Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Муниципальный этап всероссийских конкурсов профессионального мастерства в сфере образования



Муниципальный этап всероссийских конкурсов профессионального мастерства в сфере образования

«Педагог года – 2021»

Номинация «Воспитатель года – 2021»

 

Конкурсное испытание: «Педагогическая находка»

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми 4 – 5 лет по изобразительной деятельности «Берегите планету»

 

 

Абдулжалилова Марьяна Салавутдиновна,

 воспитатель первой квалификационной категории

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Белоярского района

«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский »

 

 

г. Белоярский, 2021 год

Пояснительная записка

Время не стоит на месте, меняются стандарты и требования к образованию. Кроме традиционных форм в развитии детей, мы постоянно ищем новые пути, стараемся шагать в ногу со временем. В соответствии с ФГОС ДО связная речь, творчество, познание, саморазвитие – главные составляющие в вопросах развития дошкольника, в том числе речевого.

Экологическое воспитание – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно сейчас находится.

Природа является богатым источником детских впечатлений и ощущений, поэтому основной целью работы является: способствовать становлению более совершенного, мыслящего маленького человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане посредством изоэкологии и экоблогерства.

Новизна и оригинальность разработки состоит в обеспечении условий для развития экологического сознания, воспитания дошкольников, умения видеть, ценить и приумножать дары природы. Ее решение наиболее оптимально через развитие умения передавать чувства и переживания не столько с помощью слова, сколько с помощью языка нетрадиционного художественного творчества. А использование приема экоблогерства, как речевого жанра интернет-коммуникации, является инновационной составляющей, способствующей получению более продуктивного результата в творческом рассказывании. Участие детей в роли экоблогера развивает монологическую речь, и позволяет сделать вывод, что уже в возрасте 5 лет вызывает у детей большой интерес и может быть использовано как средство повышения уровня речевой и коммуникативной активности.

Образовательная деятельность разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Детский сад «Сказка» г. Белоярский», предполагает развитие у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе рисования нетрадиционными техниками. При разработке образовательной деятельности были учтены нормативно-правовые документы в сфере образования РФ (273-ФЗ от 29. 12. 2012 года «Об образовании в РФ», ФГОС ДО), соблюдены нормы и требования СанПиН.

Данная методическая разработка адресована воспитателям дошкольных организаций, специалистам по изобразительной деятельности, а также руководителям кружковой работы для ознакомления детей среднего дошкольного возраста с методами и приёмами нетрадиционного рисования. Предложенная деятельность является вариативной, при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и формы занятия.

Методическая разработка прошла апробацию в детском саду. Дети изъявили большой интерес к нетрадиционным приёмам рисования, с желанием создавали маленькие шедевры изобразительного искусства и экоролик.

Организационная информация

Автор занятия (ФИО, должность)

Абдулжалилова Марьяна Салавутдиновна, воспитатель

Образовательное учреждение

МАДОУ «Детский сад «Сказка» г. Белоярский»

Возрастная группа

Дети средней группы (4-5 лет)

Методическая информация

Тема занятия

«Берегите планету»

Форма совместной деятельности

Непрерывная образовательная деятельность по рисованию

Интеграция областей

Социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, познавательное, физическое развитие

Краткая характеристика детей 4-5 лет

Дети всё ещё не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо и не надо себя вести. К пяти годам могут выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры и т. д. Восприятие становиться более развитым. Они оказываются способны назвать форму, на которую похож тот или иной предмет, могут вычленять в сложных объектах простые формы из простых форм воссоздавать сложные объекты. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Начинает развиваться образное мышление.  Знают обобщающие понятия и правильно используют их в своей речи; связно излагают свои мысли, владеют диалогической и монологической речью

Цель занятия

Развивать способности детей в умении изображать планету Земля используя нетрадиционные и традиционные художественные средства

Задачи

Образовательные:

· формировать умение изображать планету Земля, используя в работе комбинированные техники рисования (ладошкой, ватными палочками, кистью);

· совершенствовать умение правильно передавать в рисунке форму, строение объектов, расположение частей, отношение по величине;

Развивающие:

· развивать творчество, умение передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько объектов, располагая их на всём листе;

· развивать инициативу и самостоятельность в ходе продуктивной деятельности.

