Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОКРУЖНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОНКУРС



ОКРУЖНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОНКУРС

«ИСТОРИЯ ОКРУГА В ИСТОРИИ ГОРОДА»

 

ОТ ЯМСКИХ МОСТОВ ДО СТРЕЛЕЦКИХ

(пешеходная экскурсия школы №15

по ул Станционной)

Подготовил:

Коровин

Владимир Викторович,

учитель краеведения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»

2002 год

Наш маршрут проходит по старейшей улице завокзальной части Курска - Станционной и знакомит с историей её застройки, памятными местами и судьбами интересных людей, живущих и работающих на ней.

Протяженность маршрута около одного километра соответствует длине улицы и протяженности железнодорожной станции Курск, давшей улице свое название. В 30-е годы минувшего столетия она носила имя Льва Толстого, а в 1939 году улице было присвоено имя народного комиссара путей сообщения Лазаря Моисеевича Кагановича. В конце 50-х годов она получила современное название.

Выбор маршрута экскурсии не случаен, история улицы не только тесно связана с происхождением названия и прошлым нашего округа. Ул. Станционную по праву можно считать административным и культурным центром Железнодорожного округа. Именно здесь находятся окружная администрация и центр досуга «Мир», общеобразовательная школа № 36 и техническая школа Орловско-Курского отделения Московской железной дороги. Есть на Станционной и множество других интересных объектов, с которыми мы познакомимся в ходе экскурсии.

Наша экскурсия начинается у путепровода, имеющего неофициальное название Ямские мосты.

 

Появление тоннельного проезда под железнодорожными путями связано со строительством железной дороги Москва-Курск, движение по которой было открыто в 1868 году. Народное название мостов - Ямские - указывает на то, что они стали связующим звеном между историческим центром округа - Ямской слободой и относительно молодым Владимирским поселком.

Нынешняя Станционная улица явилась отправной точкой при строительстве рабочего поселка железнодорожников. В это время Владимирский жилищно-строительный кооператив «Товарищество служащих железнодорожных станций Курск-1 и Курск-2», стал строить здесь жилые дома. Новостройки представляли собой две спаренные квартиры с общей площадью 100 кв. м. Такой дом строился на шлакоблочном цоколе из бревен под наружную штукатурку. Обе семьи получали по столовому залу и по две спальни. Напоминанием о них и о стоявших здесь бараках, где жили железнодорожники, может служить лишь пустырь, представляющий собой незастроенное пространство в самом начале улицы Станционной.

В июле 2002 года на месте пустыря начались строительные работы по возведению 66-квартирного жилого дома.

 

 

Не являются украшением улицы и хозяйственные постройки, расположенные по обе стороны от проезжей части. Длительное время они находились в ведении Строительно-восстановительного Управления № 4, реорганизованного впоследствии в строительно-монтажный поезд № 688. Руками его рабочих возведены сотни зданий в послевоенном Курске.

Интересна по своей архитектуре водонапорная башня, внешне напоминающая донжон средневекового замка. Она снабжала водой железнодорожную станцию и Владимирский рабочий поселок. Во время Великой Отечественной войны башня была полуразрушена и сейчас на её фасаде отчетливо прослеживаются следы двух эпох: выложенная из необработанного камня нижняя часть и восстановленные кирпичной кладкой верхние ярусы.

На четной стороне улицы в глубине старинного фруктового сада возвышается здание школы № 36. Первый звонок здесь прозвенел 1 сентября 1976 г.

А до этого времени школа размещалась в соседнем здании, построенном в 30-е годы в конструктивистском стиле, и носила номер 46. Сейчас, как мы можем убедиться, первое школьное здание находится в плачевном состоянии.

