Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ Карл Маркс и Фридрих Энгельс



 Наконец, мы получаем еще следующие выводы из развитого нами понимания истории:

 

1) в своем развитии производительные силы достигают такой ступени, на которой возникают

производительные силы и средства общения, приносящие с собой при существующих

отношениях одни лишь бедствия и являющиеся уже не производительными, а

разрушительными силами (машины и деньги); вместе с этим возникает класс, который

вынужден нести на себе все тяготы общества, не пользуясь его благами, который, будучи

вытеснен из общества, [23] неизбежно становится в самое решительное противоречие ко

всем другим классам; этот класс составляет большинство всех членов общества, и от него

исходит сознание необходимости коренной революции, коммунистическое сознание, которое может, конечно, благодаря пониманию положения этого класса, образоваться и

среди других классов;

 

2) условия, при которых могут применяться определенные

производительные силы, являются условиями господства определенного класса общества,

социальная власть которого, вытекающая из его имущественного положения, находит

каждый раз свое практически -идеалистическое выражение в соответствующей

государственной форме, и поэтому всякая революционная борьба направляется против

класса, который господствовал до того43;

 

3) при всех прошлых революциях характер деятельности всегда оставался нетронутым, – всегда дело шло только об ином распределении этой деятельности, о новом распределении труда между иными лицами, тогда как коммунистическая революция выступает против существующего до сих пор характера деятельности, устраняет труд 44 и уничтожает господство каких бы то ни было классов вместе с самими классами, потому что эта революция совершается тем классом, который в обществе уже не считается более классом, не признается в качестве класса и является уже выражением разложения всех классов, национальностей и т. д. в теперешнем обществе, и

4)как для массового порождения этого коммунистического сознания, так и для достижения самой цели необходимо массовое изменение людей, которое возможно только в практическом движении, в революции ; следовательно, революция необходима не только потому, что никаким иным способом невозможно свергнуть господствующий класс, но и потому, что свергающий класс только в революции может сбросить с себя всю старую мерзость и стать способным создать новую основу общества45.

 

43 Пометка Маркса на полях: «Эти люди заинтересованы в том, чтобы сохранить нынешнее состояние

производства». Ред .

44 Далее в рукописи перечеркнуто: «современную форму деятельности, при господстве…». Ред .

45 Далее в рукописи перечеркнуто: «Между тем как насчет этой необходимости революции все коммунисты

как во Франции, так и в Англии и в Германии давно уже согласны между собой, святой Бруно продолжает

спокойно грезить и думает, что „реальный гуманизм“, т. е. коммунизм, ставится „на место спиритуализма“

(который не занимает никакого места) только для того, чтобы стать объектом почитания. И тогда, – продолжаетон грезить, – „придет, наконец, спасение, земля станет небом, а небо – землей“. (Богослов все никак не может позабыть о небе. ) „Тогда радость и блаженство будут звучать небесными гармониями из века в век“ (стр. 140){389}. Святой отец церкви будет немало изумлен, когда неожиданно для него наступит день страшного суда, в который все это свершится, – день, утренней зарей которого будет зарево пылающих городов, – когда среди этих „небесных гармоний“ раздастся мелодия „Марсельезы“ и „Карманьолы“ с неизбежной при этом пушечной пальбой, а такт будет отбивать гильотина; когда подлая „масса“ заревет; а ira,; a ira и упразднит „самосознание“ с помощью фонарного столба{390}. У святого Бруно меньше всего оснований рисовать себе утешительную картину „радости и блаженства из века в век“. Мы воздерживаемся от удовольствия априорно конструировать поведение святого Бруно в день страшного суда. Трудно также решить, следует ли понимать совершающих революцию пролетариев как „субстанцию“, как „массу“, которая хочет низвергнуть критику, или как „эманацию“ духа, у которой еще не хватает нужной для переваривания бауэровских мыслей консистенции».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.