­ны­ми го­дами бы­ли 1200, 1600, 2000-й и бу­дут 2400, 2800-й, а обыч­ны­ми — бы­ли 1300, 1400, 1500, 1700, 1800, 1900-й и бу­дут 2100, 2200, 2300, 2500, 2600, 2700-й. Каж­дый ви­сокос­ный год, окан­чи­ва­ющийся на два ну­ля уве­личи­ва­ет раз­ни­цу но­вого и ста­рого сти­ля на 1 день. По­это­му в XVIII в. раз­ни­ца сос­тавля­ла 11 дней, в XIX в. — 12 дней, а вот в XX и XXI вв. раз­ни­ца од­на и та же — 13 дней. Пос­кольку 2000 г. был ви­сокос­ным, она уве­личит­ся только в XXII в. — до 14 дней, за­тем в XXIII в. — до 15 дней и т. д.

Гри­гори­ан­ский сол­нечный ка­лен­дарь но­вого сти­ля. В гри­гори­ан­ском сол­нечном ка­лен­да­ре но­вого сти­ля про­дол­жи­тельность го­да сос­тавля­ет 365, 242500 сут. В 1582 г. юли­ан­ский ка­лен­дарь по ука­зу па­пы рим­ско­го Гри­гория XIII был ре­фор­ми­рован в со­от­ветс­твие с про­ек­том итальян­ско­го ма­тема­тика Лу­ид­жи Ли­лио Га­рал­ли. Счет дней пе­ред­ви­нули на 10 сут впе­ред и ус­ло­вились каж­дое сто­летие, не де­ляще­еся на 4 без ос­татка (1700, 1800, 1900, 2100 и т. д. ) не счи­тать ви­сокос­ным. Тем са­мым ис­прав­ля­ет­ся ошиб­ка в 3 сут за каж­дые 400 лет. Ошиб­ка в 1 сут на­бега­ет за 2735 лет. Но­вые сто­летия и ты­сяче­летия на­чина­ют­ся с 1 ян­ва­ря пер­во­го го­да дан­но­го сто­летия и ты­сяче­летия: так, XXI в. и 3-е ты­сяче­летие на­чались 1 ян­ва­ря 2001 г. по гри­гори­ан­ско­му ка­лен­да­рю.

В на­шей стра­не до Ок­тябрьской ре­волю­ции при­менял­ся юли­ан­ский ка­лен­дарь ста­рого сти­ля, ошиб­ка ко­торо­го к 1917 г. сос­тавля­ла 13 сут. В 1918 г. в стра­не был вве­ден при­нятый во всем ми­ре гри­гори­ан­ский ка­лен­дарь но­вого сти­ля, а все да­ты сдви­нулись на 13 сут впе­ред.

Пе­ревод дат юли­ан­ско­го ка­лен­да­ря на гри­гори­ан­ский ка­лен­дарь осу­щест­вля­ет­ся по сле­ду­ющим фор­му­лам:

 

где ТГ и ТЮ — да­ты по гри­гори­ан­ско­му и юли­ан­ско­му ка­лен­да­рям; n — це­лое чис­ло дней; С — чис­ло пол­ных про­шед­ших сто­летий; С1 — бли­жайшее чис­ло сто­летий, крат­ное 4.

В нас­то­ящее вре­мя раз­ра­бота­ны кон­верте­ры дат гри­гори­ан­ско­го и юли­ан­ско­го ка­лен­да­рей он­лайн, ко­торые мож­но найти в Ин­терне­те. В этих кон­верте­рах да­ты до фак­ти­чес­ко­го вве­дения юли­ан­ско­го ка­лен­да­ря пре­об­ра­зу­ют­ся с ис­пользо­вани­ем стан­дар­тных пра­вил для юли­ан­ских ви­сокос­ных го­дов. Да­ты до ре­фор­мы 1582 г. пре­об­ра­зу­ют­ся с ис­пользо­вани­ем стан­дар­тных пра­вил для гри­гори­ан­ских ви­сокос­ных го­дов. В кон­верте­ре пре­об­ра­зова­ние для го­дов по гри­гори­ан­ско­му ка­лен­да­рю воз­можно вплоть до 2400 г.