 

Интересное по архитектурному решению, являвшееся несомненным украшением улицы, в наше дни оно представляет образец бесхозяйственности и беспамятства. А ведь в первые месяцы войны в нем находился областной эвакуационный пункт. В дни обороны Курска здесь размещался штаб второго батальона Кировского полка народного ополчения, о чем сообщала мемориальная доска, до недавнего времени установленная на фасаде здания, ныне исчезнувшая. С 1977 года на протяжении почти двух десятилетий в здании размещался районный Дом пионеров. С утра до вечера, включая выходные и праздничные дни, оно было наполнено детскими голосами. Кружки юных техников и картингистов, ориентировщиков и юннатов, мягкой игрушки и рисования, эстрадного пения и фотодела, многочисленные клубы по интересам привлекали сюда ребят из разных уголков Кировского района. Дом пионеров был инициатором проведения многих интересных дел и районных праздников.

Здание по улице Станционная, 9 не является памятником архитектуры. Но его по праву можно считать памятником строителям нашего округа. Оно возведено в начале 70-х годов как административно-бытовой корпус Строительно-монтажного поезда № 688. Послевоенная застройка улицы Станционной производилась рабочими этой организации. В наши дни она находится в стадии распада и практически прекратила своё существование. Но в фойе второго этажа есть стенды, отражающие историю предприятия. На фотографиях мы можем увидеть объекты, возведенные строителями СМП-688: здание железнодорожного вокзала (1952 г. ), Дом культуры железнодорожников (1954 г. ), Дом связи на Красной площади (1961 г. ), кинотеатр «Мир» (1962 г. ), Железнодорожная больница (1964 г. ) и другие. В 1958 г. ими было построено общежитие Курской дистанции пути - двухэтажное здание с оштукатуренным бордового цвета фасадом и белоснежными классическими колоннами на балконе второго этажа. Даже по прошествии почти 45 лет дом выглядит нарядно и придает определенный уют этому уголку улицы Станционной.

На площади перед нынешним общежитием в 1938 году было построено здание фабрики-кухни. Её первым директором был Сошников Петр Сергеевич.

Основное назначение этого предприятия общественного питания - обеспечение горячими обедами курских железнодорожников. За одну рабочую смену фабрика-кухня могла обслужить почти полторы тысячи посетителей. Осенью 1941 года, когда защитники Курска отступали из города, предприятие было взорвано и больше не восстанавливалось.

Расположенное по соседству здание (Станционная, 12) было построено в 1965 г. В нем размещались органы власти Кировского района (так с 1935 по 1994 годы именовался Железнодорожный округ). Когда в 1972 г. для исполкома Кировского районного совета народных депутатов было возведено новое здание (ул. Станционная, 13 - нынешняя администрация округа), хозяевами здания остались Кировский районный комитет КПСС и районный комитет ВЛКСМ. В настоящее время в нем находится налоговая инспекция Железнодорожного округа, а также страховая компания.

Здание центра досуга «Мир» было сооружено рабочими СУ-331 в 1962 г. Широкоформатный экран и зрительный зал на 300 мест оказался настоящим новогодним подарком для жителей района. Тем более, открытие кинотеатра состоялось в начале января 1963 г. Его первыми посетителями стали строители, возводившие это культурно-досуговое учреждение.

Жилой дом по улице Станционная, 18 построен в 1968 г. Квартиры в нем получили курские железнодорожники. Здесь проживает семья машиниста паровозного депо, организатора соревнований на транспорте в 50-60-е годы, Юрия Васильевича Князькова.

 

 

10 октября 1959 г. бригада Ю. В. Князькова повела первый поезд на электрической тяге по участку Курск-Орел. В этом же доме живет мать участника войны в Афганистане, кавалера боевых наград, подполковника медицинской службы Александра Валентиновича Семененко, выпускника школы № 15.

В саду, расположенном напротив дома № 18, в сороковые годы стояли одноэтажные домики. В одном из них жила семья боевого офицера Стыркина. Сам он, прославленный летчик-истребитель, в результате тяжелого ранения лишился зрения, когда появлялся на улице с тросточкой в руках, встречал восторженные приветствия соседей, восхищавшихся его подвигом. На нечетной стороне улицы в доме № 17 размещается курская дистанция пути (ПЧ-27). Её работники занимаются текущим и капитальным ремонтом железнодорожного полотна в пределах станции Курск и отделения дороги. Тружениками стальных магистралей называют монтеров пути, которые в жару и в холод поддерживают в надлежащем состоянии пути сообщения.

