Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ШПАРГАЛКА по НАЦИОНАЛЬНОЙ АККРЕДИТАЦИИ



ШПАРГАЛКА по НАЦИОНАЛЬНОЙ АККРЕДИТАЦИИ

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ для сотрудников с целью внедрения стандартов.

Если эксперт комиссии задаст вам вопрос:

1. Будьте дружелюбны и улыбнитесь; представьтесь (ваше имя идолжность);

2. Не волнуйтесь! Задумайтесь над заданнымвопросом;

3. Не спорьте! Не стесняйтесь переспросить или уточнитьвопрос;

4. Будьте честны! Скажите как есть, не придумывайте что-либо «находу»;

5. Если не знаете ответ, скажите, что на него лучше ответит Ваш коллега... (кто-то другой – например, старшая медсестра, зав. отделением)

6. Еслинезнаетеответ, скажите, чтовыхотитезаглянутьвсправочник, бейдж илипамятку(воспользуйтесьпамятками, которыевисятнастенахи тд)

7. Если вы уверены, что это прописано, то обосновывайте ответ на документах (что есть такие-то приказы, правила, СОП, процедуры, алгоритмы);

8. НЕ ГОВОРИТЕЛИШНЕЕ!

9. Ни в коем случае не говорите: «иногда/ обычно мы это делаем так, но сейчас…» (значит стандарт не всегда выполняется) или «Я не знаю, потом что я был/а в отпуске, я недавно принят на работу и т п» (значит не проводится на должном уровне инструктаж и нетпреемственности).

10. На вопрос кто отвечает за качество - ОТВЕТ ТОЛЬКО ОДИН – ВСЕ!!!

 

Вопрос Ответ / ожидание со стороны аудитора ( эксперт)

Общие вопросы

1. Внешний вид сотрудников 1) Наличие бейджана всех сотрудниках, (ПО стандартам требуется фото, имя, должность)! Бейджи заказывает и выдает отдел кадров при трудоустройстве. На оборотной стороне бейджа размещается полезная информация - КОДЫ БЕЗОПАСНОСТИ 2) Медперсонал непосредственно при работе одевает необходимые СИЗ(средства индивидуальной защиты – маска, колпак и т п). Без надобности не носят (маски, колпаки и тп). 3) Обувьмедперсонала – закрытые носки, не шлепки (при беге при коде синем риск, что упадут) 4) медсестры и врачи при работе с пациентом(инвазивные процедуры, контакт) не имеют колец с камнями, длинных ногтей, обрабатывают руки.
2.   Есть ли список услуг,       оказываемых вашим подразделением (отделением)- Рассказать, какие услуги оказывает отделение (по каким нозологиям проводится лечение? какие виды лечения и манипуляции проводится и т. д. ) Обеспечить список или показать «положение об отделении».
3. Какой персонал работает в вашем отделении (должности)? Имеется ли штатное расписание? Как оно было разработано? Рассказать какие и сколько врачей, медсестер и др виды работников. Штатное расписание разрабатывается с учетом потребности отделения по инициативе руководителя (зав. ) отделения.
4. Имеется ли программа вводного инструктажа    (ориентация                           для сотрудников)? 1) Всем сотрудникам при трудоустройстве вводный инструктаж проводят инженеры по пожарной безопасности, ЧС, безопасности, эпидемиолог по инфекционному контролю, медтехники по эксплуатации мед. Оборудования. 2) СВА - эксперты по Программе повышения качестваи необходимости сообщать об инцидентах (заполняется журнал инструктажа). 3) По непосредственной работе (в отделении)инструктаж проводится заведующим/ старшей медсестрой (в должностной инструкции расписываются сотрудник и руководитель подразделения). 4)До начала работы для врачей утверждается список привилегий(разрешение на проведение операций), медсестрам утверждается список компетенций.
5. Назовите самого новенького сотрудника вашего отделения? Как его/ее инструктировали в отделении? Можем ли мы поговорить с ним/ ней? Эксперты оценят нового сотрудника. Ваша работа будет видна при опросе сотрудников. Вопросы по МЦБП, Коды, миссия и видение, КПР (индикаторы качества), комиссии в Поликлинике, отчет об инциденте
6. Расскажите Миссию Вашей организаций? Миссия – это главная цель работы организации (чем мы сейчас занимаемся). Миссия Охрана и укрепление здоровья населения города, реализация государственной политики в области здравоохранения, регулирование предоставления медицинских услуг прикрепленному населению и населению г. Алматы, оказание специализированной и высокотехнологической медицинской услуги пациентам с патологиями ЛОР-органов и челюстно-лицевой области, а также внедрение в практическую медицину лучших мировых методик диагностики и лечения.  
7. Расскажите  Видение                       Вашей организации? Видение – это то, к чему мы стремимся в будущем. Видение Соответствовать статусу «клиника высшего профессионализма», развивать пациенториентированную модель оказания медицинской помощи, развивать центр челюстно-лицевой хирургии и оториноларингологииобъединяющий лучшие мировые практики академической, клинической, научной и инновационной деятельности.
8. Что такое единый уровень ухода за пациентом? Сотрудники работают по единым правилам и процедурам одинаково во всех отделениях и отношение к пациенту и его уход не зависят от его финансовых возможностей, участка прикрепления, уровня образования, религии и т. п. (Это требуется по стандартам)
9. Что такое качество лечения? Качественная помощь – это своевременная, правильная*, доброжелательная медицинская помощь, соответствующая современным достижениям медицины * (оказанная по протоколу, обоснованная)
10. Кто ваши клиенты? Пациенты, их семьи, посетители, сотрудники. (зависит от подразделения. Для отдела кадров клиенты – это все работники Поликлиники, для клинических отделений клиенты – это пациенты, посетители)
11. Основной документ по совершенствованию качества в Поликлинике? Программа по улучшению качества и безопасности пациентов.
12. Кто отвечает за качество? Каждый работник Поликлиники!
13. Как вы лично участвуете в повышении качества ухода и безопасности? (ВСЕМ ЗНАТЬ! ) ž предоставление отчета об инциденте ž соблюдение правил и процедур в работе, знание СОП-ов. ž сбор данных по индикаторам (мониторинг работы)
14.    
15. Какие Комиссии работают в         Вашей Поликлинике? ž Лечебно-контрольная комиссия ž Совет по качеству (Высший совещательный орган по вопросам качества) ž Формулярная комиссия (лекарственные средства) ž Комиссия инфекционного контроля – профилактика и контроль инфекций (КИК) ž Комиссия по разбору жалоб ž Совет по кадрам – прием на работу и разбор проблемных вопросов в отношении сотрудников Поликлиники ž Этический совет – Вопросы этически сложных вопросов (персонал, пациенты – клинические и не клинические ситуации) ž Комиссия по безопасности здания и оборудования – мониторинг реализации Программы по безопасности зданий и сооружений, физическая безопасность, ПБ, готовность к ЧС, опасные материалы, медицинское оборудование, радиационная и лабораторная безопасность, коммунальные системы – ремонт и эксплуатация ипр. ž КИЛИ (Комиссия по исследованию летальных исходов)
16. КОДЫ Безопасности ž Код Синий (­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­________________)- остановка сердцебиения и дыхания, проводится сердечно-легочная реанимация по BLS (30 компрессий и 2 вдоха, знать особенности у детей и беременных! ) укладки Код Синий находятся в Дневном стационаре и кабинете 112 старого корпуса (См. СОП «Код синий») ž Код Красный (_______________)– действия в случае пожара (см. СОП «Код желтый») ž КодЖелтый(_________________)–действияприразлитииконцентрированныххимидезсредств (хлорсодержащих), в сан. Комнатахесть спец укладки «Код Желтый» (см. СОП «Код желтый») ž Код Белый (______________)– в случае агрессии пациента или посетителя (см. СОП «») ž КодЧерный(_____________)-приугрозевзрыва, получениисообщенийозаложеннойбомбе (по телефону или другим способом), обнаружении подозрительного предмета похожего на взрывное устройство на территории и здании Поликлиники. ž Код Розовый (______________)- При оставлении в опасности ребенка на территории и здании Поликлиники (см. СОП«Код Розовый»)

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЦЕЛИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПАЦИЕНТА

МЦБП-1 Правила идентификации пациента

17. Что является целью идентификации пациентов? Идентификация– определение личности пациента 1. 1. Правильно определить пациента, которому предназначено лечение; 1. 2. Предоставить пациенту корректное лечение (процедуру, услугу); 1. 3. Снизить риск нежелательных исходов при диагностике и лечении пациентов.
18. Кто носит идентификационный бейдж? Пациенты Дневного стационара
19. Какие идентификаторы пациента используются в Поликлинике? a) Полная фамилия, имя, отчество; b) число, месяц и год рождения полностью без сокращений c) ИИН – дополнительно.
20. Как проводится идентификация пациента? Путем: · устного опроса Ф. И. О. и даты рождения пациента (если пациент в состоянии ответит сам); · сверкой с данными документов, удостоверяющих личность, медицинской документации.
21. Особые случаи идентификации пациента ü В случае, если привезен пациент без сознания и без документов, удостоверяющих личность: Неизвестный/ая ü Пол (мужчина/женщина) ü Расовая принадлежность (азиат, европеец)
22. Когда нужно проводить идентификацию пациента? При каждом контакте с пациентом, перед осмотром, каждый раз перед выполнением манипуляций/операции, забором биологического материала, введением лекарственных средств и др.

