|
||||||||
Урок № 22 ИЗО 7 класс 3 четвертьСтр 1 из 3Следующая ⇒ Урок № 22 ИЗО 7 класс 3 четверть Архитектура Киевской Руси Цели:
Тип урока: урок-путешествие. Методы:
Оборудование урока. Для учителя:
Для обучающихся:
Ход урока Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вы познакомитесь с культурой Киевской Руси. Вы должны будете ответить на вопросы:
Также вам необходимо по ходу урока заполнить таблицу “Культура Киевской Руси” (работа со слайдом)
Также вам надо составить словарь сегодняшнего урока (работа со слайдом): фреска, икона, апсида, закомара, пилястра, барабан, крестово-купольный храм, зернь, скань, перегородчатая эмаль, многоглавие, ярусность. Учитель: Добрый день! Сегодня на занятии вы, ребята, узнаете о развитии ремесел в Древнем Киеве, то есть о декоративно-прикладном искусстве русичей, почерпнете знания об истоках этих промыслов, познакомитесь с техникой выполнения мастерами работ. Во время путешествия по Древнему Киеву, ремесленным мастерским, куда мы сегодня заглянем вместе с нашими провожатыми, вам надо выбрать понравившуюся технику и по окончании нашей “прогулки” поработать в роли ювелира. Вы можете выполнить один из видов женских украшений, либо выступить мастером мозаичником, и составить композицию из подготовленных кусочков бумаги, либо как зодчий создать образ храма, выполнив макет в пластилиновой технике. Также вам будет предложено написать синквейн по теме нашего сегодняшнего урока. Эпиграф нашего урока: “О, светло-светлая и украсно-украшена земля русская! Учитель: Эти слова древнерусского летописца – признание высокого уровня развития культуры народа, присущей ему любви к красоте. Далеко вглубь веков уходит история нашего народа. О ней рассказывают народные предания, старинные летописи, орудия труда, могильные курганы, древние городища, места исторических сражений, архитектурные сооружения, произведения прикладного искусства, живописи. Посмотрим вокруг: где бы мы ни жили, везде есть следы давно минувшей жизни народа, как драгоценные крупицы, разбросанные по территории нашей огромной Родины. Находить, изучать и сохранять их – важное и благородное дело. Мы родились на земле славной своей историей, богатой многовековой культурой и прекрасными памятниками искусства, снискавшими мировую славу. Сегодня мы познакомимся с ними. Учитель: Русь приняла христианство от Византии, оттуда же были заимствованы достижения в искусстве, пришли мастера. Но с самого начала русская культура отличалась самобытностью и оригинальностью.
(Обучающиеся записывают сведения в тетрадях). Особое место в древнерусском искусстве занимала архитектура или, как ее называли на Руси, – зодчество. Исконно русским материалом для строительства было дерево. Русские мастера рубили из дерева и крестьянские избы, и терема богатых людей, сооружали крепостные стены, детинец-кремль, христианские храмы. Постройки стремились ввысь, украшались башенками, галереями, художественной резьбой по дереву. Для деревянного зодчества была характерна многоярусность, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Мастера гордились своей работой. Учитель: Безымянным русским мастерам посвящено стихотворение Дмитрия Блынского, отрывок из которого я хочу вам прочитать. В грубые передники одеты – Сколько обтесал отец мой бревен! На земле стоят дома и хаты. Учитель: Для того чтобы совершить путешествие, необходимо к нему подготовиться. Перед вами изображения древнерусских построек из дерева. Вы должны подписать их названия. (Проверка выполнения задания). Важной чертой развития культуры является преемственность. Русь многое унаследовала от Византии. Нам не помешает вспомнить понятия, связанные с культурными достижениями этой великой страны прежде, чем отправляться в путь. Я называю определение, а вам необходимо назвать исторический термин, который к нему относится (работа со слайдом). – Прямоугольное в плане здание, лежащее в основе строений Греции, Рима, Византии (базилика). – Круглый опорный столб (колонна). – Полукруглый выступ стены, место расположения алтаря (апсида). – Тип здания, которое в плане имело крест и завершалось куполом (крестово-купольное). – Основание купола (барабан). – Главный храм Константинополя (св. Софии). – В дословном переводе с греческого языка означает “изображение” (икона). – Картина, выложенная из кусочков цветного стекла – смальты (мозаика). – Живопись красками по сырой штукатурке (фреска). – Вид ИЗО, искусство строить и украшать здания (архитектура). Вы хорошо подготовились к путешествию! И так, ребята, наше путешествие начинается. Учитель: Сегодня мы перенесемся в Древний Киев – мать городов русских. А помогут нам познакомиться с этим городом византийские купцы и жители Киева. 1-й византийский гость: Русь называют Гардариком – страной городов. Киев (или Куяба) как называют его арабские купцы – столица, главный город руссов. Но далеко ему до нашего Константинополя, недаром они называют его Царьградом. Сойдем на берег, наша ладья уже пристала к пристани. Как видите, здесь много ладей, купцы из разных стран, есть, что купить и продать в Киеве. Мы привезли в Киев паволоки – драгоценную парчу, пряности и вина, драгоценные камни и оружие. Да и здесь нам есть, что купить. Меха: собольи, куньи, песцовые, мед и воск, рабов и изделия киевских ремесленников. Город располагается на высоком берегу Днепра, всюду возвышаются холмы, а мы причалили к Боричевому подъему, на реке Почайне. Раньше город был укреплен земляным валом с бревенчатыми стенами. При нынешнем князе Ярославе выстроены каменные стены с пятью воротами. Самые красивые из них – Золотые. 