|
|||
Девиз Спинозы: Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать.
Рационализм — направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум. Рационализм имеет два основных направления — онтологическое и гносеологическое. Согласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму. Однако рационализм не тождественен идеализму, так как смысл рационализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия. Например, материалисты, убежденные в божественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия, являются рационалистами Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 — 1650) - видный французский философ и ученый-математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он: • Обосновал ведущую роль разума в познании; • Выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах; • Стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии; • Выдвинул теорию о научном методе познания и о " врожденных идеях". То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом: • В мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д. ); • Зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д. ); • Следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах; • Сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, -мыслит; • Мыслить может реально существующий человек; • Следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания; • Поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: " Я мыслю, следовательно, я существую". Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: • Материальные (вещи); • Духовные (идеи). Так-же Декарт выдвинул учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует " врожденными идеями", которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение. В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 — 1677 ) стал автором наиболее разработанной, полной и обоснованной философской системы Голландии нового времени, последователем Рене Декарта и ярким представителем европейского рационализма. Важная философская заслуга Спинозы — подробная разработка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия. За основу была взята теория о субстанции Декарта, с которой Спиноза был в целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную. Главным недостатком декартовой теории субстанции Спиноза считал ее дуализм, видя в нем противоречивость, которая заключалась в том, что, по Декарту: субстанция — это сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя; все сущности (субстанции), не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме самого себя, тем не менее сотворены кем-то (чем-то) иным — высшей и единственной истинной субстанцией — Богом и в своем существовании полностью зависит от него. Теория познания Спинозы носит рационалистический характер. Низшую ступень знания, по его мнению, составляет знание, основывающееся на воображении. Вторую, более высокую ступень образует знание, основывающееся на уме. Третий, и самый высший, род знания есть знание, также опирающееся на ум, но не опосредованное доказательством. Первый род знания - чувственное знание. Второй и третий - знание интеллектуальное. Девиз Спинозы: " Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать". Готфрид Лейбниц (1646 — 1716 ) — немецкий ученый-математик, юрист, философ — считается последним видным представителем философии нового времени и предшественником немецкой классической философии. Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве. В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Г. Лейбниц критиковал и декартовский дуализм субстанций, и учение Спинозы о единственной субстанции. Если бы существовала только одна субстанция, то, по мнению Лейбница, все вещи были бы пассивны, а не активны. Все вещи обладают собственным действием, отсюда каждая вещь - субстанция. Число субстанций бесконечно. Весь мир состоит из огромного количества субстанций. Он называет их «монадами (с греч. - «единое» «единица»). Монада не материальная, а духовная единица бытия. Вместе с тем любая монада есть и душа (ведущая роль здесь) и тело. Благодаря монаде материя обладает способностью самодвижения. Монада проста, неделима, неповторима, подвержена изменениям, непроницаема («не имеет окон»), замкнута, независима от других монад, неисчерпаема, бесконечна, активна. Она обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением. Однако, монады не изолированы абсолютно: в каждой монаде отражается весь мир, вся совокупность. Монада - «живое зеркало Вселенной». Лейбниц пытается примирить эмпиризм и рационализм. Все знания он разделил на два вида - «истины разума» и «истины факта». Блез Паска́ ль — французский математик, механик, физик, литератор и философ. Исключительная роль Паскаля в истории философии определяется тем, что в эпоху механического рационализма он первый, предвосхищая иррационалистическую традицию в философии, решительно ограничил сферу применимости научного познания выделив наравне с ним познание непосредственное (постепенности рассуждения противопоставлялась моментальность проникновения). Если первый род познания, согласно Паскалю, осуществляется разумом (доказывающим), то второй - сердцем (чувствующим). По мнению Паскаля, зачеркивать разум также неприемлемо, как и признавать только разум. Человек, по Паскалю, - лишь тростник, слабейшее из творений природы, но «тростник мыслящий». В отличие от Декарта он полагает, что математическим методом невозможно исчерпывающе освоить действительность. «Дух геометрии», пишет Паскаль, в состоянии создать науку, но в основном абстрактную, от которой ускользает действительность, особенно человеческая действительность, в которую можно проникнуть только средствами утонченной интуиции. По Бэкону, опыт — единственный надежный источник познания, а единственно правильный метод — индукция. В своей программе глубоких преобразований в культуре и обществе Бэкон писал: «И думаю о таком обновлении философии, чтобы в ней не осталось ничего напрасного и абстрактного и чтобы она способствовала лучшим условиям жизни людей». Теодицея — «оправдание» Бога вопреки существованию темных сторон бытия.
|
|||
|