ВОТ ОНИ - НАШЕЙ ДОРОГИ СТРОИТЕЛИ!
МОУ Воскресенская ООШ
Методическая разработка урока литературы
для 6 класса
ВОТ ОНИ - НАШЕЙ ДОРОГИ СТРОИТЕЛИ!
(По стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога»)
Автор: Докторова Светлана Илларионовна учитель русского языка МОУ Воскресенской ООШ Угличского района Ярославской области
Углич, 2020
Аннотация Методическая разработка бинарного урока литературы по теме: «Вот они - нашей дороги строители». (По стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога») с использованием кейс-метода (исследование частного случая) для учащихся 6 класса. Урок позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся, организовать посильную и эффективную деятельность для всех ребят. Для каждого ученика на уроке есть возможность создать ситуацию успеха, почувствовать свою значимость.
На уроке предполагается 3 этапа работы с кейсом. 1. Погружение в совместную деятельность. Основная задача: формирование мотивации к совместной деятельности. 2. Организация совместной деятельности. Основная задача: организация деятельности по решению проблемы в малых группах. 3. Анализ и рефлексия совместной деятельности. Основная задача: выделить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Учитель завершает дискуссию, анализирует процесс обсуждения и работы всех групп, комментирует развитие событий, подводит итоги.
Предмет
| Литература
| Класс
|
| Тема:
|
«Вот они - нашей дороги строители». (По стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога»)
| Тип урока:
|
Закрепление пройденного материала с элементами интерактивного метода, технологии критического мышления и использованием ИКТ.
| Цели:
| Анализ стихотворного текста (стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога»)
| Задачи:
| - формировать понятие о web-квесте;
- формировать умение работать с Интернет-ресурсами (сайты, документы, формы)
- повторить и найти новый материал по творчеству Н. Некрасова (по стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога»).
| Методы обучения:
| подводящая к теме беседа, проблемно-диалогический метод, самостоятельная работа, дискуссия, аналитическая беседа.
| Используемые технологии:
| технология интегрированного обучения, информационно-коммуникативные технологии, технология проблемного обучения
| Планируемые результаты:
метапредметные
личностные
| Регулятивные: - понимать цель своих действий; - развивать умение работать в группе, - уметь планировать действия для решения учебной задачи; - выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; - давать обоснованную оценку результатов деятельности в соответствии с поставленной учебной задачей. Познавательные: - освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; - извлекать необходимую информацию из различных источников; - самостоятельно анализировать полученную информацию, сравнивать и делать обоснованные выводы; - предъявлять информацию в виде устных ответов, практических работ; -выполнять задания с применением предъявленных требований; -уметь приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: - выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию; - планирование учебного сотрудничества; - выполнять задания в сотрудничестве с одноклассниками; - высказывать свою точку зрения, аргументировать её с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета; - проявлять ответственность и инициативность в достижении группового результата; - уметь договариваться и распределять обязанности при работе в группе; - развитие интереса и формирования стимулов у обучающихся к приобретению знаний по финансовой грамотности.
| - развитие самостоятельности; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; - расширение кругозора обучающихся; - воспитание бережливости; - формирование нравственных качеств личности.
| Формируемые ключевые компетентности:
| - информационная (умение анализировать текст, выявлять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы); - коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя); - рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).
| Оборудование
| компьютеры, проектор, экран, раздаточный материал (карточки), рефлексивный лист.
| Форма работы участников:
| групповая (командная).
|
Ход урока
|
Этапы урока
| Сопровождение и комментарий к уроку
|
1. Организационный момент, определение темы занятия, вступительное слово учителя,
-Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что народная тема - одна из основных в творчестве Н. А. Некрасова. Он был первым, кто заговорил о тяжелой участи рабочих, о царе-голоде. Некрасову как поэту и человеку присуща способность чувствовать чужое страдание, боль, людское горе. Его произведения отражают тяжёлую жизнь народа и обличают крепостное право.
Сегодня нас ждет необычный урок по теме: «Вот они - нашей дороги строители».
-Определите по названию темы, с каким произведением мы будем работать? (Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога»).
-Как вы определили?
-Обратите внимание на литературу, представленную на выставке, которая поможет вам для работы.
2. Знакомство с правилами веб-квеста.
Сегодня у нас необычная форма урока. (На доске запись: Веб-квест. )
- Найдите значение этого слова, пользуясь электронными словарями.
Вывод: веб-квест это проблемное задание, проект с использованием ресурсов Интернета. Главная его особенность - список веб-сайтов, предложенных учителем и соответствующих тематике проекта и уровню знаний.
