Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГНОСЕОЛОГИЯ Б. СПИНОЗЫ



 

Бенедикт Спиноза - нидерландский философ-рационалист и натуралист еврейского происхождения, один из главных представителей философии Нового времени. Зарабатывал на жизнь шлифуя стекла. Остальное время Спиноза посвящал изучению первооснов бытия. Известным стало одно из первых сочинений Спинозы, в котором он провел филологический и исторический анализ Пятикнижия и доказал, что этот христианский трактат Моисей не мог написать в одиночку. Произведение было запрещено властями, а сам ученый отлучен от церкви.

Спиноза продолжил развивать идеи Декарта, противопоставив дуализму принцип монизма – объяснение многообразия мира с помощью единой субстанции (материи или духа).

 

Декарт допускал существование двух субстанций (материи и сознания), и они для своего существования нуждались во внешней причине, т. е. в Боге. У Спинозы это противоречие ликвидируется: есть только одна субстанция, являющаяся причиной самой себя. Она есть одновременно и Бог, и Природа, т. е. Бог = Природа (пантеизм). Эта единая субстанция не нуждается ни в чем другом для того, чтобы существовать. Природа разделяется на природу творящую и природу сотворенную. Природа творящая есть Бог, единая субстанция. Отождествляя природу и Бога, Спиноза отрицает существование какого-либо надприродного или сверхприродного верховного существа. Такой подход называется пантеизмом.
Субстанция обладает двумя главными атрибутами (свойствами): мышлением и протяжением (пространственностью), посредством которых человеческий ум воспринимает субстанцию в ее конкретности, хотя число атрибутов, присущих субстанции, безгранично. Нет никакой причины, которая бы стимулировала субстанцию к действию, кроме нее самой. Таким образом, эта субстанция является:

1) свободной, так как существует и действует исключительно в силу своей собственной природы;

2) вечной (не имеющей начала и конца во времени), так как ее существование заключено в ее сущности;

3) бесконечной (в пространстве);

4) не делимой и не имеющей частей.

 

Субстанция обладает бесконечным количеством атрибутов и проявляется в бесконечном количестве модусов. Модусы представляют состояние субстанции, иными словами, то, что существует в другом и представляется через это другое. Модусы бывают бесконечные и конечные. Конечные вещи, или модусы, отличаются от субстанции тем, что зависят от внешней причины. Они характеризуются не только своей конечностью, но и такими качествами, как изменение, движение. Между модусами существует взаимодействие. Единичные, конкретные вещи (модусы) - это природа сотворенная. Модусов существует бесконечное множество.

Критерий истинности и достоверности знания Спиноза, как и Декарт, видел в самом разуме. Таким образом, то, что истинно и достоверно, одновременно являлось для Спинозы и объективным.

Спиноза считал, что в принципе мир познаваем, но происходит это не потому, что в нашем сознании есть некие врожденные идеи (как полагал Декарт), и не потому, что в наше сознание попадают впечатления от вещей внешнего мира (как считал Фр. Бэкон, Гоббс и многие другие).

Человеческое сознание и все мысли (конечные модусы) есть результат проявления модуса " бесконечный разум", а последний, в свою очередь, – атрибута " божественное мышление". Аналогично все конкретные явления и вещи и в том числе человеческое тело (конечные модусы) через посредство бесконечных модусов " движение и покой" восходят к атрибуту " протяженность". Сами по себе атрибуты не воздействуют друг на друга и никак не связаны между собой. Таким образом, две области конечных модусов – " мыслей" и " вещей или явлений" – оказываются полностью изолированными друг от друга. Тогда каким же образом наши мысли могут содержать знание о вещах и явлениях?

Решение проблемы коренится в понимании сущности атрибутов: каждый атрибут в равной степени, а именно полностью, выражает Божественную субстанцию (Бог = Природа), а значит, все модусы одного атрибута должны совершенно соответствовать модусам другого атрибута. Следовательно, наши человеческие мысли (конечные модусы) должны соответствовать другим конечным модусам – вещам и явлениям.

 Отсюда следует несколько парадоксальный вывод о том, что в принципе нет ложных мыслей и идей, и можно различать только более или менее адекватные. Процесс познания в философии Спинозы сводится к тому, что отталкиваться в познании нужно от окружающего мира, а не от субъективных ощущений человека. Соответственно, Спиноза выделяет четыре вида познания, трактуя их как различные степени познания:

1. Мнение;

2. Чувственное познание (воображение);

3. Рациональное познание;

4. Интуитивное познание.

Высшим является интуитивное познание, в котором происходит видение вещей, исходящих от Бога = Природы. Правильный метод познания - основывается на способности души человека к адекватному познанию. Иметь адекватную идею - значит быть уверенным в ее истинности.

Учение о познании связано с его учением об аффектах, переживаниях человека. Человек есть часть природы, подчинен ее порядку, поскольку является лишь модусом среди других модусов. Но это - особый модус. В поведении человека наиболее ярко проявляется второй атрибут субстанции - мышление. Сложность человеческого организма - деятельность человеческой души. Душа - это совокупность мыслительных способностей человека, один из модусов атрибута мышления. Человеческая душа - лишь один из модусов атрибута мышления, частица «бесконечного разума бога», воплотившаяся в разуме, т. е. в способности к рациональному, логическому мышлению.

Философскую систему Спинозы завершает этика. Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы: детерминизма (обусловленности всего в природе); соотношения свободы и необходимости. Исследуя их, философ пришел к следующим выводам:

1) свобода и необходимость в субстанции соединяются в единое целое;

2) Бог (Природа) наделен полной свободой, а модусы (проявления субстанции - единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении у необходимости;

3) модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, он несвободен и находится в " тисках" необходимости;

4) желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим течением и вынужден мириться с необходимостью;

5) путь к свободе - это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю.

Поведение человека находится под влиянием инстинкта самосохранения и вытекающих из него аффектов, основными из которых являются радость, печаль и влечение. До тех пор, пока человек им подчиняется, он несвободен.

Спиноза ввел в оборот такое понятие, как «разумный индивид». Он способен любить на интеллектуальном уровне себя и других людей, соединяться с природой, Богом и миром. Воспитать человека способна только мораль, обеспечивающая целостность и позволяющая переносить проблемы стойко и спокойно. Учение Спинозы использовали философы в последующие столетия. Свободомыслие, рационализм и критическое отношение к вещам способствовали развитию атеизма и естествознания. Популярность философского подхода объясняется и тем, что мыслитель отказался от родной веры и фактически от семьи ради занятия наукой и преподавания своих идей ученикам. Полемика, которую он вел на страницах своих научных трудов, считается классическим примером материализма. Практически в каждой работе Спиноза обращался к Декарту и использовал геометрические методы объяснения общества, природы, политического устройства.

 

Список литературы:

1. Барановский В. Е. Метафизика эстетического (онтология, гносеология, диалектика): - НВП " ИНЭК"; 2011 г., 172 стр.

2. Гриненко Г. В. История философии: Учеб. по дисциплине " Философия" для студентов вузов / Г. В. Гриненко. - М. : Юрайт, 2003. - 685 с.

3. Спиркин, А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. 2-е изд., стер. – М.: Гардарики, 2009. – 736 с.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.