МЦБП-2 Правила передачи информации устно и по телефону

23. Что является целью передачи информации устно и по телефону? Для обеспечения точной передачи информации устно и по телефону между персоналом: ü При устном назначении лекарств в экстренной ситуации, ü При передаче критических значений лабораторных или инструментальных методов исследования (Информация должна передаваться своевременно, точно, в полном объеме и не двусмысленно, что приведет к снижению ошибок и повышению безопасности пациента)
24. Какая информация подлежит правилам передачи информации устно или по телефону? 1) Срочное назначение ЛС врачом медсестре устно (разрешено только в экстренной ситуации или оказании помощи на дому) 2) Сообщение результатов критических (если значительно отклоненные от нормы) значений лабораторных и диагностических исследований или экстренных исследований (если срочно).
25. Ваш алгоритм если получаете назначение ЛС по телефону (в условиях стационара на дому)? 1) Записатьсообщение в " Листок передачи принятия информации устно и по телефону" Для назначения ЛС указать 5 моментов: · ФИО, дата рождения пациента без сокращений. · Название ЛС; · Доза; · Путь введения; Скорость введения; кратность · Время,: выполнения назначении вч.    мин.      /       /20 г. ). 3) Прочитатьзапись вслух 4) Услышатьподтверждение о правильности 5) Взять подпись врач автеч. 24ч, вложитьсканированный Листок в электронную амбулаторную карту пациента КМИС)
26. Ваш алгоритм если получаете критическое значение 1) Записатьсообщение в " Листок передачи принятия информации устно и по телефону" : ФИО и дату рождения пациента, критическое значение, например: гемоглобин - 60г/л; ФИО передавшего сообщение, ФИО принявшего сообщение (Ваши); дату и время передачи сообщения. 2) Прочитатьзапись вслух. 3) Услышатьподтверждение о правильности. 4) Передатькритическое значение участковому врачу или узкому специалисту, который назначил данный вид исследования (врач подписывает данный листок с указанием даты и времени ознакомления) – листок вложить сканированный Листок в эл амбулаторную карту пациента (КМИС)

МЦБП-3-Правила обращения с медикаментами высокого риска (МВР)

27. Какие лекарственные средства относятся к группе высокого риска? 1. Концентрированные электролиты 2. Наркотические средства 3. Психотропные вещества 4. Сердечные гликозиды 5. Средства для наркоза 6. Антикоагулянты (Гепарин и др. ) 7. Сахароснижающие препараты (Инсулин 5. Также препараты схожие по названию и внешнему виду.
28. Каким знаком обозначаются медикаменты высокого риска? как и где хранятся (МВР)? Медикаменты с высокой степенью риска хранятся в красной коробке, или полке, обозначенной красной наклейкой «СТОП! медикаменты с высокой степенью риска». а также каждая упаковка обклеивается такой же красной наклейкой. Перед использованием тщательно проверяем 5 правил: 1. тот ли пациент, 2. тот ли медикамент, 3. та ли доза, 4. кратность (время) выполнения, 5.  и путь введения.
29. Покажите список МВР? ! БОЛЕЕ ПОДРОБНО В Шпаргалке по ЛС Список должен висеть там, где хранятся МВР

МЦБП-4-Правила маркировки операционного участка и проведения процедуры тайм-аут

30. Когда проводится тайм-аут? Кто проводит тайм-аут? Кто документирует тайм-аут? Где хранится заполненная форма тайм- аут? Непосредственно перед началом операции или процедуры высокого риска. Оперирующий хирург/врач, проводящий инвазивную процедуру Медсестра/акушерка Сканированная форма в КМИС в эл амбулаторной карте пациента
31. Когда проводится маркировка опер. поля (тела пациента)? Время маркировки: перед операцией. Маркировка тела проводится до поступления пациента в комнату, где будет проведена операция, желательно с вовлечением пациента (объясняя ему цель и место операции).
32. Кто проводит маркировку тела? Лицо, которое будет проводить операцию
33. Процесс предоперационной верификации? Это проверка готовности пациента к операции: · Проверить правильность участка тела, процедуры и пациента и провести маркировку · Проверить получено ли специальное информированное согласие на операцию или процедуру высокого риска · обеспечить наличие всех необходимых документов, снимков, исследований все это документируется врачом в форме верификации/тайм-аута

МЦБП-5 Снижение внутрибольничных инфекций. Гигиена рук.

34. Главный        фактор                         снижения внутрибольничных инфекций? Гигиена рук (удаление грязи, уничтожение транзиторной микрофлоры, снижение численности резидентной флоры). Гигиена рук позволяет прервать цепь развития ВБИ.
35. Покажите, как Вы обрабатываете руки? (сотрудник должен показать все шесть этапов с соблюдением последовательности по EN-1500)
36. Расскажите, когда обрабатываются руки (Пять моментов гигиены рук по ВОЗ)? 1. Перед контактом с пациентом, 2. Перед чистой/асептической процедурой, 3. После ситуации, связанной с риском контакта с биологическими жидкостями, 4. После контакта с пациентом, 5. После контакта с объектами внешней среды в окружении пациента

МЦБП-6 Правила профилактики падений

 

37. Как выполняете профилактику падений? · Всем пациентам при осмотре врач проводит первичную оценку риска падения (по шкале Морзе для взрослых в Дневном стационаре, по адаптированной шкале Морзе для амбулаторных пациентов оформляется в протоколе осмотра в разделе «Оценка риска падения») · Повторная оценка (ежедневно и при показаниях для пациентов Дневного стационара) · Принятие мер в зависимости от степени риска и обучение пациента (при высоком риске падения).
38. Какие меры предпринимаете ДЛЯ ВСЕХ пациентов для профилактики риска падения? · Сообщить пациенту, лицу по уходу и членам семьи о его/ее риске падения (низкий, высокий); · Установить кнопку вызова (дневной стационар) так, чтобы пациент мог достать; ознакомить пациента с местностью (месторасположение туалета ит. п. ) · Обучить пациента и лиц по уходу о профилактике падений (заполнить лист обучения): - Вставать не спеша: не вставать с постели/стула одному, не вставать резко (если кружится голова, после анестезии/операции, после принятия лекарств); - Звать на помощьчлена семьи или вызвать медперсонал по кнопке вызова, если нужно в туалет /др; - Обувь: носить нескользкую обувь (носки, невысокие каблуки); - Чистый, сухой пол: медперсонал должен убирать с пути преграды (шнуры, провода), пациент
39. Ваши действия если у пациента выявлен ВЫСОКИЙ риск падения? · Обеспечить сопровождение · Обучение по мерампрофилактики падения пациента и лиц по уходу

Права пациента и семьи (ППС)

