Фрагмент урока по методике преподавания математики.
Выполнила: Паус Е. НОЛ-118
Фрагмент урока по методике преподавания математики.
УМК «Школа России», М. И. Моро
Класс: 3 (1 ч. ), стр. 35
Тип урока: «Урок формирования умений»
Тема: «Решение составных задач»
Цель: Совершенствовать умение решать составные задачи.
Задачи:
1. Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.
2. Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи.
3. Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.
4. Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ.
5. Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления обратной задачи.
Оборудование: презентация
Задача:
На 2 одинаковые клетки для птиц израсходовали 20 м проволоки. Сколько метров проволоки израсходовали на одну клетку? Сколько метров проволоки пойдет на 5 таких клеток?
1 вид простой задачи: Задачи, раскрывающие смысл деления, деление на равные части.
На 2 одинаковые клетки для птиц израсходовали 20 м проволоки. Сколько метров проволоки израсходовали на одну клетку?
2 вид простой задачи: Задачи, раскрывающие смысл умножения.
На 1 клетку для птиц израсходовали 10 м проволоки. Сколько метров проволоки пойдет на 5 таких клеток?
Ход урока:
Этап урока
| Содержание урока
| Оформление доски/Презентации
| Подготовительный этап (Отработка умения решать простые задачи)
Задачи:
-Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.
| -Давайте вспомним то, что уже изучали. Для этого устно решим следующие задачи:
В одной коробке 6 карандашей. Сколько карандашей в трёх таких
коробках?
-Сколько карандашей в одной коробке? (6)
-Сколько карандашей будет в трех таких коробках? (затрудняются ответить)
-Чтобы узнать, сколько карандашей в трех таких коробках какое действие нужно выполнить? (умножение)
-Верно. Какое выражение у нас получится?
3*6=18(кар. )-всего в трех коробках.
-Мы ответили на вопрос задачи? (да)
-Прочитаем следующую задачу и решим ее:
Мама раздала 12 слив двум детям поровну. Сколько слив получил
каждый ребёнок?
-Кому мама раздала сливы? (детям)
-Сколько их было? (2)
-Сколько слив было изначально? (12)
-А что нужно найти? ( сколько слив получил каждый)
Составим схему:
? сл. ? сл.
1 реб. 2 реб.
12 сл.
-Чтобы узнать сколько слив получил каждый ребенок какое действие мы выполним? (деление)
-Верно. Какое выражение у нас получится?
12: 2=6(сл. )-получит каждый ребенок.
-Что мы напишем в ответе? (6 слив получит каждый ребенок)
-Молодцы!
-Прочитаем внимательно следующую задачу:
На тарелки разложили 8 пирожных по 2 штуки на каждую тарелку.
-Можно ли этот текст назвать задачей? (нет)
-Что нужно сделать, чтобы этот текст стал задачей? (Для того чтобы этот текст стал задачей, необходимо к этому условию добавить вопрос)
-Какой вопрос может быть в этой задаче? (Сколько потребовалось тарелок)
-Составим схему к этой задаче:
-Молодцы! Давайте решим эту задачу.
-Сколько было пирожных? (8)
-По сколько штук мы должны разложить на тарелку? (2)
-А как найти сколько всего тарелок нам потребуется? (Нужно разделить 8 пирожных по 2 штуки)
-Какое выражение получим?
8: 2=4(тар. )-всего тарелок нам потребуется
-Какой будет ответ? (Всего 4 тарелки нам потребуется)
-Верно!
| Схему рисуем на доске.
? сл. ? сл.
1 реб. 2 реб.
12 сл.
Схему рисуем на доске.
| 1. Решение задачи:
· Чтение и осознание текста задачи.
· Выделение структурных компонентов задачи.
Задачи:
-Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи.
| -Ребята, откройте учебник на странице 35 и прочитайте «про себя» задачу под № 3.
-Кто прочитает задачу вслух?
-О чем идет речь в задаче? (О клетках для птиц и проволоке)
-Сколько было клеток для птиц? (2)
-Сколько израсходовали проволоки на 2 одинаковые клетки для птиц? (израсходовали 20 м проволоки)
-Что нам нужно узнать? (Сколько метров проволоки пойдет на 5 таких клеток)
-Что еще нам нужно узнать помимо главного вопроса? (Сколько метров проволоки израсходовали на одну клетку)
-Верно! Для того, чтобы лучше понять ситуацию, происходящую в задаче, нам нужно изобразить ее на схеме.
Как вы думаете, какая схема подойдет к нашей задаче?
20м
1.
? м? м? м ? м? м
1кл. 1кл. 1кл. 1кл. 1кл.
? м
? м
2.
20м 20м 20м 20м 20м
1кл. 1кл. 1кл. 1кл. 1кл.
(Подойдет 1 схема)
-Объясните, почему не подходит вторая схема? ( Потому что во второй схеме показано, что на одну клетку израсходовали 20 м проволоки, что противоречит условию задачи).
-Верно! А теперь попробуйте пересказать задачу по схеме, сохраняя все существенные подробности. (На 2 одинаковые клетки для птиц израсходовали 20 м проволоки. Сколько метров проволоки израсходовали на одну клетку? Сколько метров проволоки пойдет на 5 таких клеток? )
| Схемы на доске.
20м
? м? м? м? м? м
1кл. 1кл. 1кл. 1кл. 1кл.
? м
? м
20м 20м 20м 20м 20м
1кл. 1кл. 1кл. 1кл. 1кл.
| 2. Поиск пути решения задачи. Составление плана решения.