· расширять словарный запас;

· развивать воображение, внимание, слуховое и зрительное восприятие, мелкую моторику.

Воспитательные:

· воспитывать любовь к окружающей природе, желание заботиться о ней;

· воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности;

· вызвать у детей эмоциональный отклик.

· Здоровьесберегающие:

· создавать благоприятные условия для эмоционально-положительного восприятия материала;  

· избегать переутомления детей.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят воспитанники в ходе занятия

Систематизируются знания об окружающем мире; совершенствуются умения изображать планету Земля, используя нетрадиционные и традиционные художественные средства; повысится интерес к нетрадиционным техникам рисования

Продолжительность занятия

20 минут

Необходимое оборудование и материалы

Глобус, иллюстрации с видом планеты из космоса и правилами поведения в природе, тонированные альбомные листы бумаги А4, гуашь, ватные палочки, кисти, губки, стаканчики с водой, салфетки, магнитофон, микрофон, камера

Методы и приемы, используемые на занятии

Наглядные (демонстрация наглядного материала, глобус);

Игровые (создание игровой ситуации);

Словесные (беседа-диалог, рассказ, художественное слово, активизация словаря, объяснение, показ, пояснение, похвала, анализ);

Практические (вовлечение в различные виды деятельности).

Подробный конспект занятия

Формы работы/время проведения

Ход непрерывной образовательной деятельности

Описание действий участников образовательного процесса Ожидаемый результат

I этап. Вводная часть (организационный момент; мотивационная составляющая) – 3 мин.

Мотивация к деятельности Постановка проблемы/2 мин. 30 сек.  

Цель: Создание эмоционального настроя и мотивации.

Воспитатель (собирает детей в круг): Приветствие «Здравствуй» (сопровождается движениями):

- Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх).

- Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг).

- Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер).

- Здравствуй, планета Земля! (Описать большой круг над головой).

- Здравствуй, наша большая семья! (Все дети берутся за руки и поднимают их вверх).

Воспитатель: Ребята, сегодня 22 апреля – Всемирный день Земли. Как вы думаете, что это за праздник? Ответы детей (далее О. д. )

Воспитатель: День рождения Земли. Этот день можно назвать праздником чистой воды, земли и воздуха - всего, что необходимо для жизни человека и животных.

Воспитатель (подводит детей к глобусу): Давайте посмотрим на глобус. Кто знает, что такое глобус? О. д.

Воспитатель:  Это маленькая копия нашей планеты. Наша Земля очень красивая, особенно весной, когда вся природа оживает и всё расцветает.

Воспитатель: Её называют «голубой планетой», кто догадался почему? О. д.

Воспитатель: Потому что на Земле много воды.

Воспитатель: Ребята, а что такое природа? О. д.

Воспитатель: Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы и т. д.

Воспитатель: Что нужно делать для того, чтобы наша планета Земля всегда была красивая? О. д.

Воспитатель: Надо любить природу, очень бережно относиться ко всем ее объектам. А для этого необходимо быть добрыми, трудолюбивыми и грамотными людьми. Пословицы говорят: Птиц зверей оберегай — никогда не обижай.

Враг природы тот, кто ее не бережет.

Воспитатель: В День своего рождения, все именинники получают подарки. Как вы думаете, приятно будет нашей планете получить от нас подарок? Особенно дорог подарок, выполненный своими руками. Что мы ей можем подарить? О. д.

Воспитатель: Нарисуем рисунки, сфотографируем их и отправим имениннице по электронной почте.

Действия педагога. Воспитатель мотивирует детей к предстоящей деятельности, обозначив проблему.   Психологическая готовность детей к контакту с педагогом. Дети мотивированы на предстоящую деятельность.
Развивающая игра «Природа или нет»/30 сек.

Воспитатель (предлагает детям встать в круг): когда я назову объект природы – вы хлопайте в ладоши, а вот если называю объект, сделанный руками человека – топайте ногами. Будьте внимательны. Дерево, стул, лопата, ромашка, машина, трава, радуга и т. д. Молодцы, справились.

