Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





??? На какие этапы делится послевоенное развитие развитых стран Запада?



??? На какие этапы делится послевоенное развитие развитых стран Запада?

В чём суть немецкого экономического чуда?

Что общего в тетчеризме и рейганомике?

Ответить на вопросы

Послевоенный период (1945-1967 годы)

Для Греции Вторая мировая война в 1945 г. не закон­чилась. Ещё до её окончания разразилась гражданская война между коммунистическими партизанами, популярными в народной сре­де, и монархистами, поддержанными узким кругом городской бур­жуазии. В ходе её погибли 80 тыс. греков и 700 тыс. превратились в беженцев.

В сентябре 1946 г. в страну вернулся король Георг II, ему насле­довали Павел I (1947-1964 гг. ) и Константин II (1964-1974 гг. ). В 1946-1952 гг. в Греции сменилось 16 правительств. С 1952 г. в течение 11 лет премьер-министром Греции являлся главнокоман­дующий Александрос Папагос, воевавший на стороне монархии. В этот период была принята демократическая конституция и про­ведена аграрная реформа, ставшая важнейшим фактором эконо­мического развития страны. После смерти Папагоса премьер-министром с 1955 по 1963 г. с небольшими перерывами был Константинас Караманлис, который смог поставить экономику Греции на рыночную основу. В 1960 г. был принят пятилетний план экономи­ческого развития страны, вследствие чего возросло производство электроэнергии, выпуск продукции машиностроения и химиче­ской промышленности. С 1963 г. благодаря настойчивости Кара­манлиса Греция стала ассоциированным членом ЕЭС.

Чёрные полковники (1967-1974 годы)

В 1967 г. произошёл военный переворот, и к власти пришли «чёрные полковники» (так их называли из-за чёрных мундиров), изменившие конституцию и выдвинувшие собственную программу внешней политики, но не тронувшие социально-экономического устройства страны. Корни переворота лежали в противостоянии правых и левых сил. Власти всегда боялись ситуации, сложившей­ся после окончания Второй мировой войны, когда в стране чуть не произошёл революционный переворот, к которому призывали левые силы, имевшие сильное влияние на политическую жизнь страны.

Режим «чёрных полковников» благодаря репрессивным ме­рам и экономической политике просуществовал семь лет. За это время существенно выросло производство, в сельских районах со­кратилась безработица. Правительство списало долги с крестьян­ского населения. В социальной сфере была введена единая зарпла­та для мужчин и женщин. С конца 1973 г. начинается ухудшение экономического положения Греции. Всё большее количество жи­телей страны стало проявлять неприятие военной диктатуры. Чашу терпения переполнили события на Кипре.

При поддержке «чёр­ных полковников» в 1974 г. здесь был совершён переворот с целью присоединения острова к Греции. Это дало повод Турции, гаранти­ровавшей вместе с Великобританией независимость острова, ввести войска и оккупировать северную часть Кипра. В 1974 г. в результа­те выборов к власти в Греции пришло гражданское правительство во главе с вернувшимся из Парижа Караманлисом, после чего была принята новая конституция. Материал с сайта http: //wikiwhat. ru

Экономическое развитие Греции

Для большинства греков наибольшее значение имело то, что с 1952 г. в стране начался постепенный рост благосостояния, кото­рый продолжался и при военных, и при Караманлисе. Причины этого роста были как общие для всего Запада — помощь по плану Маршалла, благоприятная экономическая конъюнктура, так и специ­фические — благоприятное географическое положение и связан­ное с ним мощное развитие туризма, своевременная и успешная аграрная реформа.

Греция всегда славилась своей предпринимательской культу­рой, и это несмотря на весьма значительные позиции государства в сфере экономики. С начала 1980-х гг. страна стала быстро при­ближаться к западноевропейским жизненным стандартам.

Италия / Италия во второй половине XX — начале XXI века

Одновременно с выборами в Учредительное собрание 2 июня 1946 года состоялся референдум, по результатам которого Италия была объявлена республикой 13 июня (это решение поддержали 54, 3 % голосовавших). Учредительное собрание в течение полутора лет работало над республиканской конституцией. 27 декабря 1947 года она была одобрена 453 голосами против 62 и вступила в силу 1 января 1948 года.

