Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическое занятие №2.. Тема: Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста.



Практическое занятие №2.

Тема: Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста.

Цель работы: выполнять лингвостилистический анализ

Задание 1. Прочитайте текст и выполните задания 1-7, записывая ответы.

(1) Какрождается замысел?

(2) Возникновение замысла, пожалуй, лучше всего объяснить путем сравнения. (3) Сравнение вносит иногда изумительную ясность в самые сложные вещи.

(4) Астронома Джинса спросили однажды, каков возраст нашей Земли.

(5) - Представьте, - ответил Джинс, - исполинскую гору, хотя бы Эльбрус, на Кавказе. (6) И вообразите единственного маленького воробья, который беспечно скачет и клюет эту гору. (7) Так вот, этому воробью, чтобы склевать до основания Эльбрус, понадобится примерно столько же времени, сколько существует Земля.

(8) Сравнение, которое дало бы понять возникновение замысла, гораздо проще.

(9) Замысел — это молния. (10) Много дней накапливается над землей электричество. (11) Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра — молния.

(12) Почти тотчас же вслед за молнией на землю обрушивается ливень.

(13) Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. (14) Накапливается все это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. (15) Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию — замысел.

(16) Для появления замысла, как и для появления молнии, нужен чаще всего ничтожный толчок.

(17) Толчком может быть все, что существует в мире вокруг нас и в нас самих.

(18) Лев Толстой увидел сломанный репейник – и вспыхнула молния: появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате.

(19) Но если бы Толстой не был на Кавказе, не знал и не слышал о Хаджи-Мурате, то, конечно, репейник не вызвал бы у него этой мысли. (20) Толстой был внутренне подготовлен к этой теме, и только потому репейник дал ему нужную ассоциацию.

(21) Если молния — замысел, то ливень — это воплощение замысла. (22) Это стройные потоки образов и слов. (23) Это книга. /К. Паустовский/

 

1. Определите стиль текста.

2. Определите тип речи.

3. Укажите номер предложения, в котором выражена главная мысль текста.

4. Каким стилистическим приёмом пользуется К. Паустовский, объясняя рождение замысла?

5. Какое свойство молнии позволило К. Паустовскому сравнить ее с замыслом?

6. В 4-м абзаце найдите контекстуальные антонимы.

7. Укажите способ связи между (10) и (11) предложениями.

Задание 2. Составьте и запишите телефонный разговор, который может состояться у вас с возможным адресатом: родителями, сестрой или братом.

Задание 3. Выпишите из любого толкового словаря русского языка не менее 10 слов и выражений со стилистической пометой разг. и столько же слов и выражений с пометой прост. Охарактеризуйте разницу между разговорными и просторечными средствами языка.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.