Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конкуренция и ее виды



Неотъемлемым элементом рыночных отношений является конкуренция.

Конкуренция – это борьба между участниками (субъектами) рынка за достижение наиболее выгодных условий и получение рыночных преимуществ в своей деятельности.

Важно: конкурентами на рынке могут быть как производители, так и потребители.

Конкуренция имеет ряд преимуществ и недостатков, схожих с чертами рынка.

Преимущества конкуренции
· Стимулирует производителей снижать издержки (чтобы иметь возможность более дешево продавать товар) · Стимулирует повышать качество продукции (чтобы увеличить его привлекательность для покупателя) · Увеличение ассортимента предлагаемого товара · Снижение стимулов завышения цен (покупатели начнут отказываться от товара в пользу конкурента) · Максимальная гибкость производителей к изменениям предпочтений потребителей · Стимулирование внедрения новых технологий (улучшает качество и снижает издержки)

Классификация конкуренции.

Рассмотрим классификацию конкуренции:

В зависимости от методов конкурентной борьбы, конкуренцию делят на:

Ценовая конкуренция

Снижение цены на товар с целью привлечения покупателей

Неценовая конкуренция

Методы привлечения покупателей без изменения цены. Самым ярким проявлением неценовой конкуренции является реклама

Добросовестная конкуренция

Конкуренция, методы которой не противоречат закону и не нарушают права других производителей   

Недобросовестная конкуренция

Конкуренция, методы которой запрещены законом и нарушают права других производителей или противоречат антимонопольному законодательству
     

*Демпинг – политика компании, при которой компания продает товар по необоснованно низким ценам, ниже издержек производства для вытеснения конкурентов с рынка. Наиболее часто такую политику могут использовать крупные компании, которые способны определенный период времени работать в убыток, чтобы вытеснить с рынка более мелких производителей.

Основной классификацией является выделение видов конкурентных рынков:

Признак Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Количество продавцов много много несколько (3-5) один
Тип товара* однородный дифференцированный однородный или дифференцированный уникальный
Контроль над ценой отсутствует незначительный сильный полный
Вход на рынок свободный свободный затруднен невозможен
Способы конкуренции ценовая конкуренция ценовая и неценовая конкуренция ценовая и неценовая конкуренция отсутствует
Примеры рынок сельскохозяйственной продукции, валютная или фондовая биржа), услуги ателье, грузоперевозки и др. Производство одежды, обуви, косметики, продуктов питания, хозяйственных товаров и др рынок авиации, производство авто, мобильная связь и другие Ж/Д перевозки, ГАЗ ПРОМ, ЖКХ, аэропорт  и другие

*Однородный товар – полностью идентичные товары (например, соль производителя А и соль производителя Б).

Дифференцированный товар – товары со схожими потребительскими качествами, но имеющие незначительные отличия (например, шоколад Аленка и шоколад Milka).

Уникальный товар – товар, не имеющий аналогов.

*Рынок совершенной конкуренции является утопичной моделью, недостижимой в реальной экономике. Однако, существуют рынки приближенные к совершенной конкуренции – это, например, рынок сельскохозяйственной продукции, валютная и фондовая биржи.

Наряду с монополией выделяют монопсонию:

Монопсония – тип конкурентного рынка, схожий с монополией, основной особенностью которого является то, что на рынке действуют множество продавцов и всего один покупатель (например, рынок труда в городе с единственным (градообразующим) предприятием).

Также выделяют виды монополий:

Искусственная Естественная Государственная
Монополия, возникающая в результате монополизации рынка (предприятие вытесняет с рынка всех конкурентов) – именно такой тип монополии запрещен законом. Ситуация, когда производство товара возможно только одной фирмой или производство товара с наименьшими издержками возможно только при функционировании одной фирмы на рынке (функционирование двух и более фирм будет обеспечивать неэффективное производство, а значит, не будет нести пользы обществу) Монополия, охраняемая государством. Вход на рынок запрещен законом. Как правило, государственными монополиями являются стратегически важные отрасли (например, атомная энергетика). Часто естественные монополии становятся государственными (например, Ж/Д перевозки). Такие монополии не являются предметом антимонопольной политики и обеспечивают стабильность и безопасное развитие в обществе

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.