Итальянская внутренняя политика в значительной мере зависела от противостояния между СССР и США. Политические партии, за исключением коммунистов, представляли собой объединения более мелких групп, каждая из которых в свою очередь имела своего руководителя, аппарат, идеологическую базу, собственные источники финансирования и прессу. В рамках каждой партии группы боролись между собой за власть, а также за обеспечение финансирования и создания рабочих мест для своих членов, за симпатии крупных компаний. Именно поэтому большинство итальянских правительств были недолговечными: средняя продолжительность пребывания у власти составила 11 месяцев. В условиях пропорциональной избирательной системы правительства «перетряхивались», чтобы предоставить посты представителям различных противоборствующих группировок.

Во внешней политике итальянские кабинеты проявляли большую инициативу, параллельно придерживаясь линий европеизма и атлантизма. Италия участвовала в создании НАТО и стала членом альянса со дня его основания — 4 апреля 1949 года. В 1951 году Италия участвовала в учреждении Европейского объединения угля и стали, в 1957 году правительство во главе с Антонио Сеньи активно участвовало в переговорах о создании Европейского общего рынка, которые привели к подписанию соответствующих договоров 25 марта в Риме.

В 1970-х годах в Италии были сильная инфляция и высокий уровень безработицы, главной причиной чего послужило резкое повышение цен на нефть. Ситуация осложнялась тем, что в конце 1960-х годов профсоюзам в результате массовых волнений были сделаны существенные уступки. Кабинеты министров сменяли друг друга, однако были не в состоянии преодолеть экономический кризис, коррупцию и преступность.

В стране активизировались правые и левые экстремисты: так, группировка «Красные бригады» в 1978 году похитила и убила христианско-демократического лидера Альдо Моро (по официальной версии). В 1978–1979 годах правительство приняло жёсткие законы против терроризма и предоставило особые полномочия спецслужбам. «Красные бригады» оказались в изоляции, их террористическая сеть была обнаружена и ликвидирована. Одновременно была раскрыта тайная организация правых экстремистов «П-2» (связанная с секретными службами Италии). Парламентские расследования не установили целей этой организации, однако не вызывал сомнений подрывной и антидемократический характер её деятельности. В целом в 1981–1982 годах террористическая угроза была устранена.

Для 1980-х годов были характерны высокие темпы экономического роста Италии, сокращение инфляции и снижение дефицита государственного бюджета. Однако положение на юге страны было значительно хуже, чем на севере: безработица на юге к 1990 году составляла около 20 %, при этом сохранялась масштабная коррупция. Мафия занималась рэкетом частных компаний, обладала значительным влиянием на власти всех уровней, а также контролировала большую часть мирового рынка героина. Именно потоки «нарколир» в итальянские банки и на рынок государственных облигаций способствовали сокращению дефицита госбюджета.

Распад СССР имел для Италии серьёзные внутриполитические последствия: на протяжении всего послевоенного периода в Италии действовала крупнейшая компартия Западной Европы. В 1991 году Итальянская коммунистическая партия была переименована в Демократическую партию левых сил, однако политическое влияние бывшие коммунисты окончательно утратили. На противоположном, правом фланге образовалась Лига Севера, отстаивавшая идеи сепаратизма, в частности отделения богатого севера страны.

Мафия продолжала действовать безнаказанно: в 1992 году были убиты христианский демократ Сальваторе Лима, известный борец с мафией судья Джованни Фальконе, а также прокурор Паоло Борселлино. Правительство и парламент предприняли серию контрмер, направленных на усиление борьбы с организованной преступностью. Расследование преступлений мафии было поручено специально созданному центральному ведомству со штатом более 3 тысяч сотрудников, также был назначен прокурор с особыми полномочиями. В конце 1992 — начале 1993 года удалось арестовать некоторых лидеров преступных организаций (мафии, каморры), включая главного руководителя сицилийской мафии Сальваторе Риина, которого суд позднее приговорил к 15 пожизненным срокам тюремного заключения. Всего по уголовным делам, связанным с деятельностью мафии, проходило около 22 тысяч человек. На аресты мафия пыталась отвечать терактами: в мае и июле 1993 года прогремели взрывы во Флоренции, Милане и Риме.

