Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Справка - обоснование современных программ развития социального театра в России



История Ростовского «Трудного театра»

как прообраз тематического социального театра

10 лет на Юге России успешно развивает свои идеи и практики ростовский «Трудный театр».  Проект начал деятельность в 2008 г. (с общественной работы в Азовской воспитательной колонии),  заявив о том, что «мягкая сила современного искусства может многое». Тему социально-ориентированной работы средствами искусства удалось отстоять.

С тех пор работа расширилась. Сейчас театр работает по программе ранней  профилактики в подростково-молодежной среде. В 2014 году «Трудный театр» нашел свою адресную аудиторию - начал работать с несовершеннолетними, находящихся на различных видах профилактического учета (комиссиях по делам несовершеннолетних, отделах полиции, центрах помощи семьи и детям, и др. ).  При том, что  многие   актеры «Трудного театра» поначалу были не знакомы с проф. театром даже в качестве зрителей, проекту удалось удерживать высокое качество и социальной и творческой работы. Театральная сцена здесь используется как особый тип публичности, содействующий социализации подростков  -  и интенсивно,  и комплексно. Удалось доказать, что при  правильной разработке  любого проекта социального театра (профилактического, школьного, экспериментального), он   может дать очень серьезные  общественно - значимые результаты. Однако,  при этом творческие достижения также необходимы, как и социальные.  

 В 2015 году куратор театра С. Ю. Пахомова стала лауреатом  конкурса по поддержку современной драматургии Министерства культуры РФ за пьесу «Легенды рыцарства» (по книге Р. Стивенсона «Черная стрела»). Первая  постановка  пьесы состоялась в ростовском современном «Театре 18+». После этого любительский подростковый театр жил и существовал на базе НКО «Поколение Лекс». При финансовой поддержке органов молодёжной политики Ростовской  области, весной и осенью  каждого года проходят итоговые мероприятия проекта (открытые показы проектных спектаклей для широкой подростковой аудитории - учащихся школ и сузов).

Очевидно, что   в социальном  театре приходится  нестандартно решать сценические задачи.   Любительская труппа «Трудного театра» состоит из мало мотивированных и неподготовленных подростков группы риска. Но почти у каждого из современных ребят  есть свой творческий потенциал. Многие проблемы удалось успешно преодолеть как раз за счет креативного подхода. Сейчас «Трудный  театр» укрепился и расширяет сферу своего присутствия, как географически, так и профессионально.

Последние несколько лет помимо городов Ростовской области, показы спектаклей «Трудного театра» (с участием трудных подростков в главных ролях) прошли в ряде регионов РФ (Ленинградской, Ярославской, Московской, Новосибирской областях). В Год театра в России  «Трудный театр» выступил на сцене   Российского государственного академического театра драмы им. Ф. Волкова, познакомившись с его программой поддержки многодетных семей. Это произвело сильное впечатление. Сейчас тема поколенческого диалога на проекте   одна из центровых.

 

 

Проблемные темы в работе с новым поколением.

Фактически в социальном «Трудном театре» оказывается поддержка семьям, находящимся в кризисной ситуации в момент взросления несовершеннолетних детей    (во время их  все возрастающей конфликтности). В  период сложного самоопределения и непростой социализации подростка,  часто случается так, что ни сами семьи, ни преподаватели, ни  психологи  не в состоянии оказать ему  полноценную помощь.  

Думается, что старшие не могут  полноценно  помочь, поскольку   им сложно ответить на вызовы, стоящие по сути не перед отдельным подростком, а перед    всем  новым поколением. Это создает большие риски для всех. В трудный момент подросток может сорваться: вступить в конфликт с законом, замкнуться в себе, уйти из дома, нанести себе психологическую и физическую травму, проявить жесткую агрессию, и т. д. При этом он вряд ли обратится за обычной помощью - взрослые часто воспринимаются подростком как люди «другой породы»,  а «своими» считаются именно сверстники. Проблемы подросткового взросления известны давно, но сейчас они усугубляются резко возникшим социальным неравенством, нестабильным положением многих семей, растущим отчуждением образовательного процесса от реальной жизни и т. д.. При этом на первый план начинает выходить  и стремительно растущая вовлеченностью подростков в сетевую «параллельную реальность».