Действия педагога. Предлагает детям поиграть, хвалит детей. Действия детей. Дети слушают педагога, выполняют действия Дети сосредоточены, настроены на дальнейшую работу.

II этап. Основная часть – 14 минут

Обсуждение расположения на рисунке форм, частей объектов; способов рисования планеты Земля/4 мин.

Воспитатель (предлагает детям присесть за столы): Что можно изобразить на наших рисунках? О. д.

Воспитатель: В центре листа нарисую планету Земля - она главная героиня на рисунке. Посмотрим в бинокль на планету. Какая она по форме? Каким цветом мы ее нарисуем? Давайте в воздухе нарисуем круг. Молодцы. Не отрывая кисти от бумаги, рисую круг, аккуратно, стараясь не выйти за контур, закрашиваю его. Пока Земля сохнет, вокруг нее я ватной палочкой нарисую звезды. Обмакну ватную палочку в желтую гуашь и нанесу точки, пятнышки на бумагу. На планете кистью нарисую зеленые острова. Мы с вами защитники природы, чтобы Земля это увидела, предлагаю отпечатать наши ладошки. Для этого нанесу губкой краску на ладонь – окрашу ее и сделаю отпечаток на бумаге.  Можно рисовать и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытру салфеткой. Закройте глаза и представьте, что вы нарисуете вокруг земли.

Действия педагога. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением планеты с видом из космоса. Показывает способы изображения объектов, выделяет составные части их формы, цвета, расположение; объясняет поэтапный ход работы. Действия детей. Дети обследуют объект, предлагают, что можно изобразить на рисунках (радугу, солнце, деревья, цветы, траву, птиц, правила поведения). Дети проговаривают объекты для рисования. Определяют цвет, количество и форму. Рисуют ватными палочками, ладошками, кистью. Проявляют инициативу и желание нарисовать задуманное.
Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик»/30 сек.

Воспитатель (предлагать детям сделать пальчиковую гимнастику):

Дождик песенку поет (сжимаем кулачки),

Только кто ее поймет (пожимаем плечами)?

Не поймем ни я, ни ты (на обеих руках разгибаем указательные),

Но зато поймут цветы (разгибаем средние),

И зеленая трава (разгибаем безымянные),

И весенняя листва (разгибаем мизинцы).

Лучше всех поймет зерно –

Прорастать начнет оно (разгибаем большие).

Действия педагога. Воспитатель произносит слова пальчиковой гимнастики и выполняет гимнастику пальцев соответственно тексту. Действия детей. Дети выполняют гимнастику, настраиваются на выполнение работы. Дети проговаривают с воспитателем слова пальчиковой гимнастики и выполняют необходимые действия.
Работы детей/9 мин. 30 сек.

Самостоятельная деятельность детей.

 

Действия педагога. Воспитатель дает указания, объяснения, пояснения, хвалит. Действия детей. Дети рисуют под музыку Дети рисуют, используя нетрадиционные и традиционные художественные средства.

III этап. Заключительная часть (рефлексия; итог деятельности) – 3 минуты

Рассказ детей о том, чем они занимались на занятии/3 мин.

Воспитатель: Вам понравилось наше занятие? Чем мы сегодня занимались? Какой способ рисования понравился? Какие рисунки вам понравились? Почему? О. д.

Воспитатель: Мне очень понравились все ваши рисунки! Каждый из них замечательный подарок. Видеоблогеры снимут сюжет о них, посмотрев который люди будут помнить, о том, что чтобы планета Земля оставалась такой красивой нужно ее беречь. Пока вы рисовали, планета Земля объявила конкурс рисунков. Получив наши подарки, она обязательно их выставит на своей страничке.

Действия педагога.  Воспитатель хвалит детей с успешно выполненной задачей; снимает экоролик. Действия детей. Дети рассказывают о своих рисунках, отмечают понравившиеся. Дети довели начатое дело до конца, радуются полученному результату; учатся связно рассказывать о своих работах и работах товарищей. После занятия снимают экоролик
         

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.