Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Роман Белая гвардия и Дни Турбиных



Цели: знакомство с судьбой М. А. Булгакова, сложной судьбой его произведений; показать актуальность произведений Булгакова; развивать умения и навыки анализировать художественные произведения; показать в чем особенность изображения Блгаковым исторических современных ему событий ( по роману " Белая гвардия" ), показать неизбежность трагичности судьбы человека в переломные исторические события, понять, как раскрывается человек в момент нравственного выбора.

1. М. А. Булгаков (1891-1940) родился в Киеве, в семье профессора Киевской духовной академии, учился в Киевской гимназии (вместе с К. Паустовским), увлекался театром. В 1916 году закончил медицинский факультет Киевского университета. В начале 1918 года, будучи в Киеве, 10 переворотов: город переходил из рук в руки, по некоторым данным до 18 раз (немецкая оккупация, гетман Скоропадский, Петлюра, красные, армия Деникина). Осенью 1919 года был командирован вошедшей в Киев Добровольческой армией в качестве военного врача на Северный Кавказ.

в 1920 и 1921 году хотел эмигрировать, но не получилось по объективным причинам и в 1921 году поселяется в Москве, где начал активно писать рассказы, повести, пьесы. Однако мало что из написанного было опубликовано. Зато к концу 20-х гг подвергся травле критики. Пьеса " Бег", написанная в 1928 году к постановке не была допущена. Роман " Белая гвардия " (1923-24 гг) была опубликована в Москве только в 1966 (в Париже - 1929 г), роман " Мастер и Маргарита " (дописан в 1940 г) опубликована была только в 1966 и 1967 годах, а повесть " Собачье сердце" была под запретом (! ) 60 лет и напечатана была только в 1987 году.

В 1935-36 годах Булгаков пишет пьесы, в том числе " Иван Васильевич", которая была доведена в театре Сатиры до генеральной репетиции, но снята накануне премьеры. Сталин все время склонялся к идеализации Ивана Грозного, а Булгаков осмелился осмеять его. О кровавом царе автор решился говорить с усмешкой, уничтожающей страх. Милославский у Булгакова говорит: " Простите, ваше величество, за откровенность, но опричники ваши просто бандиты". И это накануне 1937 года!

В результате Булгаков оказался вычеркнутым из литературного процесса страны. Произведения его не печатали, пьесы не ставили. Он оказался настолько в бедственном положении, что просил правительство предоставить ему любую работу, даже рабочим сцены. Он был принят в МХАТ ассистентом режиссера. Ему не грозили нищета и голод, но он был обречен на " пожизненное молчание".

- что вы можете сказать о Булгакове как о человеке?

Это смелый человек, ставивший правду жизни выше своей жизни. И во времена, когда расстреливали без суда и следствия за одно случайное слово, он не боялся писать произведения, в каждой строчке которых подвергались сомнению основы современного ему общества.

2. Тему ответственности науки и ученого перед жизнью Булгаков поднимает в повести " Собачье сердце" (1925). Эту повесть он никогда не увидит напечатанной. Рукопись вместе с дневниками была изъята сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года (опубликуют в 1987 году).

Увидев в обществе " феномен Шарикова", Булгаков угадал наиболее массовую низшую фигуру, адекватную старому пушкинскому понятию " черни", которая была необходима сталинскому режиму для власти над всеми социальным слоями общества. Без Шариковых и ему подобных в России бели бы невозможны массовые раскулачивания, организованные доносы, бессудные расстрелы, истязания людей по тюрьмам и лагерям, что требовало огромного исполнительского аппарата, состоящего из полулюдей с " собачьим сердцем".

В основе повести лежит мотив превращения, оборотничества. Это почти сказочная история. Однако в этой сказке много реальных примет времени. Это бесхозяйственность, бескультурье, разгильдяйство, разруха, которая прежде не в " клозетах, а в головах", это давление на интеллигенцию, это советские газеты, безработица, засилье хамства.

Превращение Шарика в Шарикова напоминает реализацию популярной идеи создания нового человека: " Кто был ничем, то станет всем". С помощью фантастического сюжета Булгаков обнажает абсурдность этой идеи.

- Как изменяется поведение " безродного" пса Шарика после его превращения в Шарикова?

Шарик, чуть не околевший от холода и голода, готов был обменять свою свободу на кусок колбасы. Он был счастлив, попав в теплый дом. После операции он все более наглеет, становится самоуверенным - в нем сидит трижды судимый алкоголик и бездельник Клим Чугункин. Недавний пес приводит на жилплощадь профессора барышню, пишет донос на профессора, ведет себя по-хозяйски, распоряжается как у себя дома.

- Кто в этом виноват?

Профессор, сам того не желая и первоначально не понимая, вызывает к жизни силы зла, которые едва не губят его самого. Он несет ответственность за свое вмешательство в природу, в то, что вовсе не находится в его ведомстве.

