Две группы символистов
«Старшие символисты»
| «Младосимволисты»
| · Петербургские писатели Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб, Н. М. Минский. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским.
· Московские поэты В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт.
«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. Это просто новое литературное направление. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.
Символ для «старших символистов» - это образ действительности, который проходит через «коридор» сознания, поэтического воображения художника, подвергаясь многократному преломлению. Основа их символизма – субъективный принцип отношения к миру. Они часто уходят от реальности в мир поэтического воображения, проповедуя культ красоты, превосходства эстетического над этическим, выше всего ставя поэзию
| К «младшим» символистам относятся А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном ключе. Для них символизм был философией, преломленной в поэтическом сознании.
Их называют «соловьевцами», так как в основе их взглядов учение философа Владимира Соловьева. Его философия – ФИЛОСОФИЯ «ВСЕЕДИНСТВА». В своем мистическом опыте он пережил, по его свидетельству, три явления Вечной Женственности, Премудрости Божией, Софии, которая для него является ЧЕТВЕРТОЙ ИПОСТАСЬЮ БОГА. В ней воплощена полнота добра, истины, нетленного сияния красоты, Мировая Душа. По учению Соловьева, он должна сойти с Неба, из Божественного мира, на землю и преобразить её на началах добра, красоты и истины.
Символ для «младосимволистов» - это образ «этого мира», сквозь который светится образ «миров иных».
| Символизм не интересуется социальными, гражданскими темами. На первый план выходит ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ проблематика: вопросы Жизни, Смерти, Бога, Красоты, Добра.
Выше всего ставят МУЗЫКУ как самую нерациональную форму познания мира. Поэзия их отличается музыкальностью.
Читатель- соавтор, соучастник творчества, так как он должен расшифровать в силу своей компетентности заложенный в символ смыслы. Стихотворение должно будить мысли, чувства, интуицию, вызывать ассоциации.
|