Задачи:
-Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от вопроса к данным; строить умозаключение;
-устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.
| -Можем ли мы сразу же ответить на вопрос задачи? (Мы не можем сразу же ответить на вопрос задачи).
Давайте рассуждать.
- Каков главный вопрос задачи? (Сколько метров проволоки пойдет на 5 таких клеток для птиц)
-Какие два числа нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Всего клеток для птиц, которые нужно сделать и сколько метров проволоки израсходуется на одну такую клетку)
-Какое из этих двух чисел мы уже знаем? (Всего клеток для птиц, которые нужно сделать. Их 5)
А какое число мы пока что не знаем? (Сколько метров проволоки нужно израсходовать на 1 клетку)
-Но что нам известно? (Что на 2 одинаковые клетки для птиц израсходовали 20 м проволоки)
-Какие два числа нам нужны для того, чтобы найти сколько метров проволоки нужно израсходовать на одну клетку для птиц? (Количество одинаковых клеток для птиц- их 2, сколько израсходовали проволоки на них-20 м)
-Найдем это число. Сможем ли мы ответить на главный вопрос? (Да, мы сможем ответить на главный вопрос)
Одновременно строим «Дерево рассуждений»:
Составим план решения задачи:
-Сначала узнаем, сколькометров проволоки нужно израсходовать на одну клетку. Что для этого нужно сделать? (Для этого нужно разделить 20 м проволоки на 2 клетки)
-Когда это число будет известно, найдем сколько метров проволоки нужно израсходовать на 5 клеток. Что для этого нужно сделать? (Нужно умножить 5 клеток для птиц на 10 м проволоки)
| На доске «Дерево рассуждений»
| 3. Записи решения и ответа задачи.
Задачи:
-Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений.
| -Во сколько действий можно решить эту задачу? (В 2 действия)
-Почему? ( Так как в задаче 2 неизвестных)
-Давайте запишем первое действие. Какое оно будет?
Один ученик пишет на доске, поясняя запись, остальные в тетради.
1) 20: 2=10
-10 чего? (Метров)
1) 20: 2=10 (м)- Сколько метров проволоки израсходовали на одну клетку.
-Что мы нашли в первом действии? (Сколько метров проволоки израсходовали на одну клетку. )
-Верно. После скобки поставим тире и запишем пояснение к действию.
-Какое будет второе действие?
2) 5*10=50(м)- количество проволоки, которое пойдет на 5 клеток.
-Чему равно? (50)
-Что мы нашли во втором действии? (всего м проволоки, которое пойдет на 5 клеток).
-Запишем пояснение ко второму действию.
-Мы записали решение по действиям. Как еще можно было записать решение? (Одним выражением)
-Какая тогда будет запись?
Выберите верную:
А) (20: 5)*2 Б) 5*(20: 2)
В) 20: (5*2)
Запишите верное выражение в тетрадь:
5*(20: 2)=50 (м)-Проволоки пойдет на 5 клеток
| На доске выполняется решение учеником.
| 4. Проверка полученного решения. Исследование решения.
Задачи:
-Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления задачи, обратной данной.
| -Прежде чем напишем ответ к задаче, давайте проверим верно ли мы ее решили.
-Составим обратную задачу. Как мы ее получим? (Изменим условие и вопрос).
-Составим новую схему, изменив условие и вопрос:
? м? м? м? м? м
1кл. 1кл. 1кл. 1кл. 1кл.
? м
50 м
-По схеме составьте текст обратной задачи:
«На 5 одинаковых клеток для птиц израсходовали 50 м проволоки. Сколько метров проволоки пойдет на 2 такие клетки?
-Решим данную задачу.
-Что известно из первого предложения задачи? (Что на 5 одинаковых клеток для птиц израсходовали 50 м проволоки)
-Что нам нужно узнать? (Сколько метров проволоки пойдет на 2 такие клетки)
-Мы можем сразу же ответить на этот вопрос? (Нет).
Почему? (Нам неизвестно, сколько метров проволоки нужно израсходовать на 1 клетку)
-Что мы можем найти, зная количество клеток для птиц и количество проволоки, которое на них израсходовали? (Мы найдем, сколько метров проволоки израсходуем на 1 клетку)
-Зная сколько метров проволоки израсходуется на 1 клетку, что мы найдем? (Сколько метров проволоки пойдет на 2 клетки)
-Тогда мы ответим на вопрос задачи? (Да)
Одновременно стоим дерево рассуждений:
Далее по этой схеме самостоятельно составьте план решения и решите задачу:
-Проверьте, так ли вы записали действия:
1) 50: 5=10 (м)-Всего проволоки, которое нужно израсходовать на 1 клетку
2) 2*10=20 (м)- Сколько проволоки нужно израсходовать на 2 клетки
Ответ: 20 м проволоки нужно израсходовать на 2 клетки.
-Посмотрите на первую задачу и на вторую, что мы видим? (Получили 20 м, что соответствует данному первой задачи)
-О чем это говорит? (Что решение и ответ были найдены верно)
-Правильно. Теперь можно записать ответ к исходной задаче:
Ответ: 50 м проволоки пойдет на 5 клеток для птиц.
|
Схема на доске
? м? м? м? м? м
1кл. 1кл. 1 кл. 1кл. 1кл.
? м
50 м
На доске «Дерево рассуждений»
На доске «Дерево рассуждений» с проставленными действиями
На доске записано решение
|
|