Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВОТ ОНИ - НАШЕЙ ДОРОГИ СТРОИТЕЛИ!



 

МОУ Воскресенская ООШ


 

 

Методическая разработка урока литературы

для 6 класса

 

ВОТ ОНИ - НАШЕЙ ДОРОГИ СТРОИТЕЛИ!

         (По стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога»)

 

 


                                                      Автор: Докторова Светлана Илларионовна
                                                учитель русского языка
                                                      МОУ Воскресенской ООШ
                                         Угличского района
                                             Ярославской области

 


 

 

                                                    Углич, 2020

                                                   Аннотация
     Методическая разработка бинарного урока литературы по теме: «Вот они - нашей дороги строители». (По стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога») с использованием кейс-метода (исследование частного случая) для учащихся 6 класса. Урок позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся, организовать посильную и эффективную деятельность для всех ребят. Для каждого ученика на уроке есть возможность создать ситуацию успеха, почувствовать свою значимость.

На уроке предполагается 3 этапа работы с кейсом.
1. Погружение в совместную деятельность. Основная задача: формирование мотивации к совместной деятельности.
2. Организация совместной деятельности. Основная задача: организация деятельности по решению проблемы в малых группах.
3. Анализ и рефлексия совместной деятельности. Основная задача: выделить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Учитель завершает дискуссию, анализирует процесс обсуждения и работы всех групп, комментирует развитие событий, подводит итоги.

 

Предмет

Литература

Класс
Тема:

«Вот они - нашей дороги строители». (По стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога»)

Тип урока:

Закрепление пройденного материала с элементами интерактивного метода, технологии критического мышления и использованием ИКТ.

Цели:  

Анализ стихотворного текста (стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога»)

Задачи:

- формировать понятие о web-квесте;

- формировать умение работать с Интернет-ресурсами (сайты, документы, формы)

- повторить и найти новый материал по творчеству Н. Некрасова (по стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога»).

Методы обучения:

подводящая к теме беседа, проблемно-диалогический метод, самостоятельная работа, дискуссия, аналитическая беседа.

Используемые технологии:

технология интегрированного обучения, информационно-коммуникативные технологии, технология проблемного обучения

Планируемые результаты:

метапредметные

 

личностные

Регулятивные:
- понимать цель своих действий;
- развивать умение работать в группе,
- уметь планировать действия для решения учебной задачи;
- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
- давать обоснованную оценку результатов деятельности в соответствии с поставленной учебной задачей.
Познавательные:
- освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- самостоятельно анализировать полученную информацию, сравнивать и делать обоснованные выводы;
- предъявлять информацию в виде устных ответов, практических работ;
-выполнять задания с применением предъявленных требований;
-уметь приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные:
- выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию;
- планирование учебного сотрудничества;
- выполнять задания в сотрудничестве с одноклассниками;
- высказывать свою точку зрения, аргументировать её с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета;
- проявлять ответственность и инициативность в достижении группового результата;
- уметь договариваться и распределять обязанности при работе в группе;
- развитие интереса и формирования стимулов у обучающихся к приобретению знаний по финансовой грамотности.

 - развитие самостоятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и  сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- расширение кругозора обучающихся;
- воспитание бережливости;
- формирование нравственных качеств личности.

Формируемые ключевые компетентности:

- информационная (умение анализировать текст, выявлять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы);
- коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);
- рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).

Оборудование

компьютеры, проектор, экран, раздаточный материал (карточки), рефлексивный лист.

Форма работы участников:

групповая (командная).

Ход урока

Этапы урока

Сопровождение и комментарий к уроку

1. Организационный момент, определение темы занятия, вступительное слово учителя,

 -Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что народная тема - одна из основных в творчестве Н. А. Некрасова. Он был первым, кто заговорил о тяжелой участи рабочих, о царе-голоде. Некрасову как поэту и человеку  присуща способность чувствовать чужое страдание, боль, людское горе. Его произведения отражают тяжёлую жизнь народа и обличают крепостное право.

Сегодня нас ждет необычный урок по теме: «Вот они - нашей дороги строители».

-Определите по названию темы, с каким произведением мы будем работать? (Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога»).

-Как вы определили?

-Обратите внимание на литературу, представленную на выставке, которая поможет вам для работы.

 

2. Знакомство с правилами веб-квеста.

 Сегодня у нас необычная форма урока. (На доске запись: Веб-квест. )

- Найдите значение этого слова, пользуясь электронными словарями.

Вывод: веб-квест это проблемное задание, проект с использованием ресурсов Интернета. Главная его особенность - список веб-сайтов, предложенных учителем и соответствующих тематике проекта и уровню знаний.