40. Что объясняет пациенту врач перед получением письменного информированного согласия? Ожидаемый ход лечения и диагностики (простыми словами суть процедуры), возможные осложнения и риски, альтернативные методы диагностики и лечения. ·Прежде чем получить у пациента согласие на проведение инвазивной процедуры, которая связана с риском, необходимо представить альтернативные варианты, особенно там, где шансы достичь успеха невысоки. Врач должен предоставить пациенту следующую информацию: - в чем будет состоять предлагаемая процедура - охарактеризовать риски и выгоды рекомендуемых мер, специально подчеркнув степень опасности самых неблагоприятных исходов - указать на альтернативные методы лечения (процедуры), также охарактеризовать риски, опасность неблагоприятных исходов; - объяснить вероятный исход, если не провести процедуру - охарактеризовать вероятность успешного исхода и в чем конкретно врач видит этот успех - разъяснить вероятные трудности и длительность периода реабилитации и возврата пациента к нормальному для него объему деятельности ·Предоставить информацию в доступной для пациента форме, на понятном для него языке ·Предложить пациенту самостоятельно ознакомиться с содержанием «информированного согласия на инвазивные методы диагностики» и, в случае согласия, подписать его. ·При отказе от проведения инвазивной процедуры пациенту или его законному представителю в доступной для него форме разъяснить возможные последствия. ·Оформить отказ от проведенной процедуры, с указанием возможных последствий, записью в медицинских документах и предложить пациенту либо его законному представителю подписать его, также необходимо подписать медицинскому работнику. ·В случае не подписания гражданином либо его законным представителем отказа от инвазивной процедуры, осуществить соответствующую запись об этом в медицинской документации и подписать медицинскому работнику.
41. Какой документ заполняется в случае отказа от лечения, применения          ЛС, процедуры лечения пациентом? Предлагается заполнить форму «Добровольный отказ пациента от госпитализации и лечения»
42. Какое согласие должен получить врач Дневного стационара? общее информированное согласие пациента на стационарное лечение
43. Какое согласие должен получить врач перед проведением инвазивной процедуры высокого риска Процедуры высокого риска– это процедуры и методы лечения и диагностики, проведение которых имеет риски для здоровья пациентов и перед проведением которых пациент должен дать письменное информированное согласие. Инвазивные вмешательства– это методы диагностики и лечения с помощью операций и манипуляций, осуществляемых путем проникновения во внутреннюю среду организма человека. Перед проведением инвазивной процедуры высокого риска – берется специальное информированное согласие.
44. Что в себя включает культура безопасности? Это не карательная обстановка в коллективе, когда любая медицинская ошибка, подлежит сообщению и заполнению отчетов об инциденте для повышения безопасности пациента (выявление, анализ и разрешение проблем).
45. Когда и кем оценивается потребность пациента в обучении? Врачом и медсестрой при осмотре.
46. Каким образом выполняется            право пациента на жалобы? Любой пациент имеет право устно (по телефону доверия, отмеченным на стендах в отделениях) и письменно может обратиться к руководству, СППиВА, также имеются ящики для жалоб и предложений.
47. Какие права есть у ваших пациентов? Согласно Конституции РК, статья 29: 1)Право охрану здоровья, право на получение ГОБМП Согласно Кодексу РК о здоровье народа и системе здравоохранения,: 1) достойное обращение в процессе диагностики, лечения и ухода, уважительное отношение к своим культурным и личностным ценностям; 2) медицинскую помощь в очередности, определяемой исключительно на основе медицинских критериев, без влияния каких-либо дискриминационных факторов; 3) выбор, замену врача или медицинской организации 4) облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских технологий; 5) получение независимого мнения о состоянии своего здоровья и проведение консилиума; 6) право на получение информации о своих правах и обязанностях, об оказываемых услугах, стоимости платных услуг, порядке их предоставления с учетом доступности для лиц с нарушениями зрения и (или) слуха. 7) Медицинская помощь должна предоставляться после получения информированного устного или письменного добровольного согласия пациента. Письменное добровольное согласие пациента при инвазивных вмешательствах 8)При получении медицинской помощи пациент имеет право на исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья, включая данные о возможном риске и преимуществах предлагаемых и альтернативных методов лечения, сведения о возможных последствиях отказа от лечения, информацию о диагнозе, прогнозе и плане лечебных мероприятий в доступной для пациента форме, а также разъяснение причин выписки его домой или перевода в другую медицинскую организацию. 9)пациент имеет право на исчерпывающую информацию о назначаемом лекарственном средстве. 10) Право на отказ от медицинской помощи (Кодекса РК о здоровье)
48. Каким образом пациент             получает информацию о своих правах? Устно и письменно: на информационных стендах в Поликлинике
49. Как вы обеспечиваете право пациента на конфиденциальность? Примеры: * не сообщайте никому пароль, логин к компьютеру. * не обсуждайте пациентов в открытых местах (т. е. лифтах, кафетериях и коридорах). * проявляйте осторожность, передавая информацию по телефону. * доступ к информации о лечении имеют только вовлеченные лица (кто его лечит – врачи, медсестры, эксперты СПП иВА) * списки пациентов, в которых указывается адрес или диагноз пациента не должны быть легкодоступными для посторонних людей. * ширмы во время осмотра пациента, соблюдение приватности
50. Что такое приватность Приватность – это неприкосновенность частной жизни, которая обеспечивается правом человека на защиту личной жизни. Наша поликлиника обеспечивает право пациента на приватность путем выполнения любого медицинского вмешательства только в присутствии тех лиц, которые необходимы для данного вмешательства, с согласия пациента и с учетом его пожеланий, предоставления пациентам возможности приватного общения с другими. Кабинеты осмотров и процедурные кабинеты обеспечивать приватность пациента, как в процессе лечения, так и в процессе раздевания и переодевания.
51. Какие условия созданы для пациентов и посетителей  с                           ограниченными возможностями? К лицам с ограниченными возможностями относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии: глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды, инвалиды. - широкие двери, имеются пандусы, коляски, поручни и тактильные таблички со шрифтом Брайля. - Если есть языковой барьер, можно обратиться к сотрудникам, владеющим иностранными языками.
52. Что сделано для пациентов и посетителей, принадлежащих к различным культурам, религиям, говорящим только на иностранном языке? - Имеется список сотрудников, владеющих иностранным языком. - Мы уважаем религиозные или культурные убеждения пациентов и предоставляем им возможность их реализации
53. Что вы делаете для обеспечения прав пациента? - Мы обучаем сотрудников и пациентов соблюдению прав пациента. Оказываем помощь своевременно, качественно, безопасно, получаем информированное согласие, соблюдаем конфиденциальность информации, вовлекаем родителей в процесс лечения при необходимости.
54. Что должен делать лечащий врач     при выявлении боли? Облегчить страдание пациента, обезболивание, и контролировать эффективность тактики обезболивания: если инъекционный анальгетик назначен пациенту, то мониторинг состояния проводится через30 минут, если таблетированный анальгетик, то через 60 минут.
55. Какие пациенты относятся к группам риска или к уязвимым пациентам? · Экстренные пациенты, пациенты, требующие неотложной медицинской помощи; · Пациенты с инфекционными заболеваниями; · Уязвимые пациенты: ослабленные пожилые люди; иные пациенты под риском насилия и плохого обращения; · Беременные · Дети от 0 до 15 лет.
56. Цель оценки боли? - Облегчить страдание пациента, соответствующее управление болью: выявление боли, проведение оценки боли, купирование, и переоценки боли.
57. Какие права имеют пациенты           по управлению болью? - Право на оценку и переоценку боли, устранение боли, информацию о методах обезболивания.
58. Как оцениваются и устраняются болевые ощущения пациента? - Врач во время осмотра пациента спрашивает о степени и месте боли и просит описать и оценить боль по шкале от 0 до 10 (пациенты старше 3-х лет). Существующие процедуры определяют методы для устранения боли - Отдельно есть формы оценки рисков для детей от 0до1года (NIPS)и от года до3-хлет (FLACC) - Результат оценки боли документируется в протоколе осмотра врача в разделе «Оценка боли» (См. Правила оценки боли)
59. После принятых мер купирования боли, черезсколько времени проводится повторная оценка боли? После каждого обезболивания по достижении пикового эффекта (врач должен знать). Интервал проведения повторных наблюдений: • При парентеральном введении – 30минут. • При пероральном введении – 60минут.
60. Какие вопросы задаются при детальной оценке боли? Боль оценивается по следующим признакам: - Локализация (где болит? Место боли) - Причина (с чем связано? ) - Характер боли (острая, хроническая, возвратная, колющая, тупая идр. ) - Интенсивность (по шкале); - Частота боли (приступы: как часто); - Длительность(продолжительность); - Что облегчает боль? Сопутствующие симптомы Провокация боли (что увеличивает боль) Успешные меры комфорта (что уменьшает боль)
61. Какая помощь оказывается пациенту при боли? Медикаментозная или немедикаментозная или не оказывается, если так решил врач, тактика лечения
62. Немедикаментозные методы лечения боли: привести примеры 1. Приложить тепло/холод по мере необходимости. 2. Массаж. 3. Обеспечение эмоциональной поддержки пациента, путем информации, что почти все боли могут быть эффективно управляемыми.
63. Есть ли орган/комиссия, рассматривающий вопросы управления медикаментами? Детально в отдельной шпаргалке по ЛС Да, это Формулярная Комиссия (ФК) Сотрудники должны знать по приказу кто председатель и членов комиссии.

Повышение качества и безопасности пациента (Отбор индикаторов и сбор данных)