Гри­гори­ан­ский ка­лен­дарь (в Рос­сии име­ну­ет­ся «но­вый стиль») вве­ден в 1582 г. па­пой Гри­гори­ем XIII. Под­го­тов­ку ре­фор­мы по ука­занию Гри­гория XIII осу­щест­вля­ли ас­тро­номы Хрис­то­фор Кла­вий и Ало­изий Ли­лий. При­чиной, а точ­нее, по­водом ре­фор­ми­рова­ния ка­лен­да­ря бы­ло сме­щение фак­ти­чес­ко­го дня ве­сен­не­го рав­но­денс­твия на 10 мар­та, в то вре­мя как пас­ха­лия (ме­тоди­ка рас­че­та да­ты Пас­хи — праз­дни­ка в честь вос­кре­сения И­ису­са Хрис­та) тре­бу­ет брать в рас­чет 21 мар­та из юли­ан­ско­го ка­лен­да­ря.

Ины­ми сло­вами, имен­но день ве­сен­не­го рав­но­денс­твия учас­тво­вал в оп­ре­деле­нии да­ты Пас­хи, и этот день в ка­лен­да­ре стал со вре­менем не сов­па­дать с фак­ти­чес­ким ве­сен­ним рав­но­денс­тви­ем в при­роде; кро­ме то­го, име­ло мес­то рас­согла­сова­ние пас­хальных пол­но­луний с ас­тро­номи­чес­ки­ми. В 1582 г. гри­гори­ан­ский ка­лен­дарь впер­вые при­шел на сме­ну юли­ан­ско­му: сле­ду­ющим днем пос­ле чет­верга 4 ок­тября 1582 г. ста­ла пят­ни­ца 15 ок­тября 1582 г. Та­ким об­ра­зом, ре­фор­ма ка­лен­да­ря лик­ви­диро­вала от­ста­вание юли­ан­ско­го ка­лен­да­ря по от­но­шению к сол­нечно­му го­ду.

Гри­гори­ан­ский ка­лен­дарь нам­но­го точ­нее юли­ан­ско­го: он да­ет го­раз­до луч­шее приб­ли­жение к тро­пичес­ко­му го­ду. Сам гри­гори­ан­ский ка­лен­дарь ос­но­ван на цик­ли­чес­ком об­ра­щении Зем­ли вок­руг Сол­нца; про­дол­жи­тельность од­но­го цик­ла, т. е. од­но­го обо­рота вок­руг Сол­нца, при­нята в гри­гори­ан­ском ка­лен­да­ре рав­ной 365, 2425 сут.

Пра­вило рас­пре­деле­ния ви­сокос­ных го­дов в гри­гори­ан­ском ка­лен­да­ре. Гри­гори­ан­ский ка­лен­дарь со­дер­жит 97 ви­сокос­ных лет на каж­дые 400 лет (97/400 = 0, 2425).

В гри­гори­ан­ском ка­лен­да­ре пра­вило рас­пре­деле­ния ви­сокос­ных го­дов сле­ду­ющее:

1) год, но­мер ко­торо­го кра­тен 400, — ви­сокос­ный;

2) ос­тальные го­ды де­лят­ся на две груп­пы: го­да, но­мер ко­торых кра­тен 100, яв­ля­ют­ся не­висо­кос­ны­ми, а го­да, но­мер ко­торых кра­тен 4, — ви­сокос­ны­ми.

Та­ким об­ра­зом, ви­сокос­ны­ми го­дами бы­ли 1600-й и 2000-й, а 1700, 1800 и 1900-й — ви­сокос­ны­ми не бы­ли.

В юли­ан­ском ка­лен­да­ре год на­чина­ет­ся 1 ян­ва­ря, пос­кольку в Древ­нем Ри­ме имен­но в этот день с 153 г. до н. э. из­бран­ные кон­су­лы всту­пали в дол­жность. Юли­ан­ский год име­ет про­дол­жи­тельность в сред­нем 365, 25 сут (1 ви­сокос­ный год из че­тырех = 1/4 = 0, 25), что больше на 11 мин про­дол­жи­тельнос­ти тро­пичес­ко­го го­да. В гри­гори­ан­ском ка­лен­да­ре, для срав­не­ния, 1 год при­рав­ни­ва­ет­ся к 365, 2425 сут. Ито­го, юли­ан­ский ас­тро­номи­чес­кий цикл дольше гри­гори­ан­ско­го на 365, 25 - 365, 2425 = 0, 0075 сут, что сос­тавля­ет 10, 8 мин (т. е. при­мер­но 11 мин).

Из-за вы­ше­опи­сан­ной ошиб­ки, рав­ной при­мер­но 11 мин в год, в раз­ные ве­ка раз­ни­ца в сут­ках меж­ду да­тами гри­гори­ан­ско­го и юли­ан­ско­го ка­лен­да­рей не бы­ла оди­нако­вой, а про­дол­жа­ла уве­личи­ваться.

