Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 3.1. Понятие, значение и виды систематизации законодательства. Принципы проведения кодификации



 

Тема 3. 1. Понятие, значение и виды систематизации законодательства. Принципы проведения кодификации

Лекция. 1. История кодификации отечественного законодательства. 2. Виды систематизации законодательства 3. Понятие, значение и роль систематизации законодательства 4. Своевременность проведения кодификации 5. Полнота кодификации. 6. Единая направленность кодификации.  
Практическое занятие. 1. Выбор темы и начало работы над творческим заданием. 2. Подготовка к семинару-дискуссии с элементами деловой игры.  

 

 

Семинар №1

Основная:

Нормативно-правовой материал:

1. Указ Президента РФ № 2171 от 16 декабря 1993 года «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1993. – № 51. – Ст. 4936.

2. Указ Президента РФ от 14 февраля 1998 года № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации» // Российская газета. – 1998. – 25 февраля.

3. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 декабря 1997 г. № С 5-7/ОЗ-859 «Об организации работы по учету и систематизации законодательства с использованием электронных средств информации в арбитражных судах».

4. Классификатор правовых актов. Одобрен Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511 // Российская газета. – 2000. – 21 – 23 марта.

Учебная:

1. Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М., 2005. – С. 476 – 496.

2. Морозова Л. А. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 253 – 269.

3. Теория государства и права / под ред. В. К. Бабаева. – М., 2006.

Дополнительная:

Учебная:

4. Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 457 – 469.

5. Иванов А. А. Теория государства и права. – М., 2005. – С. 136 – 146.

6. Кожевников С. Н. Общая теория права: курс лекций. Т. 2. – Н. Новгород, 2010. – С. 91 – 100.

7. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 288 – 294.

8. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. – М., 2002. – С. 297 – 302.

9. Общая теория права. Академический курс в 3-х томах / отв. ред. М. Н. Марченко. Т. 2. – М., 2002. – С. 254 – 270.

10. Оксамытный В. В. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 373 – 389.

11. Радько Т. Н. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 294 – 307.

12. Смоленский М. Б. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2005. – С. 145 – 149.

13. Сырых В. М. Теория государства и права. – М., 2005. – С. 221 – 235.

14. Теория государства и права / под ред. А. С. Пиголкина. – М., 2003. – С. 276 – 289.

15. Чашин А. Н. Теория государства и права. – М., 2008. – С. 457 – 525.

Научная:

16. Анахасян Р. Л. Соотношение и взаимосвязь инкорпорации с другими формами систематизации законодательства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2009. – № 1. – С. 55 – 58.

17. Баранов В. М. Систематизация и кодификация нормативно-правовых актов. – Н. Новгород, 1998.

18. Егоров Г. Г. Роль справочных правовых компьютерных систем в систематизации российского законодательства: дисс. … канд. юрид. наук. – Волгоград, 2007.

19. Казаков Д. А. Систематизация российского законодательства на основе использования современных информационных технологий: дисс. канд. юрид. наук. – М., 2007.

20. Казаков Д. А. Учет и инкорпорация законодательства как информационно-правовая деятельность // Право и государство: теория и практика. – 2007. – № 4. – С. 32 – 41.

21. Кашанина Т. В. Юридическая техника. – М., 2011. – С. 334 – 367.

22. Луценко Е. С. Систематизация нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации: дисс. … канд. юрид. наук. – Ростов-на-Дону, 2013.

23. Систематизация законодательства в РФ. – СПб., 2003.

24. Соболевская А. И. Систематизация законодательства в современной России: теоретико-правовой аспект: дисс. … канд. юрид. наук. – СПб., 2008.

25. Чашин А. Н. Кодификация в сфере российского законодательства: теория, история и перспективы: дисс. … канд. юрид. наук. – Магадан, 2012.

Вопросы для докладов и обсуждения:

1. Понятие и виды правотворческой деятельности.

2. Стадии правотворческой деятельности.

3. Понятие и значение систематизации права.

4. Виды систематизации права.

5. Систематизация и кодификация нормативно-правовых актов.

6. Систематизация российского законодательства на основе использования современных информационных технологий.

7. История кодификации в сфере российского законодательства.

8. Роль справочных правовых компьютерных систем в систематизации российского законодательства.