64. Кто отвечает за качество? Каждый работник Поликлиники
65. Основной            документ                              по совершенствованию качества? Программа по повышению качества и безопасности пациентов.
66. Что такое индикаторы качества (КПР-ы)? Это показатели работы, определяющие её прогресс (достигаем ли мы поставленных целей) КПР- Ключевые показатели результативности.
67. Какие индикаторы (КПР) используются в вашем отделении? Например: ž по 6 международным целям по безопасности пациентов (МЦБП)-их надо перечислить. ž По инфекционному контролю ž По хранению и использованию ЛС ž Административные индикаторы ž и другие специфичные индикаторы в вашем отделении
68. Что такое «инцидент»                                      (неблагоприятное событие)? Инцидент– это медицинская ошибка, непредвиденный, нежелательный или потенциально опасный случай (что-то пошло не так, как запланировано).
69. Как подразделяются инциденты? ž потенциальные ошибки (почти ошибка), ž ошибки, ž чрезвычайные события (инциденты со значительным вредом или риском).
70. Что такое потенциальная ошибка? Потенциальная ошибка или почти ошибка– ошибка чуть не случилась, была предотвращена, не свершилась, но при ее повторении, есть риск, что ее не заметят и она случится.
71. Что   такое   чрезвычайное          или экстремальное событие? Экстремальное событие – это инцидент, повлекший значительный вред здоровью или смерть. В Поликлинике к таким относятся события: - неожиданная смерть, не связанная с естественным ходом болезни пациента; - инвалидизация, не связанная с естественным ходом болезни пациента; - серьезный вред здоровью в результате ошибочного применения лекарственных средств или других методов лечения, диагностики; - Вспышка ВБИ - Потеря ребенка - Суицид
72. В каких случаях необходимо заполнять «отчет об инциденте»?   Инциденты (легкие, средние, тяжелые, почти ошибки) - все падения, медикаментозные ошибки (не то лекарство, не в той дозе и т д), все неожиданные осложнения и смерть по ошибке, проблемы безопасности персонала (укол иглой и т д), поломка устройства при работе, факторы окружающей среды, угрожающие безопасности пациента и персонала. ž Если случился инцидент ž Если чуть не случилась ошибка, но ее вовремя заметили и устранили: например, медсестра хотела выдать лекарство пациенту, и вдруг заметила, что пациент не тот. Выяснилось, что она перепутала лист назначения. Она заполнила отчет об инциденте, указав, что была почти- ошибка, и инцидент был предотвращен (в условиях Дневного стационара). ž Если пациент упал и прочие примеры.
73. Проводит ли ваше отделение опрос удовлетворенности пациентов? Кто оценивает результаты опроса и вводит данные в таблицу? Где находятся результаты? Что было сделано в качестве обратной связи (ответа) на опрос удовлетворенности пациентов? Анкеты раздаются всем пациентам, заполненные анкеты собирает эксперт СППиВА и анализирует ежемесячно, показатели анкетирования ежеквартально доводятся до сведения коллектива на заседании Совета по качеству
74. Какие методологии существуют         для улучшения качества? ž Трейсеры (выявление ошибок системы) ž Анализ корневых причин (например, после чрезвычайного инцидента) ž Метод непрерывного улучшения работы РDCA ž Проводится анализ корневых причин рисков
75. О каких инцидентах вы должны сообщать? обо всех инцидентах, связанных с пациентами, посетителями, сотрудниками, или необычных происшествиях. Надо заполнить «Отчет об инциденте» и подать в Службу внутреннего аудита.
76. Что делать при инциденте, если пострадал пациент?      Например,                  он               упал и травмировал верхнюю конечность. В первую очередь оказать помощь пациенту в соответствии с указаниями врача. Во-вторых, уведомить своего руководителя, заполнить отчет об инциденте и подать в СППиВА.
77.    

Профилактика и контроль инфекций (ПКИ)

78. Что относится к      внутрибольничным инфекциям по стандартам? Внутрибольничная инфекция – это любое инфекционное заболевание бактериального, вирусного, паразитарного или грибкового происхождения, связанных с получением медицинских услуг в Медицинских учреждениях в течение 48 часов, после поступления или инфекционное заболевание сотрудника медицинской организации вследствие его работы в данном учреждении.  Виды ВБИ по пути вхождения в организм пациента в Поликлинике только – постиньекционные абсцессы, инфекции после малых операции, нагноение раны после вскрытия.
79. Кем осуществляется профилактика      и контроль инфекций? - каждым работником путем обработки рук, соблюдение асептики и антисептики - комиссией инфекционного контроля (КИК) - службой инфекционного контроля (врач-эпидемиолог и медсестра инфекционного контроля).
80. Что такое инфекционный контроль? -Это система организационных, профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения внутрибольничных инфекций.
81. Какие цвета вы используете для маркировки медицинских отходов? Какой цвет для какого вида? Существует 5 классов медицинских отходов. ž А - неопасные отходы, черного цвета (канц. товары, пищевые отходы); ž Б - эпидемиологический опасные, КБСУ желтого цвета (для мягких мед. отходов – повязки, вата, перчатки, шприцы и др); для твердых мед. отходов – колющие предметы, шприцы не отсоединяя от игл, ампулы, флаконы и т. д. ž В – чрезвычайно эпидемиологический опасные,     красные (зараженные мед. отходы – от пациентов с ВИЧ, гепатитом В или С, и Tbc); ž Г – токсикологические отходы (люминесцентные лампы, ртуть); ž Д – радиоактивные отходы (таких отходов в поликлинике нет).
82. Как проводится утилизация медицинских отходов? - Медицинские отходы собираются ответственным мед. персоналом в закрытых контейнерах и цветных пакетах, и сдаются в пункт приема и временного хранения по мере заполнения контейнера в 2/3 части. Окончательную утилизацию производит внешняя компания.
83. Где находится информация об опасных материалах? -В программе по безопасности здания, выписка из инструкции по безопасной эксплуатации во всех сан комнатах!
84. Что    необходимо   сделать           для предотвращения                  инфекций      в Поликлинике? Прежде всего, соблюдение гигиены рук. А также выполнение других СОП, правил по инфекционному контролю.
85. Что означает термин «стандартные меры предосторожности»? Это использование средств индивидуальной защиты для профилактики заражения через кровь, другие жидкости организма.
86. Какими средствами защиты                вы пользуетесь для защиты от инфекций? Средства индивидуальной защиты – халат, шапочка, перчатки, маски (простые специальные), защитные очки или маски-щитки (смСОПы).
87. Когда и как вы должны снимать средства индивидуальной защиты? Снимается сразу после окончания процедуры с потенциальным риском инфицирования. Средства индивидуальной защиты (СИЗ) кроме халата, не следует носить в общественных местах, на лестницах, в холлах здания кроме случаев объявления карантина. Средства индивидуальной защиты (СИЗ) после использования необходимо утилизировать в контейнеры для класса «Б» (пакеты желтого цвета).
88. Как и куда вы выкидываете острые предметы – иглы, скальпели ит. п.? в специальную твердую емкость желтого цвета из пластмассы с красной крышкой (класса «Б»), который можно заполнять только на 3/4 объема. Когда емкость заполнена на 3/4, ответственное лицо сдает емкость в помещение для временного хранения медицинских отходов класса «Б»
89. Одеваете ли  вы колпачки                 на использованные иглы? Никогда не одевают колпачок. Иглы выкинуть в твердый желтый контейнер с красной крышкой для острых предметов
90. Как вы утилизируете      (выбрасываете) инфицированные отходы? Отходы утилизируются в специальные контейнеры класса В.
91. Какое обучение вы получили           по инфекционному контролю? обучение, предоставленное в отделении вашим заведующим отделением, старшей медицинской сестрой. Дополнительно, врач эпидемиолог и медсестра инфекционного контроля проводят плановые и внеплановые занятия.

Менеджмент зданий и безопасность (МЗБ)

92. Кто несет ответственность за безопасность в организациях? Каждый сотрудник на своем рабочем месте. Также создана Комиссия по безопасности здания и оборудования.
93. Что такое Программа по безопасности? ž Это документ, в котором прописано, как наша организация обеспечивает безопасность среды ухода пациентов, сотрудников и посетителей. ž Для этого создана Комиссия по безопасности – это сотрудники, которые решают вопросы по безопасности здания, безопасности пациентов и тп.
94. Какова цель Программы безопасности? Цель программы - обеспечить безопасную среду для пациентов, посетителей, персонала.
95. Опишите правила по курению. В здании и на территории сотрудникам и пациентам курить строго запрещено. (Курить можно за пределами территории).
96. Покажите список химических веществ (список опасных материалов)? Показать место, где висит список химических веществ или опасных материалов(приложение к Программе по безопасности здания), рассказать, что в таблице указывается наименование вещества, меры предосторожности меры первой помощи, места, объемы и порядок хранения. • Каждое отделение должно иметь Список опасных материаловво всех помещениях, где имеются химикаты и дезинфектанты (санкомната) • Всегда применяйте индивидуальные средства защитыво время работы с химикатами • В случае разлития, используйте наборы средств для сбора разлитой жидкости (Код желтый) • Заполните Форму отчета об инциденте. • В случае попадания химикатов в глаза и/или на кожу, примите меры, указанные в Списке опасных химикатов
97. Прошли ли вы обучение по оборудованию, используемому в вашем отделении? Ø При поступлении на работу проводится занятие по правилам пользования оборудованием Ø Перед введением в эксплуатацию нового оборудования инженеры проводят обучение по эксплуатации. Ø Если я не знаком с принципом работы какого-либо оборудования, я могу обратиться к своему коллеге, руководству по эксплуатации, инженеру по оборудованию или руководителю за помощью.
98. Кто несет ответственность за исправностью                                       используемого оборудования? - Сотрудник, работающий на оборудовании – проверить оборудование перед его использованием. - Медтехник поддерживают исправность оборудования Ни в коем случае не подсоединять к пациенту аппарат с дефектом, во избежание серьезных повреждений или летального исхода.
99. Когда в ваш отдел поступает         новое оборудование, что вы должны делать? Позвонить медтехнику, чтобы его проверили перед введением в эксплуатацию.
100. Покажите информацию о тестировании вашего оборудования? Результат тестирования - этикетка на оборудовании с указанием даты проверки медтехником и следующей проверки, ФИО проверившего и номер его тел.
101. Как вы сообщаете о      неисправности оборудования/ Ваши действия? Подать заявку: 1. Позвонить по телефону медтехника 2. Регистрировать заявку в журнале регистрации заявок отделения 3. Не дожидаясь прихода медтехникав, Ни в коем случае не подсоединять к пациенту аппарат с дефектом, во избежание серьезных повреждений или летального исхода.

