|
||||||
Теоретические сведения к практической работе
Практическое занятие № 20. Защита информации, антивирусная защита. Цель: · ознакомиться со способами и методами защиты информации; · Научиться применять на практике принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ; · Соблюдать при работе в сети нормы информационной этики и права (в том числе авторские права);
Оборудование: ПК Программное обеспечение: Internet Explorer, антивирусная программа Теоретические сведения к практической работе Вирусы. Антивирусное программное обеспечение Компьютерный вирус - программа способная самопроизвольно внедряться и внедрять свои копии в другие программы, файлы, системные области компьютера и в вычислительные сети, с целью создания всевозможных помех работе на компьютере. Признаки заражения: - прекращение работы или неправильная работа ранее функционировавших программ - медленная работа компьютера - невозможность загрузки ОС - исчезновение файлов и каталогов или искажение их содержимого - изменение размеров файлов и их времени модификации - уменьшение размера оперативной памяти - непредусмотренные сообщения, изображения и звуковые сигналы - частые сбои и зависания компьютера и др. Классификация компьютерных вирусов: - по среде обитания; - по способу заражения; - по воздействию; - по особенностям алгоритма. По среде обитания - Сетевые – распространяются по различным компьютерным сетям. - Файловые – внедряются в исполняемые модули (COM, EXE). - Загрузочные – внедряются в загрузочные сектора диска или сектора, содержащие программу загрузки диска. - Фалово-загрузочные – внедряются и в загрузочные сектора и в исполняемые модули. По способу заражения - Резидентные – при заражении оставляет в оперативной памяти компьютера свою резидентную часть, которая потом. перехватывает обращения ОС к объектам заражения. - Нерезидентные – не заражают оперативную память и активны ограниченное время. По воздействию: - Неопасные – не мешают работе компьютера, но уменьшают объем свободной оперативной памяти и памяти на дисках. - Опасные – приводят к различным нарушениям в работе компьютера. - Очень опасные – могут приводить к потере программ, данных, стиранию информации в системных областях дисков. По особенностям алгоритма: - Паразиты – изменяют содержимое файлов и секторов, легко обнаруживаются. - Черви – вычисляют адреса сетевых компьютеров и отправляют по ним свои копии. - Стелсы – перехватывают обращение ОС к пораженным файлам и секторам и подставляют вместо них чистые области. - Мутанты – содержат алгоритм шифровки-дешифровки, ни одна из копий не похожа на другую. - Трояны – не способны к самораспространению, но маскируясь под полезную, разрушают загрузочный сектор и файловую систему. Основные меры по защите от вирусов: - оснастите свой компьютер одной из современных антивирусных программ: DoctorWeber, NortonAntivirus, AVP - постоянно обновляйте антивирусные базы - делайте архивные копии ценной для Вас информации (гибкие диски, CD) Классификация антивирусного программного обеспечения: - Сканеры (детекторы) - Мониторы - Ревизоры - Сканеры Принцип работы антивирусных сканеров основан на проверке файлов, секторов и системной памяти и поиске в них известных и новых (неизвестных сканеру) вирусов. Мониторы. Это целый класс антивирусов, которые постоянно находятся в оперативной памяти компьютера и отслеживают все подозрительные действия, выполняемые другими программами. С помощью монитора можно остановить распространение вируса на самой ранней стадии. Ревизоры. Программы-ревизоры первоначально запоминают в специальных файлах образы главной загрузочной записи, загрузочных секторов логических дисков, информацию о структуре каталогов, иногда - объем установленной оперативной памяти. Для определения наличия вируса в системе программы-ревизоры проверяют созданные ими образы и производят сравнение с текущим состоянием. Содержание работы: Задание №1. Укажите основные антивирусные программы и охарактеризуйте их (достоинства и недостатки, основные особенности)
Задание №6. Сделать вывод о проделанной практической работе
|
||||||
|