Уважаемые участники веб-квеста, я приглашаю вас совершить путешествие по творчеству Н. А. Некрасова и изучить произведение «Железная дорога», с содержанием которого мы познакомились на прошлом уроке.

Вам будет предложено ряд заданий, во время которых нужно будет преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи, справиться с трудностями, возникающими на их пути для достижения общей цели.

Помните!
1. Веб-квест - это не соревнование, не конкурс, а интересная форма получения новых знаний.
2. Вы - команда, каждый член которой работает на общий результат.
3. Чтобы совместная работа была плодотворной и полезной, познакомьтесь с рекомендациями.

Правила работы

1. Задания будут предложены на всех этапах квеста.

2. Познакомьтесь с материалами всех страниц, с ссылками и комментариями.

3. Находя ответы на вопросы, не забывайте их записывать.

4. Результатом работы будет ваши заполненные маршрутные листы по полученным знаниям. Конечным результатом является творческий отчёт, который необходимо разработать, изучив и обобщив информацию по проблеме, и представить в форме презентации.

Приветствие обучающихся. Используя метод критического мышления «ассоциации» учащиеся самостоятельно формулируют понятия. Запись на доске темы урока.   Работа с компьютером.     Учащиеся получают памятки: «Правила работы»  

3. Распределение групп, знакомство с планом работы, инструктаж.

Вам предстоит решить несколько задач, требующих приложения умственных усилий. Для работы мы разделимся на команды (по 4-5 человек) и выберем 1 человека – «оформителя идей». Он будет собирать всю информацию и создавать презентацию по итогам работы.

Общий план работы

1. Выберите для себя одну из ролей, от лица которой вам бы хотелось пройти веб - квест, по этому принципу объединитесь в группы.

2.  Внимательно изучите задание своей группы (роли).

3. Распределите роли в вашей группе (это сэкономит ваше время).

4. Результатом работы будет презентация.

5. Подготовьтесь к защите свой работы, которая будет происходить на уроке литературы.

6. Заполните таблицу по итогам работы.

Вам необходимо  выполнить задания за определённое время. Итак, приступайте к работе. Наше путешествие начинается!

Роли участников КВЕСТА

Роль 1. Психологи.

Роль 2. Литературоведы.

Роль 3. Иллюстраторы.

Роль 4. Языковеды.

Роль5. Историки

  Деление класса на группы. Выбор «оформителя идей», роли участников КВЕСТА.   Участники знакомятся со страницами заданий, выбирая то, что будет интересней и доступней.    

4. Самостоятельная работа с текстами – работа в группах (создание продукта). Выполнение заданий

Команды получают маршрутные листы с заданиями, выполняют их и передают (пересылают) оформителю. Пока команды работают, он заготавливает слайды для презентации, оформляет титульный слайд и заносит материалы с ответами (создаёт слайды для презентации).

Обобщение работы в группах.

 

Дискуссия. Обсуждают варианты причин возникновения и решения проблемы в группах. Используют компьютеры. Включение обучающихся в обсуждение заданий, выполнение заданий.

5. Защита продукта и оценка работы.

Перед началом работы создается группа «Эксперты» (по 1 представителю от каждой группы) для оценки выступлений участников команд.

Члены группы «Эксперты» получают оценочные листы, в которых отражены критерии и показатели оценки.

0 баллов-не справился с работой;

2 балла-частично выполнил работу;

5 баллов-полностью выполнил все задания (лёгкий вариант).

10 баллов-полностью выполнил все задания (трудный вариант).

В конце происходит подсчет баллов (выполнение дополнительных заданий учитывается).

Команды представляют и защищают свои продукты.

Обсуждение ответов. Оформитель идей представляет результаты работы команд. Участники защищают продукт. Члены группы «Эксперты» оценивают работы, заносят результаты оценочной деятельности в рефлексивный лист. Используется компьютер, проектор, экран.

6. Обобщение, вывод.  

Ответьте на вопросы:

-Какие затруднения возникли? Почему?

-Как их можно устранить?

  Учащиеся делают вывод.

7. Рефлексия.

Составление синквейна.

- первая строка – тема занятия, выраженная одним словом, именем существительным;

- вторая строка – описание темы в двух словах (имена  прилагательные);

- третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами);

- четвертая строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение автора к данной теме;

- пятая строка – слово или несколько слов, связанные с первым, отражающие сущность темы.

 

После работы в группах озвучивание синквейна, можно рассмотреть вариант предложенный учителем.

Излагают тему в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.  

8. Д/з.

Ответить на проблемный вопрос « Прав ли К. И. Чуковский, когда говорил, что «Железная дорога»- есть поэма о творческом народном труде»

 
     

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.