Зна­ете ли вы, кто при­думал пер­вые от­рывные ка­лен­да­ри? Это был из­вес­тный рус­ский пи­сатель Лев Ни­кола­евич Тол­стой. Он по­сове­товал на­печа­тать та­кой ка­лен­дарь из­да­телю, и вско­ре идея име­ла оше­ломи­тельный ус­пех.

Ка­лен­да­ри в Рос­сии. На Ру­си в до­пет­ров­ское вре­мя был при­нят юли­ан­ский ка­лен­дарь со сче­том лет по ви­зан­тийско­му об­разцу — от сот­во­рения ми­ра. Петр I ввел в Рос­сии ста­рый стиль — юли­ан­ский ка­лен­дарь со сче­том лет от Рож­дес­тва Хрис­то­ва.

Са­мый пер­вый граж­дан­ский ка­лен­дарь по­явил­ся пе­ред но­вым 1709 г. До это­го Рос­сия жи­ла ис­клю­чительно по пра­вос­лавным свят­цам. Ка­лен­дарь был на­печа­тан в Мос­кве под ре­дак­ци­ей гра­фа Яко­ва Брю­са, ко­торо­го счи­тали ал­хи­миком и кол­ду­ном. По за­мыс­лу из­да­теля он был рас­счи­тан на 100 лет и сос­то­ял из двух час­тей: спра­воч­ной и пред­ска­зательной. Ка­лен­дарь пред­став­лял со­бой слож­нейшие чер­те­жи, и се­год­ня ра­зоб­раться в них смо­жет не вся­кий спе­ци­алист. «Брю­сов ка­лен­дарь» был ас­тро­логи­чес­ким, вы­дер­жанным в стро­гих на­уч­ных ка­нонах.

Ка­лен­да­ри в Рос­сии в XVIII—XIX вв. пред­став­ля­ли со­бой тол­стые кни­ги, в ко­торых мож­но бы­ло найти лю­бую ин­форма­цию: о свя­тых, праз­дни­ках, по­левых ра­ботах. Фак­ти­чес­ки они яв­ля­лись од­новре­мен­но сво­еоб­разной эн­цикло­педи­ей и ли­тера­тур­ным альма­нахом. По­это­му не сто­ит удив­ляться, встре­тив в ли­тера­тур­ном про­из­ве­дении фра­зу о том, что семья на ночь чи­тала вслух ка­лен­дарь.

Но­вый стиль, или гри­гори­ан­ский ка­лен­дарь, был вве­ден в на­шей стра­не 24 ян­ва­ря 1918 г. Дек­ре­том СНК РСФСР о вве­дении в Рос­сийской рес­публи­ке за­пад­но­ев­ро­пейско­го ка­лен­да­ря. При этом бы­ла при­мене­на поп­равка на 13 сут. Так, сог­ласно это­му дек­ре­ту пос­ле 31 ян­ва­ря 1918 г. в Рос­сии нас­ту­пило 14 фев­ра­ля 1918 г. Только с это­го вре­мени да­ты про­ис­хо­дящих со­бытий по рос­сийско­му ка­лен­да­рю и ка­лен­да­рю за­пад­ных стран ста­ли сов­па­дать.

С 1929 по 1931 г. в Со­вет­ском Со­юзе действо­вал так на­зыва­емый ре­волю­ци­он­ный ка­лен­дарь. В го­ду бы­ло 12 мес. по 30 дней. «Лиш­ние» дни но­сили собс­твен­ные име­на: День Ле­нина (сле­довал пос­ле 30 ян­ва­ря), два ин­дус­три­альных дня (сле­дова­ли пос­ле 7 но­яб­ря), два дня тру­да (пос­ле 30 ап­ре­ля). В ви­сокос­ный год до­бав­лялся еще один день (пос­ле 30 фев­ра­ля). Не­деля сос­то­яла из пя­ти дней, обоз­на­чав­шихся раз­ным цве­том для раз­ных групп ра­бот­ни­ков.

В пос­ле­ду­ющие го­ды в ле­то­ис­числе­нии ис­пользо­вал­ся гри­гори­ан­ский ка­лен­дарь. Од­на­ко в от­рывных ка­лен­да­рях за­час­тую на стра­нице с да­той ука­зывал­ся год, счи­тая от свер­ше­ния Ок­тябрьской ре­волю­ции.