9. Соотношение и взаимосвязь инкорпорации с другими формами систематизации законодательства.

10. Юридическая техника.

11. " Русская Правда" как пример систематизации законодательства.

12. " Судебник" 1497г. как пример систематизации законодательства.

13. Свод законов М. М. Сперанского как пример систематизации законодательства.

 

Методические рекомендации для подготовки докладов:

Тема семинарского занятия посвящена изучению двух тесно связанных направлений юридической деятельности. Целью правотворчества и систематизации является постоянное совершенствование действующего законодательства, обеспечение условий для доступного и удобного пользования нормативными актами в юридической практике.

В докладе по первому вопросу необходимо, прежде всего, дать обзор понятию «правотворческая деятельность». Затем следует назвать факторы, которые прямо и косвенно влияют на правотворческую деятельность и причины, по которым современное государство постоянно ведет правотворческую работу. В учебной литературе используются субъективные (авторские) критерии классификации видов правотворчества, в связи с этим рекомендуется использовать текст Конституции Российской Федерации, в которой установлены виды и субъекты правотворческой деятельности нашего государства. Нужно объяснить, почему правотворческая деятельность является высшим проявлением власти и определяет весь механизм правового регулирования, а также указать актуальные проблемы современного правотворчества. Далее рекомендуется объяснить содержание таких понятий, как «правотворческое лоббирование», «правотворческий популизм».

В докладе по второму вопросу семинарского занятия рекомендуется последовательно проанализировать принципы и стадии процесса принятия нормативного правового акта. К общим принципам правотворческой деятельности относятся: 1) демократизм; 2) законность; 3) гласность; 4) системность; 5) научность; 6) политическая, социальная и экономическая обоснованность. Все принципы должны соблюдаться в комплексе. Следует рассмотреть действия этих принципов на примере принятия поправок к Конституции РФ. Поправки были внесены путем принятия специального закона РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», одобрен СФ ФС РФ 26 ноября 2008 г. (текст закона дан в приложении настоящего пособия).

Стадии принятия федеральных законов регулируются Конституцией РФ и регламентом работы Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Нужно использовать эти правовые акты для подготовки. Далее рассказать о круге субъектов правотворческой инициативы, объяснить, почему круг субъектов правотворческой инициативы ограничен и почему не установлены предельные сроки для принятия нормативных актов. Затем следует обзорно рассказать о порядке прохождения законопроекта в Федеральном Собрании РФ и объяснить, почему законодатель установил достаточно сложный и многоступенчатый порядок принятия законов. Особое внимание следует обратить на правила обнародования принятых законов, а далее перейти к рассказу об особенностях принятия подзаконных нормативных актов. Нужно также указать, кто может принимать подзаконные акты, в каких формах могут издаваться подзаконные нормативные правовые акты и в каких целях установлена государственная регистрация подзаконных актов. Рекомендуется использовать Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

В докладе по третьему вопросу нужно раскрыть отличия систематизации права от правотворческой деятельности, назвать причины, по которым право нуждается в постоянной систематизации, указать субъектов систематизационной деятельности. Далее необходимо объяснить, какие нормативные акты относятся к систематизированным и в чем их удобство для юридической практики.

Контрольные вопросы:

1. Определите, что такое систематизация нормативно-правовых актов, и ее значение.

2. Назовите виды систематизации нормативно-правовых актов.

3. Что такое инкорпорация нормативно-правовых актов?

4. Определите понятие официальной и неофициальной, предметной и хронологической инкорпорации. Назовите соответствующие основания для деления на такие виды.

5. Назовите виды инкорпорированных актов.

6. Дайте определение понятию «консолидация нормативно-правовых актов».

7. Что такое кодификация нормативно-правовых актов? Чем она отличается от инкорпорации и консолидации? Каково ее значение?

8. Назовите виды кодификационных актов. Дайте их понятия. Приведите соответствующие примеры.

9. В чем своеобразие юридической природы основ законодательства на современном этапе развития

Терминологическое задание:

Выписать в личный юридический словарь и усвоить определения понятий: «систематизация нормативных правовых актов», «учет нормативных правовых актов», «инкорпорация», «консолидация», «кодификация», «свод законов», «основы законодательства», «кодекс», «устав», «положение», «регламент».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.