|
|||
«Миссионерское служение среди атеистического народа. Китай»
Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования «Белгородская Православная Духовная семинария (с миссионерской направленностью) православной религиозной организации Белгородской и Старооскольской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата»
Кафедра миссиологии ДОКЛАД по дисциплине: « Теория и история атеизма »
на тему: «Миссионерское служение среди атеистического народа. Китай»
Слушатель: 1 курса магистратуры Плохий Евгений Викторович Форма обучения: заочная Научный руководитель: Капинос Роман Валерьевич, кандидат экономических наук, докторант, магистр Теологии.
Белгород, 2021 Сегодняшнем докладе я хотел бы затронуть тему миссии Православной Церкви в Китае. Прежде чем я начну говорить о самой миссии, точнее о некоторых ее аспектах, необходимых для ее успешного продвижения, хотелось бы затронуть исторический аспект христианская миссии в Китае, а также попытаться разобраться на основании краткого исторического экскурса, что на самом деле явилось причиной такого затруднительного распространения христианства в китайском народе. Исторические исследования показывают, что формирование религиозных воззрений китайцев определялась особенностями их социально-экономического развития. В этом развитии неизбежно находило отражение сложность этногенеза китайцев, в состав которых вошло множество разнородных этнических групп. Самое важное чертой религиозных взглядов китайского народа является особенная преобладание в их народном веровании пласта, связанного земледелием. По этой причине наблюдается появление в Китае культа божеств сельскохозяйственной направленности, а также культ предков и семейных покровителей, который особенно ярко выражен в их религиозных воззрениях. Исторические исследования подчёркивают, что формирование религиозных воззрений в Китае, у китайского народа было весьма длительным. И весьма вероятно, что именно этим и объясняется устойчивость их верований, которые утверждались в течение длительного времени. Зачастую невозможно определенно сказать, самобытно ли то или иное явление в идеологии китайского народа, или возможно оно воспринято извне и вошло в китайскую культуру от соседнего народа, а возможно на приобретение данного элемента культуры связана с ассимиляцией китайского народа с другими этническими группами. Поговорим немного об истории христианской миссии на территории Китая. Церковное предание православные Церкви передает нам, что на территории современного Китая свою проповедь ввёл апостол Фома. Более вероятно можно сказать, что это благовествование апостола народам на этой территории проходила незадолго до его мученической кончины в Индии в 53 году. Книга Соборных Постановлений говорит, что на территории Китая, либо на прилегающих территориях, существовали епископские кафедры. Также история Церкви описывает существование вплоть до 8 века на территории Китая большое количество несторианских общин. В 845 году император Китая распустил несторианскин монастыри и христианство, пусть и несторианское, было упразднено с территории Китая. С 13 века к начинается проникновение католичества в Китай католичество имело переменный успех своей миссии Китая. Время миссия способствовала распространению католичества среди народа Китая, люди обращались христианство, но менялась политическая конъюнктура Китая, появлялся новый император-властитель, и христианство оказывалось вне закона, и его всячески пытались вытравить с территории Китая. Историки подчеркивают постоянное желание католической церкви иметь влияние на политику Китая, вмешиваться в её внутренние дела. И как следствие этого желания мы видим противостояние политических элит Китая католическому влиянию. И так происходило в течение все истории католичества на территории Китая. Да впрочем, это же наблюдается и в других странах, либо регионах мира, куда приходило с проповедью католичество. Начиная с 18 века к на территории Китая начинает свою деятельность православная миссия. Но так же как и в случае с католической церковью православие имело переменный успех в своей миссии по распространению православия в Китае. Говоря об успехе и качестве проповеди, то есть о ее плодах, мы должны сказать, что когда в Китае произошёл известный бунт боксёров, китайское православие принесло 222 замученных православных китайцев. И это реальный показатель веры усвоенной китайскими христианами. Как мы видим миссия католической церкви имела непостоянные успех как это было уже сказано, который сменялся гонениями со стороны китайских властей на христианство. Исследователи истории подчеркивают, что католическая церковь всячески пыталась оказывает своё влияние на политическую жизнь Китая на протяжении всего её существования там. Это сильно подорвало авторитет христианства как религии на территории Китая. Попытаюсь сделать вывод касаемо этой данности. Христианство