На улице Станционная, 21 с 1954 г. располагается школа машинистов (с 1990 г. она именуется дорожной технической школой).

 

 

За более чем полувековую историю школой подготовлено около 10 тысяч специалистов железнодорожного транспорта. Обучение в ней походят бригадиры пути, машинисты электровозов переменного и постоянного тока, машинисты тепловоза, помощники машиниста дизельпоезда.

Школа оснащена специализированными кабинетами, учебными мастерскими, лабораторией по электротехнике, тренажерами электровоза, электропоезда, стрелочных переводов. Обучение в ней ведут опытные преподаватели - инструкторы. Всё это позволяет учебному заведению вести подготовку квалифицированных кадров. Кроме указанного здания технической школе принадлежит комплекс соседних строений, в которых находятся учебные мастерские и лаборатории, общежитие и столовая.

Мы подошли к пешеходному переходу через железнодорожную станцию Курск. Этот мост связывает привокзальную и завокзальную части города. Он был построен из железобетона в 1989 году. До этого времени жители города пользовались переходным мостом, построенным в первые послевоенные годы. Его металлическую конструкцию венчала освещенная электролампами стальная арка.

 

 

У переходного моста под углом 90 от Станционной берет свое начало улица Союзная - центральная магистраль завокзальной части г. Курска. Улица заканчивается развилкой дорог, ведущих в Курский аэропорт и на Воронеж. Кроме того, улица заканчивается памятным знаком воинам 16-й воздушной армии.

Летчики этого прославленного авиационного соединения отличились в период Курской битвы. А накануне битвы на Огненной дуге истребители 16-й воздушной армии мужественно защищали Курское небо от налетов вражеской авиации.

Продолжая движение по ул. Станционной в южном направлении, мы предлагаем обратить внимание на двухэтажные дома (№ 22, 24, 26, 27). Их фасад оштукатурен, окрашен в желтый цвет, крыша имеет двускатную форму. Возведены они были в 1947-1948 годах и стали архитектурными памятниками жилищного строительства той далекой для нас эпохи.

Примыкающая к жилому массиву парковая зона находится под охраной и не подлежит застройке или уничтожению. Расширенный в этом месте участок проезжей части используется в осеннее время для проведения традиционных сельскохозяйственных ярмарок.

 

На протяжении ряда лет сельские труженики из ближайших к Курску районов привозят для реализации горожанам выращенные своими руками картофель, капусту, свеклу, морковь, произведенную в агрокооперативах мясную и молочную продукцию.

Еще одна улица берет свое начало от Станционной. Социалистическая улица невелика по протяженности, в нескольких местах её перекрывают строения 70-х годов (жилые дома завода «Счетмаш» и детский сад № 77), но она интересна тем, что здесь находятся ясли-сад № 133, открытый для детей железнодорожников (с группами круглосуточного пребывания) и средняя общеобразовательная школа № 10, в которой были открыты музеи Владимира Михайловича Бочарова - первого курянина, удостоенного звания Героя Советского Союза и Екатерины Ивановны Зеленко - единственной в мире женщины, совершившей воздушный таран.

В угловом доме № 30 жили помощник машиниста первого поезда на электротяге Николай Васильевич Черкашин и почетный железнодорожник, самодеятельный художник Юрий Константинович Бынёв.

Группа трехэтажных домов с неоштукатуренным фасадом была построена в начале 60-х годов (дома № 32, 34, 38).

 

Квартиры здесь получили также семьи железнодорожников. Эти дома стали отражением новой эпохи в жилищном строительстве. Внешняя простота, небольшие по площади кухни, залы и спальные комнаты, были приметой нового времени, выдвигавшего задачу обеспечения индивидуальными квартирами как можно большего числа рабочих и служащих.

Противоположная, нечетная сторона улицы Станционной, представляет собой сплошную кирпичную стену частных гаражей. Они не являются архитектурным украшением нашего города, но с их существованием приходится мириться как с неизбежностью. Когда-то на территории, застроенной гаражами, находилась военная платформа, занимавшаяся разгрузкой, временным размещением и погрузкой войск (а также их материально-технической базы).

