|
|||
Первый курс ОФ. 2019 / 2020 учебный год. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ. «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА)»Первый курс ОФ 2019 / 2020 учебный год ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА)»
1. История древнерусской литературы как наука: зарождение, развитие и современное состояние. Понятия стиля эпохи: стиль монументального историзма, стиль плетения словес, стиль «психологической умиротворенности» и другие стили, предложенные в книге «Человек в литературе Древней Руси» Д. С. Лихачевым. Понятие «библейского тематического ключа» в работах Р. Пиккио. 2. Древняя русская литература как начальный этап развития русской литературы. Хронологические и географические границы древнерусской литературы («Первые семьсот лет русской литературы Д. С. Лихачев, вопрос о границах литературы в работе Р. Пиккио «SLAVIA ORTOHDOXA»). 3. Особенности средневековой картины мира в литературе Древней Руси: символизм, восприятие времени и вечности, теоцентричность сознания, абстрагизм, этикетность, формульность, библейские тематические ключи. (Лихачев Поэтика Древнерусской литературы», Пиккио «SLAVIA ORTOHDOXA»). 4. Книжные центры Древней Руси, палеографические особенности древнерусской книги. 5. Проблемы периодизации древнерусской литературы, динамика ее становления, вопрос о предвозрождении на Руси (Лихачев Д. С. ), вопрос о расцвете (13 век) и закате (16-17 века) традиций SLAVIA ORTOHDOXA (Р. Пиккио), связь периода развития литературы и особенностей развития литературного языка. (Колесов В. В. о стиле плетения словес и «разбиении» традиционных словесных формул). 6. Место и роль фольклора в формировании литературы: двойственная система жанров (книжные и фольклорные), влияние эпического стиля, сказка и ее влияние на структуру сюжета жития, сюжет о мудрой деве в Житии Петра и Февронии Муромских, влияние стиля скоморохов на стиль Грозного, влияние бытовых сказок и пародии на произведения 17 века (демократическая сатира, бытовая повесть). 7. " Повесть временных лет" как литературный памятник, ее состав, редакции и источники. Авторы «Повести…», история становления памятника. Эпический и агиографический стили, связь с книжной и фольклорной традициями. 8. Ораторская проза XI-XII вв. " Слово о законе и благодати" Илариона - выдающийся памятник ораторского красноречия XI века. Композиция и стиль " Слова о законе и благодати": олицетворения, параллелизмы, сравнения, ритмическая организация речи. Колесов В. В. о сочинениях Кирилла Туровского. 9. Развитие жанра жития в литературе Древней Руси: от " Чтения о житии и о погублении Бориса и Глеба", написанного Нестором, к житиям Феодосия Печерского, Александра Невского, Стефана Пермского, житию о Петре и Февронии, житию об Улиании Лазоревской и автобиографии Аввакума. 10. " Слово о полку Игореве". История его открытия, опубликования и изучения. Историческая основа памятника, вопрос об авторе «Слова…». 11. Жанровое своеобразие «Слова о полку Игореве»: стиль монументального историзма в " Слове о полку Игореве", его связь с жанром и стилем ораторской прозы, воинской повести и народной эпической песни. Особенности фольклоризма " Слова о полку Игореве". Ошибки прочтения, исправляемые исследователями памятника. 12. Религиозный и/или светский памятник: проблема главной идеи «Слова…» объединение князей или наказание за гордыню (работы Дмитрия Сергеевича Лихачева и Риккардо Пиккио). 13. «Моление Даниила Заточника»: концептуальное и художественное своеобразие памятника. 14. Жанр хождения в древнерусской литературе. «Хождение игумена Даниила». «Хождение за три моря Афанасия Никитина». Зарождение в русской культуре «литературы путешествий». 15. Древнерусская повесть, ее специфика. Повести о татарском нашествии. Тема общенародного единства и героизма. " Повесть о битве на реке Калке». " Повесть о разорении Батыем Рязани". 16. Поэтическая повесть о Куликовской битве - " Задонщина". Соотношение " Задонщины" и " Слова о полку Игореве". В. В. Колесов о метафорическом и метонимическом в языке и образах «Задонщины» и «Слова». (глава его книги «Древнерусский литературный язык»). 17. Расцвет публицистики в XVI веке. Сочинения Ивана Грозного, стиль его писем. Лихачев Д. С. о стилевом своеобразии сочинений Грозного и Лурье об особенностях спора участников переписки и композиции писем Курбского и Грозного. 18. Процесс " обмирщения" и демократизации древнерусской литературы. Бытовая повесть второй половины XVII века. " Повесть о Горе и Злочастии". Отражение в ней основного конфликта эпохи. Появление вымышленного героя. Проблема личной судьбы в " Повести о Горе и Злочастии". 19. “Повесть о Фроле Скобееве”. Полный разрыв с традиционными воззрениями на семью, брак, общественные отношения. Новые качества характера героя. Место и роль сатиры и юмора в " Повести". Особенности языка. Типологическая общность " Повести о Фроле Скобееве" и западноевропейского плутовского романа. 20. «Смеховой мир» Древней Руси: демократическая сатира второй половины XVII века. Приемы и средства сатирического обличения. Русский тип двойничества в «Повести о Фоме и Ереме». 21. Старообрядческая литература XVII века. Раскол в русской церкви, его социальная сущность и значение. Протопоп Аввакум и его сочинения. Стиль " Жития протопопа Аввакума, им самим написанное" (статья В. Виноградова о житии Аввакума). 22. Стихосложение второй половины XVII века. Причины возникновения стихосложения, его истоки. Досиллабические вирши. Появление силлабической поэзии. Творчество Симеона Полоцкого. Элементы барокко в виршевой поэзии Симеона Полоцкого. Творчество учеников и последователей Симеона Полоцкого: Сильвестра Медведева и Кариона Истомина. 23. Зарождение придворного театра при царе Алексее Михайловиче. Его устройство и характер репертуара (традиции Востока и Запада). Особенности драматургии (комедии " Иудифь" и " Артаксерксово действо" ). Придворный русский театр как явление европейской культуры. Школьный театр и его репертуар. " Комедия притчи о блудном сыне" Симеона Полоцкого как образец школьной драмы конца ХVII века.
|
|||
|