В на­чале ХХ в. был раз­ра­ботан про­ект меж­ду­народ­ной ре­фор­мы ка­лен­да­ря. Пред­ла­галось раз­де­лить год на 13 мес. по 28 дней, а один ос­тавшийся день плюс еще один в ви­сокос­ные го­ды сде­лать праз­днич­ны­ми и обо­соб­ленны­ми. Глав­ны­ми плю­сами та­кого ка­лен­да­ря на­зыва­лись чет­кое со­от­ветс­твие чис­ла дню не­дели (так как в ме­сяце бы­ло бы всег­да че­тыре не­дели) и бо­лее точ­ное срав­не­ние эко­номи­ко-ста­тис­ти­чес­ких по­каза­телей по ме­сяцам. Од­ним из не­дос­татков су­евер­ные лю­ди счи­тали то, что пят­ни­ца всег­да бу­дет при­ходиться на 13-е чис­ло. Од­на­ко эта проб­ле­ма ре­шалась, ес­ли не­делю на­чинать не с вос­кре­сенья, как при­нято в США и не­кото­рых дру­гих стра­нах, а с по­недельни­ка. Про­ект был да­же вне­сен на рас­смот­ре­ние в Ли­гу На­ций, но в 1937 г. его от­кло­нили. Го­рячим пок­лонни­ком ре­фор­мы был Джордж Ис­тмен, ос­но­ватель ком­па­нии Kodak, где по­доб­ное ис­числе­ние дней для внут­ренне­го пла­ниро­вания при­меня­лось с 1928 по 1989 г.

Все­мир­ный ка­лен­дарь. К на­чалу ХХ в. рост меж­ду­народ­ных на­уч­ных, тех­ни­чес­ких и культур­но-эко­номи­чес­ких свя­зей обус­ло­вил не­об­хо­димость соз­да­ния еди­ного, прос­то­го и точ­но­го Все­мир­но­го ка­лен­да­ря, пос­кольку су­щес­тву­ющие ка­лен­да­ри име­ют мно­гочис­ленные не­дос­татки в ви­де не­точ­но­го со­от­ветс­твия про­дол­жи­тельнос­ти тро­пичес­ко­го го­да и да­там ас­тро­номи­чес­ких яв­ле­ний, свя­зан­ных с дви­жени­ем Сол­нца по не­бес­ной сфе­ре, не­рав­ной и не­пос­то­ян­ной про­дол­жи­тельнос­ти ме­сяцев, не­сог­ла­сован­ности чи­сел ме­сяца и дней не­дели, не­со­от­ветс­твия их наз­ва­ний по­ложе­нию в ка­лен­да­ре и т. д.

Иде­альный веч­ный ка­лен­дарь об­ла­да­ет не­из­менной струк­ту­рой, поз­во­ля­ющей быс­тро и од­нознач­но оп­ре­делять дни не­дели по лю­бой ка­лен­дарной да­те ле­то­ис­числе­ния. Один из на­илуч­ших про­ек­тов веч­ных ка­лен­да­рей был ре­комен­до­ван к рас­смот­ре­нию Ге­неральной Ас­сам­бле­ей О­ОН в 1954 г.: при схо­жес­ти с гри­гори­ан­ским ка­лен­да­рем он был про­ще и удоб­нее. Тро­пичес­кий год де­лит­ся на 4 квар­та­ла по 91 дню (13 не­дель). Каж­дый квар­тал на­чина­ет­ся с вос­кре­сенья и кон­ча­ет­ся суб­бо­той; сос­то­ит из 3 мес., в пер­вом ме­сяце 31 день, во вто­ром и третьем — 30 дней. В каж­дом ме­сяце 26 ра­бочих дней. Пер­вый день го­да — всег­да вос­кре­сенье. Он ока­зал­ся не ре­али­зован по ре­лиги­оз­ным со­об­ра­жени­ям. Вве­дение еди­ного и веч­но­го Все­мир­но­го ка­лен­да­ря ос­та­ет­ся од­ной из проб­лем сов­ре­мен­ности.

Ре­зюме. Соз­да­ние ка­лен­да­ря и пос­ле­ду­ющее вве­дение ле­то­ис­числе­ния спо­собс­тво­вали раз­ви­тию че­лове­чес­кой ци­вили­зации. В сво­ей прак­ти­чес­кой де­ятельнос­ти лю­ди не мо­гут обойтись без сче­та дней в не­деле, ме­сяце, без оп­ре­делен­ной сис­те­мы сче­та лет.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.