В одноэтажном строении № 37 по улице Станционной в годы Великой Отечественной войны находился пункт приема пищи военнослужащими. Затем оно было передано под жилые квартиры руководящему составу Курского отделения железной дороги. Сейчас в нем размещается «Жилсервис № 5», объединяющий домоуправления, которые занимаются техническим обслуживанием жилищного фонда Железнодорожного округа.

 

 

Мы пересекаем улицу Республиканская. На ней расположены такие учебные заведения, как школа № 15, в которой создан музей Партизанской славы и школа № 35, где оформлена музейная экспозиция, посвященная жизни и творчеству известного писателя Константина Воробьева.

Здесь же находится центр досуга «Буратино», детская поликлиника № 6 и одно из крупнейших и эффективно работающих предприятий города - Акционерное общество «Счетмаш», а еще Пограничный контрольно-пропускной пост «Курск», напоминающий о том, что Курская область вновь заняла порубежное положение и оказалась на юго-западной границе России.

Адрес Станционная, 42 знаком многим предпринимателям, занимающимся оптовой и розничной торговлей. Здесь размещаются мелкооптовые склады, клиентами которых ежедневно становятся тысячи покупателей. Основное назначение складов - реализация продуктов питания и хозяйственных товаров. Сегодня частные предприниматели арендуют складские помещения, принадлежащие некогда Универсальной базе областного потребительского союза. Её предназначение заключалось в снабжении товарами повседневного спроса и длительного пользования сельских магазинов Курской области.

 

Железнодорожная ветка, которую мы проходим, имеет вспомогательное значение. Она соединяет станцию Курск, с предприятиями, расположенными в завокзальной части города: шпагатно-веревочной фабрикой (АО «Технотекс»), АПЗ-20 и АО «Счетмаш», есть свои подъездные пути и у базы.

Совсем недавно эта линия активно использовалась для подвоза сырья и вывоза готовой продукции, а железная дорога была главным грузоперевозчиком. Но в условиях рыночной экономики оказалось выгоднее перевозить грузы автомобильным транспортом. Гипсовый завод по ул. Станционная, 44 был построен в 1944-1946 гг. Долгие годы он выпускал строительный гипс, затем стал производить облицовочную плитку и другие керамические изделия. Но в условиях рынка продукция предприятия оказалась не конкурентоспособна.

Сорок пять лет назад на заводе произошел случай, вошедший в историю нашего города. Однажды, один из экскаваторов, работавших на рытье котлована, задел ковшом покрытый ржавчиной снаряд. Опасная находка оказалась частью заминированного склада боеприпасов времен Великой Отечественной.

 

На разминирование были немедленно направлены лучшие специалисты Курского гарнизона во главе с Героем Советского Союза полковником Михаилом Диасамидзе. С 17 по 20 октября 1957 года работали саперы, отправив в безопасное место огромное количество бомб, снарядов и мин. По мнению специалистов взрыв этого арсенала мог уничтожить целый район Курска.

За героизм и высокий профессионализм все участники разминирования были награждены орденами и медалями.

Дома № 46 и № 48 на ул. Станционной были построены в конце 50-х годов, а территорию, прилегающую к железнодорожной станции в этом районе улицы, занимают автозаправочная станция Тюменской нефтяной компании, гаражи и авторынок с комплексом обслуживания автомобилей.

Улицу Станционную с западной стороны венчает еще один путепровод, именуемый Стрелецкими мостами (по названию слободы, расположенной за ними), а на восток уходит улица Чайковского, выводящая на магистраль Курск-Воронеж.

 

Здесь и заканчивается наша экскурсия, маршрут которой проходит по ул. Станционная. Отсутствие на ней выдающихся памятников архитектуры и грандиозных монументов нисколько не умоляет её важной роли в жизни Железнодорожного округа. Судьбы людей, которые здесь живут и трудятся, биографии предприятий, учреждений и зданий стали частью истории округа, которой мы вправе гордиться.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.