В 1993 году в рамках операции «Чистые руки» под следствием оказались несколько тысяч представителей высших эшелонов власти, финансовых и промышленных кругов. Дела были заведены против двух бывших премьер-министров Джулио Андреотти и Беттино Кракси, семи экс-министров, более 400 бывших парламентариев, глав полиции, мэров шести крупных городов. В результате коррупционных скандалов существенно упало доверие населения к политической элите. Активно звучали требования введения мажоритарной системы для парламентских выборов и прямого избрания мэров на местном уровне. По итогам референдума, проведённого в апреле 1993 года, избиратели высказались за мажоритарную систему на выборах в сенат (граждане надеялись взять под контроль партийные аппараты, голосуя за конкретного кандидата) и другие реформы. В августе 1993 году парламентом был утверждён новый порядок выборов, согласно которому 75 % мест в обеих палатах парламента должны были распределяться на основе мажоритарного принципа, остальные 25 % — в результате голосования по партийным спискам. Реформа избирательной системы и коррупционные скандалы изменили политический ландшафт Италии.

Перегруппировка политических сил продолжалась вплоть до 1996 года, когда выделились два блока — правый «Полюс свободы» и левоцентристский «Оливковое дерево». По итогам выборов, прошедших в том же году, коалиция была сформирована на базе «Оливкового дерева». Лига Севера после успеха на местных выборах в Северной Италии взяла курс на отделение северных областей. Однако действия Лиги не получили массовой поддержки. Центральные власти предостерегли сепаратистов от непродуманных шагов, предложив вместе с тем собственный проект конституционной реформы: он предполагал усиление исполнительной власти, децентрализацию государства и введение «полупрезидентской» системы, при которой глава государства избирается напрямую населением, имеет право распустить парламент, а также располагает дополнительными полномочиями в сфере внешней и оборонной политики. Кроме того, предлагалось расширить компетенции местных, провинциальных и региональных органов. Однако в конституционных референдумах 1999 и 2000 годов приняло участие менее 50 % избирателей, и они были объявлены недействительными.

Популярность «Оливкового дерева» падала. Парламент по настоянию правых партий был распущен, состоялись досрочные выборы. Однако Карло Адзелио Чампи, занявший пост президента Италии в мае 1999 года, поручил сформировать правительство левоцентристскому кандидату Джулиано Амато. Правительство Амато не достигло значимых результатов, в том числе из-за провала референдума 2000 года. Неявку населения на плебисцит спровоцировали призывы партии «Вперёд, Италия» Сильвио Берлускони и других партий правого толка бойкотировать голосование. В случае если бы референдум удался, они лишились бы всех шансов на успех при окончательном отказе от пропорциональной системы и изменении системы финансирования партий.

В начале 2001 года социально-экономические результаты, достигнутые левым центром, оценивались многими как негативные: не оправдались ожидания относительно уровня экономического роста, сокращения разрыва между северными и южными районами страны, показатель безработицы превышал 10 %. В мае 2001 года на парламентских выборах блок «Оливковое дерево» потерпел поражение.

Новое правительство сформировали правые партии, объединённые в блок «Дом свобод» во главе с Сильвио Берлускони. Смена власти, однако, не изменила в значительной степени экономический курс. По отношению к Берлускони и его кабинету правящие круги европейских стран проявляли скептицизм, связанный с отдельными, часто находившимися вне рамок политической корректности высказываниями премьера и членов его правительства. В то же время благодаря поддержке Италией военной операции США против Ирака, начавшейся весной 2003 года, улучшились отношения Рима и Вашингтона.

Отношения внутри правой коалиции не были гладкими по причине разного отношения партий к судебному иммунитету для высших должностных лиц государства. При этом Объединённые христианские демократы едва не покинули правящую коалицию, чем могли спровоцировать досрочные парламентские выборы.

