|
|||
Тест «Маски». Т.Д.Марцинковская. (модификация метода «Социометрия»). Инструкция: «Посмотри на эти лица. Как ты думаешь. (1) какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы? (2). А на кого из них ты смотришь обычно вот так? (поТест «Маски» Т. Д. Марцинковская (модификация метода «Социометрия»)
Источник: Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. -М.: 2001 Цель: определение статусного места ребенка в группе Возраст: 5 лет и старше Стимульный материал: Набор из 4 масок, нарисованных на бумаге, символизирующих хорошее и плохое настроение, стремление к доминированию или к подчинению Процедура проведения: Маски выкладывают перед ребенком в ряд. Выбрав одну из масок при ответе на вопрос, ему предлагается все остальные маски по очереди и повторяют вопрос перед каждым предъявлением. Принимается любой ответ, в том числе и отказ отвечать. Инструкция: «Посмотри на эти лица. Как ты думаешь. (1) какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы? (2). А на кого из них ты смотришь обычно вот так? (показывают каждую из масок по очереди). (3) А кто из ребят тебя чаще всего смотрит вот так? (показывают каждую из масок по очереди). » Анализ и интерпретация результатов: По выбору маски на 1 вопрос определяется эмоциональное состояния ребенка в группе. Если количество улыбающихся масок больше, чем грустных – ребенок удовлетворен. Этот показатель важнее показателя статуса («лидер», «отверженный») ребенка, т. к. показывает удовлетворенность тем местом, которое он занимает. В случае отверженности речь может идти о детях, которые предпочитают общаться со сверстниками дома, во дворе, а не в группе, а потому не испытывают тревоги от того, что здесь с ними мало общаются. Этот вариант может быть связан с нежеланием ребенка активно общаться, его незаинтересованностью в контактах с детьми. В то же время и лидеры могут быть неудовлетворенны своим положением, если они претендуют на более высокое место в группе либо стремятся к общению с кем –то из тех ребят, которые не подчиняются данному лидеру. Таким образом, выявляются т. н. «пассивные» и «активные» отверженные, т. е. дети, которые переживают свою отгороженность от группы. Подсчитывают и количество выборов «доминирование и подчинение – как при ответе на 1 вопрос (это самый важный показатель), так и на 2 и 3 вопросы. Особенно это важно для детей, не удовлетворенных своим статусным местом. Те дети, у которых проявляется стремление к доминированию, как правило, не удовлетворены своим статусным местом. Их не устраивает простое общение со сверстниками, они готовы лучше прервать вообще общение с ними, чем подчиняться. При коррекции таких детей важно показывать им навыки организации деятельности сверстников, игр, а не просто вводить их в группу на любые роли. Дети, у которых проявляется тенденция к подчинению, не удовлетворены именно своей отверженностью и готовы к общению в любой форме. Эти дети с готовностью примут любую помощь взрослого, в то время как дети первой группы к такой помощи относятся настороженно, часто предпочитая пробиваться сами.
|
|||
|