Конспект беседы, посвященной «Дню снятия блокады» для старшего дошкольного возраста
Автор: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург Описание: Материал будет полезен воспитателям, педагогам дошкольного образования и младшим школьникам.
Цель: - расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Задачи: - Познакомить детей с жизнью людей в это время. - Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма. - Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы. - Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны. - Обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города; - Формировать любовь к родному городу. - Расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады». - Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов. Предварительная работа: 1. Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда; 2. Заучивание стихов о Блокаде; 3. Беседы с детьми; 4. Слушание военных песен. 5. Чтение художественной литературы по теме. Оборудование и материалы: презентация «Блокада Ленинграда», стенд с наглядным материалом о Блокаде, цветы, свеча, 125гр. хлеба( заранее взвесили в столовой).
Воспитатель: Ребята, сегодня 27 января у нас с вами особенный день. Мы жители этого прекрасного города знаем, что в этот день сняли блокаду Ленинграда. А как вы думаете, что обозначает слово блокада? Ответы. Ребенок: Сегодня день особенный, ребята, День памяти – торжественный, святой. 71 год со дня снятия блокады, Отмечает город наш родной. В тот день, прорвав кольцо блокады, Наш город из последних сил Дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда, И в яростных сраженьях победил. Воспитатель: Давайте вспомним, кто является основателем города? Ответы. Воспитатель: А сколько замечательных имен имел наш город? Ответы. Воспитатель: Ребята, скажите, какова была норма хлеба в те далекие времена, и каков был этот хлеб на вкус?
РЕКЛАМА
Ответы. Ребенок: В дыму ленинградское небо, Но горше смертельных ран. Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба, Сто двадцать пять грамм.
Воспитатель: Хлеб готовили из отрубей, он был горький. Он был невкусный, норма была очень маленькая, выдавали хлеб по карточкам, а если карточку потеряешь, то и вообще останешься голодным. Воспитатель: Как называлась дорога, по которой нам тогда доставляли продовольствие? Ответы. Воспитатель: Да – Дорогой жизни. По этой дороге доставляли продовольствие в город, а из города вывозили слабых и больных. Вывозили их на машинах, эти машины назывались – полуторки. Посмотрите на картинку, вот такие машины проезжали по дороге жизни.
Воспитатель: Правда не все машины доезжали до места назначения, иногда машины проваливались под лед, вместе с провизией и даже вместе с людьми. Воспитатель: А как называется озеро, по которому проходила эта дорога жизни? Ответы. Ребенок: Дорога жизни узким коридором, Протянута по Ладожскому льду. Она спасала наш любимый город, В том страшном и чудовищном аду. Воспитатель: Ребята, я вам тоже предлагаю поиграть. Представьте, что вам тоже нужно доставить продукты, а доставлять вы их будете, тоже по дороге жизни. У вас на полу две полосы (квадратики бумаги), нужно аккуратно по квадратикам передвигаться, мимо не наступаем, иначе провалился и главное нужно перевезти продукты с одного берега на другой, ничего не теряя.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в то время детям тоже было очень трудно, но они учились, помогали старшим, после учебы они еще и работали. А вспомните, как звали девочку, которая вела дневник. Ответы.
Ребенок: В осаждённом Ленинграде Эта девочка жила. В ученической тетради Свой дневник она вела. В дни войны погибла Таня, Таня в памяти жива: Затаив на миг дыханье, Слышит мир её слова. Воспитатель: Это было тяжелое время. 900 дней и ночей был оторван город от Большой земли. Полностью от блокады Ленинград был освобождён только в январе 1944 года. В холода, когда бушуют снегопады, В Петербурге этот день особо чтут, – Город празднует День снятия блокады, И гремит в морозном воздухе салют. Это залпы в честь свободы Ленинграда! В честь бессмертия не выживших детей… Беспощадная фашистская осада, Продолжалась девятьсот голодных дней. Замерзая, люди близких хоронили, Пили воду из растопленного льда, Из любимых книжек печь зимой топили, И была дороже золота еда. Ели маленький кусок ржаного хлеба, По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял. И бомбёжка вместо звёзд ночного неба, И руины там, где дом вчера стоял… Но блокаду чёрных месяцев прорвали! И когда врага отбросили назад, Был салют! Его снаряды возвещали: – Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград! От усталости, шатаясь, ленинградцы, Шли на улицы, и слышалось: «Ура! » И сквозь слёзы начинали обниматься, – Всё! Закончилась блокадная пора! Есть салют у нас весной – на День Победы, Он цветами красит небо всей стране, Но особо почитают наши деды, Тот салют в голодно-белом январе… Воспитатель: Предлагают минутой молчания почтить всех кто погиб ради нашего счастливого сегодняшнего времени. Минута молчания. Воспитатель: Сегодня, 27 января, в день полного освобождения Ленинграда от фашистских захватчиков, я предлагаю вам дома вечером в окошке зажечь свечу памяти или просто фонарик. Это будет символизировать нашу память о той страшной странице истории нашего великого города. 900 дней. Дней, наполненных голодом, холодом, страхом, смертью и скорбью. Пронесем же память, об этом героическом подвиге наших великих защитников города через года, через века. Пока мы живы - жива память. Пока жива память - мы будем жить! Воспитатель: Ребята, вы все сегодня утром принесли гвоздички и я предлагаю сейчас всем одеться и отправиться к стеле памяти и возложить наши цветы.
У мемориала дети спели песню «Им было всего лишь двенадцать…» Воспитатель: Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане – мужчины, женщины, дети….. Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем. Так их много под вечной охраной гранита. Но знай внимающий этим камням, Никто не забыт и ничто не забыто.
|