|
|||
Лекция 7. Перегрузка ЛА, или коэффициент перегрузкиДля удобства расчета величины поверхностных и массовых сил часто выражают через перегрузку, или, что то же самое, коэффициент перегрузки. Поверхностные силами называют это аэродинамические силы и силы тяги (Рис. 1).
Рис. 1 Массовые силы – это силы веса и инерционные силы. Разделив числитель- знаменатель правой части на массу ЛА, получим:
Перегрузкой, или коэффициентом перегрузки ( ) называют отношение равнодействующей поверхностных сил , действующих на ЛА, к силе веса (1) где G – сила веса ЛА; - проекция равнодействующей поверхностных сил на данное направление. Так как векторная величина то и перегрузка также величина векторная.
Разделив числитель и знаменатель формулы (1) на массу m ЛА, получим , где - ускорение в искомом направлении, в центре тяжести; g – ускорение свободного падения. Следовательно, перегрузку можно определить как отношение ускорения, создаваемого равнодействующей всех поверхностных сил, к ускорению свободного падения. Для тангенциальной перегрузки , действующей в направлении скорости, и нормальной перегрузки , действующей по нормали к траектории, получаем выражения (Рис. 2): (2) Понятие перегрузки является основным при нахождении нагрузок на ЛА, так как значение перегрузок ( величины перегрузок ) характеризует величины действующих на ЛА поверхностных сил.
Рис. 2
Нагрузки, действующие во время полёта, называются эксплуатационными, перегрузки - тоже. Максимальной эксплуатационной перегрузкой называется ожидаемое за срок службы максимальное значение перегрузки в реальных условиях эксплуатации ЛА.
Пример 1. Чему равна перегрузка n x при вертикальном пикировании А) когда лобовое сопротивление равно тяге двигателя? Б) когда тяга равна нулю, лобовое сопротивление равно силе его веса?
Имеем формулу . Подставив последовательно значения силовых факторов, получим: А) = 0; Б) = -1.
|
|||
|