Уважаемые участники веб-квеста, я приглашаю вас совершить путешествие по творчеству Н. А. Некрасова и изучить произведение «Железная дорога», с содержанием которого мы познакомились на прошлом уроке.
Вам будет предложено ряд заданий, во время которых нужно будет преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи, справиться с трудностями, возникающими на их пути для достижения общей цели.
Помните! 1. Веб-квест - это не соревнование, не конкурс, а интересная форма получения новых знаний. 2. Вы - команда, каждый член которой работает на общий результат. 3. Чтобы совместная работа была плодотворной и полезной, познакомьтесь с рекомендациями.
Правила работы
1. Задания будут предложены на всех этапах квеста.
2. Познакомьтесь с материалами всех страниц, с ссылками и комментариями.
3. Находя ответы на вопросы, не забывайте их записывать.
4. Результатом работы будет ваши заполненные маршрутные листы по полученным знаниям. Конечным результатом является творческий отчёт, который необходимо разработать, изучив и обобщив информацию по проблеме, и представить в форме презентации.
| Приветствие обучающихся.
Используя метод критического мышления «ассоциации» учащиеся самостоятельно формулируют понятия.
Запись на доске темы урока.
Работа с компьютером.
Учащиеся получают памятки: «Правила работы»
|
3. Распределение групп, знакомство с планом работы, инструктаж.
Вам предстоит решить несколько задач, требующих приложения умственных усилий. Для работы мы разделимся на команды (по 4-5 человек) и выберем 1 человека – «оформителя идей». Он будет собирать всю информацию и создавать презентацию по итогам работы.
Общий план работы
1. Выберите для себя одну из ролей, от лица которой вам бы хотелось пройти веб - квест, по этому принципу объединитесь в группы.
2. Внимательно изучите задание своей группы (роли).
3. Распределите роли в вашей группе (это сэкономит ваше время).
4. Результатом работы будет презентация.
5. Подготовьтесь к защите свой работы, которая будет происходить на уроке литературы.
6. Заполните таблицу по итогам работы.
Вам необходимо выполнить задания за определённое время. Итак, приступайте к работе. Наше путешествие начинается!
Роли участников КВЕСТА
Роль 1. Психологи.
Роль 2. Литературоведы.
Роль 3. Иллюстраторы.
Роль 4. Языковеды.
Роль5. Историки
|
Деление класса на группы.
Выбор «оформителя идей»,
роли участников КВЕСТА.
Участники
знакомятся со
страницами заданий, выбирая то, что будет интересней и доступней.
| 4. Самостоятельная работа с текстами – работа в группах (создание продукта). Выполнение заданий
Команды получают маршрутные листы с заданиями, выполняют их и передают (пересылают) оформителю. Пока команды работают, он заготавливает слайды для презентации, оформляет титульный слайд и заносит материалы с ответами (создаёт слайды для презентации).
Обобщение работы в группах.
| Дискуссия. Обсуждают варианты причин возникновения и решения проблемы в группах. Используют компьютеры.
Включение обучающихся в обсуждение заданий,
выполнение заданий.
|
5. Защита продукта и оценка работы.
Перед началом работы создается группа «Эксперты» (по 1 представителю от каждой группы) для оценки выступлений участников команд.
Члены группы «Эксперты» получают оценочные листы, в которых отражены критерии и показатели оценки.
0 баллов-не справился с работой;
2 балла-частично выполнил работу;
5 баллов-полностью выполнил все задания (лёгкий вариант).
10 баллов-полностью выполнил все задания (трудный вариант).
В конце происходит подсчет баллов (выполнение дополнительных заданий учитывается).
Команды представляют и защищают свои продукты.
| Обсуждение ответов.
Оформитель идей представляет результаты работы команд. Участники защищают продукт.
Члены группы «Эксперты» оценивают работы, заносят результаты оценочной деятельности в рефлексивный лист.
Используется компьютер, проектор, экран.
| 6. Обобщение, вывод.
Ответьте на вопросы:
-Какие затруднения возникли? Почему?
-Как их можно устранить?
|
Учащиеся делают вывод.
| 7. Рефлексия.
Составление синквейна.
- первая строка – тема занятия, выраженная одним словом, именем существительным;
- вторая строка – описание темы в двух словах (имена прилагательные);
- третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами);
- четвертая строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение автора к данной теме;
- пятая строка – слово или несколько слов, связанные с первым, отражающие сущность темы.
После работы в группах озвучивание синквейна, можно рассмотреть вариант предложенный учителем.
| Излагают тему в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
|
8. Д/з.
Ответить на проблемный вопрос « Прав ли К. И. Чуковский, когда говорил, что «Железная дорога»- есть поэма о творческом народном труде»
|
| | | |
|