Берлускони возглавлял правительство Италии рекордный для послевоенной истории страны срок (с 11 июня 2001 года по 17 мая 2006 года). Однако тенденция к падению рейтинга правой коалиции сохранилась в 2004–2005 годах, а Романо Проди, в 2004 году оставивший пост главы Европейской комиссии, становился для Берлускони всё более опасным соперником. На региональных выборах 3–4 апреля 2005 года коалиция Берлускони «Дом свобод» проиграла в 11 из 13 областей. Получив контроль над областями, левоцентристский блок изменил в свою пользу расклад политических сил перед всеобщими парламентскими выборами 2006 года, которые выиграл с небольшим преимуществом по отношению к «Дому свобод». Берлускони отказывался признать поражение до тех пор, пока решение в пользу Проди не вынес Кассационный суд Италии. По итогам всеобщих выборов левый центр завоевал преимущество как в палате депутатов, так и в сенате республики.

15 мая 2006 года, после ухода Карло Адзелио Чампи, новым президентом Италии стал избранный на этот пост 10 апреля Джорджо Наполитано. Несмотря на своё коммунистическое прошлое, Наполитано явился компромиссной фигурой для левого и правого крыла политического спектра страны (перед выдвижением Наполитано «Дом свобод» отверг кандидатуру д’Алемы, предложенную левоцентристской коалицией). Чампи покинул президентское кресло до завершения политического кризиса, связанного с итогами парламентских выборов. Предложение сформировать правительство Романо Проди поступило уже от Наполитано. Кабинет левоцентристской коалиции приступил к исполнению своих обязанностей 17 мая 2006 года, получив вотум доверия обеих палат парламента.

Проди заявил о выводе итальянского воинского контингента из Ирака. 25–26 июня 2006 года в стране состоялся референдум о поправках в конституцию, предложенных правоцентристской коалицией ещё до ухода в оппозицию. Данные поправки предусматривали сокращение числа парламентариев примерно на 200 человек, расширение полномочий премьер-министра (например, предоставление ему права роспуска парламента), деволюцию властных полномочий в пользу областей (то есть, по сути, движение Италии от формально унитарного государства к федеративному) и пр. Население страны отвергло инициативу правого центра: за реформы высказались 38, 7 % избирателей, против — 61, 3 %; явка составила 53, 7 % при пороге в 50 %, что является свидетельством роста активности населения после провала предыдущих конституционных референдумов.

В сфере внутренней политики Проди начал предпринимать меры по борьбе с уклонением от уплаты налогов, а также увеличил налог на прибыль. Эти шаги, как и стремление оптимизировать структуру государственных финансов, обусловили падение популярности главы правительства. В октябре 2007 года мэр Рима Вальтер Вельтрони учредил новую Демократическую партию, которая вобрала в себя практически все партии, состоявшие в коалиции Романо Проди. Глава оппозиции Сильвио Берлускони в свою очередь основал партию «Народ за свободу».

В январе 2008 года в стране разразился правительственный кризис, и премьер-министр Италии Романо Проди подал в отставку. Причиной отставки стало то, что итальянский сенат проголосовал против доверия возглавляемому Проди правительству. Вынесение на голосование вопроса о доверии правительству было связано с выходом партии ушедшего в отставку министра юстиции Клементе Мастеллы «Союз демократов за Европу» из правящей коалиции. Ранее Мастелла подал в отставку с поста министра юстиции. Это произошло после того, как по решению судебных органов в области Кампания на юге Италии по обвинению в коррупции были арестованы руководители партии.

Президент республики Джорджо Наполитано принял отставку Проди, назначил досрочные парламентские выборы и поручил Р. Проди исполнять обязанности главы кабинета вплоть до формирования нового состава правительства и его одобрения обеими палатами национального парламента. Основными вопросами в ходе предвыборной кампании 2008 года стали экономика (замедление экономического роста по причине роста укрепления евро, низкая производительность), иммиграция и внешняя политика. Берлускони пообещал избирателям снизить налоги, увеличить пенсии, выдворить из страны нелегальных иммигрантов, решить проблемы авиакомпании «Алиталия», находившейся на грани банкротства, а также улучшить демографическую ситуацию, направив средства на стимулирование рождаемости. Вельтрони в своей кампании делал акцент на том, что обществу следует отвергнуть «старое» поколение политиков (которое олицетворяет Берлускони), а также пообещал гражданам улучшение системы соцобеспечения и пошаговое (по 1 %) снижение налога на прибыль в течение трёх лет. В области внешней политики правые допускали сохранение и даже увеличение численности итальянского воинского контингента в Афганистане, тогда как левые выступали против подобных планов.