для китайцев открывалась ни как Богооткровенная религия, а как средство или инструмент политического влияния европейцев. И поэтому гонения на христиан стало тем защитным средством политической жизни Китая, к которому чиновники Китая прибегали всякий раз, когда это влияние становилось невыносимым. Благодаря католической церкви, ее деятельности на территории Китая, христианство у китайцев стало представляться как инструментом влияния на политическую жизнь глубоко внедрился в их менталитет, как их отношение к христианству независимо от конфессии. Тоже самое можно наблюдать и в отношении ислама. Почему можно рассуждать в это ключе? На примере православных народов, которые встретились с католической экспансией с и их методами по достижению своего влияния, сложилось устойчивое неприятие католичество, зачастую граничащее с открыто-враждебным отношением. Только одна встреча патриарха московского и всея Руси Кирилла с папой римским в Гаване принесла столько критики в отношении патриарха и РПЦ. Нельзя сказать, что только это стало причиной затруднения развития христианства в Китае. Также нужно подчеркнуть еще раз и культурную особенность народов китайского региона, связанную с их религиозными воззрениями, которые формировались весьма длительное время, и которые определялась особенностями их социально-экономического развития. Выделим еще один факт из истории православной Церкви в Китае: после того, как после революции беженцы из России прибыли в Китай (с начала 1930-х гг. ) китайские священники, оказавшись как бы в подчиненном положении, не хотели с этим мириться. В результате в 1940-х гг. в составе миссии осталось только 12 священнослужителей и монахов китайской национальности. И если в 1917 г. было около 6000 православных китайцев, то в последующие 20 лет многие из них ушли из православия в различные секты. Поговорим теперь о некоторых внутренних аспектах православной миссии в Китае. Первое что отмечают исследователи, что для Китая христианство не религия, не союз человека с Богом, а только земная культурная государственная села. И видимо китайцы и увидели, что европейцы пытаются использовать эту государственную силу для влияния на Китай. Также можно отметить противостояние различных христианских конфессий на территории Китая, в частности протестантских и католических групп, которые ставили палки в колеса проповеди православия. Владыка Иннокентий (Фигуровский) иногда с горечью отмечал то, что хотя миссионерство есть дело всей православной Церкви, но помощи было явно недостаточно, тогда как инославные вероисповедания поставляют в Китай тысячные полки своих миссионеров и тратят миллионы на внешние представительство своих церквей. Также миссионеры отмечают другие препятствия евангельской проповеди, коренившиеся в характере китайского народа с их культурными особенностями. Например, китайские женщины, стыдясь что священник увидит их во время миропомазания, отказывались от крещения. Нередко китайцы держались двоеверия или даже троеверия, когда они себя относили и православию, и к буддизму, и к конфуцианству. Отмечается один случай, когда миссионер похвалил Конфуция, и тем вызвал одобрение жителей, которые отказывались до этого от крещения. Миссионеры подчёркивается важность в деле проповеди приходить к использованию китайских традиций. Например, устраивать праздничные обеды после литургии либо вечера знакомств для прихожан из разных селений. Всё же нельзя сказать, что православная миссия в Китае совсем уж не имела успех. Даже тот факт, что были переведены на китайский язык все богослужебные книги, были построены множественные дома милосердия, храмы, молитвенные дома, а местные китайцы становились священниками говорит о многом. Тяжелейший удар православной миссии в Китае, от которого она не смогла оправиться, является революция в России 1917 года. Но несмотря на тяжелое положение, в которое попала РПЦ как в России, так и в Китае, миссионерская деятельность не прекращалась. Епископ Иоанн Шанхайский подчёркивал, что миссия среди китайцев более всего успешнее тогда, когда она имеет деловое соприкосновение с русскими и китайскими членами миссии на пашнях, в огородах, в садах и коммерческих предприятиях миссии. В 1950 году был рукоположен первый китайский православный епископ Симеон Ду. А чуть позже были рукоположен 9 китайцев священный сан. На 2020 год существовали четыре легально действовавшие прихода Китайской православной церкви: в Харбине, Лабдарине, Инине, Урумчи. На данный момент в Китайской православной церкви служат два священника — иерей Александр Юй (Харбин) и иерей Павел Сунь Мин (Лабудалинь). Существует официальный диалог между Русской православной церковью и Управлением по делам религии КНР с целью нормализации положения Китайской православной церкви. С 2011 года храм Николая Чудотворца в Голутвине в Москве имеет статус подворья Китайской православной церкви.
|
|||
|