Готовых решений нет. С одной стороны, конечно, нужно оказывать консультативную поддержку родителям (хотя многие из них ее даже не запрашивают), а с другой - поддерживать то, что называется «уровнем развития  подростково - молодежной среды» (как через регулирование коммуникативных площадок – «тусовок», так и через массово-внедряемые позитивные образцы). К сожалению имеющихся плановых усилий в данных направлениях пока недостаточно. Воспитательный процесс в школах сильно зарегулирован и вряд ли может здесь помочь.

Дополнительная проблема состоит в том, что сейчас львиная доля общения подростков между  собой происходит по поводу увиденного, услышанного и сделанного в сети Интернет. Новейшее, по - своему достаточно качественное искусство  имеет огромное влияние на все подрастающее поколение - классные клипы, отличные игры, продуманнейший дизайн, сложные музыкальные обработки, натренированные спортом и танцем тела - обычный подросток с головой  «ныряет»  в этот эффективный и часто сверхдорогой «раствор»,  хорошо замешанный мировой развлекательной индустрией. Надо отдать  многим   молодым  ребятам должное - как правило, они честно пытаются создать что - то свое. Но помогает им в этом все та же индустрия (tik tok, youtube, likee…) – и «онлайн  круг»  замыкается внутри себя.  

 

Общее  описание методики работы

«Трудный театр» рискнул пойти не на прямую, а окружным «офлайн путем»: проще говоря, он сразу обещает трудному подростку, что «древнее и мудрое (читай - многозадачное) искусство - Театр» поможет ему чудодейственно расковаться, натренироваться, и даже в себе разобраться,  а также… научит выгодно подавать себя и свои нарождающиеся способности в сети. Те из ребят кто на это «поймались», вскоре с удивлением обнаруживают, что само - то обещание выполняется, - они действительно начинают выгодно отличаться от сверстников, в том числе и в интернете (им в этом помогает целая группа людей, большинство из которых - их ровесники, вот только поопытней). Но как - то ненавязчиво, к пока  еще  не сильно затратному успеху, начинает добавляться «побочка»:  многочасовые репетиции, система  условий и орг. правил проекта, требование соотносить себя с  «разношёрстной» и разновозрастной  командой. Оказывается, что личностное развитие тесно связано с необходимостью постоянно следить за собой и его нужно дополнять способностью объективно оценивать себя со стороны (в том числе, привлекая помощь товарищей и зрителей).

Вообщем получается, что   творческий проект  - это «суп из топора». Те ребята, кто к этому времени привык уже жить в немного странной, но яркой и ясной по своим правилам команде, обычно соглашаются с подобной нагрузкой. Плюс постоянный дополнительный драйв - как правило «Трудный театр», раз в месяц, выходит или со спектаклем, или с новым видео – роликом  на ту или иную публичную площадку, и участники регулярно получают «обратную связь». Это дает ритм и подстёгивает работу.

В театральном зале многие, часто случайные, зрители не делают скидку на возраст, трудность или жизненную ситуацию юного актера, но зато щедро аплодируют (т. е. считай «лайкают») в случае удачи, давая стороннюю, а потому и объективную, оценку  личным усилиям. В этой ситуации последующий «разбор полетов» в команде  расценивается как добрая помощь каждому, ценный совет  как избежать ошибок (и затем, конечно же, ярко и убедительно победить). Зачастую сложные подростки, уставшие от морализаторства, иногда и от прямых  манипуляций взрослых, начинают ценить подобный объективный  подход - простой, внятный и одинаковый для всех. Так вцелом и складывается профилактическая работа «Трудного театра». Правда это - в идеале, потому что   реальный процесс не так прямолинеен и однозначен. В нем есть и свои ошибки, и сторонние препятствия, и  непредсказуемость реальной жизни.   

