|
|||
Познавательно – исследовательский проект
Познавательно – исследовательский проект Времена года (окружающий мир своими руками)
Воспитатели: Аглиуллина Ф. Ф. Галимова Г. Н.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни, от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить творчески и самостоятельно. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.
Актуальность данного проекта состоит в том, что природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, белый снег, желтые листья на деревьях, бегущие ручейки. Первые впечатления важны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого. Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха, позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Времена года» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Цель проекта: развитие познавательной активности детей посредством экспериментирования; исследования; познакомиться с принципом создания коллективного проекта; вовлечь каждого участника в активный познавательный и творческий процесс.
Задачи: 1. Обучать детей работе по исследованию с объектами живой и неживой природы. 2. Обучать правилам безопасного поведения на улице по временам года. 3. Активизировать словарь по данной теме. 4. Формировать у детей научно-познавательное, эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. 5. Развивать эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявление красоты времён года в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах. 6. Развивать физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддерживать интерес детей к видам спорта в разные времена года, к активному здоровому образу жизни. Формировать умение одеваться по сезону на улицу. 7. Воспитывать способность видеть красоту родной природы 8. Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботится о птицах, деревьях, животных, умение замечать красоту природы Проблема: Как познакомить детей в детском саду с миром природы, привить им эмоционально-ценностное отношение к живым организмам С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, и снег, страх и радость. Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная. В правильном осознании мира природы им могут помочь только компетентные взрослые. Гипотеза: Если в работе с детьми использовать различные виды педагогических технологий по формированию ценностного отношения к природе, по развитию познавательной активности у детей через ознакомление с изменениями в живой и неживой природы, создавать специальные условия для этого, работать в определенной системе с родителями по проблеме, то это будет способствовать: • накоплению у детей представлений о временах года • формированию интереса к природе и бережного отношения к ней • развитию речи у детей, активации словаря • развитию у них умения рассуждать, наблюдать • формированию у детей интереса к экспериментальной деятельности • формированию индивидуального эмоционального отношения к миру природы каждого ребенка
Тип проекта: познавательно – исследовательский Вид проекта: групповой Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта: дети средней группы, воспитатели
Основной раздел программы: Познавательное развитие. Разделы программы, содержание которых включено в проект: · речевое развитие · художественно – эстетическое · социально – коммуникативное · физическое развитие Успешность развития дошкольников при знакомстве с временами года, с изменениями в живой и неживой природы, возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игровую, предметную деятельность, общение, труд, обучение, совместную и самостоятельную деятельность.
Не секрет, что дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к исследованию, к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается», – так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой – всем прекрасным, чем сможем! Природа может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать! Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. Проект «Окружающий мир своими руками» состоит из мини-проектов, посвященных временам года: «Золотая осень», «Зимушка-зима», «Весна-красна», «Лето». На прогулках с детьми наблюдали за природой: рассматривали растения, сравнивали листья разных деревьев. Незаменимым помощником в наших прогулках была лупа, в которую мы рассматривали все подряд, от травинки до муравья. Конечно, собирали природный материал: листья, палки, ветки. Разноцветные листья мы сушили и готовили для осеннего проекта «Золотая осень».
На занятиях по художественному творчеству учились работать ножницами. Дети разрезали полиэтиленовый мешок, из которого мы потом сформировали озеро. В нашем осеннем лесу «поселились» дикие животные, «прилетел» белоснежный лебедь, «выросли грибы» дети слепили их сами из пластилина.
Готовый проект «Золотая осень» мы использовали на занятиях по ознакомлению окружающем миром.
Как только выпал первый снег, началась работа над следующим мини-проектом «Зимушка-зима».
Решила провести эксперимент. Взяли стакан, вместе с детьми наполнили снегом и поставили на окошко и стали ждать. Через некоторое время снег в стакане стал наполняться водой (таять). Каково было удивление детей, когда они вдруг открыли для себя, что снег «сделан» из воды и поэтому может растаять. Да к тому же еще вода грязная. Значит, снег есть нельзя!
Этот простой эксперимент пробудил в детях такое любопытство, что они активно начали интересоваться природой вещей. После долгого обсуждения о свойствах снега решили: сугробы сделать из ваты, а сыпучий снег – из пенопласта. Пенопласт измельчили и им покрыли ветки. Получились деревья, покрытые снегом.
Из глины слепили зайчиков, избушки. Получился зимний пейзаж.
Работу над проектом “Весна-красна” мы начали в начале марта. В группу занесли ветки, поставили их в воду и начали наблюдать за ними. Постепенно почки на ветках стали набухать, и дети узнали, что с наступлением весны на деревьях набухают почки и из них появляются листья.
Солнце уже начинает пригревать, снег тает, на крышах домов появляются сосульки. Все эти наблюдения на прогулке мы воплощали в проекте.
Мини-проект «Лето» изобразили в виде деревенского двора, где живут домашние животные. Мы сравнивали домашних животных с дикими: где живут, чем питаются, как готовятся к зиме, какую роль играют в жизни людей.
В течение года мы рассмотрели все времена года: характерные признаки, особенности. Дети наблюдали за природой и свои знания, полученные при этом, воплощали в проектах. В процессе работы над данным проектом дети занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи, на основе средств развития мелкой моторики: лепкой, аппликацией, рисованием. И дети испытывали разнообразные чувства: радовались красивому изображению, которое создавали сами, огорчались, если что-то не получалось. Но самое главное создавая коллективный проект, дети приобретали различные знания, уточняли и углубляли представления об окружающем мире. В процессе работы они начинали понимать свойства предметов, запоминать их характерные особенности и детали. В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество.
Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (экскурсии, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). В перспективе работа над данным проектом будет усложнена и продолжена.
|
|||
|