Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Фрагмент урока по методике преподавания математики.



 

Выполнила: Паус Е. НОЛ-118

Фрагмент урока по методике преподавания математики.

УМК «Школа России», М. И. Моро

Класс: 3 (1 ч. ), стр. 35

Тип урока: «Урок формирования умений»

 

Тема: «Решение составных задач»

Цель: Совершенствовать умение решать составные задачи.

Задачи:

1. Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.

2. Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи.

3. Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.

4. Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ.

5. Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления обратной задачи.

Оборудование: презентация

Задача:

На 2 одинаковые клетки для птиц израсходовали 20 м проволоки. Сколько метров проволоки израсходовали на одну клетку? Сколько метров проволоки пойдет на 5 таких клеток?

 

1 вид простой задачи: Задачи, раскрывающие смысл деления, деление на равные части.

На 2 одинаковые клетки для птиц израсходовали 20 м проволоки. Сколько метров проволоки израсходовали на одну клетку?

 

2 вид простой задачи: Задачи, раскрывающие смысл умножения.

На 1 клетку для птиц израсходовали 10 м проволоки. Сколько метров проволоки пойдет на 5 таких клеток?

Ход урока:

Этап урока Содержание урока Оформление доски/Презентации
Подготовительный этап (Отработка умения решать простые задачи) Задачи: -Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи. -Давайте вспомним то, что уже изучали. Для этого устно решим следующие задачи: В одной коробке 6 карандашей. Сколько карандашей в трёх таких коробках? -Сколько карандашей в одной коробке? (6) -Сколько карандашей будет в трех таких коробках? (затрудняются ответить) -Чтобы узнать, сколько карандашей в трех таких коробках какое действие нужно выполнить? (умножение) -Верно. Какое выражение у нас получится? 3*6=18(кар. )-всего в трех коробках. -Мы ответили на вопрос задачи? (да)   -Прочитаем следующую задачу и решим ее: Мама раздала 12 слив двум детям поровну. Сколько слив получил каждый ребёнок? -Кому мама раздала сливы? (детям) -Сколько их было? (2) -Сколько слив было изначально? (12) -А что нужно найти? ( сколько слив получил каждый) Составим схему:  
 

 


                                           ? сл.         ? сл.

                                           1 реб.        2 реб.

 

 

                                                                12 сл.

-Чтобы узнать сколько слив получил каждый ребенок какое действие мы выполним? (деление)

-Верно. Какое выражение у нас получится?

12: 2=6(сл. )-получит каждый ребенок.

-Что мы напишем в ответе? (6 слив получит каждый ребенок)

-Молодцы!

 

-Прочитаем внимательно следующую задачу:

На тарелки разложили 8 пирожных по 2 штуки на каждую тарелку.

-Можно ли этот текст назвать задачей? (нет)

-Что нужно сделать, чтобы этот текст стал задачей? (Для того чтобы этот текст стал задачей, необходимо к этому условию добавить вопрос)

-Какой вопрос может быть в этой задаче? (Сколько потребовалось тарелок)

-Составим схему к этой задаче:

                                         
                   

 

 


-Молодцы! Давайте решим эту задачу.

-Сколько было пирожных? (8)

-По сколько штук мы должны разложить на тарелку? (2)

-А как найти сколько всего тарелок нам потребуется? (Нужно разделить 8 пирожных по 2 штуки)

-Какое выражение получим?

8: 2=4(тар. )-всего тарелок нам потребуется

-Какой будет ответ? (Всего 4 тарелки нам потребуется)

-Верно!

Схему рисуем на доске.       ? сл.    ? сл.
 


1 реб.      2 реб.

 

 

             12 сл.

 

Схему рисуем на доске.

1. Решение задачи: · Чтение и осознание текста задачи. · Выделение структурных компонентов задачи. Задачи: -Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи. -Ребята, откройте учебник на странице 35 и прочитайте «про себя» задачу под № 3. -Кто прочитает задачу вслух? -О чем идет речь в задаче? (О клетках для птиц и проволоке) -Сколько было клеток для птиц? (2) -Сколько израсходовали проволоки на 2 одинаковые клетки для птиц? (израсходовали 20 м проволоки) -Что нам нужно узнать? (Сколько метров проволоки пойдет на 5 таких клеток) -Что еще нам нужно узнать помимо главного вопроса? (Сколько метров проволоки израсходовали на одну клетку) -Верно! Для того, чтобы лучше понять ситуацию, происходящую в задаче, нам нужно изобразить ее на схеме. Как вы думаете, какая схема подойдет к нашей задаче?              20м 1.      ? м? м? м ? м? м      1кл. 1кл. 1кл. 1кл. 1кл.                             ? м                                  ? м 2.            20м 20м 20м 20м 20м                                 1кл. 1кл. 1кл. 1кл. 1кл. (Подойдет 1 схема) -Объясните, почему не подходит вторая схема? ( Потому что во второй схеме показано, что на одну клетку израсходовали 20 м проволоки, что противоречит условию задачи). -Верно! А теперь попробуйте пересказать задачу по схеме, сохраняя все существенные подробности. (На 2 одинаковые клетки для птиц израсходовали 20 м проволоки. Сколько метров проволоки израсходовали на одну клетку? Сколько метров проволоки пойдет на 5 таких клеток? ) Схемы на доске.     20м   ? м? м? м? м? м
 


1кл. 1кл. 1кл. 1кл. 1кл.

 

                   ? м

               ? м

 

20м 20м 20м 20м 20м

 

1кл. 1кл. 1кл. 1кл. 1кл.

