Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основная часть



 

О полководческом таланте Фемистокла достаточно много и подробно писали античные авторы. В своей работе " Сравнительные жизнеописания" древнегреческий писатель и философ Плутарх излагает следующую информацию о личности Фемистокла: «Но главная заслуга Фемистокла та, что он положил конец междоусобным войнам в Элладе и примирил отдельные государства между собою, убедив их отложить вражду ввиду войны с Персией». (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. 6. )

По словам Корнелия Непота, пер­вый раз Фемистокл про­явил себя на государ­ст­вен­ном попри­ще во вре­мя вой­ны с Кер­ки­рой, по слу­чаю кото­рой народ избрал его стра­те­гом. Тогда Феми­стокл вдох­нул в граж­дан воин­ст­вен­ный дух не толь­ко на пред­сто­я­щие сра­же­ния, но и на все после­дую­щие вре­ме­на. Слу­чи­лось так, что он уго­во­рил народ постро­ить 100 кораб­лей на те день­ги, кото­рые посту­па­ли с руд­ни­ков и еже­год­но напрас­но рас­тра­чи­ва­лись долж­ност­ны­ми лица­ми. Соорудив флот в корот­кий срок, сна­ча­ла сокру­шил он кер­ки­рян, а потом устро­ил охоту на пира­тов и очи­стил от них море. Таким обра­зом, он и обо­га­тил афи­нян и пре­вра­тил их в опыт­ней­ших мор­ских бой­цов. (Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах. 2. )

И всё же раскрыть свой личностный потенциал и проявить себя в качестве дальновидного полководца и стратега Фемистоклу, на мой взгляд, удалось в период греко-персидских войн. Причинами столь продолжительных военных столкновений стали: агрессия персидской державы, её стремление покорить полисы Балканской Греции.

Фемистокл уже в период своего архонтата начал заботиться об укреплении морской мощи Афин, вынашивать идею о строительстве для афинского государства крупного морского порта. Морская программа Фемистокла в кратчайшие сроки была реализована, в результате чего афинский флот стал сильнейшим в Греции, далеко превосходя флотилии остальных полисов. Помимо этого, в 478 году флотоводец стал одним изсоздателей морского союза греческих государств. Союз был заключен между Афинами и малоазийскими и островными греческими городами для борьбы с персами. [6]

Вначале союзные греческие полисы планировали противостоять врагу в Северной Греции и с этой целью направили туда морем войско (во главе афинской его части стоял Фемистокл). Однако выяснилось, что проход из Македонии в Фессалию удержать не удастся, поскольку фессалийская знать склонялась к переходу на сторону персов. Оборонительные рубежи пришлось установить южнее: армия гоплитов во главе со спартанским царем Леонидом встречала полчища Ксеркса в Фермопильском ущелье, а греческий флот прибыл к мысу Артемисий (северная оконечность острова Эвбея). Вот, что сообщает о сражении при Артемисии Диодор: «Греки располагались в Артемисионе в Евбее и имели всего двести восемьдесят триер; из этих кораблей сто сорок были афинские, а прочие снарядили другие греки. Их навархом был спартанец Еврибиад, а афинянин Фемистокл управлял делами флота, ибо последний, по причине его дальновидности и полководческого опыта, пользовался большим уважением не только у греков во всем флоте, но и у Еврибиада лично... » (Диодор. Историческая библиотека. 12. ).

Устрашившись огромной численности подходившего персидского флота, Еврибиад вначале решил отступать от Артемисия. Однако жители Эвбеи, желая предотвратить захват острова, дали Фемистоклу взятку. Поделившись полученными деньгами с Еврибиадом, афинский политик убедил того остаться и принять бой. Сражение при Артемисии завершилось ничейным исходом, но для греков ввиду очевидного неравенства сил уже и это представлялось большим успехом: им удалось удержать занятые позиции. К тому же битва имела для греческого войска большое морально-психологическое значение: это было первое столкновение Эллинского союза с персами на море, и в его ходе оказался развеян миф о непобедимости Ксерксовой армады; выяснилось, что персы — такие же люди, как и все остальные, и что с ними вполне можно сражаться. (Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах. 3. )

Однако, как раз в это время до флота дошла весть о прорыве сухопутного войска Ксеркса при Фермопилах и о гибели отряда Леонида. Держать оборону у берегов Эвбеи больше не имело смысла, и греческие корабли отступили в Саронический залив. Возвратившись в Афины, Фемистокл сыграл ведущую роль в организации эвакуации населения города, стремясь не допустить паники. Теперь это было уже решительно необходимо, поскольку персы прошли в Среднюю Грецию и ничто не отделяло их от Афин. Как и следовало ожидать, вскоре после оставления города он был захвачен и разрушен Ксерксом. Судьба тех немногих, которые остались верны толкованию «деревянных стен» как укреплений Акрополя и держались там с мужеством обреченных, оказалось плачевной: они были перебиты персами. К Аттике подошел и персидский флот. Новое столкновение на море становилось неизбежным. В сентябре 480 г. до н. э. союзный греческий флот под командованием того же Еврибиада базировался на Саламине. Количество кораблей значительно увеличилось: теперь их было 378, из них почти половину (180) составляла афинская эскадра во главе с Фемистоклом. Однако силы персов по-прежнему превосходили их в несколько раз. [7]