Квалификация и образование персонала

102. Существует ли определенный процесс обмена информации с персоналом отделения (планерки, совещания, доска объявлений и тд)? Как вы докажете, что весь персонал получает информацию, необходимую для исполнения своих обязанностей      и     чтобы соответствовали правилам Поликлиники? Проводятся утренние конференции, совещания отделения с участием всех сотрудников отделения, ответить, есть ли к ним протоколы, как часто и кто обновляет информационный уголок (доску), где хранятся все приказы и правила. Какие еще способы информирования? (сервер, эл. почта)
103. Как вы поддерживаете ваш уровень квалификации/подготовки,                                                       чтобы выполнять свою работу? Прохожу внешнее и внутреннее обучение. Напр., обучаюсь на курсах повышения квалификации, мастер-классах, участвую на конференциях, семинарах, занимаюсь самообразованием, и тд.
104. Имеется ли программа вводного инструктажа     (ориентация                             для сотрудников)? 1) Всем сотрудникам при трудоустройстве вводный инструктаж проводят инженеры по пожарной безопасности, ЧС, безопасности, эпидемиолог по инфекционному контролю, медтехники по эксплуатации мед. оборудования, СППиВА по Программе повышения качестваи необходимости сообщать об инцидентах (заполняется журнал инструктажа). 2) По непосредственной работе (в отделении)инструктаж проводится заведующим/ старшей медсестрой (в должностной инструкции расписываются сотрудник и руководитель подразделения). 3)До начала работы для врачей утверждается список привилегий(разрешение на проведение операций), медсестрам утверждается список компетенций.

Менеджмент информации

105. Из каких ресурсов вы     получаете информацию по работе? - Собрания в отделении и в Поликлинике - Электронная почта/корпоративная почта - Веб-сайты и интернет (только надежные сайты – например МЗ РК, и тп)
106. Один из ваших коллег забыл свой компьютерный пароль и спрашивает разрешения воспользоваться вашим, чтобы закончить свою работу. Как вы поступите? Сообщите своему коллеге, что вы не можете поделиться своим паролем, так как вы обязаны соблюдать конфиденциальность. Вы предложите коллеге обратиться к специалисту IT-службы, чтобы получить свой пароль.
107. Если ваш знакомый (это может быть врач, м/с) интересуется пациентом, которого вы лечите, но он его сам не лечит, как вы себя поведете? Отвечу, что информация о пациентах конфиденциальна и не обсуждается.
108. Знаете ли Вы где находятся приказы и процедуры Поликлиники? - Политики, процедуры и алгоритмы в каждом отделении имеются в письменном виде в папках, на стендах или в электронном варианте. - электронная версия находится на сервере. Сотрудники имеют доступ к общей папке.
109. Кто имеет право        просматривать медицинские записи пациентов? Те работники, которые участвуют в лечебном процессе данного пациента и эксперты СППиВА.
110. Комплаентность Комплаентность пациентов – осознанное согласие пациента следовать рекомендациям врача и соблюдать режим лечения, точное выполнение всех врачебных рекомендаций и назначений в рамках профилактики, лечения заболевания и реабилитации. Приверженность лечению определяется путем опроса по Шкале комплаентности Мориски-Грин, в виде опроса: (Да-0 балл, Нет-1 балл) 1. Вы когда-нибудь забывали принять препараты? 2. Не относитесь ли Вы иногда невнимательно к часам приема лекарственного средства? 3. Не пропускаете ли Вы прием препаратов, если чувствуете себя хорошо? 4. Если Вы чувствуете себя плохо после приема лекарственного средства, не пропускаете ли Вы следующий прием? Интерпретация шкалы: комплаентными (приверженными) считаются больные, набравшие 4 балла и выше. Больные, набравшие 2 балла и менее, считаются не приверженными. Больные, набравшие менее 3 баллов, считаются недостаточно приверженными и находящимися в группе риска по развитию неприверженности.  
111. Риски Риск – вероятность инцидента/неблагоприятного события, которая возникает в определенный период времени или в результате специфической ситуации, и которая влияет на достижение целей Поликлиники. Управление рисками - это выявление, анализ и контроль рисков. Управление рисками включает в себя систематическое применение правил, процедур и практик. Выявление рисков - отчет об инцидентах. В поликлинике утвержденаПрограмма по управлению рисками. Слабые места в безопасности процессов и окружающей среде определяются через различные механизмы выявления опасностей и рисков. Для повышения безопасности пациентов выявляются и систематизируются риски на всех уровнях, с целью их сокращения и предотвращения повторного возникновения. Программа управления рисками обобщает, анализирует риски и принимает меры по их предотвращению и снижению их последствий. Управление рисками - это выявление, анализ и контроль рисков. Вполиклинике утвержден планПланмеропрятий по устранению рисков, где отражены 49 рисков. Каждый сотрудник должен знать какие риски могут быть его на рабочем месте, например в кабинете приема врача есть следующие риски: 1)Медицинские  риски-неправильное обращение с медикаментами высокого риска в связи с отсутствием маркировки, пренебрежение базовыми процедурами при оказании медицинской помощи (в результате, например, смерть пацента от анфилактического шока), аварийная ситуацияспопаданием инфицированного материала или других биологических субстратов на поврежденную/ неповрежденную кожу, слизистые оболочки или в случае травмы; гематома, прокол вены, введение лекарственного средства в окружающие ткани вен, отломиньекционной иглы, инфекции связанные с оказанием медицинской помощи (постинъекционный инфильтрат мягких тканей, абсцесс); нарушение хранения лекарственных средств, нарушение правил утилизации биологических и опасных отходов, нарушение технологии уборки, дефицит средств СИЗ, дезинфицирующих средств, риск заражения от пациента инфекционным заболеванием, назначение антибиотиков без показаний; 2)Немедицинские  риски- аварийное отключение электроэнергии, возгорание, сбойи поломка оборудования, хищение имущества, землетрясение, сбой серверного оборудования, террористический акт в пределах клиники, агрессия пациента и др.  
112. Триаж Триаж – классификация больных по срочности в необходимости оказать медицинскую помощь. Проводится на основании физиологических критериев (клинического состояния) в регистратуре поликлиники. Медицинский регистратор проводит триаж (быстрый осмотр и сортировка по срочности) всех обратившихся пациентов в течение 15 минут с момента обращения пациента. Триаж проводится в течение 5 минут для каждого пациента с определением категории по триажуна основе клинического состояния. Пациентов Первой, “A” категории по триажу врач осматривает в течение 15 минут с момента обращения–экстренных пациентов: 1. АД свыше 160/110 мм рт. ст. у беременных 2. Нарушение дыхания (асфиксия, центральный цианоз, тяжелая дыхательная недостаточность) 3. Нарушение кровообращения (холодные руки, слабый частый пульс) 4. Коматозное состояние, судороги 5. Тяжелое обезвоживание 6. Кетоацидоз 7. Кровотечение Пациентов Второй, “В” категории по триажу – срочные пациенты с потенциально серьезным состоянием с симптомами умеренной тяжести – врач осматривает в течение 1 часа: 1. Высокая температура тела выше 38, 5 С 2. Травма или другое срочное хирургическое состояние 3. Боль (сильная 4. Пациенты из других стационаров по срочному направлению 5. Новорожденные 6. Бледность (выраженная) Пациентов Третьей, “С” категории по триажу – плановые пациенты с хроническим состоянием или состоянием средней степени тяжести, состояние которых не приведет к ухудшению симптомов или исхода, – врач осматривает втечение 2 часов с момента обращения. Плановая госпитализация Жизнь пациента не находится в опасности Расстройство или недомогание возникло несколько недель или даже месяцев назад. К данной группе также относятся пациенты, у которых наблюдается локальная травма, однако общее состояние является удовлетворительным. В регистратуре определен процесс цветовой кодировки пациентов путем раздачи пациентам цветных бейджей: · для Первой, “A” категории по триажу цвет: красный; · для Второй, “В” категории по триажу цвет: желтый; · для Третьей, “С” категории по триажу цвет: зеленый.  
113. Обучение пациента -Разработаны процедуры и внедрен процесс обучения пациентов и лиц, осуществляющих уход за пациентом, качественному, безопасному уходу. -Проводится обучение по правильному приему медикаментов (ингалятор, шприц ручка) -Обучение по профилактике падения -Обучение в Школах здоровья (ЗОЖ)
114. Этический кодекс и кодекс корпоративной этики Этический кодекс медицинского работника является сводом этических норм и правил поведения, которыми рекомендовано руководствоваться медицинским работникам при выполнении должностных обязанностей. Основные принципы 1. Международный Кодекс медицинской этики гласит: " Врач при оказании медицинской помощи должен действовать в интересах пациента", а Женевская декларация ВМА определяет долг врача следующими словами: " Здоровье моего пациента будет моей главной заботой". 2. Долг врача – поддерживать и охранять здоровье, благополучие и права пациентов, в том числе тех, которые участвуют в медицинском исследовании. Знания и совесть врача должны быть направлены на служение этому долгу. 3. Медицинская помощь должна проводиться с соблюдением этических стандартов, гарантирующих уважение к пациенту и защиту его здоровья и прав. 4. Уважительное отношение к коллегам, всему персоналу и посетителям. Наши ценности: 1. Профессионализм. 2. Милосердие. 3. Уважение прав пациента 4. Ответственность. Кодекс корпоративной этики – это совокупность этических принципов и норм делового поведения, которыми руководствуются в своей деятельности должностные лица и работники.  Основополагающими корпоративными ценностями, на основе которых формируется деятельность Поликлиники, являются порядочность, надежность и профессионализм его работников, эффективность их труда, взаимовыручка, уважение друг к другу, к заинтересованным лицам и обществу в целом. Поликлиника руководствуется следующими принципами деловой этики: 1. честность; 2. справедливость; 3. добросовестность; 4. прозрачность; 5. ответственность.  
115. Валидация данных Валидация данных – метод перепроверки данных вторым человеком для определения достоверности и правильности подсчета данных по индикатору деятельности. Выполнение правил обязательно работниками, проводящими анализ статистических данных, анализ индикаторов и валидацию данных. Валидация данных является важным инструментом для определения качества данных и уверенности в точности информации для лиц, принимающих решения Руководство Поликлиники несет ответственность за то, чтобы публикуемые данные о клинической деятельности, безопасности пациентов или в других областях были точными и надежными и несет этическое обязательство предоставлять общественности наиболее точную и надежную информацию.  
116. Критические значения Критические значения -результаты диагностических исследований, которые значительно отличаются от нормального показателя и являются жизнеугрожающими, если своевременно не принять меры. В поликлинике утвержден перечень критических значений. При выявлении критического значения необходимо незамедлительно передать результат ответственному сотруднику и записать в журнал передачи критических результатов исследований, согласно утвержденным «Правилам передачи информации устно по телефону».  
117. Инвазивные процедуры Инвазивная процедура - это метод диагностики и лечения заболеваний с помощью операций и манипуляций, осуществляемых путем проникновения во внутреннюю среду организма человека. Примером простейшей инвазивной процедуры является любая инъекция, а самой сложной — хирургическая операция.