На досрочных выборах в апреле 2008 года возглавляемая Берлускони правоцентристская коалиция «Народ за свободу» получила в Палате депутатов 340 (46, 8 %) из 617 мест, в то время как его главный соперник — левоцентристская коалиция — получила лишь 239 мест (37, 5 %). На выборах в верхнюю палату национального парламента — Сенат — коалиция Берлускони получила 171 место (47, 32 %) против 130 (38, 01 %) у левоцентристов. Таким образом, Берлускони в третий раз возглавил кабинет министров Италии.

После поражения стран «оси» популярна была идея об устранении Франко и передаче власти демократическому правительству. СССР и Франция продвигали этот сценарий, США и Великобритания ему противились. Но формальных поводов для внешнего силового вмешательства в испанские дела не было. Однако страна оказалась в ситуации морального бойкота и международной изоляции. В эти годы в Мексике было создано коалиционное республиканское правительство в изгнании во главе с Х. Хиралем, в начале 1946 оно пыталось укрепить свои позиции в Европе.

Франко искал возможности выхода из изоляции. Еще в 1942 был подписан закон, учреждавший Кортесы. 18 июля 1945 была издана «Хартия испанцев», некоторое подобие конституции без гарантий прав граждан. 6 июля 1947 в результате плебисцита был одобрен «Закон о наследовании поста главы государства». Главой государства утверждался каудильо, при нем создавались Регентский совет и Совет королевства. Франко наделялся правом предложить лицо, которое должно стать королем после его смерти (или когда сочтет нужным). В 1948 состоялась встреча Франко с доном Хуаном де Бурбоном, и они договорились о том, что наследником станет сын дона Хуана, Хуан Карлос. Принц прибыл в Мадрид в 1955.

Помимо этих мер выходу страны из изоляции способствовало начало «холодной войны» и поддержка США. В 1950 страна получила от американских банков заем на покупку продуктов питания. И. была принята в Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН, а затем во Всемирную организацию здравоохранения. Послы начали возвращаться в Мадрид. В 1953 был подписан договор о конкордате с Ватиканом и соглашение с США о взаимной безопасности и экономической помощи. 14 декабря 1955 И. стала членом ООН.

Послевоенное экономическое положение И. оставалось плачевным, но накопленные ресурсы и смягчение изоляции предоставили возможности для развития. В 1957 был реорганизован правительственный кабинет и многие важные посты в нем заняли технократы, члены «Опус деи». Это новое направление в католицизме оказало сильнейшее воздействие на политическое и экономическое развитие И. 1950—1960-х. Технократы были приверженцами «теории развития» и получили поддержку со стороны А. Карреро Бланко. Занимая бессменно с 1941 пост заместителя секретаря президиума правительства, он был «серым кардиналом» режима и главным политическим советником диктатора. Влияние фаланги снизилось, хотя ее представители сохраняли свои позиции в правительстве, вертикальных профсоюзах и «Национальном движении».

Важным событием, отразившим изменение социальный обстановки в стране, стал университетский кризис 1956, приведший к отставке министра образования Х. Руиса Хименеса, будущего лидера испанских христианских демократов.

В 1958 И. вступила в Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития. Велись переговоры о вступлении в Совет Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Назрели решительные экономические преобразования. «План стабилизации» был поднят до уровня правительственного декрета.

Начался новый этап жизни страны, связанный с экономическими и социальными изменениями, активизацией общественного движения. И. вступила в полосу длительного промышленного подъема, который позволил говорить об «испанском экономическом чуде». Промышленное развитие сопровождалось интенсификацией производства и массовым отъездом испанских рабочих и крестьян на заработки в страны Зап. Европы. Государство поощряло эту практику, чтобы избежать роста безработицы.

Жесткий административный контроль в экономике был ликвидирован, снизилось влияние Национального института промышленности, усилилась активность частного капитала. Министры-технократы пытались управлять с помощью экономического программирования, реализуя «планы развития». Важным фактором развития экономики стал туризм. Страна становилась все более открытой.

