|
|||
СПОСОБНОСТИ = ЗАДАТКИ + СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДАСтр 1 из 3Следующая ⇒
Лекционный материал по общей психологии. Тема: СПОСОБНОСТИ КАК СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. План: 1. Понятие о способностях. 2. Виды и уровни способностей. 1 вопрос. Каждый человек знаком с такими словами как способный, способности. Что же такое «способности»? Иллюстрацией к этому вопросу может служить такой пример: «Два ученика отвечают на уроке примерно одинаково. Однако педагог по-разному относится к их ответам: одного хвалит, другим не очень доволен. «У них разные способности, - поясняет он, - второй учащийся мог бы ответить несравненно лучше». СПОСОБНОСТИ – это индивидуальные психологические особенности, помогающие человеку успешно освоить ту или иную деятельность. (определение) Что дает основание говорить о наличии у человека способности к какой-либо деятельности? Основанием служат два показателя: а) быстрота овладения деятельностью б) качество выполнения - (достижение в ней большей эффективности, успеха). Чтобы узнать, есть ли у человека способности к той или иной деятельности, нужно эту деятельность освоить. Способности могут проявляться в разных видах деятельности, но человек не может быть способен во всех её сферах. Иногда встречаются сочетания способностей: известная в мире женщина-математик Софья Ковалевская была талантливой писательницей, как и английский профессор Л. Доджсон, написавший под псевдонимом Льюис Кэррол известную книгу «Алиса в стране чудес». Примерами успешного сочетания способностей в разных областях деятельности могут служить: профессор математики Н. Волков, написавший серию книг «Волшебник изумрудного города»; русский дипломат А. Грибоедов, написавший прекрасные вальсы и произведение «Горе от ума»; известный химик М. Бородин, написавший оперу «Князь Игорь». Все способности делятся на актуальные и потенциальные: актуальные, или реализованные (их примерно 10%), - это способности, которые уже проявились у человека и реализуются в разных видах деятельности; потенциальные, или нереализованные (их около 90%), - способности, которые не проявлены, не реализованы в каких-либо видах деятельности, но способны проявиться при создании соответствующих условий. Например, лучший математик в классе решил заняться плаванием, быстро его освоил и очень скоро получил разряд по этому виду спорта; т. е. помимо актуальных способностей (математика) были реализованы и потенциальные (плавание). Откуда берутся способности? Вопрос о природе человеческих способностей до сих пор вызывает споры среди ученых. Существуют разные точки зрения на происхождение способностей: биологическая (способности являются врожденными) и социальная (способности приобретаются в течение жизни). Эти точки зрения объединили и вывели формулу способностей: СПОСОБНОСТИ = ЗАДАТКИ + СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности строения определенного участка головного мозга. Это природные предпосылки способностей: одни имеют острое зрение, поэтому стреляют более метко; у других - длинные ноги, и они отлично бегают и прыгают; высокий рост дает больше возможностей для успешной игры в баскетболе, невысокий – в гимнастике и на скачках, и т. д. Природные различия между людьми – различия не в готовых способностях, а в задатках. Задатки не развиваются сами по себе. Условием для развития задатков является, прежде всего, социальная среда – обучение, воспитание, условия жизни и деятельности. Задаток – это зерно, брошенное в землю. Превратится оно в цветок или колос – зависит от воздуха, солнышка и полива, т. е. социальной среды, включающей все необходимое для его развития. От задатков до способностей лежит путь становления личности. 2 вопрос. Виды способностей: общие, специальные, творческие . Общие способности определяют успех человека в самых различных видах деятельности. Это – умственные способности, развитые память и речь, быстрота ориентировки, точность и хорошая координация движений рук. Общие способности называют одаренностью. Она может проявляться в деятельности: интеллектуальной, учебной, творческой, художественной, в сфере общения (лидерство), психомоторики и т. д. Специальные – это способности, определяющие успех человека в отдельных видах деятельности: математические, литературные, художественные, спортивные, технические, сценические и т. д. Творческие, или креативные, способности связаны с созданием нового, необычного, оригинального продукта в науке, искусстве, технике; с нахождением новых способов выполнения той или иной деятельности. Уровни способностей: Мастерство - высший уровень общих способностей, совершенство в конкретном виде деятельности. Мастерство требует вначале значительного и напряженного труда в любой профессии – педагог, медицинский работник, летчик, спортсмен. Начинается с подражания профессиональным действиям, а затем – переход к проявлению творчества в профессии, повышение уровня мастерства. Талант –самый высокий уровень специальных способностей (музыкальных, литературных, изобразительных и т. д. ). Слово «Талант» употреблялось ещё в Древнем Риме. Там оно имело значение меры серебра, которую ленивый работник получал от господ за работу и предпочитал закапывать в землю, вместо того, чтобы пустить в оборот и получил прибыль. Отсюда и поговорка – «Зарыть свой талант в землю». Талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность: гибкий ум, богатая фантазия, сильная воля и т. д. Гениальность – высший уровень развития творческих способностей, когда достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии науки, культуры. Право называться гениями за всю 5000 – ю историю развития цивилизации получили не более 400 человек. Гении извечно привлекали, тревожили, даже пугали людей. И вместе с тем о природе гениальности известно мало. В работах гениальных творцов имеются сотни признаний о мучительных попытках понять, что происходит у них «внутри» в волшебные моменты взлетов и озарений.
Только при освоении знаний, умений, навыков в той или иной сфере, будет известно – есть способности к этой деятельности или нет. (Например, математические способности человека никогда не проявятся, если он не учил математики). То же и в других областях знаний. Психологи считают, что «обычный человек использует только 10% своих физических и умственных способностей. Разница между той силой способностей, которую он использует и той, которая действительно имеется в его распоряжении, - это разница между тем, что он есть и тем, кем он может быть».
|
|||
|