Одно из последствий сложностей «Трудного театр» - это  необходимость постоянно изменять текст пьесы и режиссуру мизансцен  (и  под каждое событие - показ спектакля, и под личность вновь проявившего подростка - «актёра»). Все участники, для кого так было уже сделано ранее, относятся к ситуации с пониманием. При этом нагрузка   на режиссера, драматурга и организаторов, конечно, многократно возрастает.

Как очевидный факт нужно отметить серьезную нагрузку на проекте на всех к нему причастных. Помимо решения основных вопросов проект требует инфраструктурной работы по ряду направлений, среди них: сбалансированное взаимодействие с 8-10-ю партнёрскими организациями, сложные отношения с театральными площадками, методическая  работа  и контакты с проф. сообществами, непрерывный обмен внутри проектной   творческой команды, сетевая   деятельность  проекта в интернете,  - и многое другое, что постоянно   удерживает «Трудный театр» «на плаву».  

 

Проблемы и перспективы молодежного социального театра

 

Вся   деятельность  социального театр требует  огромных объемов квалифицированной работы - работы нового типа. Здесь нужно понимать, что  любой подобный проект является предвестником  новых «гибридных» способов деятельности на стыке общественной и профессиональной   активности, и это одна из его  серьезных перспектив.  

Однако, при  всей многозадачности деятельности, у молодежного соц. театра всегда в приоритете два направления:  работа с людьми, и работа с жанром – с современным подростковым спектаклем, который, донося серьезные и сложные темы, должен воспринимается молодым поколением одновременно  легко и уважительно.

Очевидно, что социальному «Трудному театру» приходится одинаково качественно отвечать и за социальную, и за творческую работу. При этом в нем  10 лет  сильный акцент, в первую очередь, делался на  социально - значимую общественную сферу деятельности, и  эта сторона кажется  наиболее проработанной. Однако, без постоянного обновления творческой составляющей, говорить о массовости «Трудного театра» не приходиться. Именно креативный «апгрейд» типовых сценических приемов позволяет проектным спектаклям «заходить» в молодые  не всегда расположенные  к театру залы.  

«Трудный театр» показывает на своем примере, что направление «социальный театр» (в его применимости в качестве подросткового, школьного, волонтерского, экспериментального) востребован и как  социальное, и как творческое  явление. К сожалению, в деле распространения идей и практик  молодежного социального театра, многое так и осталось на стадии предварительного проектирования.

 По сути, устойчивые современные форматы творческой работы, осуществляемые на границе современного искусства и актуального социального  запроса, все еще  достаточно  редки в современной России. Какие  - то образцы подобной успешной и долговременной деятельности иногда встречаются в фестивальном движении,  их можно найти в некоторых выставочных форматах, а также в единичных музейных экспериментах и нарождающихся лофт - практиках.  

Однако, по прежнему,  именно соц. театр остается одним из самых ярких примеров творческой деятельности, направленной на конкретное решение социальных задач.

Думается, что  именно молодежный социальный театр (представленный и в виде общественной практики, и в виде школьного театра,  и в виде нового театрального  и волонтерского  эксперимента) - является «фронтиром» современной гуманитарной работы в целом. Поэтому создание устойчивого общественно-государственного партнёрства, направленного на его развитие, видится как ближайший необходимый шаг в масштабах страны.

 

 

Справочная информация

 

1. Статья о «Трудном театре» в РИА – Новости https: //away. vk. com/away. php

2. TB – репортаж: выступление «Трудного театра» в Государственном драматическом театре «На Литейном» https: //47channel. ru/event/_Ricari_iz_Rostova_predstavili_svoyu_postanovku_na_scene_teatra_Na_Litejnom_/

3. Репортаж 1 канала о работе «Трудного театра. Премьера» с 1 мин. 46 сек https: //www. 1tv. ru/-/ttcvo.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.