Еврибиад, заботясь прежде всего об участи Спарты, предлагал вновь отступить и принять бой на подступах к Пелопоннесу. Фемистокл, считавший, что единственно возможный план действий — остаться в Саламинском проливе и в нем же сражаться с персами, — употреблял все свое искусство убеждения, чтобы отговорить спартанского главнокомандующего от подобных замыслов. (Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах. 4. )

Фемистокл блистал красноречием, прибегал даже к угрозам, намекая на то, что афиняне могут покинуть союзный флот, в полном составе отправиться в Южную Италию и там обрести себе новую родину. Этот последний довод подействовал, и греки постановили следовать плану Фемистокла. На срочно созванном военном совете вновь был поднят вопрос об отходе к Пелопоннесу, и на сей раз именно эта точка зрения перевешивала, несмотря на все усилия Фемистокла. В конце концов афинский полководец пошел на весьма рискованнуюхитрость. Послав своего доверенного раба к персидскому царю, он сообщил тому о намерении греков уйти и советовал блокировать своими судами выходы из Саламинского пролива. После того, как Ксеркс последовал совету Фемистокла, греки оказались запертыми, и битва стала неизбежной. [8]

На рассвете Ксеркс сел на возвышенном месте, обозревая флот и его построение. Он велел поставить себе золотой трон; около него было много писцов, обязанность которых была записывать, что происходило во время сражения. (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. 13. )

Однако зрелище для царя оказалось не из приятных. В Саламинском проливе персов ожидала ловушка: бой, по сути, был им ловко навязан, хотя сами они об этом и не догадывались. В узком проливе огромный ахеменидский флот не мог использовать свое численное преимущество. Персидские корабли сбились в кучу, утрачивая управление, повреждая друг друга. Более подвижные и маневренные греческие триеры теснили корабли противника, применяя весь набор приемов, характерный для морской войны того времени: топили их с помощью таранных ударов, выводили из строя, ломая вражеские весла, брали на абордаж…Битва закончилась полной и безоговорочной победой греков, и наибольший вклад в эту победу, бесспорно, внесли афинские корабли, руководимые Фемистоклом. [9]«Вели­кие дела совер­шил Феми­стокл в эту вой­ну…Так, если рань­ше афи­няне поль­зо­ва­лись неболь­шой и неудоб­ной Фалер­ской гава­нью, то по его сове­ту был выстро­ен и обне­сен сте­ной трой­ной Пирей­ский порт, зна­че­ни­ем срав­няв­ший­ся с самим Горо­дом, а дело­вы­ми каче­ства­ми пре­взо­шед­ший его». (Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах. 6. )

Сразу после поражения при Саламине остатки персидского флота отступили к берегам Малой Азии. Ксеркс с большей частью сухопутного войска намеревался также покинуть Грецию. Авантюрное предложение Фемистокла сжечь наведенный в свое время персами мост через Геллеспонт, чтобы запереть их в Элладе, не встретило поддержки у остальных греческих полководцев, считавших, что лучше «не дразнить зверя», а дать ему спокойно уйти. Тогда Фемистокл, вновь связавшись с Ксерксом, рекомендовал ему поторопиться с отбытием, выставляя себя его тайным сторонником. [10]

Отступая, царь оставил на Балканском полуострове крупный отряд под командованием своего зятя Мардония, который лишь в следующем году был окончательно разбит греками в битве при Платеях. Оставшуюся часть 480 г. до н. э. Фемистокл провел в экспедициях против некоторых островов Эгейского моря, державших сторону персов. Фемистокол, подвергая островитян осаде, вымогал с них крупные суммы денег, чем дал очередной повод для противопоставления Аристиду: последний, двумя годами позже командуя на море, весьма умеренно и милосердно относился к жителям эгейских островов. Отметим, что перед нами, кажется, первая попытка распространения морского владычества афинян на греков-островитян, а Фемистокл выступил здесь в качестве предтечи основателей Афинского морского союза. [11]

Зимой того же года этот афинский политик замыслил очередную авантюру. Как отмечает Плутарх: «... Фемистокл в одной своей речи перед народным собранием сказал, что у него есть план, полезный и спасительный для афинян, но что нельзя говорить о нем при всех. Афиняне предложили ему сообщить этот план одному Аристиду и, если тот одобрит его, привести его в исполнение. Фемистокл сообщил Аристиду, что он задумал поджечь эллинский флот на его стоянке. Аристид заявил в народном собрании, что нет ничего полезнее, но в то же время бесчестнее того, что задумал Фемистокл. Тогда афиняне приказали Фемистоклу оставить это намерение». (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. 20. )



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.