Эти процессы сопровождались активизацией антифранкистской оппозиции. Росло социально-политическое воздействие рабочего движения, в которое активно включалась молодежь. В ходе забастовочного движения возникли «рабочие комиссии», превратившиеся в оппозиционный противовес официальным франкистским профсоюзам. Забастовки весны 1962 привели в движение все общество. Интеллигенция активно выступала в защиту рабочего класса. Дух солидарности оказал мощное воздействие на возрождение гражданского общества и способствовал сближению различных групп демократической оппозиции, что проявилось на ассамблее «Европейского движения», собравшейся 7—8 июня 1962 в Мюнхене. Внутри страны формировались устойчивые оппозиционные секторы и соответствующие им нелегальные политические организации, связанные с христианскими демократами, группами «левых католиков», либерально-монархической партией «Испанский союз», Социальной партией демократического действия, группой «новых социалистов», КПИ, а также с националистическими организациями каталонцев, басков и галисийцев.

Влияние опусдеистов в правительстве росло. Для сохранения баланса Франко учредил пост вице-президента правительства, назначив на него генерала А. Муньоса Грандеса. В то же время в правительство вошел М. Фрага Ирибарне, получивший пост министра информации.

В 1966 по его настоянию был принят закон о прессе, ликвидировавший предварительную цензуру. В конце 1966, после утверждения на референдуме, вступил в действие Органический закон государства, завершивший формирование франкистского законодательства, начатого «Хартией труда». Были сохранены все основные положения Закона о наследовании 1947, в соответствии с которым Испания провозглашалась королевством, а также было введено положение о разделении функций главы правительства и полномочий главы государства. В 1969 Хуан Карлос был официально назначен принцем И.

На рубеже 1960—1970-х в стране не прекращались забастовки. Неспокойная ситуация спровоцировала перемены в правительстве, где ключевой фигурой стал Карреро Бланко. Несмотря на взятый новым правительством жесткий курс, обстановка оставалась напряженной. Активизировала свою деятельность Ассоциация борцов за свободу Страны Басков (ЭТА). Делом рук этой организации считается убийство Карреро Бланко, в декабре 1973. В 1975 был принят Закон о борьбе с терроризмом, предоставивший полиции право подвергать аресту, обыску и тюремному заключению всех подозреваемых в принадлежности к террористическим организациям. Новым председателем правительства был назначен К. Арриас Наварро. В 1974 Хуан Карлос принял пост временного главы государства в связи с тяжелой болезнью Франко. В это же время оппозиция готовилась к падению франкистского режима. В Париже ведущие антифранкистские организации, от монархистов до коммунистов, создали объединение Демократический совет. Молодые социалисты, пришедшая к руководству ИСРП (Ф. Гонсалес и др. ) вместе с социал-демократами сформировали Платформу конвергенции. 20 ноября 1975 Франко не стало.

После гражданской войны и на протяжении последующих лет испанская культура пребывала в очень сложных условиях: государственная цензура и контроль во всех сферах, идеологическая монополия национал-католицизма и изгнание интеллигенции привели к тяжелейшему кризису. В первые десятилетие франкизма был пройден путь от разрыва национальной культурной традиции до возрождения культурной жизни. В послевоенное время жанр романа был связан с натуралистическим отображением действительности (романы К. Лафорет и К. Х. Селы). В 1950-е в литературу пришли авторы, не участвовавшие лично в гражданской войне и пытавшиеся оценивать жизнь и историю без предвзятости (Х. Гойтисоло, М. Делибес, А. М. Матуте). С 1970-х доминирует направление национальной самокритики. Управление кинематографом складывалось в 1940-е, когда особо поощрялся «патриотически-исторический» жанр. В 1947 в Мадриде был открыт Институт изучения и практики кинематографа. В 1950-е формируется течение нового испанского кино (Х. А. Бардем, Л. Г. Берланга). На следующем этапе громко заявляют о себе режиссеры политико-интеллектуальной ориентации (К. Саура, В. Эрисе, М. Гутьеррес Арагон). Во Франции работает Л. Буньюэль, совмещающей национальную традицию с методами сюрреализма. Развитие архитектуры было связано с необходимостью решать практические задачи городской застройки. В 1939 был создан Национальный институт жилья, начал работать Совет по реконструкции Мадрида. В 1949 завершилось строительство здания Новых Министерств (С. Суазо). Франкистский режим тяготел к монументальности — выражением этой тенденции стал ансамбль Площади Монклоа и здание Университета труда в Хихоне (Л. Мойя Бланко). Но главным архитектурным проектом франкизма стал комплекс Долины павших (П. Мугуруза). Коммерческие интересы и желание выйти из изоляции обеспечили абстрактному искусству поддержку со стороны режима. В 1951 в Мадриде состоялась первая Ибероамериканская биеннале. С конца 1950-х проводятся биеннале в Барселоне. Определяющей для художественной панорамы И. 1960-х являлась полифония представленных направлений — от исторического авангарда (С. Дали) до информализма и абстракции (А. Тапиес, А. Саура, Э. Чильида).

