Конкуренция и ее виды
Неотъемлемым элементом рыночных отношений является конкуренция.
Конкуренция – это борьба между участниками (субъектами) рынка за достижение наиболее выгодных условий и получение рыночных преимуществ в своей деятельности.
Важно: конкурентами на рынке могут быть как производители, так и потребители.
Конкуренция имеет ряд преимуществ и недостатков, схожих с чертами рынка.
Преимущества конкуренции
| · Стимулирует производителей снижать издержки (чтобы иметь возможность более дешево продавать товар)
· Стимулирует повышать качество продукции (чтобы увеличить его привлекательность для покупателя)
· Увеличение ассортимента предлагаемого товара
· Снижение стимулов завышения цен (покупатели начнут отказываться от товара в пользу конкурента)
· Максимальная гибкость производителей к изменениям предпочтений потребителей
· Стимулирование внедрения новых технологий (улучшает качество и снижает издержки)
| Классификация конкуренции.
Рассмотрим классификацию конкуренции:
В зависимости от методов конкурентной борьбы, конкуренцию делят на:
Ценовая конкуренция
| Снижение цены на товар с целью привлечения покупателей
| Неценовая конкуренция
| Методы привлечения покупателей без изменения цены. Самым ярким проявлением неценовой конкуренции является реклама
| Добросовестная конкуренция
| Конкуренция, методы которой не противоречат закону и не нарушают права других производителей
| Недобросовестная конкуренция
| Конкуренция, методы которой запрещены законом и нарушают права других производителей или противоречат антимонопольному законодательству
| | | | *Демпинг – политика компании, при которой компания продает товар по необоснованно низким ценам, ниже издержек производства для вытеснения конкурентов с рынка. Наиболее часто такую политику могут использовать крупные компании, которые способны определенный период времени работать в убыток, чтобы вытеснить с рынка более мелких производителей.
Основной классификацией является выделение видов конкурентных рынков:
Признак
| Совершенная конкуренция
| Монополистическая конкуренция
| Олигополия
| Монополия
| Количество продавцов
| много
| много
| несколько (3-5)
| один
| Тип товара*
| однородный
| дифференцированный
| однородный или дифференцированный
| уникальный
| Контроль над ценой
| отсутствует
| незначительный
| сильный
| полный
| Вход на рынок
| свободный
| свободный
| затруднен
| невозможен
| Способы конкуренции
| ценовая конкуренция
| ценовая и неценовая конкуренция
| ценовая и неценовая конкуренция
| отсутствует
| Примеры
| рынок сельскохозяйственной продукции, валютная или фондовая биржа), услуги ателье, грузоперевозки и др.
| Производство одежды, обуви, косметики, продуктов питания, хозяйственных товаров и др
| рынок авиации, производство авто, мобильная связь и другие
| Ж/Д перевозки, ГАЗ ПРОМ, ЖКХ, аэропорт и другие
| *Однородный товар – полностью идентичные товары (например, соль производителя А и соль производителя Б).
Дифференцированный товар – товары со схожими потребительскими качествами, но имеющие незначительные отличия (например, шоколад Аленка и шоколад Milka).
Уникальный товар – товар, не имеющий аналогов.
*Рынок совершенной конкуренции является утопичной моделью, недостижимой в реальной экономике. Однако, существуют рынки приближенные к совершенной конкуренции – это, например, рынок сельскохозяйственной продукции, валютная и фондовая биржи.
Наряду с монополией выделяют монопсонию:
Монопсония – тип конкурентного рынка, схожий с монополией, основной особенностью которого является то, что на рынке действуют множество продавцов и всего один покупатель (например, рынок труда в городе с единственным (градообразующим) предприятием).
Также выделяют виды монополий:
Искусственная
| Естественная
| Государственная
| Монополия, возникающая в результате монополизации рынка (предприятие вытесняет с рынка всех конкурентов) – именно такой тип монополии запрещен законом.
| Ситуация, когда производство товара возможно только одной фирмой или производство товара с наименьшими издержками возможно только при функционировании одной фирмы на рынке (функционирование двух и более фирм будет обеспечивать неэффективное производство, а значит, не будет нести пользы обществу)
| Монополия, охраняемая государством. Вход на рынок запрещен законом. Как правило, государственными монополиями являются стратегически важные отрасли (например, атомная энергетика). Часто естественные монополии становятся государственными (например, Ж/Д перевозки). Такие монополии не являются предметом антимонопольной политики и обеспечивают стабильность и безопасное развитие в обществе
|
|