3.   " Белая гвардия" - первый роман Булгакова, написанный в 1924 году. В нем писатель обратился к драматическим событиям в Киеве на переломе 1918 и 1919 годов (декабрь 1918 - февраль 1919). В момент, избранный автором для изображения, в Киеве были немцы с гетманом и белыми отрядами, на Киев наступали мужицкие массы во главе с Петлюрой, на севере пребывали большевики, а на Дону - Деникин.

Основная тема романа - трагическая судьба русской интеллигенции в годы революции и Гражданской войны на примере русского офицерства - белой гвардии, а в связи с этим - проблема сохранения культурного наследия прошлого, вопросы долга, чести, человеческого достоинства. Булгаков через судьбу семьи Турбиных показал трагизм и ужас братоубийственной гражданской войны.

Первые главы романа - семейная хроника Турбиных. Это немного сентиментальная элегия об ушедшей мирной и покойной жизни с милыми деталями быта: старинные часы, лампа под зеленым абажуром, кремовые шторы, печка, сервис. Все это не только детали обстановки, но детали, имеющие символическое значение. Уютные кремовые шторы как будто закрывают обитателей дома от страшных событий улицы, жизнь идет по своим старинным часам. Печка, вырастившая Турбиных, хранит тепло и тайны дома. Русская литература присутствует в романе как полноправный герой. То и дело в " Белой гвардии" упоминаются имена Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, имена их героев: Тарас Бульба, ведьма-панночка, Наташа Ростова.

Главные герои:

Алексей Турбин: старший в семье, 28 лет, врач, светловолосый, постаревший и мрачный с 25 октября 1917 года. Он один из заблудившихся в этой революционной метели: " С того и мучаюсь, что не пойму, куда несет нас рок событий", - мог бы подписаться он под есенинскими строками. С первых строк романа Алексей - убежденный монархист и белогвардеец, решительный противник большевиков. Считает своим долгом защищать Город от петлюровцев, добровольно записываясь в дружину в качестве доктора. Смертельно раненый, в конце романа Турбин мучительно переживает крушение своей веры. Именно в его предсмертные слова автор вкладывает свои сокровенные мысли: надо " устраивать заново обыкновенную человеческую жизнь" , а не воевать, заливая кровью родную землю. Алексея с автором сближает очень многое: и спокойное мужество, и вера в старую Россию, и мечта о мирной жизни, и боль от утраты духовных ценностей.  

Николка: младший брат, голубые глаза, 17, 5 лет. Живет в его сердце мечта о подвиге. Он человек чести: "... слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете". Николка быстро взрослеет, время не сломило его, а помогло проявить лучшие качества, закалить характер.

Елена: рыжеватая голова, " Лена ясная", " золотая Елена", " красавица Елена", взгляд - мягкий, тревожный, стрелки на лице Елены - печальные складки. Елена - хранительница семейного очага и семейных традиций Турбиных. Она излучает добро, тепло и свет. Ее трагедия - в предательстве мужа, в том, что рушатся семейные связи. Она всеми силами пытается сохранить тепло домашнего очага.

Турбины боятся революции, потому что боятся разрушения культуры, семьи, быта, боятся того, что потухнет огонь в лампе, а " Капитанскую дочку" сожгут в печи. Старый мирный быт кажется им невыразимо прекрасным. Трагизм их семьи в том, что спрятаться за кремовыми шторами от революции невозможно, их мирная жизнь обречена, неизбежно расставание с прошлым, неизбежны революционные погромы.

Противопоставлен этим героям муж Елены - Тальберг. Автор презирает его за беспринципность, слабодушие, предательство. Тальберг - это " цвет" белой армии, он окончил военную академию. Тем сильнее разочарование в нем. Расчетливый, циничный Тальберг, с его " двухслойными глазами", не обременен понятиями чести, совести, долга: он высматривает, на чьей стороне сила, и делает карьеру наверняка. В революцию он первый выходит на улицу с красным бантом и потом первый кричит на выборах в пользу гетмана. Ему неплохо при любой власти. По мысли автора, убегающий крысиной побежкой из дома Тальберг - не просто несчастье Елен, это позор, бесчестие и бесславие белой гвардии. Именно из-за таких, как Тальберг, белая гвардия была уничтожена.

Роман кончается как будто спокойно. Герои спят и видят сны. Авторский фокус поднимает вверх, к звездам: " Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему? " Эти философские вопросы - призыв к разуму, призыв к всеобщему примирению. Но здесь, на земле, не долго будут спать герои, можно догадаться, что их ждет впереди: " Велик был и страшен год по Рождестве Христовом 1918, но 1919 был его страшней".

По словам Ю. М. Лотмана, " История проходит через Дом человека, через его частную жизнь" . Это утверждение напрямую относится к истории семьи Турбиных.

4. Д. з. индивидуальные задания

1) история создания и публикации романа " ММ"

2) Своеобразие жанра и композиции романа



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.