2. Поиск пути решения задачи. Составление плана решения. Задачи: -Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от вопроса к данным; строить умозаключение;     -устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку. -Можем ли мы сразу же ответить на вопрос задачи? (Мы не можем сразу же ответить на вопрос задачи). Давайте рассуждать. - Каков главный вопрос задачи? (Сколько метров проволоки пойдет на 5 таких клеток для птиц) -Какие два числа нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Всего клеток для птиц, которые нужно сделать и сколько метров проволоки израсходуется на одну такую клетку) -Какое из этих двух чисел мы уже знаем? (Всего клеток для птиц, которые нужно сделать. Их 5) А какое число мы пока что не знаем? (Сколько метров проволоки нужно израсходовать на 1 клетку) -Но что нам известно? (Что на 2 одинаковые клетки для птиц израсходовали 20 м проволоки) -Какие два числа нам нужны для того, чтобы найти сколько метров проволоки нужно израсходовать на одну клетку для птиц? (Количество одинаковых клеток для птиц- их 2, сколько израсходовали проволоки на них-20 м) -Найдем это число. Сможем ли мы ответить на главный вопрос? (Да, мы сможем ответить на главный вопрос) Одновременно строим «Дерево рассуждений»:   Составим план решения задачи: -Сначала узнаем, сколькометров проволоки нужно израсходовать на одну клетку. Что для этого нужно сделать? (Для этого нужно разделить 20 м проволоки на 2 клетки) -Когда это число будет известно, найдем сколько метров проволоки нужно израсходовать на 5 клеток. Что для этого нужно сделать? (Нужно умножить 5 клеток для птиц на 10 м проволоки) На доске «Дерево рассуждений»
3. Записи решения и ответа задачи. Задачи: -Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений. -Во сколько действий можно решить эту задачу? (В 2 действия) -Почему? ( Так как в задаче 2 неизвестных) -Давайте запишем первое действие. Какое оно будет? Один ученик пишет на доске, поясняя запись, остальные в тетради. 1) 20: 2=10 -10 чего? (Метров) 1) 20: 2=10 (м)- Сколько метров проволоки израсходовали на одну клетку. -Что мы нашли в первом действии? (Сколько метров проволоки израсходовали на одну клетку. ) -Верно. После скобки поставим тире и запишем пояснение к действию. -Какое будет второе действие? 2) 5*10=50(м)- количество проволоки, которое пойдет на 5 клеток. -Чему равно? (50)   -Что мы нашли во втором действии? (всего м проволоки, которое пойдет на 5 клеток). -Запишем пояснение ко второму действию. -Мы записали решение по действиям. Как еще можно было записать решение? (Одним выражением) -Какая тогда будет запись? Выберите верную: А) (20: 5)*2 Б) 5*(20: 2) В) 20: (5*2) Запишите верное выражение в тетрадь: 5*(20: 2)=50 (м)-Проволоки пойдет на 5 клеток На доске выполняется решение учеником.
4. Проверка полученного решения. Исследование решения. Задачи: -Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления задачи, обратной данной. -Прежде чем напишем ответ к задаче, давайте проверим верно ли мы ее решили. -Составим обратную задачу. Как мы ее получим? (Изменим условие и вопрос). -Составим новую схему, изменив условие и вопрос:   ? м? м? м? м? м
     
 


1кл. 1кл. 1кл. 1кл. 1кл.

         

    ? м

 

                 50 м

 

-По схеме составьте текст обратной задачи:

«На 5 одинаковых клеток для птиц израсходовали 50 м проволоки. Сколько метров проволоки пойдет на 2 такие клетки?

-Решим данную задачу.

-Что известно из первого предложения задачи? (Что на 5 одинаковых клеток для птиц израсходовали 50 м проволоки)

-Что нам нужно узнать? (Сколько метров проволоки пойдет на 2 такие клетки)

-Мы можем сразу же ответить на этот вопрос? (Нет).

Почему? (Нам неизвестно, сколько метров проволоки нужно израсходовать на 1 клетку)

-Что мы можем найти, зная количество клеток для птиц  и количество проволоки, которое на них израсходовали? (Мы найдем, сколько метров проволоки израсходуем на 1 клетку)

-Зная сколько метров проволоки израсходуется на 1 клетку, что мы найдем? (Сколько метров проволоки пойдет на 2 клетки)

-Тогда мы ответим на вопрос задачи? (Да)

Одновременно стоим дерево рассуждений:

Далее по этой схеме самостоятельно составьте план решения и решите задачу:

-Проверьте, так ли вы записали действия:

1) 50: 5=10 (м)-Всего проволоки, которое нужно израсходовать на 1 клетку

2) 2*10=20 (м)- Сколько проволоки нужно израсходовать на 2 клетки

Ответ: 20 м проволоки нужно израсходовать на 2 клетки.

-Посмотрите на первую задачу и на вторую, что мы видим? (Получили 20 м, что соответствует данному первой задачи)

-О чем это говорит? (Что решение и ответ были найдены верно)

-Правильно. Теперь можно записать ответ к исходной задаче:

Ответ: 50 м проволоки пойдет на 5 клеток для птиц.

    Схема на доске     ? м? м? м? м? м
     
 
 


1кл. 1кл. 1 кл. 1кл. 1кл.

 

 ? м

 

             50 м

 

На доске «Дерево рассуждений»

 

 

На доске «Дерево рассуждений» с проставленными действиями

 

 

 

На доске записано решение

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.