Возможные вопросы аудиторов в рамках прохождения национальной аккредитации медицинских учреждений по разделу “Управление лекарственными средствами и ИМН”

  Возможные вопросы Ответы
1. Что Вы делаете, если обнаруживаете у пациента нежелательное явление (НЯ) на медикамент? Врач делает запись о нежелательном явлении в дневниковой записи медицинской карты и сообщает ответственному за фармаконадзор – заместителю главного врача.
2. Кому Вы сообщаете о НЯ? И в течение какого времени? В нашей поликлинике есть сотрудники ответственные за регистрацию НЯ: главная медицинская сестра, врач дневного стационара ЕскендироваГ. Б. и медицинская сестра по лекарственному обеспечению   - провизор Абдуллаева М. Т. Телефоны доступны. При обнаружении НЯ врач или медсестра по телефону сообщает ответственному сотруднику внемедленно.
3. Как Вы считаете, что следует называть серьезной нежелательной реакцией? Серьезное НЯ – это нежелательное явление, которое потребовало госпитализации, либо привело к нарушению трудоспособности, инвалидизации, либо в крайнем случае к смерти пациента
4. Заполняете ли Вы какую-либо форму или карту при возникновении НЯ у Вашего пациента? Нет. Согласно правилам в нашей поликлинике, врачи лишь отражают НЯ в дневнике пациента и сообщают одному из ответственных сотрудников – заместителю главного врача по лечебной работе, далее этот сотрудник сам изучит и зарегистрирует данное НЯ
5. Имеются ли в Вашем отделении медикаменты? Все медикаменты хранятся в процедурных кабинетах, дневном стационаре и аптеке. В отделениях медикаменты хранятся в экстренных укладках
6. Есть ли у Вас в отделении какие-либо экстренные наборы медикаментов и ИМН или укладки для оказания неотложной помощи? Да, в отделениях имеются противошоковые укладки – для помощи при анафилактических реакциях. Имеются укладки для оказания помощи при ОКС. В педиатрическом отделении укладки ИВБДВ. В женской консультации укладка для оказания помощи при преэклампсии, эклампсии и маточном кровотечении. В дневном стационаре имеется набор “КодСиний” для оказания реанимационной помощи
7. Кто ответственен за проверку соблюдения условий хранения и сроков годности медикаментов в отделении? В отделениях 1 раз в неделю медикаменты проверяет старшая медсестра отделения. 1 раз в месяц проверку производит медицинская сестра по лекарственному обеспечению. Все это фиксируется в чек-листы/журналы
8. Знаете ли Вы что такое медикаменты высокого риска (МВР)? Да. Это медикаменты, при неправильном применении которых можно нанести вред пациенту вплоть до значительного. Эти медикаменты требуют особого внимания при хранении, назначении и выполнении
9. А есть ли какие-либо правила по медикаментам высокого риска в поликлинике? Да. У нас имеются правила обращения с медикаментами высокого риска
10. А Вы знаете эти медикаменты высокого риска? Есть ли какой-либо перечень этих медикаментов у Вас в отделении? Да, перечень этих МВР имеется в правилах, мы его знаем. Все МВР маркируются красным стикером и хранятся отдельно от других медикаментов.
11. И какие же правила по МВР? Правила просты, данные МВР требуют всегда повышенного внимания при использовании. Кроме того (для аптеки АЛО), в аптеке АЛО все медикаменты высокого риска маркированы специальным красным стикером, и если пациенту выписан по рецепту МВР, то фармацевтом АЛО вместе смедикаментом выдается памятка по МВР на казахском и русском языке, напоминающаяпациенту о необходимости внимательного хранения и использования данногомедикамента
12. Как Вы назначаете пациенту МВР? МВР назначаем только если он обоснован для данного пациента. Врач, обязательно проводит инструктаж пациента, объясняя ему что данный медикамент требует повышенного внимания при хранении (отдельное правильное хранение), при приеме (проверять правильная ли доза, кратность). Врачом в медицинской карте отмечается что пациенту проведено обучение о применении данного медикамента
13. Пользуетесь ли Вы медикаментами принесенными Вам на апробацию представителями фармкомпаний? Каким пациентам Вы их назначаете? Нет. В поликлинике запрещено использовать различные образцы медикаментов
14. Как Вы храните и назначаете экспериментальные медикаменты, медикаменты включаемые в различные клинические исследования? Поликлиника не участвует в клинических исследованиях, мы не используем экспериментальные медикаменты
15. Имеется ли в Вашей клинике список медикаментов который Вы можете назначать? Да, в поликлинике имеется лекарственный формуляр, в рамках которого мы назначаем медикаменты
16. Кто составляет данный список? Он обновляется? Вы как врач можете включить в этот список необходимый медикамент? Лекарственный формуляр формируется заведующими отделениями поликлиники, и обсуждается на заседании формулярной комиссией поликлиники, 1 раз в год (при необходимости чаще) он пересматривается. Я как врач, смогу подать заявление на включение медикамента на имя председателя формулярной комиссии. Формулярная комиссия на ближайшем заседании будет рассматривать мой медикамент
17. Можете ли Вы назначить медикамент, который пациент должен приобрести самостоятельно? Да. 1. В случае, если пациент отказывается от медикаментов, выдаваемых в рамках АЛО и ГОБМП, и настаивает на приобретении своего (оригинального) медикамента. Пациент в таком случае должен подписать форму добровольного информированного отказа от медикаментозного лечения. 2. Либо если назначаемого медикамента нет в наличии в АЛО по независящим от поликлинике причинам (задержки в поставке, либо перерегистрации медикамента и прочее) 3. Либо в случаях, когда данный медикамент не входит в лекарственный формуляр поликлиники, но входит в КНФ (казахстанский национальный формуляр) и в национальные клинические протокола диагностики и лечения  
18. Есть ли процедура/правило для случая, когда медикамент вводится пациенту впервые? Парентеральный медикамент вводимый впервые вводится только в поликлинике и обязательно под наблюдением медицинского персонала. Мониторинг состояния проводится в течение 60 минут. В поликлинике также действует и исполняется приказ МЗ РК № 446 описывающий схемы/алгоритм проведения тестов на лекарственную гиперчувствительность у пациентов с лекарственной аллергией в анамнезе и/или отягощенным аллергологическим анамнезом/семейным анамнезом. Таким пациентам проводится тест на лекарственную гиперчувствительность (либо внутрикожный тест) согласно приказу №446. У пациентов без жалоб и без отягощенного лекарственного анамнеза медикамент вводится без проб, после информированного согласия (устно или письменно)
19. Имеется ли в поликлинике документ описывающий правила или процедуры по назначению, хранению, выполнению назначений? Да, в поликлинике действует главный документ по медикаментам “Политика управления и использования лекарственных средств” в котором описываются правила использования медикаментов на всех этапах: закуп, заявка, хранение, назначение, выполнение, отзыв, утилизация, мониторинг эффектов медикаментов и прочее.
20. Проводится ли обучение по существующим процедурам и правилам в Вашей поликлинике? Кто их проводит? Можете рассказать, например о последних обучениях по медикаментам? Обучение по всем правилам и стандартным процедурам в области медикаментов проводится регулярно. Также проводятся вводные инструктажи по хранению и использованию ЛС. Проводят обычно врач-клинический фармаколог, медсестра по лекарственному обеспечению, профильные врачи (кардиологи, терапевты, инфекционист) Например, за последние полгода, тренинг по мониторингу безопасности, тренинг по правильному назначению медикаментов, тренинг по рациональной антибактериальной терапии, тренинг по хранению медикаментов высокого риска, тренинг по медикаментозным ошибкам – терапевтическому дублированию
21. Как Вы назначаете медикамент? Есть какие-то правила? Да, в поликлинике действует специальный документ по медикаментам “Политика управления и использования лекарственных средств” в котором описываются правила назначения медикаментов. При назначении врачи должны учитывать обоснованность выбранного медикамента, возможные противопоказания для медикамента (аллергия, возраст, беременность, ХПН, и т. д. ), патологический и физиологический профиль пациента, наличие данного медикамента в схемах лечения национальных протоколов, международных руководств, обязательно изучается лекарственный анамнез, а также принимаемые в настоящее время ЛС и БАДы пациентов (для профилактики взаимодействия).
22. Проводится ли проверка Ваших врачебных назначений? Да, врачебные назначения постоянно проверяются заведующим отделением. Помимо этого, избирательно проверку назначений выполняют эксперты СППиВА
23. Вы как-нибудь узнаете о результатах проверки? Предпринимаются ли какие-либо меры после таких проверок? Результаты проверок обычно обсуждаются на заседании формулярной комиссии, а также мы узнаем о результатах и разработанных мерах на обще поликлинических заседаниях по средам. Врач-эксперт сообщает о частых ошибках и дефектах назначений, предлагает варианты решения, объявляет о семинарах и обучении по данной проблеме.
24. А какие, например проблемы Вы услышали и какие меры по улучшению Вы можете вспомнить? К примеру, врачом экспертом проводится обучение для врачей по терапевтическому дублированию, по правильному назначению антибиотиков, по коррекции доз у пожилых пациентов, по взаимодействию медикаментов
25. А проверяются ли назначения антибиотиков? Да, наряду с другими медикаментами, врачом-клиническим фармакологом проверяется правильность назначения антибиотиков В поликлинике существует комиссия по управлению антибиотиками, которая разбирает все вопросы, связанные с рациональным применением антибиотиков
26. Есть ли антибиотики, которые Вы не можете назначить самостоятельно? Да, есть определенные антибиотики резерва (Карбапенемы, Ванкомицин, Моксифлоксацин, Левофлоксацин), которые мы можем назначить только после консультации с клиническим фармакологом, либо заместителем главного врача по лечебной работе.
27. Есть ли какие-либо индикаторы по антибиотикам? Да. 2 индикатора. 1. Назначение Антибиотиков без показания 2. Необоснованное назначение фторхинолона. Для фторхинолонов есть четкие показания и назначать их без этих показаний не рекомендуется (фторхинолоны не безопасны и повышается резистентность у микобактерий при рутинном амбулаторном применении фторхинолонов)
28. А есть ли какие-либо правила по назначению антибиотиков в Поликлинике? Да, в поликлинике действует документ “Политика управления антибиотиками”, в которых написаны правила назначения антибиотиков.
29. Какие правила назначения антибиотиков? Первое главное правило – мы не должны назначать антибиотики без показаний. Показанием служит – доказанный или высоковероятный бактериальный-воспалительный процесс. Также этиправила гласят что нужно обязательно учитывать правильную комбинацию антибиотиков, курс, дозу, кратность, длительность применения при назначении
30. Проводится ли обучение врачей по этой политике/программе управления антибиотиками? Да, регулярно несколько раз в год, проводятся обучающие семинары по рациональной антибактериальной терапии различных патологий: пневмония, ХОБЛ, инфекции мочевых путей, инфекции малого таза и пр.
31. Какие справочные материалы Вы используете при выписывании медикаментов? Используете ли Вы при назначении медикаментов интернет-ресурсы или справочную литературу предоставляемойфармкомпаниями? При выписывании мы используем утвержденные справочники – электронный (на всех рабочих столах) справочник лекарственных средств в рамках ГОБМП, согласно приказу № 666 от 29 августа 2017 года, а также интернет-ресурс KNF. KZ. В поликлинике запрещено использовать различные неутвержденные ресурсы и информацию фармкомпаний