22 ноября 1975 в Кортесах Хуан Карлос I принял присягу и был провозглашен королем И., заявив в своей первой речи о начале нового этапа в истории страны, основанного на национальном согласии. Переходный период получил название демократического транзита.

В июле 1975 антифранкистские организации во главе с ИСРП создали коалицию «Платформа демократической конвергенции» («Демократическое согласие»). 18 сентября ПДК заключила соглашение с «Демократическим Советом», важная роль в котором принадлежала КПИ. В итоге они выступили как единый блок левых партий — «Демократическая координация», разработав совместную программу борьбы за демократию.

После смерти Франко сохранение за К. Ариасом Наварро поста премьер-министра выглядело стремлением сохранить старые порядки. Недовольство в обществе нарастало, и 3 июля 1976 правительство возглавил А. Суарес. На этом этапе был подписаны декрет об амнистии и новый конкордат с Ватиканом, разработан закон «О политической реформе». В нем признавался суверенитет народа, упразднялись основные франкистские политические институты и провозглашалось избрание двухпалатного парламента на основе всеобщего, прямого и тайного голосования. Закон получил тотальную общественную поддержку на референдуме 15 декабря 1976.

В начале 1977 были восстановлены дипломатические отношения с СССР и странами Вост. Европы. В апреле был ликвидирован аппарат «Национального движения» и как легальная политическая организация была зарегистрирована КПИ.

В июне 1977 состоялись парламентские выборы, победу на которых одержала правоцентристская СДЦ, а ИСРП заняла второе место. Суарес сохранил пост главы правительства и инициировал процесс поиска компромисса между правительством, предпринимателями, левыми партиями и профсоюзами, выразившийся в принятии «пактов Монклоа» в октябре 1977.

Конституционная комиссия разработала проект Конституции, узаконившей парламентскую монархию. 6 декабря 1977 проект был вынесен на общенародный референдум и получил народное одобрение, став символом объединения страны.

В апреле 1979 на муниципальных выборах убедительную победу одержали левые партии, перешедшие на более умеренные позиции. В 1980 Суарес провел реорганизацию правительства, а в 1981 на пост главы правительства был рекомендован Л. Кальво Сотело.

Эти события отражали кризис в СДЦ, на фоне которого 23 февраля 1981 военными под предводительством подполковника А. Техеро Молины была произведена неудачная попытка государственного переворота, ставшего финальной точкой предыдущего исторического этапа.

25 февраля 1981 Кальво Сотело возглавил правительство, которое работало до осени 1982. Одним из самых спорных решений этого кабинета стало вступление Испании в НАТО в мае 1982.

ИСРП одержала победу на парламентских выборах 1982, этот успех был связан с надеждой на решение социально-экономических проблем и включением страны в процессы европейской интеграции. В годы правления ИСРП И. окончательно утвердилась как государство автономий, децентрализация привела к тому, что в стране были созданы две власти: центральное и автономные правительства. Каждая из автономий получила свой статус, стала утверждать свои собственные законы, устанавливать формулы интеграции с центром и функционирования в границах, обозначенных конституцией.