2-й византийский гость: Здесь много зеленых, крытых дерном крыш, низких и темных полуземлянок, бревенчатых изб. Зажиточные горожане живут в двухэтажных срубах. Первый этаж – хозяйственный, верхний – жилой. Здание из нескольких комнат. В комнатах (покоях) стоят деревянные кровати, скамьи, столы, лари для ценной одежды. По стенам развешаны полки для посуды. А вот терема знати, и они тоже из дерева, не как в Константинополе. Хоромы боярские из нескольких этажей, один располагается над другим, верхний непременно меньше, чем нижний, постройки в несколько ярусов, а сколько разных пристроек! Все соединены между собой переходами. В центре – терем – высокое здание-башня, где размещается отапливаемое помещение – изба, а также холодные горницы-повалуши, летние спальни-клети. С теремом летние помещения соединяются переходами-сенями. В богатых хоромах есть еще и гридница – большая парадная горница, где хозяин пирует со своими дружинниками. Покои украшены восточными коврами, дорогими тканями. На полу и скамьях разбросаны медвежьи или рысьи шкуры. Покои освещаются свечами. Посмотрите, какая красивая резьба по дереву, наличники, кокошники, а внутри тоже резьба и роспись. Горожане живут дворами. Двор – это огороженный участок с жилыми строениями, баней, клетями, сеновалами, сараями для скотины, птицы, голубятней, огородами. На дворе живет семья владельца и челядь. Дворы называют по имени владельца: вот это двор Гордяты, дальше Никифора, дальше Чудина. Это – Подол, здесь живут бояре, ремесленники, купцы. 1-й киевлянин: Зайдемте в мастерскую ремесленника-ювелира, ведь у нас ценятся эти изделия. Посмотри, вот мастер Добрыня изготавливает колты – височные украшения в технике зернь: на поверхность изделия припаивается множество золотых шариков-зернышек, каждое из которых в пять-шесть раз меньше булавочной головки. А это скань – украшения из напаянных на предмет тоненьких золотых или серебряных крученых проволочек, которые образуют красивые узоры. Изделия, выполненные в этой технике, пользуются большим спросом, подобного нет нигде! А здесь мастера работают в иной технике. Называется она перегородчатая эмаль. На поверхность металла напаиваются замкнутые узоры из золотых или серебряных проволочек, между ними наливают цветную эмаль – стекловидную массу особого цвета. Перегородки для рисунка делаются из тончайших пластинок золота 0, 5–2 мм высоты. Для каждой цветной точки (например, для зрачка глаза) приходится делать отдельную золотую ячейку (это очень тонкая работа, посмотри, одно лицо в поперечнике всего 3 мм). После окончания работ по золоту мастер в каждую ячейку насыпает эмалевый порошок разных цветов, и все изделие ставит на жаровню. Эмаль плавится и прочно соединяется с золотом. А еще Добрыня умеет чернить украшения. Черненое золото очень красиво. 1-й византийский гость: Да, черненое золото красиво, но и мастера ваши искусно владеют своим ремеслом. Пожалуй, я куплю все это! А здесь работает мой знакомый кузнец-оружейник. Зайдем в его мастерскую. В Киеве кузнецов очень много. Слово кузнец происходит от слова “кузнь”, что означает всякое изделие из металла, в том числе драгоценного. Посмотрите, здесь делают кольчужные рубашки, каких нет нигде: ни в Риме, ни в угорской земле, ни у франков. Кольчуга состоит из 20 тысяч колец, их шлифовали и плотно подгоняли друг к другу. Шлемы, мечи, кольчуги, боевые щиты руссов можно выгодно продать в Дании, Швеции, Польше. А арабы говорят, что подобных мечей с удивительными и редкостными узорами не умеют делать даже их мастера. Идем дальше. На возвышении, окруженный каменной стеной детинец или кремль. Это княжий двор. Самое укрепленное место в Киеве, здесь в случае опасности укрываются жители Подола. Начинается резиденция князя Бабьим Торжком – площадью, на которой, посмотри, наши греческие статуи: бронзовая квадрига– колесница. Ее влечет четверка лошадей и на ней мраморные статуи богинь. Их русичи называют бабами. Статуи в Киев привез князь Владимир, которого называют Святым – он крестил Русь по нашему византийскому обряду. Он же отдал десятую часть своих доходов на строительство первой каменной Десятинной церкви во славу Успения Богородицы. Строили храм наши мастера, ведь русские строить из камня не умели. 2-й византийский гость: Весь город расположен на горах: Старокиевской, Замковой и Детинка, а все, что мы с тобой видели – Подол. Мы вышли к Золотым воротам. Посмотри, в них три пролета: средний выше и шире боковых. Венчает ворота надвратная церковь. Внизу помещения для стражи и княжеской казны. Ярко блестят на солнце золотые купола: от того и ворота прозваны Золотыми. Идем дальше. Против западных – Лядских ворот, гордость киевлян и всех русичей – Софийский собор. Построен на месте и в честь победы киевлян над печенегами. Говорят, с того времени перестали они тревожить Русь своими набегами. Собор похож на наши, византийские, и назван в честь Богоматери Премудрой. Но видишь отличия: как в деревянных церквах у руссов центральный купол окружают размещенные чуть пониже четыре средних купола, а за ними еще ниже восемь малых. Собор вырастает вверх, царствует над местностью. Поднимается ввысь ярусами, хорошее место нашли для строительства наши и киевские мастера. Собор праздничен, наряден своими красно-белыми стенами, открытыми галереями – гульбищами. Для строительства использовали розовый кирпич – плинфу. (стр. 83 учебника Е. В. Пчелов “История России с древнейших времен до конца 16 в. М., “Русское слово”, 2006 год”. Основа собора – крестово-купольная форма. В плане храм представляет собой крест, а венчают его 13 куполов. Высота центрального купола 29 метров, а площадь – 1300 м2.
|
||||||||
|