32. Вопрос медсестре: “Как вы выполняете назначение? ” Медсестра должна перед разведением/приготовлением или при выдаче таблетки пациенту ОБЯЗАТЕЛЬНО должна свериться с назначением врача. Медсестра проверяет 5 пунктов: 1. Должна спросить у пациента его ФИО полностью и дату рождения – чтобы удостовериться что это именно тот пациент 2. Должна свериться с назначением врача тот ли это медикамент 3. Должна свериться та ли это доза перед тем, как развести и приготовить раствор 4. Перед введением должна свериться тот ли это путь введения (в/в, в/м, п/к, внутрь, инфузия) 5. Должна свериться правильное ли время введения для данного медикамента
33. Если медсестра не может разобрать почерк врача или назначение неполное (например, не указан путь введения или не указана скорость инфузии) что она делает? В поликлинике НЕЛЬЗЯ разводить и вводить медикамент если есть сомнения у медсестры по поводу назначения или назначение неполное. Медсестра ДОЛЖНА обратиться к врачу за пояснениями или исправлениями назначения
34. Что такое полное назначение? Назначение считается полным если оно выписано разборчивым почерком, медикамент написан правильно без ошибок, есть доза медикамента, путь введения, время введения, если инфузия обязательно скорость введения кап/мин (не писать “медленно”)
35. Может ли врач назначить медикамент устно или по телефону (т. е. не записывая в рецепт или лист назначения)? Устные сообщения в нашей поликлинике разрешены только при экстренных неотложных ситуациях. Врач устно сообщает медсестре какие медикаменты в какой дозе и куда вводить, медсестра на месте разводит и выполняет назначения врача. После оказания помощи все данные назначения врачом записываются в медицинскую карту пациента, медсестра ставит отметку о выполнении с указанием дозы введенного медикамента и времени введения Назначения по телефону также могут быть (например, в условиях стационара на дому, или звонок от фельдшера скорой помощи за консультацией). Данные назначения обязательно производятся согласно ПРАВИЛАМ передачи устных сообщений. Принимающий медработник в специальной форме “Лист передачи устных сообщений” записывает назначение (название, доза, путь введения, частоту, скорость введения), затем перечитывает это вслух, чтобы убедиться, что верно записал переданную информацию, после получения положительного ответа подтверждает, что назначение понял. Данный “Лист передачи устных сообщений” подписывается принявшим медработником, а также обязательно течение 24 часов подписывает врач, передавший назначение. Листок сканируется и прикрепляется к медицинской карте пациента в электронной системе.
36. Знаете ли Вы что такое медикаментозная ошибка? Любой случай неправильного использования медикамента на каком-либо этапе (хранение, назначение, выполнение, утилизация и пр. ) который стал причиной нанесения какого-либо вреда пациенту (вреда может даже не быть)
37. Знаете ли Вы что такое почти-ошибка? Любой случай неправильного использования медикамента на каком-либо этапе (хранение, назначение, выполнение, утилизация и пр. ), который был обнаружен и предотвращён до нанесения какого-либо вреда пациенту (до введения пациенту)
38. Кто в Вашей поликлинике может сообщить о медикаментозной ошибке или почти-ошибке? Сообщить может любой: врач, медсестра, пациент, родственники пациента и т. д.
39. Как Вы сообщаете о медикаментозной ошибке? Заполняется специальная форма “Отчет об инциденте” где в пункте инциденты с медикаментами кратко описывается данная ошибка. Далее эта форма передается в Службу поддержки пациента и Внутреннего аудита (каб 306)
40. Вы указываете свое имя при сообщении об ошибке? Какие дисциплинарные меры принимают в отношении сотрудника кто совершил ошибку? Имя можно не указывать в форме “Отчет об инциденте” Дисциплинарные меры не применяются. В поликлинике поощряется система регистрации и сообщения о медикаментозных ошибках. Это помогает улучшать процесс и предотвращать такие ошибки в будущем и в других отделениях.
41. Участвуете ли Вы (врач, медсестра) в разборе медикаментозных ошибок? Узнаете ли вы о них откуда-нибудь? Первичный анализ ошибок проводится врачом-клиническим фармакологом, также на заседаниях формулярной комиссии проводится обсуждение и возможные предложения по улучшению и профилактике в будущем. Любой медработник может участвовать в заседаниях комиссии. Как правило, результаты и меры по профилактике озвучиваются на еженедельных планерках
42. При выполнении назначений если вдруг вы набрали шприц или развели инфузионный раствор и Вас отвлекли или пациент не оказался на месте (т. е. те случаи когда предполагается отсроченное введение) Есть ли у Вас практика отсроченного введения медикамента? Т. е. например вы разводите медикаменты для нескольких пациентов или заранее готовите растворы и инъекции, и таблетки? Все приготовления и разведения медикаментов выполняются медсестрами непосредственно перед введением пациенту. В случае если по каким-либо причинам (пациент вышел, медсестру отвлекли по срочному вопросу или прочие причины) предполагается отсроченное введение (даже через несколько минут), то разведенный шприц, раствор для инфузии, таблетка или суспензия маркируются специальной наклейкой где медсестра вписывает ФИО пациента, дату рождения, название медикамента, дозу, путь введения и время до которого следует ввести данный медикамент.   Для нескольких пациентов одновременно и заранее растворы и инъекции, и таблетки НЕ ГОТОВЯТСЯ!!!
43. Кто проверяет наборы/укладки для экстренной помощи в отделениях и как обеспечивается сохранность медикаментов и ИМН в данных укладках? 1 раз в неделю старшая медсестра отделения проверят условия хранения и сроки годности, медикаментов, МВР, а также экстренных наборов. Укладки и наборы опечатываются с указанием даты и подписи опечатывавшего. На медикаменты с подходящим сроком годности (30 суток) наносится желтым видимым маркером диагональные линии на упаковку (означает что срок годности истекает через 30 дней)
44. Имеются ли алгоритмы оказания экстренной помощи и проводится ли обучение врачей и медицинских сестер по использованию экстренных наборов/укладок? В поликлинике существует разработанный алгоритм оказания помощи при тяжелых анафилактических реакциях. Имеются национальные стандарты оказания помощи при ОКС, преэклампсии и эклампсии. НЕ менее 1 раз в год проводится обучение врачом кардиологом, зав ЖК, Проводится обучение по ИВБДВ (для педиатров)
45. Могут ли пациенты применять медикаменты или БАД, принесенные с собой? Например, в дневном стационаре. Да. Врачом дневного стационара в первичном осмотре описываются все ЛС и БАД, которые пациент принимает в настоящее время. В случае если пациент продолжает принимать во время курса лечения в дневном стационаре, данные ЛС хранятся в процедурном кабинете в подписанном пакете, отдельно от других медикаментов поликлиники. Медсестра сама выдает или вводит медикаменты, принесенные с собой. При окончании курса (когда пациент уходит домой) медикаменты возвращаются пациенту. В случае если пациент применяет инсулиновую шприц- ручку или ингалятор, лечащий врач должен убедиться, что пациент владеет навыком самостоятельного введения медикамента и применяет его более 4 недель, в противном случае инсулин и ингалятор вводит медицинская сестра дневного стационара. Медикаменты, принесенные с собой (принимаемые самостоятельно) не хранятся возле пациента, хранятся в процедурном кабинете на время нахождения пациента в дневном стационаре
46. Проводится ли обучение/инструктаж по приему медикаментов врачами или медсестрами? Да, согласно правилам, лечащий врач, выписавший медикамент, должен объяснить на доступном и понятном языке пациенту как принимать данный медикамент. Особые случаи медикаменты высокого риска, где обучение фиксируется в медицинской карте пациента. А в случаях обучения применению ингалятора и инсулиновой шприц-ручки врачом используются специальные демонстративные материалы и распечатанные инструкции по использованию (копия может быть дана пациенту). Врач должен получить подтверждение от пациента о том, что он правильно усвоил способ применения. Для этого врач просит повторить пациента или показать, как пациент будет применять медикамент.
47. Вопрос для медсестер (старших, аптеки и АЛО): “Имеются ли в поликлинике медикаменты схожие по названию и схожие по виду”? Как вы используете эти медикаменты? Медикаменты схожие по внешнему виду и названию хранятся на разных полках, это уменьшает риски перепутывания. Упаковки данных медикаментов маркируются синим и зеленым стикером или маркером, указывающим что эти медикаменты отгостятся к медикаментам схожим по названию и виду. Медицинская сестра лекарственного обеспечения вместе со старшими медицинскими сестрами определяют какие медикаменты схожи между собой по названию и по внешнему виду. Это связано с тем, что медикаменты поступают под разными наименованиями и разных компаний (связано с поставками СК Фармации и дистрибьюторов). Медикаменты схожие по названию и виду нельзя хранить вне упаковок или использовать для хранения другие свободные упаковки!
48. Бывают ли у Вас случаи отзыва медикамента или ИМН? Что Вы делаете? Как происходит эта процедура? Имеется процедура. После получения информационного письма от Комитета контроля за качеством медицинских услуг МЗ РК об отзыве медикамента определенной серии и партии, данное письмо передается медицинской сестре лекарственного обеспечения в Аптеке. Медицинская сестра лекарственного обеспечения проверяет наличие медикамента данного наименования и серии на складе, АЛО и отделениях. В случае если такой медикамент есть, медицинская сестра лекарственного обеспечения оповещает старших медсестер отделений (там, где имеются данные медикаменты), в срок не более 24 часов, все медикаменты возвращаются в Аптеку на склад. Они хранятся отдельно в специальном шкафу/полке до изъятия или утилизируются (как указано в информационном письме)
49. Вопрос медицинским сестрам: “Ваши действия после выполнения назначения? ” После выполнения любого назначения пациенту, в листе назначений/в электронной системе делается отметка о выполнении назначения с указанием введенной дозы, времени введения (точное время указать, а не как в назначении) и ФИО выполнившего медработника
50. Какие процедуры предусмотрены в Вашем отделении препятствующие кражи или порчи медикаментов? Медикаменты хранятся только в процедурном кабинете, имеется ключ только у сотрудников допущенных к использованию медикаментов. Старшие медсестры и медсестры ответственные за хранение медикаментов. В отделениях хранение медикаментов ограничено лишь наборами для экстренных случаев (противошоковый, ОКС, ИВБДВ, преэклампсия и эклампсия), данные наборы опечатываются, старшие медсестры ответственны за сохранность
51. Кто и как определяет состав экстренных наборов? Есть ли перечень медикаментов и ИМН для данных укладок? Перечень медикаментов и ИМН формируется на основании приказов МЗ РК или национальных стандартов оказания помощи. Список формируется главной медицинской сестрой в содействии с врачом-клиническим фармакологом и обсуждается на заседании формулярной комиссии, данные перечни включены (в приложениях) “Правил по управлению и использованию ЛС”
52.