Первая легислатура правительства Ф. Гонсалеса (1982—1986) характеризуется наибольшим реформистским импульсом и активной реализацией программы интеграции в Европейское сообщество, в которое Испания вступила в 1986. Во время второго срока, 1986—1993, ИСРП эволюционировала в сторону идей либерального и неолиберального толка. В этот момент реформы дают сбои, а идея «социального государства» начинает ставиться под сомнение. Благоприятная экономическая конъюнктура 2-й половины 1980-х сменилась кризисом начала 1990-х. Масштабный рост инфраструктуры и «строительный бум» начала 1990-х был связан с празднованием 500-летия открытия Америки, проведением Летних Олимпийских игр в Барселоне и Всемирной выставкой «Экспо» в Севилье. 1992 стал для всего мира «годом И. », подтвердив внешнеполитические успехи правительства социалистов. Третья легислатура (1993—1996) лишила ИСРП абсолютного парламентского большинства и стала периодом трудностей. Положение омрачали многочисленные коррупционные скандалы. Все ярче проявлялись последствия политического и экономического кризиса, который привел к смене правящей партии на всеобщих выборах в марте 1996.

 

Народная партия одержала победу, не получив абсолютного большинства. Новым премьер-министром стал Х. М. Аснар. Ему пришлось пойти на союз с националистами, заключив пакт с каталонской националистической партией КиС, в котором предусматривалось предоставление более широких полномочий автономным областям. Основными направлениями политики нового правительства стали европеизм и связанная с ним модернизация экономики, а также укрепление государственных структур при сохранении автономий. Особо был поставлен вопрос о борьбе с терроризмом.

Реализуя задачу вхождения страны в зону евро, необходимо было выполнить жесткие условия Маастрихтского соглашения 1992, что привело к сокращению до минимума вмешательство государства в экономику и принятию мер по ее либерализации. Внешнеполитический курс правительства был направлен на укрепление позиций, завоеванных в Европе, Латинской Америке и Средиземноморском регионе в предыдущие годы. Консерваторы завершили начатую социалистами интеграцию в военную структуру НАТО.

Всеобщие выборы 2000 принесли НП победу и абсолютное парламентское большинство. За время второй легислатуры была разработана программа по проблеме автономий. Введение евро воспринималось как историческая победа. Но обострились сепаратистские настроения в Стране Басков, ответом на которые стало усиление централизации, доминирование неоконсерватизма и идей «конституционного патриотизма». Также этот период был омрачен чередой трагических инцидентов, таких как испано-марокканский кризис 2002, экологическая катастрофа, связанная с крушением нефтетанкера «Престиж», гибель испанских военных в авиакатастрофе над Турцией (2003). Самой сложной проблемой стал взрыв народного возмущения в связи со Второй иракской войной.

Парламентские выборы в 14 марта 2004 прошли сразу после потрясших страну террористических актов. Ошибки консерваторов заставили ИСРП пересмотреть многие позиции и выдвинуть нового лидера — Х. Л. Родригеса Сапатеро, который и возглавил правительство. Одним из первых значимых шагов нового кабинета стал вывод испанских войск из Ирака. «Новый курс» заявил о себе уже при формировании состава кабинета министров, в котором впервые в истории И. половину портфелей получили женщины. Были отменено обязательное религиозное образование в школах, законодательно утверждена борьба с семейным насилием, упростилась процедура развода и разрешены однополые браки. И. значительно продвинулась вперед в экономическом развитии, стабильный экономический рост позволил правительству социалистов последовательно улучшать социальную обстановку.

9 марта 2008 в И. состоялись очередные всеобщие выборы, на которых ИСРП вновь одержала победу. Но социально-экономическая модель, бесперебойно функционировавшая с начала 1990-х начала давать сбои, активизировалась политическая борьба, произошла эскалация мирового финансового кризиса, больно ударившего по испанской экономике и породившего тяжелые социальные последствия, прежде всего в виде значительного роста безработицы. Усилились требования проведения конституционной реформы, росли сепаратистские настроения в Каталонии, требующей независимости. Под угрозой демонтажа оказалась социально ориентированная модель развития общества, выстроенная в постфранкистский период. В этих условиях ИСРП утратила поддержку большинства населения страны.

Кризисный период характеризовался выраженной финансово-экономической и общественной неустойчивостью, обострением институциональных проблем, возникновением новых внутренних и внешних вызовов. После победы НП на выборах 2012, правительство возглавил М. Рахой, взявшийся за проведение антикризисных мер, встреченных в обществе протестами. Кризис сказался и на испанской монархии, престиж которой сильно пострадал от многочисленных скандалов. Начало нового этапа испанской истории совпало с отречением Хуана Карлоса I в пользу сына. 19 июня 2014 королем Испании стал Филипп VI.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.