Вопросы для членов формулярной комиссии (ФК)

53. Имеется ли у Вас положение о работе формулярной комиссии? Да. Данный документ регламентирует работу формулярной комиссии
54. Кто входит в состав ФК? В состав входят Зам главного врача заведующие отделений, старшие медсестры, главная медсестра, провизор, медсестра АЛО – сотрудники активно вовлеченные в процесс использования медикаментов
55. Как часто бывают заседания? По положению не менее 1 раз в квартал
56. А какие вопросы вы обсуждаете и решаете? Все вопросы, касающиеся рационального использования медикаментов, входят в сферу деятельности комиссии. Решаем все проблемные моменты связанные с медикаментами. Вопросы формирования лекарственного формуляра поликлиники Обсуждение и формирование годовой заявки Мониторинг нежелательных явлений Анализ, обсуждение, разработка корректирующих мероприятий и мониторинг медикаментозных ошибок Разработка руководств, политик, процедур и алгоритмов, связанных с фармакотерапией и применением медикаментов Образовательная деятельность –вопросы внутреннего обучения Проведение и обсуждение ABC/VEN анализа И многие другие вопросы
57. Как часто вы пересматриваете формуляр поликлиники? Не менее 1 раз в год
58. Можете ли Вы включить новые медикаменты в формуляр? Как происходит процесс включения? Включение происходит по критериям, прописанным в положении о ФК. Основным критерием является наличие медикамента в КНФ. Заявление на включение может подать любой врач поликлиники. Мы рассматриваем обоснованность включения, потребность среди пациентов, заболеваемость, клиническую эффективность и безопасность, наличие в формуляре медикаментас аналогичной эффективностью и безопасностью
59. А как вы исключаете медикамент из формуляра? Имеются в положении о ФК критерии исключения
60. Кто утверждает формуляр? После обсуждения членами ФК он подается на утверждение главного врача, затем формуляр согласуется и утверждается УЗ г. Алматы
61. Мониторирует ли ФК какие-либо индикаторы помедикаментам? У нас несколько индикаторов, которые мы монетизируем и обсуждаем на заседаниях ФК. Например, сейчас у нас действующие индикаторы это “терапевтическое дублирование”
62. Имеется ли в поликлинике комиссия, которая координирует применение антибиотиков? Да. В поликлинике действует разработанная Политика управления антибиотиками, согласно которой формируется и утверждается Формулярной комиссией состав комиссии по управлению антибиотиками. В нее входят некоторые члены ФК, заведующие, врач-эпидемиолог, врач-инфекционист, медсестра инфекционного контроля, медсестра лекарственногоОбеспечения, провизор
63. Каковы основные направления деятельности комиссии по управлению антибиотиков? Данная комиссия занимается всеми проблемами улучшения и рационального применения антибиотиков
64. Какие индикаторы мониторируются комиссией поуправлению антибиотиками? Индикатор “Антибиотик без показаний”, “Необоснованное назначение фторхинолона”
65. Кто проводит аудит назначений антибиотиков? Заведующие отделений, врач – эксперт  
66. Как члены ФК и комиссии по управлению антибиотиками (КУА) отслеживают выполнение решений предыдущих заседаний? Решения комиссий имеют четкие сроки, ответственных и пути решения (обсужденных на заседании), на последующих заседаниях ответственными предоставляется отчет о проведенных мероприятиях и результаты данных мер. Проводится анализ эффективности и релевантности мероприятий, вносятся корректирующие решения, или оставляется без изменений (все хорошоработает)
67. Назовите примеры решений последних заседаний ФК и КУА Предоставим протоколы

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.